О детях с особыми потребностями в развитии

Рекомендации для родителей детей от 3-х до 5-ти лет

Хорошо, когда ребята ходят на занятия к педагогам – учатся и развиваются. Там они узнают что-то новое, пробуют свои силы, чувствуя поддержку педагога. Однако, на таких занятиях ребята не могут получить полноценный опыт, закрепить знания и развить в должной степени полученные умения. Именно поэтому им необходимы домашние занятия с родителями: с теми, кто намного больше заинтересован в развитии ребенка, в закреплении у него определенных знаний, умений и навыков.

Для того, чтобы вам – родителям – было проще и вы не тратили драгоценное время на поиски, а провели его больше  с ребенком, мы подготовили для вас упражнения и игры.

Сейчас на улице прекрасная яркая пора – осень! В это время года собирают большой урожай овощей и достаточно легко найти разнообразный наглядный материал, что благоприятнее скажется на развитии ребенка. И именно поэтому, сегодня мы предлагаем вам игры на тему «Овощи».

Задание 1.

  • рассмотреть дома с ребенком натуральные овощи: картофель, огурец, морковь, капусту, помидор, репку, лук, свеклу.
  • напомнить, что все это можно назвать одним словом «овощи»;
  • разглядеть следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус;
  • по возможности рассказать и показать ребенку, где и как растут овощи, что из них готовят (суп, салат, винегрет…);
  • совместно с ребенком приготовить любое блюдо из овощей.

 

Задание 2.

Рассмотреть картинки с изображением овощей.

Задание 3.

Поиграйте с ребенком в дидактические игры:

  • «Покажи и назови» 

(предложите ребенку назвать овощи, которые есть дома).

  • «Определи по вкусу»

(угостите ребенка овощами и спросите, что ты съел?).

  • «Разложи по величине (большой, средний, маленький)»

(предложите ребенку разложить овощи в возрастающем или убывающем порядке).

  • «Назови цвет»,

Помидор (какой?) – красный, огурец (какой?) – зеленый…

  • «Назови форму»

Помидор (какой?) – круглый, морковь (какая?) – треугольная…

  • «Сложи картинку» (разрезную из 2-3 частей; из 4 кубиков).
  • «Чудесный мешочек» 

(предложите ребенку определить овощи на ощупь с закрытыми глазами).

 

Задание 4.

Поиграйте с ребенком в игру «Доскажи словечко» (помогите ребенку отгадать загадки, по возможности выучите одну): Пышный хвост схватил я ловко.

Потянул – и вот … (морковка) морковка

 

Ох, в земле засела крепко

Наша сказочная … (репка)репка

 

Весь в пупырышках малец –

Изумрудный … (огурец)огурец1

 

Прекращайте все раздоры!

Сок томатный дают … (помидоры) Помидор1

 

Юбки свои накрахмалив до хруста,

Гордо расселась на грядке … (капуста)Капуста1

 

  • Почитайте ребенку: сказка «Репка», «Мужик и медведь». Стихи и произведения про овощи.
  • Пальчиковые игры: «Капуста».

 

Мы капусту рубим-рубим,         (Движения прямыми ладонями вверх-вниз),

Мы капусту трём-трём,               (Потирать кулачок о кулачок), 

Мы капусту солим-солим,         (Поочерёдное поглаживание подушечек пальцев)

Мы капустку жмём-жмём.         (Сжимать и разжимать кулачки)..

«Овощи» 

Хозяйка однажды с базара пришла, Помидор2

(Ребенок «шагает» пальчиками по столу).

Хозяйка с базара домой принесла: Картошку,

(Ребенок загибает по одному пальчику)

Капусту, Морковку, Горох. Петрушку и свеклу.

(на обеих руках на каждую строчку  начиная с большого). 

Ох.

(Ребенок поднимает руки над головой  и хлопает в ладоши)

 

АВА-терапия.

4 апреля в Нижнем Новгороде прошел семинар «Аутизм: вчера, сегодня, завтра» по инициативе фонда «Обнаженные сердца». На встрече поднимался вопрос – что такое аутизм, в чем сложность диагностирования детей с РАС (расстройства аутистического спектра) и выделение их из общего числа детей с расстройством поведения. К слову, статистика показывает значительный прирост в выявлении детей с РАС — по последним данным исследований в США – ребенок с РАС составляет соотношение с другими детьми 1:68, а в Китае – 1:38. Но на главный вопрос – почему такое большое число детишек рождается с нарушениями в развитии, до сих пор ответа так и нет. Также остается открытым вопрос – как помочь этим деткам научиться взаимодействовать с этим большим и непонятным миром.

Общаясь с таким ребенком, создается впечатление, что ему никто не нужен, хотя такие малыши очень нуждаются в общении, просто они не знают, как это делать. Задача родителей и специалистов помочь такому ребенку научиться устанавливать контакт с окружающим миром.

Одним из  наиболее известных подходов в коррекции аутизма, на сегодняшний день, считается АВА-терапия (прикладной анализ поведения), хотя немало и противников у данного подхода.

В АВА-подходе все сложные навыки для детей с РАС разбивают на отдельные небольшие шаги-действия. Сначала разучивают каждое действие в отдельности и максимально просто, а в дальнейшем их соединяют в последовательную серию, формируя одно сложное действие. Например, изучая цвета, сначала учат ребенка находить только красный цвет, и, только после усвоения и многократного осознанного выбора ребенком красного цвета, добавляют к изучению еще один цвет.

Взрослый, во время процесса разучивания действий, дает ребенку с РАС задание. Если самостоятельно справиться малыш с ним не может, обучающий дает ему подсказку, а потом за правильные ответы вознаграждает ребенка, при этом неправильные ответы игнорируются. На этом основана АВА-терапия.

Важно проводить занятия с ребенком от 20 до 40 часов (в идеале, но не менее 10 часов), в неделю. Важно заниматься ежедневно, повторяя и закрепляя приобретенный навык, сначала в привычной для ребенка обстановке (дома, на индивидуальных занятиях со специалистом), затем отработанный навык практикуют и в других местах (на улице, в магазине, в гостях).

Главная цель – не только научить ребенка читать, писать или распознавать цвета, а помочь ему адаптироваться в социуме и реализовать свое базовые потребности – потребность в безопасности, в понимании и принятии, в уважении и общении.

И чтобы этого достичь, необходимо соблюдать правило: занятия должны приносить ребенку радость, чтобы развивать его интерес и поддерживать мотивацию к развитию.

Автор: Мартынова О.Е.

Заведующая реабилитационным отделением

для несовершеннолетних с ограниченными возможностями

«Ладошки»

Учим малыша говорить!

Первый слог, первое произнесенное слово, первое самостоятельное предложение. Успехи ребенка, который знакомится с родной речью и обучается правильно говорить, вызывают гордость за него. Но если процесс обучения речи не дается, ребенок молчит, когда его сверстники уже вовсю радуют  своих мам, пап словарным запасом. Как «разговорить» ребенка, дать импульс к дальнейшему развитию активной речи правильно и без помощи логопеда?

Для того чтобы  речь служила средством общения, необходимо  создать необходимые условия,  побуждающие ребенка осознанно обращаться к слову. Такие условия возникают в процессе самого общения с взрослым.  При правильно организованной деятельности речь ребенка может стать основным средством общения. Естественно, у детей с особенностями существуют трудности, которые должны учитываться в процессе формирования речи и которые можно преодолеть совместными усилиями родителей и ребенка.

В настоящее время существует широкий выбор пособий для логопедических занятий с дошкольниками, но мы хотим предложить вашему вниманию простые в исполнении логопедические игры-упражнения, направленные на дальнейшее развитие речи.

Упражнения проводятся в игровой форме.

«Определи предмет на слух»

Цель: Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков музыкальных инструментов, голосов животных.

Перед ребенком выкладывают картинки с изображением музыкальных инструментов (животных), например: бубен, колокольчик, дудочка. Отвернувшись от ребенка, ведущий игру просит ребенка угадать, какой инструмент прозвучал, и показать соответствующую картинку.

«Повтори услышанное»

Цель: Развивать слуховое внимание.

Испытуемый должен повторить слоги, которые ведущий произносит, например: па-ба, та-ва, ба-ма.

«Найди верную картинку»

Цель: Развивать речевой слух – умение правильно воспринимать и дифференцировать слова.

Перед ребенком выкладывается несколько картинок, на которых изображенные предметы сходные по звучанию, после чего попросить ребенка прослушать эти слова и показать нужную картинку, например: дочка-точка, мышка-мишка.

«Чье перо улетит дальше»

Цель: Развивать речевое дыхание, увеличить объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

На ладонь ребенка положить перо и попросить сдуть его.

«Надувайся пузырь»

Цель: Развивать речевое дыхание, выработку регулирования выдоха.

Дуть мыльные пузыри с ребенком поочередно.

«Бумажный корабль»

Цель: Развивать речевое дыхание.

Наполнить таз водой, опустить кораблик. Предлагается 2 варианта сдвинуть кораблик с места.

-Произносить долгий звук «ф»;

-Произносить прерывистый звук «п» на одном вздохе.

«Кто как кричит»

Цель: Формировать  правильное произношение звуков животных.

Прочтение книги сопровождается показом животных и голосами животных. Необходимо добиваться того, чтобы ребенок повторял.

Представленные  упражнения отобраны по уровню эффективности: выбраны самые интересные игры-упражнения дающие отличные результаты. Помимо эффективности игры просты и удобны в проведении, понятно и подробно расписаны, ход упражнений запоминается быстро.

Этапы работы вытекают один из другого, но возможно и выборочное использование отдельных упражнений с учетом уровня развития конкретного ребенка.

Искренне надеемся, что эти упражнения будут Вам полезны.

Эпилепсия: как с ней дружить и жить. Статья для родителей.

Во всем мире 26 марта проводится Всемирный день больных эпилепсией, так называемый Фиолетовый день. В этот день проходят круглые столы, посвященные борьбе с этим заболеванием, распространение информации и буклетов об эпилепсии, проводятся концерты и различные мероприятия для людей с эпилепсией.

Знаете ли вы, что….

…. у более 40 млн. человек в мире есть эпилепсия.

…эпилепсия включает много видов припадков.

…люди с эпилепсией точно такие же, как любые другие люди, несмотря на то, что с ними иногда случаются эпилептические припадки.

…причинами эпилепсии могут быть различные заболевания, влияющие на функции мозга.

…эпилепсия не заразна.

…эпилепсия может поразить кого угодно.

…эпилепсией люди страдают с очень давних времен.

…эпилептические припадки бывают у писателей, художников и государственных деятелей.

…эпилепсия не является психическим заболеванием.

…эпилепсия не влияет на умственные способности (если не сочетается с  нарушениями развития или заболеваниями нервной системы).

…эпилепсия в настоящее время успешно лечится.

…эпилепсия не лечится специальной диетой.

Что же такое эпилепсия?

Эпилепсия – это склонность к повторяющимся, неспровоцированным эпилептическим припадкам.

Эпилептические припадки и судороги могут появиться  у детей из-за черепно — мозговых травм, инфекций, повреждающих мозг (менингит, арахноидит),  нарушений мозгового кровообращения, нарушений обмена веществ, опухоли мозга, наследственных заболеваний нервной системы. Но у многих людей невозможно установить точную причину появления эпилепсии, несмотря на всевозможные исследования.

Эпилепсия встречается во всех возрастных группах. Самый большой риск развития эпилепсии – в течение первого года жизни и после 65 –летнего возраста.

Эпилептический припадок – это следствие внезапных, сильных или кратковременных патологических импульсов между нервными клетками мозга. Они очень различны – от маленьких и еле заметных до сложных и длительных. Например, в начале припадка у ребенка наблюдаются бесцельные неконтролируемые повторяющиеся движения, или ребенок застывает, теряет сознание и зачастую падает, и затем начинают судорожно подергиваться мускулы тела. Как правило, ребенок после припадка не помнит о нем, сознание у него спутанное и ему необходим отдых или непродолжительный сон.

Припадки у детей, больных эпилепсией могут быть вызваны:

  • тем, что ребенок забыл принять лекарство,
  • недостаточным сном,
  • явно выраженной усталостью,
  • физическим и психическим стрессом,
  • высокой температурой,
  • неподходящими лекарствами,
  • слишком быстрым изменением дозы или самовольным прекращением приема лекарств,
  • менструацией или овуляцией,
  • алкоголем,
  • низким содержанием сахара в крови,
  • строгой диетой,
  • сильными световыми эффектами (яркий солнечный свет, экран компьютера, телевизор, мигающий свет ит.д.).

Первая помощь:

Во время сильного припадка вы можете помочь ребенку облегчить состояние и оказать, если надо первую помощь следующим образом:

  • уберите острые, жесткие или горячие предметы, от которых может получить повреждения ребенок в припадке;
  • расстегните одежду и снимите стягивающие вещи с ребенка, затрудняющие дыхание;
  • подложите под голову что-нибудь мягкое и плоское;
  • если рот открыт, то можно положить между зубами платок, чтобы во время припадка ребенок не прикусил себе язык, но сами не пытайтесь открыть ему рот.
  • не удерживайте человека. Пусть судороги сами утихнут, и не пытайтесь препятствовать им (мышцы сокращаются непроизвольно и сильным нажимом можете вывернуть руку или ногу);
  • не делайте искусственного дыхания. Задержки дыхания до одной минуты часто являются частью припадка, и когда фаза судорог проходит, дыхание само восстанавливается;

После припадка (если ребенок без сознания) переверните ребенка набок так, чтобы могли вытекать слюна и мокрота. Дайте ребенку поспать или отдохнуть.

Дети с эпилепсией могут посещать образовательные учреждения: детские сады и школы. Могут обучаться по обычным образовательным программам и активно участвовать в  жизни общества.

Ребенок с особыми потребностями в развитии.

Практическая статья для родителей и специалистов.

«Учимся вместе»

Практически шаги в обучении детей простейшим бытовым навыкам.

Так много названий, диагнозов, симптомов и синдромов, обуславливающих тяжелые нарушения в развитии психических и физических процессов у детей, и так мало объяснений для родителей о том, как можно помочь своему ребенку расти и развиваться. Ведь помогают детям в основном родители, которые ежедневно общаются с ними, направляют, учат и помогают справляться с повседневными трудностями.

Для ребенка с особенностями даже простые вещи вокруг могут стать  учебными предметами, которые условно можно разделить на три области: физический опыт (ребенок  познает свое тело), предметный мир (ребенок познает предметы своего окружения), и социальный мир (ребенок познает окружающих).

Но, все-таки часто для родителей важнее обеспечить быт и каждодневное пребывание с ребенком в более комфортное времяпрепровождение, которое приносило бы радость от того что у твоего ребенка начинает что-то получаться.

Поэтому в первую очередь детей с ограниченными возможностями специально нужно учить тем навыкам и умениям, которые для них доступны  которые могут повторяться каждый день, составляя так называемые рутины (одеваться/раздеваться, умываться, принимать пищу, снимать/надевать обувь, убирать игрушки, вытирать со стола, посещать туалет, мыть и вытирать руки).

Например, для того чтобы сформировать умение самостоятельно одеваться/раздеваться ребенку нужно – шкафчик с полками для одежды и обуви, удобные и подобранные по высоте стулья, наличие одежды, иногда карточки с изображением одежды. Для формирования умения умываться и ухаживать за собой – набор личных принадлежностей (зубная щетка, полотенце, расческа, носовой платок), зеркало по росту ребенка. Для навыка пользования туалетом — перестать пользоваться памперсами, после 4-5 летнего возраста обучать пользоваться унитазом с разными сидениями, туалетной бумагой.

Родителям важно учить ребенка правильно двигаться, правильно держать и использовать предметы. Сначала такие навыки отрабатываются совместно со взрослым, например, ребенка учат держать ложку «рука в руке» с взрослым, с максимальным привлечением внимания к происходящему: взрослый физически помогает осуществить действие, направляет движения ребенка и координирует их.

При обучении ребенка самостоятельно есть ложкой, взрослый своей рукой обхватывает руку ребенка и организует правильное движение. Обучение любому навыку проводится в медленном темпе, с паузами, повторяя много раз одно и тоже.

Следуя следующему примеру можно любой навык  разделить на несколько шагов и постепенно обучать ребенка начиная от простого к сложному (от нанизывания колец крупной пирамидки на деревянную палочку и до нанизывания бусин на проволоку).

Пример.

Надевание свитера или футболки можно разделить на следующие шаги, которые могут занять у вашего ребенка от одного дня:

  1. натягивает на себя футболку, после того как вы надели ее  на голову;
  2. просовывает голову в вырез футболки, вы продеваете его руки в рукава, затем он натягивает футболку до талии;
  3. просовывает голову в вырез и продевает одну руку в рукав;
  4. надевает футболку, после того как вы ее подаете ему;
  5. берет футболку и надевает ее самостоятельно.

Во время обучения любым навыкам не следует  забывать о том, что мы учим ребенка самостоятельности и поэтому помощь взрослого должна постепенно уменьшаться. А навыки автоматизироваться, оставляя больше времени и сил мозга на обучение ребенка предметной деятельности (вкладыши, нанизывание, разные пирамидки, классификация, конструирование, вырезание и т.д.). На обучение его речи и коммуникации, на понимание окружающей действительности, на знакомство с социальным миром (магазин, театр, общественный транспорт, детский сад).

Особенному ребенку мы постоянно должны помогать, показывать что-то новое, покоряя вместе с ним окружающий мир, поощряя его за успех, подталкивая его к тому, что мир полон интересных вещей, которые дадут ребенку позитивную установку на окружающий мир.

 

В статье использованы материалы Центра лечебной педагогики г. Москва и БелАПДИиМИ г. Минска

Отделение реабилитации

несовершеннолетних

с ограниченными возможностями

Люди, как и все другие.

Очень часто мы не обращаем  внимание на то, как обращаемся к людям, не похожих на нас, и особенно  к людям, имеющими особенности в развитии. Предлагаем вам небольшие правила обращения к людям с особенностями в развитии или имеющих ограничения в развитии. Эти понятия признаны в Конвенции по правам ребенка и во Всемирной Организацией Здравоохранения.

В разговоре об инвалидности наиболее приемлемыми считаются выражения «человек с ограниченными возможностями»«человек с инвалидностью», а не «инвалид», потому что «сначала человек, а затем его свойства».

Международное движение за права людей с инвалидностью считает наиболее правильным следующее понятие инвалидности: «Инвалидность – препятствия или ограничения деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными и психическими отклонениями, вызванные существующими в обществе условиями, при которых люди исключаются из активной жизни». Таким образом, инвалидность – одна из форм социального неравенства.

Инвалидность – социальное, а не медицинское понятие. А в контексте социальной модели инвалидности логично и вполне уместно использовать соответствующую терминологию.

Рекомендуем, когда вы говорите или пишете о людях с инвалидностью:

Используйте слова и понятия, не создающие стереотипы

 

Избегайте слова и понятия, создающие стереотипы

Инвалид: человек, имеющий инвалидность; люди имеющие инвалидность; человек с инвалидностью, человек с ограниченными возможностями; человек с ограниченными функциями Больной, калека. Искалеченный, деформированный, имеющий дефект чего-либо, дефективный, неполноценный
Не инвалид – обычный, типичный человек Нормальный, здоровый (при сравнении с инвалидом)
Человек, использующий инвалидную коляску, человек, передвигающийся на инвалидной коляске Прикованный к инвалидной коляске
Врожденная инвалидность, инвалид с детства Врожденный дефект, несчастье
Имеет ДЦП (или другое) Страдает ДЦП (или чем-либо другим)
Перенес полиомиелит, имеет инвалидность в результате полиомиелита; человек который перенес болезнь, стал инвалидом в результате (чего-либо). Страдает от полиомиелита, от последствий полиомиелита, жертва полиомиелита
Человек с умственными или интеллектуальными ограничениями, ребенок с проблемами или трудностями в обучении, человек с комбинированными или множественными ограничениями. Умственно отсталый, отсталый, умственно больной, умственно неполноценный, олигофрен, дебил, имбицил, идиот.
Ребенок с аутизмом, ребенок с аутистическими чертами, ребенок с расстройствами аутистического спектра, ребенок с особенностями в развитии. Аутист, аутята, отсталый, ненормальный.
Ребенок с задержкой в развитии, медленно обучаемый ребенок, человек с задержкой в развитии «тормоз», слабоумный
Человек с синдромом Дауна, ребенок (дети) с синдромом Дауна Даун, «монголоид», даунята,Человек с болезнью Дауна( это не болезнь!)
Человек с эпилепсией, человек с судорожным синдромом Эпилептик, припадочный, судорожный
Человек (люди) с психиатрическими проблемами, человек (люди) с эмоциональными проблемами, человек с психическим заболеванием. Сумасшедший, псих, душевнобольной
Незрячий, невидящий человек, слабовидящий человек, человек с нарушениями зрения Слепой, совершенно слепой, «слепой, как крот» (никогда)
Не слышащий человек, слабослышащий человек, человек с нарушением слуха Глухой, «глухой, как пень» (никогда), тугоухий, глухонемой
Человек с трудностями в общении, человек, имеющий инвалидность с затруднениями речи, человек с речевыми проблемами, человек с заиканием Немой, заика
Человек с нарушением роста карлик

 

И, наконец…

Не смущайтесь столь обширному списку того, что правильно, а что неправильно. Если сомневаетесь, рассчитывайте на свой здравый смысл и способность к сочувствию. Будьте спокойны и доброжелательны. Если не знаете, что делать, спросите об этом своего собеседника. Не бойтесь задеть его этим: ведь вы показываете, что искренне заинтересованы в общении. Если Вы стремитесь быть понятным – вас поймут. Не бойтесь шутить. Шутка, тактичная и уместная, только поможет наладить общение и разрядить обстановку.

Относитесь к другому человеку, как к самому себе и точно так же его уважайте – тогда вы никого не обидите.

 Все люди разные и все же похожие.

Отличаться от других – это нормально, ведь каждый уникален и неповторим.

Одинаковы же люди в своих потребностях и правах.

Люди с умственными ограничениями – такие же люди, как и все другие: и похожие, и разные.

Ребенок с умственными ограничениями развивается, но медленнее.

Он мыслит, хотя и проще. Он учится, хотя не так легко.

Всю жизнь эти дети будут нуждаться в помощи. Но они будут радоваться, любить других людей, охотно жить.

Это такие же дети, как и другие.

У людей с умственными ограничениями такие же основные потребности, как у других.

Как и все другие, люди с умственными ограничениями находят защищенность в своей семье, поэтому важно, чтобы семья могла жить, не испытывая чувства вины, без ущемления, без страха, с общественным признанием, с уверенностью в том, что об их ребенке с умственными ограничениями будут заботиться до старости.

Как и все другие, дети с умственными ограничениями хотят развиваться, ходить в детский сад и школу, играть с другими и учиться.

Детям нужны дети!

Как и все другие, люди с умственными ограничениями имеют право на собственное жилище, личное жизненное пространство, которое можно устроить самим. Покинуть родительский дом возможно, чтобы стать взрослым человеком. Как хотят жить люди с умственными ограничениями, зависит от их склонностей и способностей.

Как и все другие,  люди с умственными ограничениями хотят ходить на работу. Они имеют право на включение в мир труда, на гуманное рабочее место, на справедливую оплату труда, на участие в управлении, на независимое проживание.

Как и все другие,  люди с умственными ограничениями развиваются как мужчины и женщины. Они имеют право на сексуальность и партнерство.

Как и все другие,  люди с умственными ограничениями хотят найти друзей, проводить досуг, творить, получать внешкольное образование, искать веру и верить.

Как и все другие,  люди с умственными ограничениями желают состариться в достоинстве.

ЛЮДИ с умственными ограничениями такие же ЛЮДИ, как и все другие.

Значение сенсорной интеграции в развитии детей с особенностями в развитии.

Сенсорная интеграция предполагает обогащение чувственного опыта ребенка через работу всех анализаторов, так-как организация сенсорных импульсов, делает возможным их дальнейшую обработку и «осмысление». Это «осмысление» может находить выражение  в формировании схемы тела или перцепции пространства, адаптивном ответе, обучении и развитии каких-либо нервных функций. Благодаря сенсорной интеграции многие части нервной системы могут работать слаженно , благодаря чему ребенок способен эффективно взаимодействовать с окружающей средой  и испытывать удовольствие  от такого взаимодействия.

Обеспечение сенсорной интеграции

Многие проблемы обучения и поведения детей с тяжелыми нарушениями психического развития являются результатом искажения процесса восприятия сенсорной информации. Для них характерна неспособность интегрировать сенсорную информацию, поступающую от различных органов чувств, для того чтобы получить точную картину реального окружения. И первый шаг по оказанию помощи детям с нарушениями в развитии – сенсомоторное развитие ребенка. Но в этом случае стоит учитывать особенности детей, такие как: отставание по срокам формирования, , узость объема и общая пассивность восприятия, недифференцированность, замедленность процесса переработки поступающей информации. Поэтому ребенок с нарушением сенсорной интеграции имеют моноканальный характер восприятия: они вычленяют из широкого спектра сенсорных сигналов отдельные, аффективно значимые для них раздражители (цвет, форму, звуки, запахи и пр.), поэтому окружающий мир выступает для них как хаотичный и раздробленный.

Дисфункция сенсорной интеграции вызвана двумя основными причинами:

1. ребенок получает слишком много чувственной информации, его мозг перегружен

2. ребенок не получает достаточного количества чувственной информации, он начинает ее «жаждать».

В первом случае свойственна повышенная чувствительность к сенсорным стимулам, проявляющаяся как непереносимость ярких цветов, бытовых шумов, неприятие зрительного, тактильного контактов, боязнь запахов, высоты и т.д. Чтобы избежать неприятных  впечатлений, ребенок выстраивает систему пассивных или активных защит от внешнего вмешательства и формирует отрицательную избирательность к сенсорным стимулам – в центре его внимания то, что он не любит, боится. Во втором случае имеет место снижение чувствительности к сенсорным раздражителям. У ребенка наблюдается особая захваченность отдельными стимулирующими впечатлениями, связанными с рассматриванием, соприкосновением и т.д. Это могут быть однообразные манипуляции с предметами, взмахи рук, кручение с целью воспроизведения одного и того же приятного впечатления.

Основой диагностики дисфункции сенсорной интеграции является наблюдение за поведением ребенка.

Обычно дисфункция сенсорной интеграции проявляется в дефицитарности нескольких сенсорных систем, поскольку они взаимосвязаны, и нарушения одной приводят к проблемам в развитии других. Причем каждая сенсорная система может быть поражена различно.

При выполнении упражнений важно, чтобы было как можно меньше принуждения. Ребенок не должен испытывать даже кратковременного стресса, поэтому лучше начинать с таких воздействий, которые он хорошо переносит, постепенно переходя к менее приятным для него.

Способность к сенсорной интеграции позволяет ребенку синтезировать целостную картину окружающего мира и адекватно взаимодействовать с ним.

Сенсорное восприятие и развитие  составляет основу умственного развития ребенка. От того, сколько может воспринять объекты, предметы и явления окружающего мира, оперировать этими знаниями, зависит его вхождение  в этот мир.

Отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями.

Обычные «необычные дети».

Аутизмом, или нарушением аутистического спектра (НАС), называется целая группа нарушений в развитии, затрагивающие все области развития ребенка. Аутизм может затруднять жизнь в обществе, в частности общение с другими людьми: для кого-то это будут только небольшие сложности, другим же понадобиться серьезная и длительная программа помощи.

Сложности людей с аутизмом могут проявляться в разной степени в трех основных областях – это нарушение социального взаимодействия, вербальной и невербальной коммуникации и повторяющиеся, стереотипные образцы поведения (ограниченный круг интересов и форм поведения). Кроме того, часто нарушения аутистического спектра сопровождаются трудностями в обучении различной степени выраженности.

Раньше бытовало заблуждение, что дети и взрослые с аутизмом никогда не смотрят в глаза другим людям. Сейчас это не относят к обязательным симптомам, однако многие люди с аутизмом могут избегать  взгляда глаза в глаза.

Люди с аутизмом по-другому реагируют на происходящее, учатся и концентрируют внимание. Проявляются эти особенности в очень раннем детстве и остаются с человеком на всю жизнь.

Например, ребенок с аутизмом может:

  • Не умеет играть «понарошку» (с элементами сюжетной или ролевой игры);
  • Не использовать указательный жест, чтобы показать свой интерес к чему-либо ( а когда хотят получить что-то, тянут руку другого человека к этому предмету, вместо того, чтобы указывать пальцем);
  • Не смотреть на то, что показывает им другой человек;
  • Не проявлять особого интереса к сверстникам и их занятиям;
  • Предпочитать играть в одиночку;
  • Не обращать внимание на обращенную к нему речь людей, но при этом чутко реагировать на другие звуки
  • Интересоваться людьми, но не знать ,как с ними играть, говорить и взаимодействовать
  • Увлекаться повторяющимися , стереотипными играми (раскручивание, разглядывание предметов, рассматривание пальцев и пр.)
  • Повторять услышанные слова или фразы вместо того, чтобы пользоваться речью для общения;
  • Иметь трудности при выражении своих потребностей с помощью слов, жестов или действий;
  • С трудом адаптироваться к изменениям в ежедневных рутинных делах(распорядок дня, маршрут движения, смена активности и т.д.)
  • Необычно реагировать на новые вкусы, запахи, звуки или ощущения.

Кроме этого часто у детей отмечается повышенная чувствительность к сенсорным стимулам (тактильным, слуховым и зрительным), наблюдается повышенная тревожность, нарушения сна и аппетита, желудочно-кишечные расстройства, вспышки гнева, иногда сопровождающиеся самоповреждениями.

Часто в обществе бытует мнение что аутизм  возникает  от недавно сделанных прививок, или от того что с ребенком мало занимались, что аутизм можно вылечить полностью с помощью аппаратов. Но до сих пор ученые не знают точной причины аутизма. Однако доказано, что аутизм не возникает из-за неправильного подхода родителей к воспитанию детей. Также полностью отвергнуты идеи о том, что эти дети сознательно отказываются от правильного социального поведения, и поэтому их можно заставить  вести себя в соответствии с социальными нормами и правилами.

Генетических анализов подтверждающих  или отрицающих аутизм не существует. Диагноз «аутизм» ставят в результате наблюдения за поведением ребенка и беседы с родителями.

Но необходимо все таки напомнить, что ребенок с нарушениями аутистического спектра  — прежде всего ребенок, и главное в чем он нуждается – это теплое семейное окружение. Как и все обычные малыши, дети с аутизмом любят своих родителей, учатся строить отношения  с близкими людьми, отличают их от других людей, скучают и переживают расставание, радуются встречам. Разница лишь в том, что чувства  и переживания такого ребенка бывает труднее понять, но это не значит , что он испытывает меньше эмоций, чем остальные дети.

За последние несколько лет число детей, которым поставили диагноз «аутизм» возросло  практически во всем мире. Этот рост объясняется появлением новых знаний об аутизме, изменением диагностических критериев и повышением осведомленности профессионального сообщества и не связан с прививками или загрязнением окружающей среды. На сегодняшний день считается, что нарушения аутистического спектра у детей встречаются чаще, чем синдром Дауна, церебральный паралич и онкологические заболевания.

Все дети с аутизмом разные, у всех разная история, разный темперамент, и трудно представить себе двух абсолютно похожих детей с аутизмом.

Хотя и аутизм полностью излечить невозможно, но отдельные симптомы  и расстройства поведения, а также их выраженность могут меняться в зависимости от возраста  и программы помощи. Такие программы направлены, прежде всего, на нормализацию жизни людей с нарушениями аутистического спектра и их адаптацию в обществе. Кроме того они помогают справляться с проблемами, которые часто встречаются у людей с аутизмом (гиперактивность, трудности с концентрацией внимания, импульсивность, агрессивное поведение, самоповреждающее поведение, гиперчувствительность к звукам или прикосновениям, трудности в еде, расстройства настроения и аффекта), развивают возможности для лучшей сморегуляции.

Если правильно подходить к таким детям, заниматься с ними, то они могут хорошо приспособиться к жизни. Но необходимо все-таки напомнить, что ребенок с нарушениями аутистического спектра  — прежде всего ребенок, и главное в чем он нуждается – это теплое семейное окружение. Как и все обычные малыши, дети с аутизмом любят своих родителей, учатся строить отношения  с близкими людьми, отличают их от других людей, скучают и переживают расставание, радуются встречам. Разница лишь в том, что чувства  и переживания такого ребенка бывает труднее понять, но это не значит, что он испытывает меньше эмоций, чем остальные дети.

«Необходимые знания»

Отделение реабилитации несовершеннолетних посещают дети с ментальной и психосоциальной инвалидностью, это дети с серьезными ментальными нарушениями, сочетанными психофизическими патологиями, нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения. В основном это безречевые дети, не владеющие навыками альтернативной коммуникации. В настоящее время ребенок или подросток даже с тяжелыми нарушениями развития, признается полноценным членом общества, имеющим такие же права и обязанности.

Право на образование и обучение таких детей — основной путь получения необходимых знаний об окружающем мире. Навыки и умения, полученные в процессе обучения позволяют максимально приблизить их жизнь к самостоятельной, независимой от посторонних.

В процессе реабилитации необходимо соблюдение условий, которые бы способствовали наиболее оптимальному построению коррекционно-развивающего процесса и усвоению необходимых знаний и навыков. Для полноценной и самостоятельной жизни таких детей в реабилитационном процессе предусмотрен блок занятий, включающий в себя умения в устраивании своего быта в соответствии с нормами и правилами. Эта деятельность по обучению социально-бытовой адаптации, которую осуществляет педагог на занятиях и которую должны осуществлять и закреплять родители с детьми дома.

Блок занятий по социально-бытовой адаптации включает следующие задачи:

  • Знакомство с различными средствами и приборами бытовой техники;
  • Формирование установок о необходимости ухода за одеждой и обувью, включая чистку, стирку, глажение, о поддержании порядка дома и т.д.;
  • Сервирование стола (расположить столовые приборы, салфетки, убрать со стола, вытереть стол, помыть посуду, расставить посуду по местам);
  • Уборка помещений  (подметать и мыть полы, вытирать пыль, убирать игрушки и т.д.);
  • Уход за цветами (поливать и вытирать растения);
  • Работа со стиральной или швейной машинами;
  • Элементарные кулинарные умения (приготовление  себе бутербродов или салатов, налить себе чай и т.д.).

При проведении занятий необходимо обеспечить сопровождение каждому ребенку, так как данная работа предполагает применение электрооборудования, острых режущих предметов. Поэтому работа с детьми в отделении реабилитации требует построения специальных условий для реализации всех задач блока занятий по социально-бытовой адаптации. Занятия по овладению навыками социально-бытовой адаптации должны строиться на реальном материале, и учитывать действительные потребности детей, возникающие в процессе организации своей жизни дома. Реабилитационное отделение, центр, детский сад или школа дает подходящий материал для обучения, однако все полученные знания дети должны закреплять и расширять дома. Поэтому при построении эффективных занятий  по данному направлению необходимо активное сотрудничество с родителями для постановки и организации работы.

Овладение всеми этими навыками дает определенную независимость ребенку от окружающих, а в случае необходимости сопровождения, значительно облегчает работу близким родственникам или тем специалистам, которые осуществляют это сопровождение.

Осуществляя работу по данному блоку занятий, специалисты отделения используют те методы и приемы, которые хорошо себя зарекомендовали и дают положительные результаты в усвоении навыков социально-бытовой адаптации у детей, имеющих тяжелые и множественные нарушения, и основываются на зарубежном и отечественном опыте работы с данной категорией детей.

Зав. отделением реабилитации несовершеннолетних

с ограниченнымивозможностями

Воеводина Алла Михайловна

«Дети солнца»

Особенности детей с синдромом Дауна

Существуют различные особенности в развитии у детей с ограниченными возможностями (дети с аутизмом, эпилепсией, расстройствами личности и поведения, дети с тяжелыми интеллектуальными нарушениями, дети с синдромом Дауна и т.д.). Об одних из них хотелось бы рассказать поподробнее – о детях с синдромом Дауна, которых за их добрый нрав иногда называют «солнечные дети».

Синдром Дауна – это результат хромосомного расстройства, обычно проявляющийся в наличии лишней хромосомы в каждой клетке тела ребенка. В настоящее время точных причин, влияющих на появление в семье ребенка с синдромом Дауна, нет. Мальчики и девочки рождаются с одинаковой частотой. Новорожденные с этим диагнозом встречаются с частотой 1:500. И на современном этапе развития науки полностью вылечить синдром Дауна, то есть убрать лишнюю  хромосому из каждой клетки ребенка, невозможно.

У большинства детей формирование всех психических процессов происходит медленно (развитие речи, мышление, восприятие, память и т.д.), у многих нарушена крупная и мелкая моторика, поэтому для того, чтобы  ребенок с синдромом Дауна успешно рос и развивался, ему с самого раннего возраста необходима помощь, представляющая собой определенный комплекс специальных мероприятий, направленных на поддержание общего состояния здоровья и стимуляцию развития. К сожалению, в нашей стране очень долгое время детей с синдромом Дауна считали необучаемыми, предлагали родителям отказаться от своих детей, впоследствии помещая их в специальные интернаты и детские дома. Поэтому методические наработки и программы развития детей с синдромом Дауна разработали зарубежные специалисты. Самая известная из программ развития детей с синдромом Дауна – «Маленькие ступеньки», созданная М. Питерси и Р. Трилором.

Очень важно как можно раньше начать активную стимуляцию интеллектуального развития малыша. В настоящее время научно подтверждено и доказано, что у детей с синдромом Дауна хорошее зрительное восприятие и хорошие способности к наглядному обучению, включающие способности выучить и использовать знаки, жесты и наглядные пособия. Дети способны обучаться по индивидуальным учебным планам и на практических занятиях; способны выучить написанный текст и пользоваться им; способны учиться на примере сверстников и взрослых, стремятся копировать их поведение, то есть, подражая им,  дети могут учиться как вести себя в бытовых ситуациях, как играть, как двигаться, как дружить.

В настоящее время дети с синдромом Дауна в нашей стране живут и воспитываются в семьях, посещают дошкольные учреждения, учатся в школах, но дальнейшего развития всех полученных навыков и знаний в сфере профессиональной и трудовой подготовки, а также подготовки к самостоятельной жизни  на государственном уровне, нет. Многие дети, окончившие школу, находятся дома, постепенно теряя ранее приобретенные навыки и знания. Развитием этой сферы в основном занимаются общественные организации и сообщества родителей или благотворительные фонды, которые организуют центры или адаптационные квартиры для обучения молодых людей с синдромом Дауна самостоятельной жизни.

В других странах после окончания школы молодые люди с синдромом Дауна активно участвуют в общественной жизни общества, учатся в колледжах или получают начальное профессиональное образование. Это позволяет им найти работу в самых разных областях. Они работают помощниками воспитателей, выполняют разную техническую работу в офисах, работают в кафе, супермаркетах, играют в кино и театре.

Эти дети имеют те же права, как и любые другие дети, поэтому никакое государственное учреждение не может заменить им родительской любви, участия, тепла семейной обстановки, эмоционально-безопасного окружения и жизни в обществе.

Зав.отд. реабилитации несовершеннолетних

 с ограниченными возможностями

Воеводина Алла Михайловна

16.04.2015

Речевая деятельность «особых» детей

Отделение реабилитации

несовершеннолетних

с ограниченными возможностями

Наше отделение создано для помощи, поддержки и реабилитации детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, большую часть которых в настоящее время составляют дети с тяжелыми ментальными (интеллектуальными) и множественными нарушениями в развитии. В основном это дети с тяжёлыми интеллектуальными ограничениями, которых до недавнего времени считали «необучаемыми» и они не имели возможности (а некоторые и до сих пор не имеют) посещать детские сады и школы или иметь какую-нибудь трудовую занятость в более старшем возрасте.

Основной причиной нарушений речевой деятельности у детей с интеллектуальными ограничениями является недоразвитие структур головного мозга и меньшее количество связей между разными областями коры головного мозга.

Причинами  этих  нарушений  являются си­стемные органические повреждения (заболевания) голов­ного мозга ребенка на ранних этапах развития: до рождения, при родах, после родов, примерно до 3—5 лет. При психическом недоразвитии нарушается умственная (интеллектуальная) деятельность, под которой понимается индивидуальная способность человека усваивать, накапли­вать, преобразовывать разнообразную систему знаний для самостоятельного использования их в жизни.

Сложные нарушения интеллектуальной деятельности наи­более отчетливо проявляются в тех случаях, когда речь идет о раннем и глубоком повреждении головного мозга. В зависи­мости от времени и характера поражения (заболевания) цен­тральной нервной системы, степени тяжести, условий воспитания и других факторов — интеллектуальные возможности у детей одного возраста могут быть различными. Картина инди­видуального развития ребенка нередко утяжеляется наруше­ниями со стороны общей и тонкой моторики, движений, речи, а также в ряде случаев — текущими заболеваниями нервной системы: эпилепсией, гидроцефалией, шизофренией и др.

В нашей работе мы часто сталкиваемся с проблемой развития речи и коммуникации у детей с интеллектуальными ограничениями, многие родители убеждены (в ходе многочисленных консультаций у разных специалистов), что с появлением у ребенка развернутой, правильно грамматически построенной, звукооформленной речи, исчезнут проблемы в познавательной сфере. Но не стоит забывать, что у детей первично присутствуют нарушения высших форм познавательной деятельности (логическая память, целенаправленное мышление, творческое воображение, произвольные действия, речь, письмо, счет,  процессы восприятия окружающей среды), поведения,   эмоциональной сферы.

Нарушения речи у детей с интеллектуальными ограничениями носят системный характер. У них оказываются несформированными все стороны речевой деятельности:  снижение потребности в речевом общении, планирование речевых фраз, воспроизведение речи.

Характерным для них является позднее развитие речи. Значительное отставание отмечается у детей в появлении фразовой речи.

Снижение мыслительной деятельности проявляется в нарушении фонематического восприятия (путают слова схожие по звучанию: кошка-ложка, миска-мишка), различения звуков речи ( с — ш, д — т, л- р) . Дети тяжело понимают абстрактные слова и выражения, крылатые фразы, переносные значения слов, пословицы и поговорки, очень часто понимают их буквально. Ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость интересов, снижение потребности в речевом общении представляют собой значимые факторы, обусловливающие замедленное развитие  речи. Наряду с этим имеют место и другие факторы, вызывающие у них нарушения речи: физиологические нарушения  в строении речевого аппарата (слабые мышцы языка, губ и щек, неправильный прикус, нарушения в строении неба и т.д.). Речь детей часто монотонная, маловыразительная, лишена сложных и тонких эмоциональных оттенков, в одних случаях – замедленная, в других — ускоренная.

Однако, при организации специального обучения они усваивают альтернативные или дополнительные  формы коммуникации, овладевают несложными трудовыми и социальными навыками, т. е. могут быть интегрированными в общество.