Зпр что это такое у детей
Диагноз ЗПР у ребенка – причины задержки психического развития, первые признаки и особенности
Диагноз ЗПР у ребенка – причины задержки психического развития, первые признаки и особенности
Некоторые мамы и папы хорошо знакомы с аббревиатурой ЗПР, под которой скрывается такой диагноз, как задержка психического развития, сегодня встречающийся все чаще. Несмотря на то, что данный диагноз является, скорее, рекомендацией, чем приговором, для многих родителей он становится громом среди ясного неба.
Что кроется под этим диагнозом, кто имеет право его ставить, и что нужно знать родителям?
Содержание статьи:
Что такое задержка психического развития, или ЗПР – классификация ЗПР
Первое, что нужно уяснить мамам и папам: ЗПР не является необратимым психическим недоразвитием, и не имеет ничего общего с олигофренией и другими страшными диагнозами.
ЗПР (и ЗПРР) — это лишь замедление темпа развития, обнаруживаемое обычно перед школой. При грамотном подходе к решению проблемы ЗПР проблемой быть просто перестает (и в весьма краткие сроки).
Также важно отметить, что, к сожалению, сегодня подобный диагноз могут поставить «с потолка», основываясь лишь на минимальной информации и отсутствии желания у ребенка общаться со специалистами.
Но тема о непрофессионализме — совсем не в этой статье. Здесь мы говорим о том, что диагноз ЗПР — повод для родителей задуматься, и больше внимания уделить своему ребенку, прислушаться к советам специалистов, направить свою энергию в правильное русло.
Видео: Задержка психического развития у детей
Как классифицируют ЗПР – основные группы психического развития
Данная классификация, в основе которой – этиопатогенетическая систематика, была разработана в 80-х К.С. Лебединской.
- ЗПР конституционального происхождения. Признаки: субтильность и рост ниже среднего, сохранение детских черт лица даже в школьном возрасте, неустойчивость и выраженность проявлений эмоций, задержка в развитии эмоциональной сферы, проявляющийся во всех сферах инфантилизм. Нередко среди причин этого типа ЗПР определяют наследственный фактор, и довольно часто в этой группе оказываются близнецы, мамы которых сталкивались с патологиями при беременности. Для детишек с таким диагнозом, как правило, рекомендовано обучение в коррекционной школе.
- ЗПР соматогенного происхождения. В списке причин – тяжелые соматические заболевание, которые были перенесены в раннем детском возрасте. Например, астма, проблемы дыхательной или сердечнососудистой системы, и др. Дети в этой группе ЗПР боязливы и не уверены в себе, и зачастую лишены общения со сверстниками из-за назойливой опеки родителей, которые почему-то решили, что детям общение дается тяжело. При данном типе ЗПР рекомендовано лечение в специальных санаториях, а форма обучения зависит от каждого конкретного случая.
- ЗПР психогенного происхождения. Довольно редкий тип ЗПР, впрочем, как и в случае с предыдущим типом. Для возникновения двух данных форм ЗПР должны создаться сильно неблагоприятные условия соматического или микросоциального характера. Основная причина – неблагоприятные условия родительского воспитания, вызвавшие определенные нарушения в процессе формирования личности маленького человека. Например, гиперопека или безнадзорность. При отсутствии проблем с ЦНС детишки из этой группы ЗПР быстро преодолевают разницу в развитии с другими детьми в условиях обыкновенной школы. Важно отличать этот тип ЗПР от педагогической запущенности.
- ЗПР церебрально-органического генеза. Самая многочисленная (по статистике – до 90% всех случаев ЗПР) группа ЗПР. А также самая тяжелая и легко диагностируемая. Ключевые причины: родовые травмы, заболевания ЦНС, интоксикация, асфиксия и прочие ситуации, возникавшие в процессе беременности или непосредственно при родах. Из признаков можно выделить яркие и четко наблюдаемые симптомы эмоционально-волевой незрелости и органическую недостаточность нервной системы.
Основные причины возникновения задержки психического развития у ребенка – кто в группе риска по ЗПР, какие факторы провоцируют ЗПР?
Причины, провоцирующие ЗПР, можно условно разделить на 3 группы.
К первой группе относится проблемная беременность:
- Хронические заболевания мамы, отразившиеся на здоровье ребенка (порок сердца и СД, болезни щитовидки и др.).
- Токсоплазмоз.
- Перенесенные будущей мамой инфекционные заболевания (грипп и ангина, паротит и герпес, краснуха и др.).
- Мамины вредные привычки (никотин и проч.).
- Несовместимость резус-факторов с плодом.
- Токсикоз, как на раннем, так и на позднем сроке.
- Ранние роды.
Ко второй группе относят причины, которые имели место при родах:
- Асфиксия. Например, после обвития пуповиной шеи крохи.
- Родовые травмы.
- Или травмы механического характера, возникающие при неграмотности и непрофессионализме медработников.
И третья группа – это причины социального характера:
- Фактор неблагополучной семьи.
- Ограниченность эмоциональных контактов на различных этапах развития малыша.
- Низкий уровень интеллекта родителей и прочих членов семьи.
- Педагогическая запущенность.
К факторам риска появления ЗПР относят:
- Осложненные первые роды.
- «Старо-родящая» мама.
- Лишний вес будущей мамы.
- Наличие патологий в предыдущие беременности и роды.
- Наличие хронических заболеваний мамы, включая диабет.
- Стрессы и депрессии будущей мамы.
- Нежелательная беременность.
Кто и когда может поставить ребенку диагноз ЗПР или ЗПРР?
Сегодня на просторах интернета можно прочитать немало историй о постановке диагноза ЗПР (а то более сложных диагнозов) обычным невропатологом из поликлиники.
Мамы и папы, запомните главное: врач-невропатолог не имеет права единолично ставить такой диагноз!
- Диагноз ЗПР или же ЗПРР (прим. – задержка психического и речевого развития) может быть поставлен только по решению ПМПК (прим. – психолого-медико-педагогическая комиссия).
- Главная задача ПМПК – поставить или снять диагноз ЗПР либо «умственная отсталость», аутизм, ДЦП и проч., а также определить – какая нужна ребенка программа обучения, нужны ли ему дополнительные занятия, и проч.
- В составе комиссии обычно присутствуют несколько специалистов: дефектолог, логопед и психолог, психиатр. А также учитель, родители ребенка и администрация образовательного учреждения.
- На основании чего комиссия делает выводы о наличии либо отсутствии ЗПР? Специалисты общаются с ребенком, проводят проверку его навыков (включая письмо и чтение), дают задания на логику, математику, и проч.
Как правило, подобный диагноз появляется у детей в медицинских картах в 5-6 лет.
Что нужно знать родителям?
- ЗПР – не приговор, а рекомендация специалистов.
- В большинстве случаев, уже к 10-ти годам данный диагноз отменяется.
- Диагноз не может поставить 1 человек. Он ставится только по решению комиссии.
- Согласно ФГОС, проблема в освоении материала общеобразовательной программы на 100% (в полной мере) – это не основание для перевода ребенка на другую форму обучения, в коррекционную школу и проч. Нет закона, который обязывает родителей переводить детей, не прошедших комиссию, в спецкласс или специальный интернат.
- Члены комиссии не имеют права оказывать давление на родителей.
- Родители имеют право отказаться от прохождения данной ПМПК.
- Члены комиссии не имеют права сообщать о диагнозах в присутствии самих детей.
- При постановке диагноза нельзя опираться только на неврологическую симптоматику.
Признаки и симптомы ЗПР у ребенка — особенности развития детей, поведения, привычек
Распознать ЗПР или хотя бы присмотреться и обратить особое внимание на проблему родители могут по следующим признакам:
- Малыш не способен самостоятельно мыть руки и обуваться, чистить зубки и проч., хотя по возрасту уже должен делать все сам (либо ребенок все умеет и может, но просто делает это медленнее, чем остальные дети).
- Ребенок замкнут, сторонится взрослых и сверстников, коллективы отвергает. Данный симптом может говорить и об аутизме.
- Ребенок часто проявляет тревогу или агрессию, но в большинстве случаев остается боязливым и нерешительным.
- В возрасте «грудничка» малыш запаздывает с умением держать головку, произносить первые слоги, и др.
Видео: Эмоциональная сфера ребенка при ЗПР
К прочим признакам можно отнести симптомы неразвитости эмоционально-волевой сферы.
Ребенок с ЗПР…
- Быстро устает и обладает низким уровнем работоспособности.
- Не способен усвоить весь объем работ/материала.
- С трудом анализирует информацию извне и для полного восприятия должен ориентироваться на наглядные пособия.
- Имеет сложности со словесно-логическим мышлением.
- Испытывает сложности в общении с другими детьми.
- Не способен играть в сюжетно-ролевые игры.
- С трудом организовывает свою деятельность.
- Испытывает сложности в усвоении общеобразовательной программы.
Важно:
- Дети с ЗПР быстро догоняют сверстников, если им вовремя оказана коррекционно-педагогическая помощь.
- Чаще всего диагноз ЗПР ставят в ситуации, когда основным симптомом становится низкий уровень памяти и внимания, а также скорости и перехода всех психических процессов.
- Поставить диагноз ЗПР в дошкольном возрасте крайне сложно, а в возрасте до 3-х лет – практически невозможно (если только нет очень явных признаков). Точным диагноз может стать только после психолого-педагогического наблюдения за ребенком в возрасте младшего школьника.
ЗПР у каждого малыша проявляется индивидуально, однако основными признаками для всех групп и степеней ЗПР являются:
- Сложность выполнения (ребенком) действий, которые требуют конкретных волевых усилий.
- Проблемы с построением целостного образа.
- Легкое запоминание наглядного материала и сложное – вербального.
- Проблемы с развитием речи.
Детишки с ЗПР, безусловно, требуют более деликатного и внимательного отношения к себе.
Но важно понимать и помнить, что ЗПР – не препятствие для обучения и освоения школьного материала. В зависимости от диагноза и особенностей развития малыша, школьный курс может быть лишь слегка скорректированным на определенный период времени.
Что делать, если ребенку поставили диагноз ЗПР – инструкция для родителей
Самое главное, что должны сделать родители малыша, которому вдруг поставили «клеймо» ЗПР – это успокоиться и осознать, что диагноз — условный и примерный, что с их ребенком все в порядке, и он просто развивается в индивидуальном темпе, и что все обязательно образуется, потому что, повторимся, ЗПР – не приговор.
Но также важно понимать, что ЗПР – не возрастные угри на лице, а задержка психического развития. То есть, махать рукой на диагноз все-таки не стоит.
Что нужно знать родителям?
- ЗПР – не окончательный диагноз, а временное состояние, но требующее грамотной и своевременной коррекции, чтобы ребенок смог догнать сверстников до нормального состояния интеллекта и психики.
- Для большинства детей с ЗПР коррекционная школа или класс станет отличной возможностью ускорить процесс решения проблемы. Коррекция должна проводиться вовремя, иначе время будет упущено. Поэтому позиция «я в домике» здесь не является правильной: проблему игнорировать нельзя, ее нужно решать.
- При обучении в коррекционной школе ребенок уже к началу средней школы, как правило, готов вернуться в обычный класс, и сам по себе диагноз ЗПР не скажется на дальнейшей жизни ребенка.
- Крайне важна точная диагностика. Диагноз не могут ставить врачи общей практики – только специалисты по психическим/интеллектуальным нарушениям.
- Не сидите на месте — обращайтесь к специалистам. Вам будут нужны консультации психолога, логопеда, невролога, дефектолога и психоневролога.
- Подбирайте специальные дидактические игры, соответственно способностям ребенка, развивайте память и логическое мышление.
- Посещайте с ребенком занятия по ФЭМП — и приучайте к самостоятельности.
Ну и среди главных рекомендаций – классические советы: создайте ребенку благоприятные условия для развития без стрессов, приучайте к режиму дня — и любите свое чадо!
Сайт Colady.ru благодарит вас за внимание к статье — надеемся, что она была для вас полезна. Просим поделиться отзывами и советами с нашими читательницами!
Поделитесь с друзьями и оцените статью:(6 оценок, среднее: 5,00 из 5) Загрузка... |
www.colady.ru
Задержка психического развития (ЗПР)
Задержка психического развития (ЗПР) – темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморегуляции поведения, примитивностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе. Диагностика ЗПР проводится коллегиально комиссией в составе медицинских специалистов, педагогов и психологов. Дети с задержкой психического развития нуждаются в специально организованном коррекционно-развивающем обучении и медицинском сопровождении.
Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении. Число лиц с задержкой психического развития достигает 15-16% в детской популяции. ЗПР является в большей степени психолого-педагогической категорией, однако в ее основе могут лежать органические нарушения, поэтому данное состояние также рассматривается медицинскими дисциплинами – прежде всего, педиатрией и детской неврологией. Поскольку развитие различных психических функций у детей происходит неравномерно, обычно заключение «задержка психического развития» устанавливается детям-дошкольникам не ранее 4-5 лет, а на практике - чаще в процессе школьного обучения.
Задержка психического развития (ЗПР)
Этиологическую основу ЗПР составляют биологические и социально–психологические факторы, приводящие к темповой задержке интеллектуального и эмоционального развития ребенка.
Биологические факторы (негрубые органические повреждения ЦНС локального характера и их остаточные явления) вызывают нарушение созревания различных отделов головного мозга, что сопровождается парциальными нарушениями психического развития и деятельности ребенка. Среди причин биологического характера, действующих в перинатальном периоде и вызывающих задержку психического развития, наибольшее значение имеют патология беременности (тяжелые токсикозы, резус-конфликт, гипоксия плода и др.), внутриутробные инфекции, внутричерепные родовые травмы, недоношенность, ядерная желтуха новорожденных, фетальный алкогольный синдром и т. д., приводящие к так называемой перинатальной энцефалопатии. В постнатальном периоде и раннем детском возрасте задержку психического развития могут вызывать тяжелые соматические заболевания ребенка (гипотрофия, грипп, нейроинфекции, рахит), черепно-мозговые травмы, эпилепсия и эпилептическая энцефалопатия и др. ЗПР иногда имеет наследственную природу и в некоторых семьях диагностируется из поколения в поколение.
Задержка психического развития может возникать под влиянием средовых (социальных) факторов, что однако не исключает наличие первоначальной органической основы нарушения. Чаще всего дети с ЗПР растут в условиях гипоопеки (безнадзорности) или гиперопеки, авторитарного характера воспитания, социальной депривации, дефицита общения со сверстниками и взрослыми.
Задержка психического развития вторичного характера может развиваться при ранних нарушениях слуха и зрения, дефектах речи вследствие выраженного дефицита сенсорной информации и общения.
Группа детей с задержкой психического развития неоднородна. В специальной психологии предложено множество классификаций задержки психического развития. Рассмотрим этиопатогенетическую классификацию, предложенную К. С. Лебединской, которая выделяет 4 клинических типа ЗПР.
ЗПР конституционального генеза обусловлена замедлением созревания ЦНС. Характеризуется гармоническим психическим и психофизическим инфантилизмом. При психическом инфантилизме ребенок ведет себя, как более младший по возрасту; при психо-физическом инфантилизме страдает эмоционально-волевая сфера и физическое развитие. Антропометрические данные и поведение таких детей не соответствуют хронологическому возрасту. Они эмоционально лабильны, непосредственны, отличаются недостаточным объемом внимания и памяти. Даже в школьном возрасте у них преобладают игровые интересы.
ЗПР соматогенного генеза обусловлена тяжелыми и длительными соматическими заболеваниями ребенка в раннем возрасте, неизбежно задерживающими созревание и развитие ЦНС. В анамнезе детей с соматогенной задержкой психического развития часто встречаются бронхиальная астма, хроническая диспепсия, сердечно-сосудистая и почечная недостаточность, пневмонии и др. Обычно такие дети долгое время лечатся в больницах, что вдобавок обусловливает еще и сенсорную депривацию. ЗПР соматогенного генеза проявляется астеническим синдромом, низкой работоспособностью ребенка, меньшим объемом памяти, поверхностным вниманием, плохой сформированностью навыков деятельности, гиперактивностью или заторможенностью при переутомлении.
ЗПР психогенного генеза обусловлена неблагоприятными социальными условиями, в которых пребывает ребенок (безнадзорностью, гиперопекой, жестоким обращением). Дефицит внимания к ребенку формирует психическую неустойчивость, импульсивность, отставание в интеллектуальном развитии. Повышенная забота воспитывает в ребенке безынициативность, эгоцентризм, безволие, отсутствие целеустремленности.
ЗПР церебрально-органического генеза встречается наиболее часто. Обусловлена первичным негрубым органическим поражением головного мозга. В этом случае нарушения могут затрагивать отдельные сферы психики либо мозаично проявляться в различных психических сферах. Задержка психического развития церебрально-органического генеза характеризуется несформированностью эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности: отсутствием живости и яркости эмоций, низким уровнем притязаний, выраженной внушаемостью, бедностью воображения, двигательной расторможенностью и т. п.
Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, однако затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.
Восприятие у ребенка с ЗПР фрагментарно, замедленно, неточно. Отдельные анализаторы работают полноценно, однако ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающего мира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже – слуховое, поэтому объяснение учебного материала детям с задержкой психического развития должно сочетаться с наглядной опорой.
Внимание у детей с задержкой психического развития неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Любые посторонние стимулы отвлекают ребенка и переключают внимание.
Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях переутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и дефицита внимания.
Память у детей с задержкой психического развития характеризуется мозаичностью запоминания материала, слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной активностью при воспроизведении информации.
У детей с задержкой психического развития более сохранно наглядно-действенное мышление; более нарушенным оказывается образное мышление ввиду неточности восприятия. Абстрактно-логическое мышление невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом, сравнением, обобщением; не могут упорядочить события, построить умозаключение, сформулировать выводы.
Специфика речи у детей с задержкой психического развития отличается искажением артикуляции многих звуков, нарушением слуховой дифференциации, резким ограничением словарного запаса, трудностью произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связного высказывания, речевой инактивностью. Наиболее часто ЗПР сочетается с задержкой речевого развития, полиморфной дислалией, нарушениями письменной речи (дисграфией и дислексией).
Личностная сфера у детей с задержкой психического развития характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность. Дети с задержкой психического развития часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся контактировать со сверстниками. Игровая деятельность детей с ЗПР отличается однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюдением игровых правил. Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию, часто – гиперкинезы и тики.
Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость нарушений возможны только в условиях специального обучения и воспитания.
Задержка психического развития у может быть диагностирована только в результате всестороннего обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе детского психолога, логопеда, дефектолога, педиатра, детского невролога, психиатра и др. При этом производится сбор и изучение анамнеза, анализ условий жизни, нейропсихологическое тестирование, диагностическое обследование речи, изучение медицинской документации ребенка. В обязательном порядке проводится беседа с ребенком, исследование интеллектуальных процессов и эмоционально-волевых качеств.
На основании сведений о развитии ребенка члены ПМПК выносят заключении о наличии задержки психического развития, дают рекомендации по организации воспитания и обучения ребенка в условиях специальных образовательных учреждений.
С целью выявления органического субстрата задержки психического развития ребенок нуждается в обследовании медицинских специалистов, прежде всего, педиатра и детского невролога. Инструментальная диагностика может включать проведение ЭЭГ, КТ и МРТ головного мозга ребенку и т. д. Дифференциальная диагностика задержки психического развития должна проводиться с олигофренией и аутизмом.
Работа с детьми с ЗПР требует мультидисциплинарного подхода и активного участия педиатров, детских неврологов, детских психологов, психиатров, логопедов, дефектологов. Коррекция задержки психического развития должна начинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно.
Дети с задержкой психического развития должны посещать специализированные ДОУ (или группы), школы VII вида или коррекционные классы общеобразовательных школ. К особенностям обучения детей с ЗПР относятся дозированность учебного материала, опора на наглядность, многократное повторение, частая смена видов деятельности, использование здоровьесберегающих технологий.
Особое внимание при работе с такими детьми уделяется развитию познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления); эмоциональной, сенсорной и моторной сферы с помощью игровой терапии, сказкотерапии, детской арт-терапии. Коррекция нарушений речи при ЗПР проводится логопедом в рамках индивидуальных и групповых занятий. Совместно с преподавателями коррекционную работу по обучению учащихся с задержкой психического развития проводят педагоги-дефектологи, психологи, социальные педагоги.
Медицинская помощь детям с задержкой психического развития включает медикаментозную терапию в соответствии с выявленными соматическими и церебрально-органическими нарушениями, физиотерапию, ЛФК, массаж, водолечение.
Отставание темпа психического развития ребенка от возрастных норм может и должно быть преодолено. Дети с задержкой психического развития обучаемы и при правильно организованной коррекционной работе в их развитии наблюдается положительная динамика. С помощью педагогов они способны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники осваивают самостоятельно. После окончания школы они могут продолжить свое обучение в ПТУ, колледжах и даже ВУЗах.
Профилактика задержки психического развития у ребенка предполагает тщательное планирование беременности, избегание неблагоприятных воздействий на плод, профилактику инфекционных и соматических заболеваний у детей раннего возраста, обеспечение благоприятный условий для воспитания и развития. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо немедленное обследование у специалистов и организация коррекционной работы.
www.krasotaimedicina.ru
ЗПР: 4 вида задержки психического развития ребёнка и какие существуют методы лечения

Многие родители, услышав о том, что у их ребёнка задержка психического развития, начинают переживать, что ребёнок никогда не сможет нормально жить и учиться, и не станет полноценным членом общества. Но так ли это на самом деле? Для этого необходимо понять, что же всё-таки представляет собой задержка психического развития, каковы её причины и что делать, если всё же у ребёнка она наблюдается.
Как правило, такой диагноз ставится детям дошкольного и младшего школьного возраста. Развитие различных психических функций у детей происходит неравномерно, и на более ранних этапах невозможно судить о сформированности или несформированности той или иной психической функции, и это становится заметно при сравнении поведения ребёнка с поведением его сверстников.
Виды задержки психического развития
Согласно наиболее распространённой классификации ЗПР, выделенной Лебединской К. С., выделяют четыре основных её вида:
- конституциональная ЗПР;
- психогенная ЗПР;
- соматогенная ЗПР;
- церебрально-органическая ЗПР.
Конституциональная задержка психического развития вызвана замедлением созревания центральной нервной системы у детей, чаще всего она передаётся по наследству. Данный вид отставания в развитии характеризуется психологическим и психофизическим инфантилизмом. При психологическом инфантилизме наблюдаются в первую очередь нарушения поведения ребёнка. Его поведение соответствует поведению детей более младших по возрасту, но при этом с точки зрения физиологии, его развитие соответствует возрасту. При психофизическом инфантилизме страдает эмоционально-волевая сфера и физическое развитие. В таком случае данному возрасту не соответствует не только поведение, но и физические данные. У таких детей происходит частая и внезапная смена настроения, они непосредственны, отличаются недостаточным объёмом внимания и памяти, из-за чего у них возникают трудности в обучении. В норме в младшем школьном возрасте у детей должна преобладать учебная деятельность, а у детей с ЗПР по-прежнему преобладает игровая деятельность.
Психогенная задержка психического развития. Данный вид ЗПР обусловлен неблагоприятными социальными условиями, в которых пребывает ребёнок. В первую очередь, это семья, в которой он воспитывается. Такие дети, как правило, полностью здоровы, их физическое и физиологическое развитие соответствует норме, однако у них наблюдается снижение интеллекта, инфантильное поведение, поверхностные и ситуативные эмоции, возникают проблемы с концентрацией внимания.
Соматогенная задержка психического развития не передаётся по наследству. Как правило, дети рождаются здоровые, без отклонений. ЗПР обусловлена тяжёлыми и длительными соматическими заболеваниями ребёнка в раннем возрасте, которые неизбежно приведут к задержке созревания и развития центральной нервной системы. К таким заболеваниям относится бронхиальная астма, сердечная и почечная недостаточность, дистрофия, хроническая астения и т. д.
Такие дети быстро устают от физической и умственной нагрузки, что приводит к снижению успешности обучения. Они отличаются достаточно низкой работоспособностью, меньшим объёмом памяти, поверхностным вниманием, плохой сформированностью навыков деятельности.
Церебрально-органическая задержка психического развития. Данный вид ЗПР является наиболее часто встречающимся. И обусловлена она первичным негрубым органическим поражением головного мозга, которое возникает в результате патологий беременности (перенесённые инфекционные заболевания матери, алкоголизм, наркомания и т. д.), родовых травм, тяжёлых заболеваний, перенесённых в раннем возрасте. При ЗПР церебрально-органического генеза нарушения могут затрагивать отдельные сферы психики или же частично проявляться в различных психических сферах. Задержка психического развития церебрально-органического генеза характеризуется несформированностью эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности. У таких детей нет проявления сильных и ярких эмоции, они быстро утомляются, у них плохо развито воображение и снижен уровень памяти и внимания. Им тяжело даётся учёба в школе и сложно строятся взаимоотношения со сверстниками.
Причины возникновения задержки психического развития
Причин, вызывающих задержки психического развития, существует множество. Но по своей сути их можно разделить на два больших класса: биологические и психосоциальные.
Биологические причины или факторы вызывают нарушение созревания различных отделов головного мозга, что сопровождается нарушениями психического развития и деятельности ребёнка. Проявляться они могут на разных этапах развития ребёнка. На пренатальном этапе развития к биологическим факторам относятся всевозможные патологии беременности. К ним относятся не только очевидные факторы, вроде алкоголизма, наркомании и различных инфекционных заболеваний, перенесённых матерью во время беременности. Однако и у здоровых матерей есть вероятность того, что ребёнок родится с задержкой психического развития, так как фактором риска является и резус-конфликт матери и ребёнка, гипоксия плода и тяжёлые токсикозы. На этапе рождения ребёнка тоже есть риск возникновения задержки психического развития. Прежде всего он увеличивается у недоношенных детей, а, кроме того, внутричерепные родовые травмы тоже становятся факторами риска.
В постнатальном периоде и в раннем возрасте биологическими причинами возникновения ЗПР могут послужить различные соматические заболевания, например, грипп, рахит и различные нейроинфекции. Причинами поражения головного мозга также могут служить черепно-мозговые травмы.
Кроме того, ЗПР может развиваться в результате нарушений в раннем возрасте у ребёнка слуха, или зрения, или же при наличии выраженных дефектов речи. В том случае, если дети не проходят специальной реабилитации с педагогом, это нарушение никак не компенсируется. В таком случае будет выражена сенсорная депривация, нарушатся сенсорные эталоны, а это затруднит их правильное восприятие окружающего мира и приведёт к возникновению трудностей в общении и взаимодействии с окружающими.
Ещё одна причина возникновения задержки психического развития, которую можно отнести к группе биологических, — это наследственный фактор. Если одному из родителей или обоим ставился диагноз ЗПР, есть вероятность того, что при отсутствии прочих факторов риска у них родится ребёнок с той же самой проблемой.Что касается психосоциальных или средовых факторов возникновения задержек психического развития, то в данном случае речь, прежде всего, пойдёт о семье, в которой растёт и воспитывается ребёнок.
В первую очередь, фактором риска являются неблагополучные семьи. В таких условиях ребёнок растёт в состоянии гипоопеки и дефицита внимания. Родители не занимаются его развитием, не побуждают его к мыслительной и творческой деятельности. У ребёнка формируются неправильные представления о социальных нормах, что приводит к нарушению адаптации в обществе. У таких детей возникают трудности в обучении, их учебная мотивация снижается. Они часто остаются на второй год обучения, у них зачастую наблюдается недостаток базовых знаний и представлений, необходимых для усвоения школьной программы.
С другой стороны, гиперопека тоже является фактором риска развития ЗПР. В таких семьях ребёнок, наоборот, становится центром семьи, его желаниям потакают, родители всячески стараются устранить любые препятствия или опасности, причём как реальные, так и мнимые. Поэтому ребёнок не учится самостоятельно преодолевать препятствия и принимать решения. Его социальная адаптация нарушается, он становится чрезмерно зависим от взрослых, он эгоцентричен и требует от всех повышенного внимания к себе. Возникают трудности с развитием волевой сферы. При таких условиях воспитания ребёнок не учится произвольности, не умеет регулировать своё поведение.
Ещё один вид семьи, способствующий возникновению у детей задержек психического развития, — это авторитарные семьи, а также семьи, где по отношению к ребёнку допускается насилие, телесные наказания и грубое обращение. Такие родители редко поддерживают интересы ребёнка, они пытаются навязать ему свои, им кажется, что они лучше знают, что надо их детям. Наказания в таких семьях зачастую несоизмеримы с провинностью ребёнка. В таких условиях у ребёнка могут возникнуть навязчивости, неврозы или неврозоподобные состояния. Формируется эмоционально-незрелая личность, для которой характерны страхи, фобии, повышенный уровень тревожности, нерешительность, безынициативность, возможно и развитие состояния выученной беспомощности (это понятие характеризует состояние человека, при котором индивид не предпринимает попыток к улучшению своего состояния, хотя имеет такую возможность). Страдает его интеллектуальная сфера, так как вся деятельность ребёнка направлена на избежание неудачи, а не достижение успеха. Такие дети боятся проявлять инициативу, боятся делать что-то новое, так как ими движет страх не оправдать ожидания и показать свою несостоятельность, ведь от родителей в таком случае он раньше получал осуждение или же был наказан. Такая проекция переносится и на социум, ребёнку кажется, что такая реакция будет у всех людей. И чтобы избежать негативного отношения окружающих, он выбирает тактику бездействия.
Также к задержке психического развития может привести дефицит общения со сверстниками. В таком случае дети не имеют возможности самостоятельно учиться выстраивать взаимоотношения с окружающими его людьми, кроме членов семьи. Правила поведения в обществе усваиваются намного хуже, ребёнок вырастает более замкнутым, пугливым, он менее самостоятельный.
Особенности детей с задержкой психического развития
Нарушения в интеллектуальной сфере детей, у которых наблюдается задержка в развитии, носят относительно лёгкий характер, но затронутыми оказываются все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.
Восприятие у ребёнка с задержкой психического развития фрагментарно, замедленно и неточно. Отдельные анализаторы работают на том же уровне, что и у нормально развивающихся детей, но ребёнок с ЗПР будет иметь трудности при формировании целостного образа. Зрительное восприятие развито лучше, чем слуховое. Эту особенность важно учитывать при обучении таких детей: им обязательно нужны наглядные пособия для лучшего усвоения материала. У детей с задержкой психического развития нарушены такие свойства восприятия, как предметность и структурность (узнавание объектов в непривычном ракурсе вызывает у них определённые затруднения), в том числе страдает и целостность восприятия. Дети с ЗПР испытывают трудности при выделении отдельных элементов объекта, который воспринимают как единое целое, затрудняются достроить целостный объект по его части, затрудняются угадать, что находится перед ними, если демонстрируется только часть объекта.
Что касается внимания, оно у детей с задержкой психического развития неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Ребёнок отвлекается на любые посторонние стимулы, ему сложно сосредоточиться на каком-то одном занятии, поэтому ситуации, связанные с концентрацией, вызывают большие затруднения. Кроме того, у них нарушена избирательность и распределение внимания. Они не могут оценить, какой стимул является значимым, для того чтобы сконцентрироваться на нём, а какой — нет. Отвлечь от выполнения основного задания их может даже незначительный стимул.
Память у детей с задержкой психического развития характеризуется фрагментарностью запоминания материала, слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной. Зрительные стимулы они запоминают лучше и быстрее, чем слуховые. Более сохранна у них непроизвольная память. Кроме того, у детей с задержкой психического развития наблюдается низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, неумение самостоятельно организовать свою работу по заучиванию необходимого учебного материала, недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании и неумение использовать приёмы запоминания.
Что касается мышления, у детей с задержкой психического развития более сохранно наглядно-действенное, а более нарушенным оказывается образное мышление в силу того, что для них характерна неточность восприятия. Что касается абстрактно-логического мышления, его развитие и функционирование невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом, сравнением, обобщением, поэтому они не могут справиться с заданием, связанным с упорядочиванием событий, построить умозаключение, они не могут произвести обобщение и на его основании сформулировать выводы.
Речь у детей с задержкой психического развития также имеет свою специфику. У них наблюдается искажение артикуляции многих звуков, нарушение слуховой дифференциации. Их словарный запас ограничен. У таких детей наблюдается нарушение контроля за грамматическим оформлением речи, им гораздо труднее выстраивать связные, грамотные высказывания. Поэтому их речь может казаться достаточно неграмотной и слишком простой.
Что касается письменной речи, у детей с задержкой психического развития часто наблюдаются такие явления, как дисграфия и дислексия. Под дислексией в психоневрологии понимают нарушения процессов чтения, а под дисграфией – нарушения процессов письма. Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: они пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов. Скорость чтения при дислексии невысокая, дети меняют буквы местами, а иногда пропускают начальные слоги слов. При дисграфии дети с трудом овладевают письмом: всё, что написано ими, содержит достаточно большое количество грамматических ошибок. При письме они не используют заглавные буквы, знаки препинания, путают между собой похожие по написанию буквы, слитное и раздельное написание предлогов и приставок. Почерк у них, как правило, некрасивый, неаккуратный и непонятный. В средних и старших классах школьники стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но и это не спасает их от допуска достаточно грубых ошибок. И пишут, и читают такие дети намного медленнее, чем их сверстники.
Формирование личностной сферы у детей с задержкой психического развития тоже имеет ряд особенностей. Она характеризуется чрезмерной эмоциональной подвижностью, частыми сменами настроения, внушаемостью. Им присуща безынициативность и безволие, они редко становятся душой компании, ведущими в какой-либо деятельности, а идут на поводу у своих сверстников. Кроме того, у них могут отмечаться аффективные реакции, повышенная агрессивность, повышенная тревожность. Это может приводить к серьёзным конфликтам с окружающими людьми.
Но чаще дети с ЗПР замкнутые и необщительные. Не умея социально адаптироваться, они предпочитают играть в одиночку, избегают контактов со сверстниками. Их игровая деятельность отличается стереотипностью и однообразием, сюжет игры одноплановый, очень простой. Они играю, как будто по шаблону, их фантазия достаточно скупая.
Особенности моторики детей с задержкой психического развития включают неловкость, неуклюжесть, недостаточную координацию. Они часто подвержены таким явлениям, как гиперкинезы (патологическим внезапно возникающим непроизвольным движениям в одной или целой группе мышц по ошибочной команде головного мозга) и тики (это быстрое непроизвольное стереотипное сокращение мышц).
Диагностика задержки психического развития
Для того чтобы определить наличие у ребёнка задержки психического развития, необходимо провести медицинское и психическое обследование. Заключение выносит медико-психологическая комиссия, в состав которой входят: врач-педиатр, врач-невролог, психолог, психиатр, логопед, дефектолог. Они проводят необходимые исследования, собирают и изучают анамнез ребёнка, анализируют его физиологические показатели, условия его развития и воспитания. Для выявления физиологических причин ЗПР проводятся инструментальные исследования, такие как снятие электроэнцефалограммы и проведение компьютерной или магнитно-резонансной томографии головного мозга. Для диагностики психических причин возникновения данной проблемы с ребёнком проводится беседа, диагностируются его интеллектуальные способности и эмоционально-волевые процессы.
Только после проведённых исследований можно с точностью сказать, есть ли у ребёнка задержка психического развития, какова причина её возникновения и какие меры необходимо предпринять для устранения данной проблемы.
Не нужно пугаться, если ребёнку ставят диагноз «задержка психического развития». В отличие от умственной отсталости, ЗПР поддаётся корректировке. Чем раньше родители обратятся за квалифицированной помощью к специалистам, тем больше будет вероятность того, что ребёнок сможет развиваться правильно. Кроме того, после выравнивания у ребёнка всех интеллектуальных и психических процессов до нормальных показателей, диагноз «задержка психического развития» снимается.Чем отличается задержка психического развития от умственной отсталости?
Умственная отсталость, или олигофрения, связана с поражением головного мозга. Причины такого поражения могут быть весьма разнообразны, однако они всегда носят медицинский характер. Социальные факторы на развитие умственной отсталости никак не влияют, в отличие от задержки психического развития.
Дети с умственной отсталостью способны удерживать в фокусе внимания не больше двух-трёх объектов. Дети с ЗПР способны удерживать в фокусе внимания большее количество объектов.
Их игровая деятельность тоже различается. У умственно отсталых детей наблюдается застревание на этапе предметного действия. То есть ребёнок учится действовать с предметом, использовать его целенаправленно, но не происходит развитие его фантазии и перехода к сюжетным играм. У детей с ЗПР развитие как раз останавливается на этапе сюжетных игр и не переходит без специального обучения на уровень сюжетно-ролевой. То есть ребёнок уже начинает проявлять фантазию и придумывать историю своей игре, но его развитие не позволяет переходить на более сложный и развёрнутый уровень фантазирования и взаимодействия.
Есть различия и в развитии речи у детей с олигофренией и ЗПР. При умственной отсталости дети начинают говорить поздно, при ЗПР происходит задержка темпов развития отдельных сторон речи. Кроме того, у умственно отсталых детей отсутствует период неологизмов (придуманных, созданных ребёнком слов для общения с окружающими), тогда при задержке психического развития этот период начинается позже, и он более затянут, чем у нормально развивающихся детей. В норме он заканчивается к моменту перехода от дошкольного возраста к младшему школьному, у детей с ЗПР он может растягиваться до окончания ими младшей школы.
Ещё одно очень важное отличие умственной отсталости от задержки психического развития заключается в том, что олигофрения — это процесс необратимый. К сожалению, умственно-отсталые дети никогда не смогут достичь нормального уровня развития. При ЗПР ситуация не такая критичная: при правильном подходе к такому ребёнку, его развитие вполне может приблизиться к нормальному. Дети с ЗПР хорошо принимают помощь взрослых, в отличие от умственно-отсталых детей, а это делает процесс корректировки развития более простым и доступным.
Опасность задержки психического развития
По большому счёту, задержка психического развития не представляет угрозы для жизни и здоровья как самого ребёнка (если не является следствием серьёзного заболевания), так и окружающих. В данном случае правильнее говорить о трудностях и неудобствах, которые могут возникать у детей с ЗПР и их окружения.
Детям с ЗПР сложнее адаптироваться в обществе, у них возникают трудности в обучении. Если не проводить коррекцию задержки психического развития, это может привести к потере учебной мотивации, к социальной дезадаптации. Ребёнку с каждым годом будет всё труднее находиться со сверстниками, он будет оставаться на второй год в одном и том же классе, его поведение будет по-прежнему оставаться на низком уровне развития.
Что касается окружающих, то если ребёнок с ЗПР попадает в обычный класс общеобразовательной школы, и к нему не применяются никакие корректирующие меры, то в таком случае это может мешать процессу обучения остальных детей. Дети с ЗПР часто отвлекаются на уроках, могут отвлекать учителя и других детей. Они могут играть во время занятий или вставать и ходить по классу без разрешения учителя. Всё это затрудняет учебный процесс и может вызывать негативное отношение к такому ученику и со стороны учителей, и со стороны одноклассников.
Именно поэтому рекомендуется отдавать ребёнка или в специальные классы, или проводить коррекционные мероприятия до начала обучения, чтобы и сам ребёнок смог легко адаптироваться в школьной среде, и не затруднял процесс обучения других детей.Коррекция задержки психического развития
Методы коррекции задержки психического развития весьма разнообразны и зависят в первую очередь от причин её возникновения.
В том случае, если причины носят медицинский характер, коррекция обязательно должна проводиться под присмотром врачей. При необходимости они назначат необходимое медикаментозное лечение в соответствии с выявленными соматическими заболеваниями и нарушениями функционирования центральной нервной системы, также при необходимости врач может назначить физиотерапию. Обучение детей в таком случае обычно проходит при больнице или в санаторных условиях, чтобы обеспечить ребёнку должный медицинский уход. Если же специальный уход не требуется, то в таком случае следить за выполнением предписаний врачей приходится уже родителям.
К физически здоровым детям тоже нужен особый подход. Обычно дети с задержкой психического развития посещают специализированные дошкольные образовательные учреждения или специализированные группы при общих дошкольных образовательных учреждениях, школы VII вида или коррекционные классы общеобразовательных школ. В процессе обучения таких детей важно соблюдать некоторые особенности. В связи с тем, что их зрительное восприятие преобладает над слуховым, необходимо опираться на наглядные пособия и демонстрацию учебного материала. Кроме того, у детей с ЗПР страдает концентрация внимания и произвольность, в связи с чем учебный материал должен быть дозированным, а также важна частая смена видов деятельности. Из-за нарушений памяти при обучении таких детей важно учитывать такой аспект, как многократное повторение учебного материала, в связи с чем должно увеличиваться количество учебных часов при изучении сложных разделов программы. Обучение можно проводить в формате игры, это поможет повысить их заинтересованность в обучении и мотивацию. Только в таком случае учебный процесс у детей с задержкой психического развития пойдёт им на пользу, и учебный материал будет хорошо усвоен.
Как правило, в коррекционных классах соблюдается небольшая наполняемость классов. Это позволяет педагогу найти индивидуальный подход ко всем ученикам.
При работе с эмоциональной сферой психологи часто используют такие приёмы, как игровая терапия и различные виды арт-терапии. Это развивает творческие способности ребёнка, даёт возможность выразить чувства, повышает уровень самоконтроля и помогает облегчить процесс адаптации. Постепенно ребёнок научится управлять своим поведением, выражать свои эмоции, они станут более яркими, многоплановыми. Любая рисуночная арт-терапия также развивает воображение, художественные способности ребёнка.
При нарушениях речи проводятся коррекционные занятия с логопедом.
Если же проблемы развития ребёнка исходят из его семьи и воспитания, в таком случае консультация психолога необходима не только ребёнку, но и его родителям.
Психолог поможет выяснить причину задержки психического развития, расскажет о том, какие ошибки в воспитании были допущены и каким образом они способствовали тому, что ребёнок стал отставать в развитии. На основе этих знаний психолог вместе с родителями ребёнка разработает новую стратегию воспитания с учётом предыдущих ошибок, психолог подскажет, какие меры в таком случае родители смогут предпринять самостоятельно. Возможно, взрослым самим будет нужна психотерапия или консультации семейного психолога, чтобы решить свои внутренние и семейные проблемы и конфликты, которые в свою очередь нашли отражение в развитии ребёнка.
Заключение
В любом случае, если у родителей есть подозрение на то, что они наблюдают отставание в развитии ребёнка, не стоит этого сразу пугаться или стесняться. Лучше сразу же обращаться за квалифицированной помощью к специалистам. Чем раньше будут применены коррекционные меры, тем выше вероятность того, что развитие приблизится к норме, с ребёнка будет снят диагноз «задержка психического развития», и он сможет стать полноценным членом общества и достичь высоких результатов как в учебной, так и в будущем в профессиональной деятельности.
Знания о том, что представляет собой задержка психического развития, её этиология и проявления, могут помочь многим родителям увидеть её проявления на раннем этапе. Понимая, к чему может привести данная проблема, родители с наибольшей долей вероятности обратятся за помощью к специалистам и сами будут принимать необходимые для развития ребёнка меры.
Мы приложили много усилий, чтобы Вы смогли прочитать эту статью, и будем рады Вашему отзыву в виде оценки. Автору будет приятно видеть, что Вам был интересен этот материал. Спасибо!
(8 оценок, среднее: 5,00 из 5) Загрузка...Если Вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями!ustamivrachey.ru
Что такое ЗПР у детей: особенности развития и коррекционное лечение
Содержание
Этот диагноз ставится детям, как правило в школьном или дошкольном возрасте, когда ребенок впервые сталкивается с систематическим и целенаправленным обучением. Это вид задержки в психологическом развитии, которое требует коррекции. При своевременной диагностике и правильном лечении, поведении родителей с ребенком от этого заболевания можно избавиться полностью и преодолеть проблемы в развитии.
ЗПР - что это такое
Аббревиатура расшифровывается как задержка психического развития, по МКБ-10 имеет номер F80-F89. ЗПР у детей – это медленный тем совершенствования психический функций, к примеру, эмоционально-волевой сферы, мышления, памяти, восприятия информации, памяти, что при водит к отставанию по общепринятым нормам в развитии для данного конкретного возраста.
Обнаруживается патология, как правило. в младшем школьном или дошкольном возрасте. Первые проявления ЗПР проявляются при тестировании, которое проводят перед поступлением в школу. К конкретным проявлениям относят нехватку знаний, ограниченность представлений, затрудненная интеллектуальная деятельность, незрелость мышление, преобладание чисто детский и игровых интересов. Причины появления патологии в каждом случае индивидуальны.
Симптомы и признаки
Дети с ЗПР в познавательной сфере испытывают незначительные проблемы, но они затрагиваются многие психические процессы, которые и формируют клиническую картину. К проявлениям ЗПР у детей относят следующие признаки:
- Специалисты характеризуют уровень восприятия у ребенка с ЗПР как замедленное, нет способности собрать целостный образ предмета. Часто страдает при заболевании слух, поэтому подача материала для детей с данным заболеванием должна обязательно сопровождаться картинками и наглядными примерами.
- Если ситуация требует устойчивости, концентрации внимания, то у ребенка возникают трудности, потому что любое внешнее воздействие отвлекает его.
- При диагнозе ЗПР наблюдается гиперактивность на фоне синдрома дефицита внимания. Запоминают дети информацию выборочно, со слабой избирательностью. Лучше работает наглядно-образный (зрительный) типа памяти, вербальный тип развит недостаточно.
- Отсутствует образное мышление. Дети используют абстрактно-логическое мышление только под руководство педагога.
- Малышу сложно сделать какое-то умозаключение, сравнивать вещи, обобщать понятия.
- Словарный запас ограниченный, речь характеризуется искажением звуков, пациенту сложно строить полноценные фразы, предложения.
- ЗПР в большинстве случаев сопровождается задержкой речевого развития, дисграфией, дислалией, дислексией.
У детей дошкольного возраста
Перед приемом в школу специалисты обязательно проводят тесты, которые проверяют уровень развития малыша. Если присутствует задержка психического развития у детей, то педагог обязательно это заметит. Крайне редко у малыша с ЗПР нет никаких признаков заболевания, в кругу сверстников никак не выделяется. Самостоятельно родители не должны начинать лечение, нужна обязательно консультация у доктора. К явным признакам ЗПР в дошкольном возрасте относят:
- школьник совсем не может или с трудом одеться, покушать, умыться, застегнуть куртку, завязать шнурки, выполнять прочие ежедневные процедуры;
- школьник не хочет участвовать в совместных играх, с опасной относится к одноклассникам, явно проявляет признаки замкнутости, не хочет общаться с коллективом;
- любые его действия сопровождаются агрессией, нерешительностью;
- ведет себя тревожно, боится постоянно даже самых простых ситуаций.
Отличия от умственной отсталости
Родители не всегда понимают разницу между этими двумя патологиями, но они существуют, и они очень ощутимые. Если врачи у малыша после 4 класса продолжают наблюдать все признаки ЗПР, то появляется подозрение на умственную отсталость или конституциональный инфантилизм. Основные различия этих патологий следующие:
- Умственная отсталость, интеллектуальное недоразвитие носят необратимый характер. При ЗПР ситуацию можно исправить, если начать своевременно лечение, при надлежащем уходе за пациентом.
- При ЗПР школьник может использовать ту помощь, которую ему предлагает специалист, переносит ее на новые задания. При умственной отсталости этого не происходит.
- Дети с ЗПР пытаются понять прочитанное, при УО такое желание отсутствует вообще.
Причины
Классификация ЗПР проводится согласно тем факторам, которые спровоцировали патологию. Один из возможных вариантов – локальные изменения в мозговых зонах, которые происходят еще на этапе внутриутробного развития. Причиной этому становятся болезни матери соматической, токсической, инфекционной формы. Такие же изменения происходит при асфиксии ребенка во время прохождения по родовым путям.
Еще одним важным фактором является генетика, которая по законам природу может наградить ребенка природной предрасположенностью к медленному созреванию мозговых систем. Часто патология носит неврологическую основу с признаками дистонии сосудов, гидроцефалией, сбою иннервации черепно-мозгового участка. На энцефалографии можно хорошо проследить все нарушения деятельности головного мозга, которые провоцируют замедленное развитие. К характерным проявлениям ЗПР у детей относится активность дельта-волн, полное затухание альфа-ритмов.
Эмоционально-психологические причины развиваются, если школьник с раннего возраста воспитывался в неприемлемых условиях. Межличностные, психоречевые и прочие проблемы возникают, если:
- наблюдается эмоциональная, материнская депривация (безнадзорность);
- отсутствие внимание со стороны педагогов, что привело к запущенности;
- у малыша не было необходимых стимулов для нормального развития;
- алкоголизм родителей, недостаток внимания со стороны родителей в раннем возрасте;
- не было условий, чтобы овладеть простыми навыками;
- равнодушное, безразличное отношение со стороны педагога, не учитывались индивидуальные особенности;
- частые, регулярные скандалы в семье, ограничение контакта со сверстниками, нестабильность;
- скудное, плохое питание, которое не обеспечило растущий организм всеми необходимыми витаминами, минералами.
Виды ЗПР
Данное заболевание делят на 4 группы. Каждый тип провоцируют определенные факторы, обладает своими особенностями незрелости эмоционального характера, нарушениями познавательной деятельности. Выделяют следующие виды патологии:
ЗПР конституционального происхождения
Для этого вида патологии присуща ярко выраженная незрелость эмоционально-волевой сферы, она отстает на несколько ступеней по сравнению с другими детьми. Это называется психический инфантилизм, это не болезнь, его принято считать комплексом заостренных черт характера, черт поведения, которые могут ощутимо отражаться на повседневной деятельности ребенка. Больше страдает учебная, адаптационная способность малыша к новым ситуациям.
При таком типе ЗПР ребенок часто несамостоятелен, привязан к маме, без нее чувствует себя беспомощным, тяжело адаптируется к новым условиям. Характерной особенностью выступает повышенный фон настроение, проявление эмоций бурное, но настроение неустойчивое. Ближе к школьному возрасту малыш на первый план по-прежнему ставит игры, а в норме должна появится учебная мотивация.
Без посторонней помощи ребенку сложно принимать решения, что-либо выбрать, совершить любое другое волевое усилие. Детям с ЗПР могут вести себя весело и непосредственно, в глаза отставание в развитии не бросается, но по сравнению со сверстниками они всегда кажутся младше. Педагоги должны уделять больше внимания таким школьникам, учитывая индивидуальные особенности.
Соматогенное происхождение
В эту группу попадают часто болеющие, ослабленные дети. Хронические инфекции, длительные болезни, аллергии, пороки врожденного характера провоцируют задержку психического развития. Объясняется это тем, что под воздействием долгого течения заболевания, на фоне слабости организма у малыша страдает психическое состояние. Это не дает ему полноценно развиваться, что приводит к низкой познавательной активности, притуплению внимания, повышенной утомляемости. Эти факторы приводят к замедлению темпов формирования психики.
Этой же группе относятся и школьники из семей с гиперопекой. Слишком повышенное внимание к воспитанию ребенка приводит, когда буквально шагу не дают сделать без контроля, приводит к отсутствию развития самостоятельности, познанию окружающего мира, формирования полноценной личности. Гиперопека присуща семьям, где дети часто болеют, постоянная тревога, жалость к малышу, стремление максимально облегчить ему жизнь в итоге приводят к задержке психического развития.
ЗПР психогенного происхождения
В этом случае главная роль отводится социальной ситуации при развитии малыша. Неблагоприятная обстановка в семье, психические травмы, проблемное воспитание приводит к ЗПР. При наличии насилия, агрессии к крохе или членам семьи влечет за собой развитие определенных черт в характере вашего чада. Это становится часто причиной несамостоятельности, нерешительности, безынициативности, патологической застенчивости и боязливости.
Этот тип причины ЗПР отличается тем, что опека практически отсутствует, недостаточное внимание к воспитанию. Растет школьник в ситуации безнадзорности, педагогической запущенности. Это приводит к отсутствие сформированного мнения о моральных и нормах поведения в обществе, малыш не может контролировать свое собственное поведение, не в состоянии отвечать за свои поступки, проявляется нехватка знаний об окружающем мире.
ЗПР - церебрально-органического происхождения
Самый распространенный тип патологии, имеет неблагоприятный прогноз развития по сравнению с вышеописанными видами. Основной развития болезни становится органические нарушения, к примеру, недостаточность нервной системы, которая развивается по следующим причинам:
- родовая травма;
- патологии беременности (резус-конфликт, травма, интоксикации, инфекции, токсикозы);
- недоношенность;
- нейроинфекции;
- асфиксия.
Данный вид задержки психического развития сопровождается дополнительным симптомом – минимальная мозговая дисфункция (ММД). Под этим понятия подразумевают комплекс легких отклонений в развитии, которые проявляются себя только в определённых случаях. Признаки сильно отличаются и могут появиться в разных областях психической деятельности малыша.
Осложнения и последствия
ЗПР отражается последовательно на личностном развитии больного в дальнейших жизненных ситуациях. Избежать значительных последствий можно только при своевременно принятых мерах по диагностированию отклонения, коррекции поведения, обучению существования индивидуума в социуме. Безразличие к задержке приводит только к усугублению имеющихся проблем, которые проявятся во время взросления.
Типичным осложнением становится замкнутость в себе, отстранение от сверстников, к ним начинают относится как к изгоям, что добавляет чувство неполноценности собственной личности, снижает самооценку. Совокупность всех факторов приводит к крайне сложной адаптации, невозможности общения с противоположным полом. Последствием становится снижение уровня познавания, усвоения новой информации, искажение речи и письма, сложность в поиске подходящей профессии, освоении простых рабочих приемов.
Диагностика
Для определения задержки развития необходимо провести всестороннее обследование крохи, которое проводит психолого-медико-педагогическая комиссия (сокращенно ПМПК). Диагноз ЗПР ставят по заключению логопеда, психолога, дефектолога, детского невролога, педиатра, психиатра. Специалист проводят сбор анамнеза, изучат его, анализируют условия жизни. Далее проводят нейропсихологическое тестирование, изучение медицинской документации вашего чада, диагностическое обследование речи.
Обязательной частью диагностики становится беседа с малышом на предмет изучения интеллектуальных процессов, эмоционально-волевых качеств. Эти сведения становятся основанием для определения уровня развития малыша. Члены ПМПК выносят заключение об отсутствии или наличии ЗПР, выдают рекомендации по дальнейшей организации воспитания, обучения вашего чада в условиях школы или других специальных образовательных учреждений. В качестве инструментальных методов может применяться:
Коррекция
Лечение ЗПР начинают сразу после появления первых симптомов заболевания. Ранняя диагностика важна для эффективной схему коррекции, который включает комплексный подход, используются следующие основные лечебные методы:
- Рефлексотерапия. Электрические импульсы посылаются на мозговые точки. Методика воздействия микротоков эффективно при отставании развития после церебрально-органического поражения.
- Логопедический массаж, эффективные методики развития памяти, тренировка памяти, занятия артикуляционной гимнастикой, повышение уровня мышления. Все эти лечебные мероприятия проводятся специалистами дефектолог и логопед.
- Медикаментозные лекарства назначают только после обследования у невролога. Самостоятельно использование строго противопоказано, оно может навредить вашему крохе.
- При социальных факторах требуется консультация у психолога. Хорошо помогает общение с дельфинами, животными, лошадьми. Благополучные пары могут помочь малышу развить уверенность в себе (без формирования завышенной самооценки), поддержка должна помочь в развитии личности.
Профилактика
В качестве профилактических мер выступает предупреждение отклонений в развитии малыша. Необходимо провести точное планирование беременности, предотвратить негативное воздействие любых внешних факторов в период формирования и роста плода. Будущая мама должна избегать любых заболеваний, инфекций, проводить профилактику от них в раннем возрасте крохи.
Одной из главных задач молодых родителей становится социальная сфера развития чада. Создайте положительные условия для развития крохи, благополучной атмосферы в семье. С младенческого возраста нужно развивать и заниматься ребенком. Для профилактики ЗПР нужно создать эмоционально-телесную связь крохи и родителей. Тогда дети чувствуют спокойствие и уверенность. Это будет способствовать правильному развитию, поможет адекватно воспринимать окружающий мир, ориентироваться в обстановке.
Видео
Задержка психического развития у детей.
Внимание!Иформация представленная в статье носит ознакомительный характер. Материалы статьи не призывают к самостоятельному лечению. Только квалифицированный врач может поставить диагноз и дать рекомендации по лечению исходя из индивидуальных особенностей конкретного пациента.
Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!sovets.net