Упражнения на восстановление дыхания в детском саду


Упражнения для восстановления дыхания

 

Упражнения на восстановление дыхания

«Петушок»

И. п. ноги на ширине плеч, руки поднимаем через стороны вверх – вдох через нос, опускаем вниз, выдыхаем и произносим: Ку-ка-ре-ку!

«Воздушный шар»

И. п. ноги на ширине плеч, руки подняты вверх, ладони и пальцы образуют небольшой шарик. Вдох через нос, выдох, губы  - трубочкой, руки опускаются через стороны, образуют большой шар.

«Побрызгаем бельё водой»

Глубокий вдох носом, имитация разбрызгивания воды на бельё: П-р-р-р, п-р-р-р, п-р-р-р..

«Филин»

И. п. ноги на ширине плеч, руки поднимаем через стороны вверх – вдох через нос, опускаем вниз, выдыхаем и произносим: У-гу.у-гу,у-гу…!

«Рубим дрова»

И. п. ноги на ширине плеч, руки поднимаем   вверх, соединяем в замок  – вдох через нос, опускаем резко вниз, выдыхаем и произносим: Ох! Ох! Ох!

«Пароход»

Продвигаясь в колонне друг за другом, или стоя на месте, ноги на ширине плеч. Вдох через нос, руки поднимаем через стороны вверх, опускаем и говорим: Ту-ту-у-у-у-у…

«Паровоз»

Продвигаясь в колонне друг за другом, руки согнуты в локтях, или стоя на месте, ноги на ширине плеч. Вдох через нос, руки продвигаем вперёд круговыми движениями и говорим: Чух-чух-чух…

«Запах цветка»

Нужно представить, что вы вдыхаете аромат красивого цветка, который растёт на поляне. Нужно сделать шумный медленный вдох носом, и выдохнуть ртом.

«Поездка в лифте»

Нужно представить, что вы едите в лифте и объявляете этажи. Чем выше этаж, тем и выше голос. Едем сначала с первого на девятый, а затем наоборот.

«Задуй свечу»

u Сделайте один большой вдох и сразу выдохните весь воздух                                      «Задуй большую свечу»;

u Сделайте один большой вдох и выдохните тремя небольшими выдохами        «Задуйте три свечи»;

u Сделайте один большой вдох и медленно задуйте много свечей на вашем именинном торте.

«Выдох со счётом»

Сделайте глубокий вдох, произнося скороговорку:

Как на горке на пригорке

Стоят 33 Егорки:

на выдохе считайте до тех пор, пока не кончится воздух:

Раз Егорка, два Егорка, три Егорка…

«Подуй на снежинку»

Нужно представить, что падает пушистый снег, можно поставить лёгкую музыку. Протягиваем ладошку то в одну, то в другую сторону, ловим на ладонь снежинку и сдуваем её.

«Сдуем снежок»

Педагог предлагает положить на ладошку кусочек ваты ( или пёрышко )и подуть на него.

«Шарик лопнул»

Дети соединяют ладошки рук в небольшой комочек. Медленно делают вдох и проговаривают:

Надуваем быстро шарик,

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул,

Воздух вышел,

Стал он тонкий и худой.

При выдохе произносим звук: С-с-с-с-с-с…

«Гуси»

Дети присаживаются на корточки, переступают вперевалку и издают звук: Ш-ш-ш-ш…

Затем продвигаются вперёд на корточках, руки изображают клюв, издают звук: Га-га-га…

Поворачиваются на корточках вокруг себя , крылья-руки складывают за спину: Га-га-га…

«Мяч»

И. п. ноги на ширине плеч, руки поднимаем   вверх, делаем носом вдох. Выдыхаем, опускаем руки вниз, наклоняемся и говорим «мяч».

dou35-krkam.caduk.ru

Дыхательная гимнастика в детском саду

Ирина Берегова Дыхательная гимнастика в детском саду

Дыхательная гимнастика в детском саду.

Цели и задачи :

• Восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

• Улучшает дренажную функцию легких;

• Устраняет некоторые изменения в бронхо- легочной системе;

• Способствует рассасыванию воспалительных образований, расправлению сморченных участков легочной ткани, устранению застойных местных явлений;

• Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

• Налаживает нарушенные функции сердечно- сосудистой системы, укрепляет весь аппарат кровообращения;

• Исправляет развившиеся в процессе заболевания различные деформации грудной клетки и позвоночника;

• Повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшает нервно- психическое состояние.

Дыхательная гимнастика играет важную роль в процессе оздоровления и закаливания дошкольников.

В младшем и среднем дошкольном возрасте активно используются ОРУ упражнения для рук, плечевого пояса и туловища в сочетании со звуковой гимнастикой: имитационные, образно подражательные упражнения.

Учитывая незавершенность формирования дыхательной системы младших дошкольников, дыхательные упражнения выполняются в медленном и в среднем темпе с небольшим количеством повторений (4- 5 раз).

Во вводной и в заключительных частях физкультурного занятия проводятся игровые упражнения дыхательной гимнастики по 25- 30 секунд.

Большинство упражнений в этом возрасте начинается из исходного положения «стоя»; некоторые упражнения для туловища из положения «сидя», «лежа на спине», «стоя на четвереньках».

Упражнения из положения стоя.

«Лови комара» И. п. - встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Хлопнуть в ладоши перед собой на уровне лица (груди, над головой, сказать «Хлоп!». Вернуться в и. п. - вдох.

«Помаши крыльями, как петух». И. п. - встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в сторону, затем, хлопая руками по бедрам, делать выдох и произносить «Ку-ка-ре-ку».

«Косарь». И. п. - встать прямо, ноги врозь, слегка согнуты, руки вытянуть вперед, пальцы сжать в кулак. Поворачиваться направо и налево, подражая движениям косаря, делать размашистые движения руками и произносить с выдохом «Жух! Жух!»

«Дровосек». И. п. -встать прямо, широко расставив ноги, руки подняты над головой, пальцы сцеплены. Наклоняться, опуская руки между ногами, и произносить с выдохом: «Ба-а-а-х! Ба-а-а-а-х».

«Гуси шипят» И. п. - встать прямо ноги врозь, ступни параллельно, руки за спиной. Наклоняться вперед смотря вперед, вытягивая шею, произнести: «Ш-ш-ш-ш!». Возврат в и. п. - вдох.

«Часики». И. п. - встать прямо, ноги слегка расставить, руки на поясе. Небольшой наклон в сторону, с выдохом сказать «Тик- так». Возвратиться в и. п. - вдох. То же в другую сторону.

«Поиграй на трубе». И. п. - ноги вместе, руки согнуты перед собой как бы держа трубу. Делать мелкие движения пальцами, подражая нажиманию на клавиши., и с выдохом приговаривать: «Ту-ту-ту!».

«Вертушка». И. п. - встать прямо, расставив ноги на ширину плеч, руки опустить. Поворачиваться направо и налево, свободно размахивая руками и произносить «Х-р-р-р!».

«Вырасти большим». И. п. - встать прямо ноги вместе, руки опущены. Поднять руки, потянуться, подняться на носки,- вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю стопу- выдох, произнося «У-х-х-х!».

«Спрятались» И. п. - встать прямо слегка расставив ноги, руки вниз. Присесть пониже на всей ступне, приложить палец к губам и произнести «Тс-с-с!». Вернуться в и. п. – вдох.

«Лягушка прыгает» И. п. -встать прямо, ноги вместе, руки на поясе. Вдохнуть, после чего сделать прыжок вперед с одновременным выдохом и произнести «Ква-аак!»

«Насос». И. п. - встать прямо, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Вдох, затем, наклоняя тело в сторону- выдох, длительно произнося- «с-с-с». Одной ногой скользить вдоль по ноге, другую поднимать до подмышечной впадины. Вернуться в и. п. - вдох. Повторить в другую сторону.

Упражнения их положения «сидя», «лежа на спине», «стоя на четвереньках», «стоя на коленях».

«Гребцы». И. п. - сесть ноги врозь, руки согнуты в локтях. Наклониться вперед, коснуться руками носков ног, выдохнуть, произнося «У-х-х». Выпрямиться, слегка развести локти в стороны- вдох.

«Маятник». И. п. - сидя на полу, ноги скрещены, руки на поясе. Расскачивать туловище вправо и влево, повторяя «Так- так».

«Прижми колени». И. п. - сидя на полу, ноги вперед,руки вверх. Подтянуть колени к груди, обхватить их руками и произнести на выдохе «Вот». Вернуться в и. п. - вдох.

«Кошечка» И. п. - стоя на четвереньках. Поднять голову, прогнуть спину- вдох. Опустить голову, выгнуть спину, сказать «Ф-р-р» («Ш-ш-ш»)- выдох.

«Мотор». И. п. - стоя на коленях руки согнуть перед грудью. Выполнять вращение согнутых рук, произнося «р-р-р». Возвратиться в и. п. - вдох.

«Мишка спит». И. п. - лежа на спине, ноги вытянуты, руки вдоль туловища. Согнуть ноги, повернуться на бок, произнести на выдохе «У-х-х». Вернуться в и. п.

Игровые упражнения.

«Поезд». Дети – вагончики встают в колонну за воспитателем – «паровозом». Поезд движется, дети двигают попеременно согнутыми руками и произносят «Чух- чух».

Чух- чух, чух- чух,

Мчиться поезд во весь дух,

Паровоз пыхтит,

«Тороплюсь» - гудит.

«Тороплюсь! Тороплюсь,

Тороплю-ю-ю-сю=ь».

Повторять в течении 25- 30 сек.

«Заблудился». Одна часть детей изображает деревья, другая- детей заблудившихся в лесу. Они ходят между деревьями, останавливаются, складывают руки рупором и на выдохе громко произносят «А-у-у-у! А-у-у-у!»

«Гуси летят». Дети медленно ходят по залу, поднимая руки в стороны, делают вдох с выдохом, опуская их, и произносят «Гу-у-у! Гу-у-у!»

«Собираем цветы». Дети ходят по залу и собирают заранее разложенные цветы. Воспитатель предлагает понюхать ароматные цветочки. Слегка наклоняя голову, дети делают вдох через нос, выдох ртом, произнося «А-а-а-а!».

«Подуй на одуванчик». Дети собирают одуванчики, вдохнув, слегка наклоняются и долго выдыхают, стараясь сдуть все парашутики с одуванчика.

«Сдуй снежинку». Дети ищут заранее разложенные, сделанные из бумаги снежинки. Кладут их на ладошку. Вдохнув, слегка наклоняются и, выдыхая, стараются сдуть снежинку.

«Пузырь». Дети вместе с воспитателем беруться за руки и образуют круг, становясь близко друг к другу, затем говорят:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся

Одновременнос этим дети расходятся в стороны, увеличивая круг, держаться за руки до тех пор, пока воспитательне скажет «Лопнул пузырь». На выдохе дети сходятся к центру, произнося «Ш-ш-ш».

Упражнения на нормализацию дыхания.

На протяжении занятий дети выполняют боьшой оббьем физической работы, требующей усиленного притока кислорода к мышцам и органам. Поэтому для улучшения вентиляции легких на занятиях необходимо вводить дыхательные упражнения, способствующие нормализации дыхания, особенно после бега и прыжков.

«Обними себя». И. п. - ноги на ширине плеч, руки в стороны и отведены назад, ладони вперед пальцы врозь. Руки скрестить на груди, кистями хлопнуть по лопаткам, одновременно сделать выдох. Вернуться в И. п- вдох.

«Сдуем снег (пыль) с обуви». И. п. - ноги на ширине плеч, руки вверх- в стороны. Опускаясь на ступню, наклониться вперед, руки через стороны скрестить перед грудью с громким выдохом. Оставаясь в наклоне, плавно скрещевая и разводя руки, закончить выдох. Плавно выпрямиться, делая спокойный влох, и принять и. п.

В старшем дошкольном возрасте постепенно возрастает нагрузка на опорно- двигательный аппарат и другие системы организма за счет большей интенсивности и повышения дозировки упражнений. Вводятся круговые вращения рук (вперед- назад, рывковые движения прямых и согнутых рук. В упражнениях для туловища делаются повороты и наклоны в сторону, повороты вокруг себя стоя и лежа. Больше внимания уделяется специальным дыхательным упражнениям. Широко используются пособия и имитационные упражнения.

Дыхательные упражнения выполняются в среднем темпе по 6-8 раз.

«Наклоны вперед». И. п. - ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Спокойный вдох в и. п. 1-2-3- пружинистые наклоны вперед с троиным выдохом. Руки за спину, смотреть вперед. 4.- вернутьмя в и. п.

«Наклоны в сторону» («Наклоны с зонтиком»). И. п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе. Спокойный вдох в и. п. 1-2-3- тройной наклон в сторону, поднять разноименную руку над головой- «накрылись зонтиком»- выдох. 4.- вернуться в и. п.

«У кого дольше колышется ленточка». Каждый ребенок берет в руку узкую ленточку из тонкой цветной бумаги. Ноги на ширине плеч, руки внизу, слегка отведены назад. Спокойный вдох. На выдохе поднести ленточку ко рту, сделать небольшой наклон.

Специальные дыхательные упражнения.

«Задуй свечку». Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свлбодный вдох и слегка задержать дыхание. Сложить губы трубочкой. Выполнить три коротких редких выдоха, словно задувая горящую свечу: «Фу! Фу! Фу!». Во время упражнения держать спину прямо.

«Полное дыхание». Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный глубокий, одновременно поднимаю руки перед собой вверх. Задержать дыхание (пока приятно). Выполнить энергичный выдох открытым ртом, одновременно опуская руки и наклоняясь вперед («Ха!»). Выдыхать с облегчением, как будто освобождаясь от забот. Медленно выпрямиться.

Упражнения на укрепления мышцы носоглотки и верхних дыхательных путей.

Упражнение можно выполнять стоя или в движении.

«Ёжик». Поворот головы вправо влево в темпе движения. Одновременно с каждым движением сделать вдох носом, короткий шумный как Ёжик с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напряжена); выдох мягкий, произвольный через полуоткрытые губы.

«Ушки». Покачивая головой вправо- влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, а уши тянуться к плечам. Следить, чтобы при наклоне головы туловище не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц носоглотки. Выдох произвольный.

www.maam.ru

Методические рекомендации "Дыхательные упражнения"

УПРАЖНЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

Дыхательные упражнения используются для восстановления и совершенствования навыков дыхания. Статические дыхательные упражнения выполняются без движения конечностей и туловища, а динамические - сопровождаются движениями.

Правила дыхания при выполнении упражнений

- Подняли руки вверх и в стороны; отвели руки назад - делаем вдох.

- Свели руки перед грудью и опустили вниз - выдох.

- Наклонили туловище вперед, влево, вправо — делаем выдох.

- Выпрямляем или прогибаем туловище назад - вдох.

- Подняли ногу вперед или в сторону, присели или согнули ногу к груди — выдох.

— Опустили ногу, отвели ее назад, выпрямили из приседа — делаем вдох.

- Если при выполнении упражнения сложно определить начало вдоха и выдоха дышим равномерно, не задерживая дыхание.

Ветер

Ветер сверху набежал,

Ветку дерева сломал: «В-в-в-в!»

Дул он долго, зло ворчал

И деревья все качал: «Ф-ф-ф-ф» (Вдох. Выдох. Вдох. Выдох.)

Гудок паровоза

Через нос с шумом вдох, задержав дыхание на 1 -2 с, с шумом выдох через рот, губы сложены трубочкой, со звуком «у» (выдох удлинен). Учимся дышать в темпе 3-6. Вдох короче 1—3 счета. Задержка дыхания, выдох длинный (1—6 счетов).

Гуляем на полянке

В ходьбе с активными махами руками; глубокие вдохи-выдохи через нос. Чередовать разновидности ходьбы (на носках, высоко поднимая колени, «с кочки на кочку», перешагивание через предметы).

Дыхательная гимнастика

Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м-м-м», одновременно постукивать пальцами по крыльям носа. Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только гортанно-глоточный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.

Дыхательная медитация

Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка... Нежный аромат цветка... Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох.

Дышим глубже

Носом — вдох, (Поднимание рук - на вдохе.)

А выдох — ртом, (Свободное опускание рук — на выдохе.)

Дышим глубже,

А потом — Марш на месте, Не спеша,

Коль погода хороша!

Завели машину

Завели машину,

(Вдох.)

Ш-ш-ш-ш,

(Выдох.)

Накачали шину,

(Вдох.)

Ш-ш-ш-ш,

(Выдох.)

Улыбнулись веселей И поехали быстрей,

(Вдох.)

Ш-ш-ш-ш-ш-ш.

(Выдох.)

Комплекс дыхательных упражнений «Кто и как?»

1. Как пыхтит тесто? «Пых-пых-пых...»

2. Как паровоз выпускает пар? «Из-из-из...»

3. Как шипит гусь? «Ш-ш-ш...»

4. Как мы смеемся? «Ха-ха-ха...»

5. Как воздух выходит из шарика? «С-С-С...»

6. Подули на одуванчик. Дуем на раскрытые ладони. «Ф-ф-ф...»

Ныряние

Нужно два раза глубоко вдохнуть и выдохнуть, а затем, после третьего глубокого вдоха, «нырнуть под воду» и не дышать, зажав при этом нос пальцами. Как только ребенок чувствует, что больше не может «сидеть под водой», выныривает.

Упражнение рекомендуется выполнять между различными дыхательными комплексами, чтобы избежать головокружения.

Паровоз

Вариант 1. Учитель предлагает сначала переводить дыхание после каждой строчки, затем через строчку и постепенно научиться говорить на выдохе.

Паровоз кричит: «Ду-ду-у-у! Я иду, иду, иду!» А колеса стучат, А колеса говорят: «Так-так, так-так. Чуф-чуф, чуф-чуф. Ш-ш-ш, у-у-у! Приехали!»

Вариант 2. Ускорять речитатив до максимального темпа, сопровождая его ходьбой на месте, переходящей в бег. Затем перейти на медленный темп, а в конце остановиться со звуком «пых» и расслабить все тело.

Я могу дышать, как паровоз, чух, чух, чух. Я пыхчу, пыхчу под стук колес, чух, чух, чух. Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, пыхчу, чух, чух, чух. Развивать дыхание хочу, чух, чух, чух.

Птичка

Птичка крылышками замахала

И тихонько пропищала: «Пи-пи-пи».

(Вдох. Выдох.)

Руки к солнцу поднимаю

Руки к солнцу поднимаю,

И вздыхаю, и вздыхаю,

Опускаю руки вниз,

Выдох - паровоза свист.

На четыре — вдох глубокий,

Раз, два, три, четыре.

Раз, два, три, четыре. (Упражнение на дыхание в положении стоя или сидя (требуют дозировки). На четыре счета — вдох, на четыре счета — выдох.)

Скороговорки

Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании. Когда воздух закончится, ребенок должен запомнить, сколько Егорок он назвал.

На пригорке возле горки

Жили тридцать три Егорки:

Раз Егорка, два Егорка, три Егорка...

Сядем смирно, без движенья

Сядем смирно, без движенья,

Начинаем упражненье, (Выпрямиться, подбородок поднять, лопатки соединить.)

Руки поднимем, (Руки дугами внутрь вверх — вдох.)

Потом разведем (Руки в стороны — выдох.)

И очень глубоко

Всей грудью вздохнем. (Руки вниз, потом за голову.)

Дышим раз и дышим два, (Руки за голову, прогнуться, ноги разогнуть вперед — вдох, согнуться вперед, расслабиться — выдох.)

За работу нам пора.

Филин

Сидит филин на суку И кричит: «Бу-бу-бу-бу». (Вдох. Выдох со звуком.)

(Вдох.) (Выдох.)

(Вдох.)

(Выдох.)

(Вдох.)

(Выдох.)

(Вдох.)

(Выдох.)

(Вдох.)

Чайник

Чайник на плите стоял,

Через носик пар пускал: «Паф-паф-паф-паф».

Что за праздничный парад

Что за праздничный парад,

Здесь кругом шары летят, Флаги развеваются, Люди улыбаются. Воздух мягко набираем, Шарик красный надуваем. Пусть летит он к облакам, Помогу ему я сам!

Чудо-нос

Носиком дышу, Дышу свободно, Глубоко и тихо, Как угодно. Выполню задание, Задержу дыхание... Раз, два, три, четыре -Снова дышим: Глубже, шире.

Шарик

Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. На счет: один, два, три, четыре, — дети делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счет 1-8 медленно выдыхают.

Шарик красный

Воздух мягко набираем, Шарик красный надуваем, Шарик тужился, пыхтел, Лопнул он и засвистел: «Т-с-с-с-с!» (Вдох. Выдох. Вдох. Выдох со звуком.)

Бабочка

И. п. — стоя, руки на поясе.

1 — отвести локти назад, вдох через нос, прогнуться. 2—3 — задержать дыхание. 4 - И. п., выдох через нос.

Беседа инопланетян

И. п. — сидя.

Вдох через нос; на выдохе произносить носовой звук «м-м-м», слегка постукивая пальцами по крыльям носа. Постепенно удлинять выдох.

Ветер

И. п. - ноги шире плеч, руки на поясе.

1 — наклон к правой ноге, левая рука вверх, выдох.

2-И. п., вдох.

3 — то же к другой ноге, выдох. 4-И. п., вдох.

Ветер качает деревья

И. п. — стоя, руки вверху.

Поочередные наклоны в стороны с плавными движениями рук (как веточки); дыхание через нос.

Воздушный шарик

И. п. - упор - присев.

1 — встать, через стороны руки вверх, потянуться, вдох через нос — «шарик взлетел».

2-6 — удерживать статическое напряжение и задерживать дыхание на вдохе.

7—8 — И. п., выдох через нос — «шарик улетел».

Грибки

И. п. - стоя на коленях.

1 — руки вверх, прогнуться, глубокий вдох через нос «выросли». 2-4 — сесть на пятки, наклониться вперед, руки отвести назад-вверх, выдох — «спрятались».

Головой кивает слон, он слонихе шлет поклон

И. п. — стоя на четвереньках.

Наклоны головы по возможной амплитуде с медленными глубокими вдохами-выдохами через нос.

Дракончик

И. п. — сидя.

1—4 - глубокий вдох через нос.

5—8 - похлопывать пальцем по правой половине носа на выдохе, произносить «м-м-м», то же с другой половиной.

Ёжики

И. п. — сидя.

1 — глубокий вдох через нос.

2—4 - прерывистые выдохи (пофыркивание) через нос.

Загораем

И. п. — лежа на животе, руки под подбородком. Свободные махи вверх-вниз; вправо-влево ногами, согнутыми в коленных суставах, дыхание не задерживать.

Запахи весны

п. — стоя ноги на ширине плеч, руки на поясе. 2 — 3 — поворот туловища влево, глубокий вдох через нос.

- И. п., выдох через рот. 6—7 — то же в другую сторону.

- И. п.

Змея

И. п. — сидя на коленях.

Медленный глубокий вдох через нос; задержка дыхания на 4—5 с. (змея затаилась); медленный выдох через нос.

Игра с пушинкой

И. п. — лежа на животе, руки произвольно. Выполнять резкие выдохи носом, стараясь сдуть пушинку как можно дальше, рот закрыт.

Каша кипит

И. п. — стоя ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 — прогнуться, вдох через нос, задержать дыхание на 5-6 с. 2-3 — 4 - прерывистый выдохчерез прикрытые губы, произносить звук «пф-ф-ф».

Мужжалки-нужжалки

И. п. — о. с.

1 — руки в стороны, глубокий вдох через нос. 2-3 — руки вперед, выдох с произношением носовых звуков «м-м-м» при закрытом рте. 4-И. п.

5 — руки в стороны, глубокий вдох через нос. 6—7 - руки вверх, вдох с произношением носовых звуков «н-н-н» при закрытом рте. 8-И. п.

Мы проснулись утром ранним

И. п. — стоя ноги на ширине плеч, руки в замке за головой. 1—2 — руки вверх — в стороны, потянуться, вдох. 3—4— 5—6 - руки вниз, выдох.

Надуваем шар

И. п. — сидя.

На вдохе через нос выпятить живот; на выдохе — втянуть по возможной амплитуде.

Нам холодно

1—4 - вдох через нос.

5—12 — выдох через нос, обнять себя за плечи как можно сильнее.

Нарисуй линию

И. п. — сидя.

Поворот головы вправо, глубокий вдох через нос. Медленный поворот головы по возможной амплитуде с продолжительным выдохом через нос «рисуем линию» (то же в другую сторону).

Незнайка

И. п. — о. с.

Поднять плечи, вдох через нос. Опустить плечи, выдох через нос.

Посмотри на друга

И. п. — стоя, руки на поясе.

1 - повороты головы вправо - вдох через нос.

2—4 — И. п. — выдох через рот.

5 — поворот головы влево — вдох через нос.

6—8 — И. п. — выдох через рот.

Прищепка

И. п. — о. с, вдох через нос.

На выдохе зажать пальцами нос (2-3 с), полный выдох через нос.

Птички летят

И. п. — о. с.

1—2 — через стороны руки вверх, вдох через нос. 3—4 - руки вниз, выдох через нос.

Сдуй лепесток

И. п. — сидя (стоя)., на ладони нарезанная бумага (пушинки, лепестки).

Глубокий вдох через нос, задержать дыхание на 2—3 с. Прерывистые выдохи через нос, стараясь сдувать по нескольку «лепестков».

Собака берет след

И. п. — стоя на четвереньках.

«Принюхивание» — прерывистые вдохи через нос; выдох произвольный.

Спящая красавица

И. п. — лежа на спине.

1—2—3—4 — медленный вдох через нос.

5—6—7—8—9—10 — медленный выдох через нос.

Хохотунчики

И. п. - сидя, упор сзади.

1 —4 — вдох через нос, рот закрыт.

5—10 — выдох при закрытом рте с произношением «ха-ха-ха».

Комплекс упражнений для развития дыхательной системы

1. «Тик-так»

И. п. — стойка ноги врозь.

1 — мах руками назад («тик»).

2 — мах руками вперед («так»). Повторить 8-10 раз.

2. «Насос»

И. п. — стойка ноги врозь — вдох.

1 - выдох с наклоном туловища вправо, руки скользят вдоль туловища со звуком — «вжик».

2 — выпрямиться, вдох.

3—4 - повторить в другую сторону («вжик»). Повторить все движения по 4—6 раз в каждую сторону.

3. «Ку-ка-ре-ку» Повторить 5—6 раз.

4. «Паровозик»

Ходьба на месте, согнутые руки выполняют круговые, поочередные движения вдоль туловища, приговаривать на выдохе: «Чух-чух-чух». Повторять в течение 20—30 с.

5. «Каша кипит»

И. п. - правая рука на животе, левая рука на груди. 1—2 — втянуть живот и сделать вдох грудью. 3—4—опуская грудь, делать выдох и выпячивать живот, произнося: «ф-ф-ф-ф».

Повторить 3—4 раза.

6. «Семафор»

И. п. — сидя, пятки и носки вместе. 1—2 - руки в стороны, вдох.

3-4 - медленно выдыхая, руки вниз, произнося звук «с-с-с-с-с». Повторить 3—4 раза.

7. «Рубка дров»

И. п. — стоя в проходе между партами.

Изобразить рубку дров. Поднять руки — вдох. Опустить руки — выцох, произнося: «Ух-хх! Ух-хх!» Повторить 3—4 раза.

8. «Маятник»

И. п. — стоя в проходе между партами.

Вдох. Наклоны в стороны, произнося: «Т-у-у-х-х-х! Т-у-у-у-х-х-х!» — выдох.

Литература:

Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. - М.: ВАКО, 2007. -208 с. - (Мастерская учителя).

infourok.ru

Упражнения и игры на дыхание для детей от 2 до 7 лет

Дыхательная гимнастика представляет собой специально разработанные упражнения для развития дыхательной системы и направлена на укрепление здоровья и улучшения общего физического состояния ребенка.

В основе этого комплекса лежит правильное и систематическое выполнение ребенком специальной гимнастики по поверхностному, замедленному, полному дыханию и искусственному затруднению и задержки.

Дыхательные упражнения выполняются детьми дошкольного возраста в спокойном состоянии или с помощью элементов движения или игры. Наибольшей популярностью пользуются упражнения дыхательной системы разработанной А. Н. Стрельниковой и К. П. Бутейко. Их выполнение направлено на достижение следующих целей:

  • Насыщение кислородом всех клеток организма.
  • Научиться управлять собой и своим психологическим состоянием, за счет овладения комплексом гимнастических упражнений по управлению и контролированию дыхания.
  • Поправить здоровье и общее самочувствие, за счет увеличения работы органов пищеварения, сердечной системы и сердца.
  • Профилактические меры по заболеваниям дыхательной системы.

Упражнения на развитие дыхания подходят детям от 2 лет, часто болеющими вирусными или простудными заболеваниями, болезнями легких, бронхиальной астмой или имеющих проблемы с дыхательной системой. Правильный выбор упражнений поможет облегчить симптомы протекающей болезни, уменьшить период болезни и развитие осложнений в будущем. Лучше если его подберет лечащий врач.

Перед тем как начинать выполнение упражнений важно ознакомится с правилами проведения занятий для детей дошкольного возраста:

  • Занятия проводятся в «дышащей» одежде при температуре в комнате или на улице от 17 до 20.
  • Перед проведением занятия проветриваем помещение, в котором оно будет проводиться.
  • Для получения наибольшего эффекта упражнения выполняются 2 раза в день по 15– 30 минут.
  • Для того чтобы их было интереснее выполнять занятия для детей проводят в форме игры, так оно пройдет эффективнее и не наскучит.
  • Упражнения должны иметь простые и детские названия.
  • Для занятия можно использовать детские игрушки.
  • Для проведения занятий подходит открытое помещение или улица.
  • Упражнения начинаются с простых, постепенно усложняясь и увеличиваясь по числу повторений.
  • Только систематическое выполнение упражнений приведет к желательному результату.

Комплекс дыхательных упражнений для детей от 2 до 4 лет

«Шарик»

Ложимся на спину, обе руки расположены на животе. Теперь включаем воображение и представляем, что вместо живота у нас находится шар. Наполняем его воздухом, через нос, медленно вдыхая. Затем задержав дыхание, сдуваем воздух, выдыхая через рот.

«Рыбка»

Ребенок представляет себя рыбкой в море и, ныряя, задерживает дыхание, чтобы продержаться как можно дольше под водой. Дыхание задерживается на максимально возможное время, начинают с маленьких промежутков постепенно увеличивая время.

Упражнения для тренировки дыхательной системы детям от 5 до 7 лет

«Цветок и одуванчик»

В положении стоя ребенок делает через нос вдох, представляя, что нюхает ароматный цветок, затем выдыхает ртом воздух на одуванчик.

«Веселый хомяк»

Для этого упражнения ребенок представляет себя в роли хомяка, наполнив щеки воздухом. Затем легким хлопком по щечкам выпускает воздух и несколько раз принюхивается носом, в поиске новой еды.

«Дракон»

Ребенок дышит через каждую ноздрю поочередно, представляя себя огнедышащим драконом, зажимая при этом каждую пальцем.

Метод дыхания А. Н. Стрельниковой

Этот метод появился в 70-х годах для лечения людей, страдающих астмой. Он состоит из 14 физических и дыхательных упражнений, основанных на вдохе. Грудная клетка сжимается за счет наклонов и поворотов. Движения тела и вдох должны быть одновременными. Такие занятия подходят для детей от 3 лет.

  • Стоим прямо, руки опущены. Делая вдох, сжимаем руки в кулаки, затем 4 громких и маленьких вдоха и выдыхаем. Повторять упражнение много раз с маленькими перерывами.
  • Стоим прямо, руки в кулаках. Делая вдох, разжимаем руки, повторяем упражнение 8 раз с маленьким перерывом.
  • Наклоны с палкой из стороны в сторону, опираясь на нее. Вдох – наклон в одну сторону, выдох выпрямляемся, еще раз вдох – наклон в другую сторону, выдох выпрямляемся.

Все описанные упражнения, направленные на развитие дыхательной системы, осуществляются с помощью диафрагмы и межреберных мышц. Диафрагма помогает получить необходимое давление в грудной клетке и брюшной полости. При правильном выполнении упражнений, которые проходят в форме игры затрагиваются 4 типа дыхания:

  • Нижнее. В упражнении участвует диафрагма. Воздухом насыщается нижняя и средняя часть легких.
  • Среднее. В упражнении участвуют межреберные мышцы, расширяя грудную клетку.
  • Верхнее. Грудная клетка неподвижна. Благодаря движению плеч и ключицы воздухом насыщается верхняя часть легких.
  • Смешанное. Воздух проходит во все части легких.

Развитие речевого дыхания у детей от 2 лет

Речь представляет собой воздушный поток из звуков, образованных в речевом аппарате при помощи дыхания или воздушной струи. Развитие речевого дыхания способствует образованию звуков, созданию четкой и выразительной речи, правильному произношению. Определяет уровень развития дыхания речи дошкольного возраста логопед. Он поможет понять правильность развития дыхания и расстановку пауз у ребенка во время разговора или игры.

Плохо развитое дыхание дошкольников связано со здоровьем, неактивным образом жизни и обострением хронических заболеваний дыхательной системы. Неправильное речевое дыхание выражается в нерациональном использовании воздуха во время разговора, неправильном применении выдоха и вдоха. Все это негативно сказывается на постановки и развитие речи у детей малых лет и происходит чаще всего из-за невнимания родителей к этой проблеме или недолжном воспитании.

У дошкольников при плохом развитии вдоха или выдоха речь тихая. При произношении длинных предложений возникают проблемы, происходит нарушение плавности произносимой речи. Это происходит за счет нехватки воздуха, который они должны восполнять на середине предложения.

Также при наличии проблемы с развитием речевого дыхания у детей от 2 лет при разговоре происходит не договаривание слов, и поэтому они могут перейти на шепот. Проговаривать длинное предложение приходится во время вдоха. От этого речь звучит неуверенно, быстро, без соблюдения пауз, как бы захлебываясь.

Развить речевое дыхание у ребенка поможет специальная постановка выдоха, выполненная в форме игры. Поэтому главной задачей упражнений является формирование правильного выдоха через рот.

Элементы выполнения правильного речевого дыханий ребенка через выдох:

  • Через маленький, но сильный вдох носом можно понять и оценить, как расширяется диафрагма ребенка;
  • Выдох должен быть плавным и ровным, рот сложен буквой «О»;
  • Выдох только через рот, ни в коем случае не через нос;
  • Выдох должен быть полным с паузой в несколько минут.

Развить речевое дыхание у детей любого возраста через тренировку выдоха поможет выполнение специальных упражнений в форме игры. Они состоят из элементов зарядки дыхательной системы и артикуляционных упражнений. Выполнение гимнастики может наскучить или надоесть ребенку. Избежать этого поможет соблюдение следующих правил.

Занятие проводятся ежедневно, начиная с 3 минут для маленьких и постепенно прибавляя до 7 минут для дошкольников. Проходить они должны через час после еды. На улице, если теплая погода или в проветриваемой комнате в форме игры.

Упражнения — игры, направленные на развитие выдоха

«Веселые снежинки»

Подвешиваем перед лицом ребенка (на расстоянии 10 см) на нитки бумажные снежинки или цветные полоски, и предлагаем ему на них подуть. Делать он должен это стоя и только на выдохе. Затем усложняем задание, отодвигая нити подальше.

«Спортивные фломастеры»

Устраиваем соревнование фломастеров. В упражнении могут принимать участие несколько детей или родители с детьми. Кладем два разноцветных фломастера на стол, определив финишную черту, и дуем каждый на свой фломастер. Первый пришедший к финишу выиграл.

«Праздник»

Организовываем день рождение любимой игрушки. Для этого накрываем праздничный стол из детской или настоящей посуды, рассаживаем гостей игрушек за него и приносим десерт со свечей. Ребенок должен задуть свечу на выдохе, используя большое количество воздуха. Получиться может не с первого раза, повторить упражнение желательно несколько раз.

«Самолетик»

В игре могут участвовать несколько детей. Складываем из бумаги самолетики и ставим их на стол. По команде дети сильно дуют на них, выпуская максимальное количество воздуха. Выигрывает тот чей самолетик улетит дальше.

Тренировка дыхания, с помощью речевого материала

Овладев правильным выдохом, ребенок должен научиться выполнять задания по развитию речевого дыхания.

  • Научится правильному произношению слогов и звуков. Для этого потребуется постоянное проговаривание слогов, гласных звуков на одном выдохе.
  • Выучить маленькие стишки. Лучше для развития дыхания подойдут маленькие стихи четверостишья. При их проговаривании обращаем внимание на комбинацию вдоха и выдоха, полученные ребенком во время проговаривания стиха.

Существуют также специальные игры, содержащие в себе упражнения для дыхательной системы и постановки речи, подходящие для любого возраста.

«Маятник»

Начальное положение – стоим прямо, ноги раздвинуты, руки в замке подняты вверх. Делаем глубокий вдох, наклоняемся в сторону, выход – произносим «Бум». Последнюю букву тянем.

«Вождение»

Начальное положение такое же, руки впереди сжаты в кулаки. Делаем вдох – крутим кулаки как на руле, выдох – говорим «ррр».

«Хлоп»

Ребенок встает на колени, руки вдоль туловища. Делаем вдох – разводим руки, выдох — сводим и хлопаем в ладоши, проговаривая «Хлоп».

Этот комплекс упражнений, проводимый в форме игры, подходит для детей от 2 лет и дошкольного возраста. Их необходимо делать ежедневно по 6–8 раз.

На сегодняшний день сложилась ситуация масштабного отклонения в развитии речи у детей малых лет и дошкольников. Считается нормой отсутствие разговора у детей 3 летнего возраста. Это совсем неправильно. Начинать занятия по правильному произношению необходимо как можно раньше, так как наличие этой проблемы может сказать в дальнейшем на учебе в школе.

Хорошо развитое речевое дыхание, с помощью упражнений поможет развить произношение звуков и слогов, которые в дальнейшем превратятся в четкие и понятные слова. Поэтому очень важно проводить занятия по дыханию у детей с раннего возраста или только начинающих произносить слова и фразы, для предотвращения речевых дефектов в будущем.

Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

yourspeech.ru


Смотрите также