Теория свободного воспитания


2. Теория свободного воспитания

Свободное воспитание, как течение возникшее в зарубежной педагогике второй половины Х1Х начала ХХ в.в., отрицало воспитание и обучение, основанное на подавлении личности ребенка. Данная теория основана на теории естественного воспитания, выдвинутого Ж.Ж.Руссо еще в 18 в., который в своем полу-романе полу-трактате «Эмиль, или О воспитании» наглядно показал преимущество свободного развития личности без гнета взрослых. Основным принципом обучения по Руссо был следующий «Обучать нужно тому, что само по себе привлекательно, интересно и необходимо в повседневной жизни». Вместе с тем Руссо считал, что воспитатель на самом деле должен руководить ребенком, но так тонко и тактично, что воспитанник об этом не должен догадываться.

Учитель и ученик должны иметь право на свободное развитие, свободное творчество, свободное выражение своей индивидуальности. Сторонником свободного воспитания была итальянский педагог М.Мантессори, отстаивавшая в своих работах мысль о невмешательстве педагога в процесс естественного роста и духовного развития ребенка, но при условии создания для него особых условий, обеспечивающих способности самостоятельно удовлетворять свои потребности.

Под влиянием данной теории воспитания в педагогике сложилась педоцентристская концепция воспитания, суть которой заключается в том, что за основу воспитания и обучения принимаются спонтанные и потребности и интересы, когда опора делается лишь на детский интерес, на неограниченную свободу ребенка.

В России теории свободного воспитания придерживались Л.Н.Толстой и К.Н. Вентцель, С.Т.Шацкий, А.У.Зеленко и др. Л.Н.Толстой в 1859 году организовал в Ясной Поляне школу, работавшую на принципах свободного воспитания, опыт работы школы он освещал в специальном педагогическом журнале «Ясная Поляна». Он полностью разделял мысль Руссо от том, что природа ребенка совершенна, что испорченные искусственной культурой взрослые в процессе воспитания совершают насилие над природой ребенка.

К.Н. Вентцель, активно пропагандировал свободное воспитание в педагогической печати. Он пытался создать теорию свободного воспитания ( Теория свободного воспитания и идеальный детский сад» М., 1919), основные идеи его о всестороннем и гармоническом развитии личности на основе соединения свободного воспитания и развития духовных, физических сил детей, трудового воспитания и творческой активности, свободы педагогического творчества учителей были реализованы в «Доме свободного ребенка», который был открыт его сторонниками в Москве в 1906 году. Идеи свободного воспитания также отражались на страницах журнала « Свободное воспитание», основанный в 1907 году и просуществовавший до 1918 года в Москве.

Слабые стороны теории свободного воспитания заключаются в том, что отрицается всякая педагогическая система. Это приводит к вседозволенности, к снижению роли родителей и учителей как воспитателей, так как они якобы разрушают совершенную от природы личность ребенка, тормозят ее развитие.

3.Педагогическая теория экзистенциализма

Экзистенциализм (экзистенция – от лат. существование) – одно из течений философского идеализма. Развивали его Ж.П.Сартр, А.Камю и Г.Марсель (Франция), Хайдегер и Ясперс (Германия). Русским экзистенциалистом считается религиозный философ Н.А.Бердяев. Он в книге «Самопознание» рассматривал проблемы, связанные с внутренним миром человека, с его мироощущением: о смысле жизни, о своей роли и месте в обществе, о свободе и воле и т.д.

По мнению экзистенциалистов, личность человека непознаваема, иррациональна, следовательно, не может быть изменена с помощью воспитания. Человек противостоит враждебным и непостижимым силам внешнего мира, существование его бессмысленно.

Еще древнегреческие философы Сократ и Демокрит в качестве цели воспитания выдвигали задачу «познай самого себя», исходя из того что в душе каждого человека есть то, что скрыто и задача его «это» раскрыть. Педагогическая проблематика находит место в различных сочинениях экзистенциалистов. Экзистенциалисты умаляют роль воспитания в развитии личности ребенка: внутренняя сущность ребенка недосягаема для серьезных педагогических влияний; родители и воспитатели не могут проникнуть в его внутренний мир ребенка, их роль в этом пассивна, они не могут предвидеть результаты воспитания; одаренные учащиеся не должны тонуть в «усредненной массе».

В целом экзистенциалисты выступали против стандартизации духовной жизни и нивелировки личности, против коллективного воспитания и обучения, ратовали за соборность ( Н.Бердяев). Сторонники религиозного экзистенциализма ( Г.Марсель) считали первостепенной задачей воздействия на личность - воспитание глубокого чувства набожности, отрицали положительное значение научного познания.

studfiles.net

Теория и практика свободного воспитания - Психологос

Свобода – одна из важнейших жизненных ценностей человеческой жизни, и тема свободного воспитания давно волнует как лучшие умы человечества, так и просто родителей, для которых дети не просто развлечение, а радостная возможность создать достойную человеческую жизнь хотя бы в одном экземпляре.

Движение за свободное воспитание началось в 18 веке с Ж.-Ж. Руссо, было сильно продолжено Л.Н. Толстым. Большую известность получила школа Александра Нилла в Саммерхилле.

Сторонники идей свободного воспитания верят, что дети рождаются свободными существами, и главная задача взрослых, по их мнению, воспитывая ребенка без принуждения, помочь ему сохранить его свободу.

На практике, представители свободного воспитания больше заботятся не о том, чтобы принуждения не было, а о том, чтобы дети принуждения не чувствовали. Действительно, когда детей принуждает не воспитатель, а обстоятельства, то принуждения как бы и нет. Даже если эти обстоятельства умело организовал сам воспитатель... Какие бы ни происходили споры, умные представители этого направления все-таки понимают, что всерьез выступать против любого принуждения в деле воспитания - просто нереалистично, и хотя бы один вид принуждающего воспитания допускают все: это воспитание, заботящееся осохранении жизни и здоровья ребенка и тех, кто с ним рядом.

Они убеждены, что все дети сами всегда тянутся к лучшему, если, конечно, им создать благоприятные условия. По их мнению, ребенок не должен чувствовать унижения, заставления и принуждения, поэтому родители, взрослые и школа должны освободить ребенка от всего, что ему не нужно. Выбор своего жизненного пути - естественное право самого воспитанника.

Свободное воспитание отличается от традиционного, как правило, большей осознанностью, очевидно меньшим консерватизмом и, самое главное, существенно большим уважением к личности ребенка.

Конкретное видение свободного воспитания сильно различается и у классиков педагогики, у рядовых педагогов, тем более у обычных родителей. Чаще всего свободное воспитание воплощается в моделях, где убираются социальные запреты и ребенок развивается, встречаясь с природными обстоятельствами (модель «Чисто поле, лес густой») и в подходах, где социальные запреты минимизируются до предела (модель «Просторный дом»). Свободное воспитание может иметь очень разный вид, особенно когда под этим термином начинают понимать то, против чего выступали его авторы.

Нередко свободное воспитание отождествляют с попустительским воспитанием, но это не так. Когда ребенок командует родителями, когда происходит «спустя рукава воспитания», когда родителям или другим воспитателям просто не до воспитания или когда ребенка оставляют наедине с самим собой, двором, телевизором или компьютером - это не свободное воспитание, а отсутствие воспитания. Аналогично, свободное воспитание - это не вседозволенность, что многократно и громко подчеркивали и Жан-Жак Руссо, и Александр Нилл, основатель школы Саммерхилл, наверное один из самых последовательных, ярких и успешных лидеров ХХ века, занимающихся практикой свободного воспитания.

Однако на практике, в школах и семьях, где провозглашается свободное воспитание, вседозволенность нередко и практикуется, и разрешается. Основных причин две: когда-то осознанный радикализм, чаще - недостаток ума...

Свободное воспитание по мужскому типу отличается от свободного воспитания по женскому типу. Свободное воспитание по мужскому типу в первую очередь уважает свободу ребенку принимать самостоятельные решения и платить за собственный выбор, и основной задачей ставит лишь своевременно познакомить ребенка с последствиями произведенных им действий, чтобы ребенок имел достаточно данных для достаточно обдуманных поступков. В отличие от этого, свободное воспитание по женскому типу стремится в первую очередь оберечь ребенка от жесткости внешнего и жестокости взрослого мира, и действуя изнутри, играя на чувствах и обращаясь к чувствам, стремится содержать ребенка в возможно большей безопасности. Для многих в первую очередь женщин свободное воспитание - это воспитание, жалеющее ребенка, хотя идеи свободного воспитания с этим желанием не перетруждать ребенка и создать ему комфортные условия жизни не связаны никак.

По крайней мере Жан-Жак Руссо решительно выступал против изнеженно-женской культуры, где принято ребенка пожалеть, ребенку уступить, за ребенка сделать, создавать ему комфортные условия жизни. Естественное воспитание по Руссо – это прямая встреча ребенка с жесткой и трудной жизнью, с холодом и голодом, с лишениями и смертью. Руссо требователен к воспитанию стойкости ребенка, и приучение ребенка к жесткой реальности жизни вполне сочетается с идеей свободного воспитания.

В разных вариантах свободного воспитания педагоги по разному смотрят на необходимость формирования личности под определенный социальный или нравственный идеал. Руссо на страницах «Эмиля, или О воспитании» демонстрирует, что воспитатель не только настойчиво обучает, но и настойчиво воспитывает, целенаправленно формирует личность своего воспитанника. У Руссо есть свои, достаточно определенные воспитательные идеалы, он знает, чего он не допустит, к чему он отнесется безразлично и что он воспитает обязательно. Свободное воспитание по Руссо – это не воспитание без педагогического образца, не воспитание «что вырастет, то вырастет», это целенаправленное формирование личности воспитанника.

Как это сочетается с идеей отсутствия принуждения? Неожиданно, творчески, красиво, ловко. Руссо не принуждает воспитанника сам: он выстраивает обстоятельства, подстраивает жизненные условия, а то и прямо подговаривает других людей, чтобы это в совокупности устроило нужные воздействия на воспитанника. Это подход Тактика и Манипулятора. Это - идеология Руссо.

Течение свободного воспитания подготовило рождение гуманистического подхода, и, хотя не все разновидности свободного воспитания укладываются в рамки гуманистического подхода, именно гуманистический подход в настоящее время именно стал идейной основой свободного воспитания. Результаты свободного воспитания в большей степени определяются личностью воспитателя, а не используемой им методикой. В целом свободное воспитание явилось важным противовесом традиционному воспитанию и было историческим шагом вперед.

Тем не менее, свободное воспитание имеет много слабых мест.

Дороговизна. Традиционное воспитание проще, требует меньшей квалификации воспитателя и наносит меньший урон материальным ценностям: дети устраивают меньше пожаров и реже бьют окна. С другой стороны, свободное воспитание требует гораздо большей включенности воспитатели, его времени и его внимания, и нередко создает дополнительные трудности с окружающими, которым такие педагогические эксперименты непонятны и не нужны.

Непредсказуемость результатов. Свободное воспитание дает не предсказуемые результаты, поскольку, когда ребенка перестают воспитывать родители, ребенок реализует лишь то, что в него заложено изначально. Заложено хорошее - ребенок вырастет неплохим. Заложено спорное - у ребенка и с ребенком будут проблемы. Попытки осуществить свободное воспитание в массовом и предельном варианте до сих пор заканчивались печально. См.→

В частности, вопреки распространенному мнению, свободное воспитание, предоставление ребенку полной самостоятельности вовсе не приводит к развитию самостоятельности. Ребенок, которому вы предоставили полную самостоятельность - это просто ребенок, предоставленный для любых других влияний. А кто отвечает за то, какими они будут? См.→

Непригодность к воспитанию элиты. Как основной путь, свободное воспитание мало подходит к делу воспитания элиты. Современную европейскую элиту воспитывают в Итоне, где воспитание скорее жестко-спартанское и требовательное, нежели мягкое и свободное. С другой стороны, опыт Царскосельского лицея говорит о том, что в окружении традиционно-тоталитарного воспитания островки свободного воспитания для специально отобранной элиты дают также впечатляющие результаты.

Важно: для специально отобранной элиты и в окружении традиционно-тоталитарного воспитания. Если эти два условия уходят, уходят и впечатляющие результаты.

www.psychologos.ru

Свободное воспитание: теория и практика

Теория свободного воспитания заключается в том, чтобы предоставить ребёнку возможность пользоваться своей свободой. Тогда он сможет стать счастливым и независимым. Самостоятельно накапливая жизненный опыт.

Эту теорию развивал философ Жан-Жак Руссо. Он придерживался мнения, что главным умением педагога является способность ничего не делать с учеником. Необходимо следовать природе ребёнка и его потребностям. В таком случае он будет расти в радости, самостоятельно удовлетворяя своей интерес. Наблюдая и понимая мир, сможет к двадцатипятилетнему возрасту получить необходимый опыт и уровень знаний.

Особенности теории свободного и естественного воспитания

Руссо был уверен, что контакт с природой является главным фактором в формировании полноценной личности. Благодаря ему ребёнок развивает свои чувства и способности. И для неразрывности связи с живой природой важно проживать вблизи леса или озёра.

Руссо призывал отказаться от ограничений. Так как считал, что слепое повиновение воспитателю и его неоспоримый авторитет разрушают личность ребёнка.

В таком случае отпадает необходимость наказаний. Ведь нет границ, которым необходимо следовать. А соответственно и соблазна их нарушить.

На смену наказаниям приходит возможность самостоятельно вынести урок при возникновении последствий. Руссо считал, что, таким образом, ребёнок способен ассимилировать опыт. А также нести ответственность за совершённые действия. Ведь в таком случае возникает не страх наказания, а понимание того, чем грозит неверный поступок.

Естественное воспитание Руссо подразумевает индивидуальность каждого ребёнка. Направленность интереса, его возможности и ресурсы. Руссо учитывал эти нюансы. Поэтому считал, что за слабым и беспомощным малышом должен быть закреплён наставник. На которого в любой момент можно опереться и получить поддержку и защиту.

Очень много внимания уделял физическому воспитанию. Благодаря которому каждый мог совершенствовать свой организм. И если с умственным и духовным развитием предлагал не спешить, то физическое должно было присутствовать ежедневно.

  1. Первый период (от рождения и до двух лет). Обязательным должно быть физическое развитие. К примеру, зарядка и плаванье очень позитивно сказывается на растущем организме.
  2. Второй период (от двух лет до двенадцати). В этом возрасте важно научить распознавать свои чувства и ощущения. По мнению Руссо, ребёнок ещё неспособен логически мыслить или рассуждать. Зато он накапливает силы, чтобы выплеснуть в более взрослом возрасте.
  3. Третий период (от 12 до 15 лет). Наконец, начинает активно развиваться умственная сфера. Получая опыт, подросток удовлетворяет свою потребность в получении знаний.
  4. Четвёртый период (с 15 лет и до совершеннолетия). В это время происходит развитие нравственности. Жак Руссо дал этому возрасту название «период бурь и страстей».

Задача родителя или воспитателя не в полном бездействии, а в руководстве и направлении интереса ребёнка. Только так, чтобы он не заметил влияния. Среда должна быть организована таким образом, чтобы подталкивать к определённым решениям. Таким образом, присутствует естественное развитие, и сохраняется безопасность.

Александр Нилл и его воспитание свободой

Такую идею, как воспитание свободой активно развивал также Александр Нилл. Который считал, что важнее всего характер, личность каждого, а не учение и знания, которые он приобрёл. Также, как и Жан-Жак Руссо, он считал влияние природы очень важным моментом в гармоничном развитии. Он создал собственную школу в Великобритании, которая называется Самерхилл и работает до сих пор.

  • Воспитание свободой заключается в признании того факта, что у ребёнка изначально присутствует мудрость и реалистичность. На него не нужно давить и требовать лишнего. Без всякого внушения он разовьётся настолько, насколько способен.
  • Отсутствие структуры процесса. Воспитание свободой развивает интерес познания окружающей действительности. В то время как в обычных школах провоцируют чувство отвращения к познаниям.
  • Дети в этой школе ходят на занятия по возрасту и интересам. И посещают их только по собственному желанию. Кто не хочет учиться, занимается своими делами. К примеру, играет во дворе или с другими детками, которые тоже предпочли отдых.
  • А также нет определённых методик преподавания. Александр Нилл считал, что если ребёнок захочет научиться читать или считать — он это сделает. И неважно, какими способами научения владеет преподаватель.
  • Жёсткое требование к преподавателям. Они подвергаются незамедлительному увольнению, если были замечены в авторитарном отношении к детям.

Воспитание свободой вызывает подозрения в отсутствии дисциплины и каких-либо познавательных процессов. Ведь ребёнок будет делать выбор в пользу игры и прогулок. Но это не так. По опыту работы этой школы было замечено, что дети, которые изначально посещали уроки — продолжали ходить на занятия по собственному желанию. А те, кто влился в процесс из других школ — долгое время адаптировались. Они заявляли, что никогда больше не будут ходить на уроки. И в свободное время играли и даже мешали остальным учиться.

Но при этом по прошествии нескольких месяцев добровольно начинали посещать занятия. Только уже с интересом и желанием. Таким образом, начиналось выздоровление и естественное развитие.

А вот японская система воспитания немного отличается от теории Руссо и Александра Нилла. И прежде всего присутствуют гендерные различия. Мальчиков и девочек воспитывают по-разному. Сохраняя при этом возрастную последовательность. Которая заключается в безграничности и вседозволенности до 5 лет. Затем с 5 до 15 полному повиновению родителям. А с 15 лет подразумевает общение на равных. В этой системе очень чётко разграничены женские и мужские обязанности. Женщина воспитывает детей и занимается хозяйством. Мужчина добытчик.

Подробней о гендерном воспитании вы можете узнать из статьи по ссылке.

Особенности воспитания в Японии

  • Раннее развитие. Родители создают все условия для того, чтобы развить творческие навыки и интерес к познанию. А также реализовать свои способности.
  • В сад малыш отправляется в три года. При этом группы с максимальным количеством в 8 человек. Для более успешной социализации каждые 6 месяцев группы переформировывают. А также меняют воспитателей, чтобы не возникало привыкание.
  • Мальчишкам с самого рождения запрещено посещать кухню. Они не принимают никакого участия в домашних делах. Он будущий самурай, опора и поддержка семьи. Поэтому требований с 5 лет к нему масса. Порой очень жёстких. После школы обязан посещать кружки. Где получает дополнительное образование.
  • Девочки испытывают меньше требований. В них развивают ценность семьи и умение с лёгкостью управляться с бытовыми вопросами. После школы они обычно проводят время с подружками в кафе, болтая о девичьем.

Несмотря на то что в раннем возрасте детям все позволяется и они ничего не знают о запретах, они тем не менее вырастают очень дисциплинированными.

Если взять во внимание теорию Руссо, Нилла и даже японской системы воспитания, то можно заметить одну закономерность. Которая заключается в том, что такое понятие, как теория свободного воспитания направлено на естественное и полноценное развитие ребёнка. А это означает, что не нужно за него что-то делать. Не нужно навязывать свои интересы. Не нужно требовать незамедлительного выполнения заданий.

Если вы все же задаётесь вопросом послушания ребёнка — прочтите материал по ссылке.

Ошибки, которые совершают родители, выбирая свободное воспитание

  • Естественное воспитание не подразумевает под собой полного безразличия к развитию ребёнка. Это не означает, что снимается ответственность за процесс научения. Скорее идёт речь о том, чтобы изначально выставить границы, которых малыш самостоятельно будет учиться придерживаться. Очень важно привить ему способность к самоорганизации. То есть сохранять баланс между контролем, авторитарностью и полным безучастием.
  • Не стоит отдавать власть малышу и делать все, что он потребует. Должно быть чёткое разграничение между взрослым и ребёнком. Взрослая фигура обязательно должна присутствовать в его картине мира. Это будет давать ощущение безопасности.
  • Как считал Руссо и Александр Нилл — каждый ребёнок индивидуален. Поэтому не стоит руководствоваться какой-то одной моделью воспитания. Иногда необходимо включение каких-либо элементов из других теорий. А также опираться на свои ощущения и представления.

Рекомендации

  • Научите ребёнка осознавать свои поступки. Зачем он это делает, какого результата ожидает. А понимает ли о последствиях? Если да, то каким образом будет с ними справляться? Если не понимает, пусть пофантазирует о возможных вариантах. Подскажите собственные пути решения проблемы, а он пусть сам выбирает подходящие. Не сваливайте всю ответственность на него, и при этом не берите её на себя. При необходимости включайтесь в процесс, не более того. Ребёнок должен знать, что может положиться на вас и ваш опыт.
  • Не стоит угождать ребёнку во избежание снижения его самооценки и влияния. Свобода развития — это хорошо, но всё равно должны соблюдаться границы. Если ребёнок не будет мыть руки перед едой — это чревато заболеваниями. Или будет игнорировать полезную еду, требуя только шоколад и конфеты — со временем обзаведётся такой проблемой, как ожирение…
  • Не стоит превращать ребёнка в центр вселенной вашей семьи. Есть также и вы с вашими чувствами и потребностями. Важно уметь уважать другого и заботиться о нём. Не только брать, но и уметь давать. Не забывайте отстаивать и свои интересы при его свободном развитии.

И другие советы по воспитанию детей вы найдёте в статье по ссылке.

Психолог, психотерапевт, специалист по личному благополучию

Светлана Бук

marypop.ru

3.3. Теория «свободного воспитания»

Жан-Жака Руссо

Жан-Жак Руссо (1712-1778) – выдающийся мыслитель и педагог XVIII столетия. Не получивший систематического образования, благодаря труду и постоянному самообразованию, он стал одним из самых просве- щенных людей своего времени, относясь к той плеяде просветителей, кото- рая идейно подготовила французскую революцию конца XVIII века.

Ж.-Ж. Руссо внес вклад в самые разные отрасли человеческого знания: писал о театре, музыке, политике. Взгляды Ж.Ж. Руссо на цели, задачи, ме- тоды воспитания сыграли большую роль в развитии педагогики конца XVIII — начала XIX вв. Уже во второй половине XVIII в. его имя стало из- вестно в России, и интерес к его идеям в России никогда не увядал. Так, Л. Н. Толстой в конце жизни признавал, что находился под сильным впе- чатлением Ж.-Ж. Руссо.

Ученый осуждал многие предрассудки, пороки и социальные неспра- ведливости, порожденные феодальным строем, резко критиковал совре- менное ему воспитание, подавлявшее личность ребенка, не учитывавшее ни возрастных и индивидуальных особенностей детей, ни потребностей жизни.

Основу педагогических взглядов Ж.-Ж. Руссо составляет теория естественного воспитания, в которой он исходил из того, что первой ста- дией человечества было «состояние естественное», когда люди жили сво- бодно и в согласии с природой. Рост потребностей заставил их объеди- ниться и заключить общественный договор, положивший начало возникно- вению частной собственности, законов, имущественного неравенства, угнетения и пороков. Отступив от своего естественного состояния, люди оказались подвержены нездоровым страстям, таким, как алчность, често- любие, стяжательство. Чем дальше развивается человеческая цивилиза- ция, тем стремительнее человек уходил от своего естественного состояния. Ж.-Ж. Руссо был убежден, что, люди смогли бы воссоздать подобие есте- ственного порядка, если бы установили равноправие, отказались от роско- ши, поселились бы на природе. По мнению Ж.-Ж. Руссо, изменить обще- ственный уклад можно либо путем революции, либо через просвещение. Отсюда его убежденность в том, что воспитание является опорой любой формы правления: от правильного воспитания зависит благополучие госу- дарства и отдельного индивида.

По утверждению Ж.-Ж. Руссо, на воспитание человека воздействуют три силы: природа, вещи (в широком понимании среда) и люди. Природа наделяет индивида способностями. Окружающий мир влияет на сознание

через ощущения и опыт. Люди помогают или препятствуют раскрытию природных задатков ребенка.

Природа ребенка, по мнению Ж.-Ж. Руссо, идеальна, прекрасна. Он рождается свободным, любознательным, правдивым, добрым и отзывчи- вым. Окружающая же среда несправедлива, уродлива, противоречива. Столкновение идеальной природы и уродливых вещей оказывает отрица- тельное влияние на ребенка, следовательно, его надо изолировать. Таким образом, главным фактором воспитания Ж. Ж. Руссо считал природу, а вещи и люди лишь создают возможности для воспитания.

Ж.-Ж. Руссо критиковал существовавшую систему воспитания, счи- тая, что она не содействует развитию детей, а оказывает на него негатив- ное влияние. Вместо традиционной системы воспитания он предложил альтернативу: воспитание ребенка на лоне природы вдали от общества, культуры с ее искусственностью. Он утверждал, что воспитание будет со- действовать развитию ребенка только в том случае, если приобретет есте- ственный, природосообразный характер. Понимание Ж.-Ж. Руссо есте- ственного, природосообразного воспитания отличается от трактовки его Я. А. Коменским. Он полагал, что воспитывать природосообразно – значит следовать естественному ходу развития природы самого ребенка.

Основываясь на принципе природосообразности, Ж.-Ж. Руссо утвер- ждал, что воспитание раскрывает внутренние, природные силы детей, поэтому ничего нельзя вносить извне, надо помогать им раскрывать вну- тренние качества. Главным воспитателем является природа, а человек - вос- питатель создает для этого условия. Воспитатель косвенно влияет на вос- питание, воздействует через создание условий, не прибегая к насилию, главная его функция — так руководить интересами ребенка, чтобы тот это- го не замечал. Воспитатель не должен навязывать ребенку свои взгляды и убеждения, готовые нравственные правила, а предоставлять ему возмож- ность расти и развиваться свободно, сообразно его природе и по возможно- сти устранять все то, что этому может помешать.

Таким образом, признавая, что человеческая природа является совер- шенной, Ж.-Ж. Руссо идеализировал природу ребенка и считал необходи- мым позаботиться о создании условий, в которых все присущие ему от ро- ждения задатки могли бы беспрепятственно развиваться. Естественное воспитание – это свободное воспитание. Оно должно было осуществлять- ся на основе предложенной Ж.-Ж. Руссо возрастной периодизации - четырех возрастных периодов в жизни ребенка.

Первый период – от рождения до 2 лет, до появления речи. В этот пе- риод поведением ребенка движут инстинкты, он зависит от окружающих людей, ему необходимы их помощь и забота. Преимущественное внимание в этот период он считал необходимым уделять физическому воспитанию ребенка. При этом утверждал, что главное в младенчестве – это свобода. Человек рождается свободным, но повсюду он в оковах. Дайте свободу ре-

бенку, никакого режима, никаких привычек, так как привычка — это тоже насилие.

Второй период – от 2 до 12 лет. Ж.-Ж. Руссо образно называет «сном разума». Полагая, что в этот период ребенок еще не способен к отвлечен- ному мышлению, он предлагал главным образом развивать его внешние чувства. В этом возрасте ребенок начинает осознавать себя как личность, он физически крепок, относительно самостоятелен и в состоянии осмыс- ленно познавать окружающий его мир. Желательно, чтобы воспитаннику не преподносились знания, а он сам учился их добывать. Воспитателю важно обеспечить, чтобы воспитанник мог собрать как можно больше све- дений путем наблюдения за природой и из своего личного опыта.

Третий период – от 12 до 15 лет. Основное внимание нужно уделять умственному и трудовому воспитанию. Это, по мнению Ж.-Ж. Руссо, луч- шее время для обучения, так как у воспитанника появляется излишек сил, которые следует направить на приобретение ими знаний.

Ж.-Ж. Руссо предлагал коренным образом перестроить содержание и методику обучения на основе развития самодеятельности и активности де- тей. Он не признавал программ, классно-урочной системы. Ребенок дол- жен был приобретать знания по географии, знакомясь с окрестностями той деревни, в которой он живет: изучать астрономию, наблюдая звездное небо, восход и заход солнца; овладевать физикой, ставя опыты. Он отвер- гал учебники и всегда ставил воспитанника в положение исследователя, который открывает научные истины: «Пусть он узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял; пусть он не выучивает науки, а вы- думывает их. Если когда-нибудь вы замените в его уме рассуждения авто- ритетом, он не будет уже рассуждать; он станет лишь игрушкою чужого мнения».

Четвертый период – от 15 лет до совершеннолетия, по терминологии Ж.-Ж. Руссо, «период бурь и страстей». В это время на первый план долж- но быть выдвинуто нравственное воспитание юноши. Он выдвигал три основные задачи нравственного воспитания: выработку добрых чувств, до- брых суждений и доброй воли. Средствами воспитания, по его мнению, служат не нравоучения, а непосредственное соприкосновение с человече- ским горем и несчастьем, и хорошие примеры.

Педагогические идеи Ж.-Ж. Руссо имели исторически прогрессивное значение и оказали большое влияние на последующее развитие педагоги- ческой мысли. Он призывал с любовью относиться к ребенку, внимательно изучать его возрастные и индивидуальные особенности, считаться с его потребностями.

Очень важными были требования педагога придать образованию ре- альный характер, связать его с жизнью, развивать в процессе обучения ак- тивность и самодеятельность детей, подготавливать их к труду как обще- ственной обязанности каждого гражданина.

Вместе с тем не все высказывания Ж.-Ж. Руссо мы можем признать правильными:

- требование индивидуального «свободного» воспитания, отрицание необходимости разнообразных педагогических воздействий, кроме косвенных;

- противопоставление личного опыта ребенка опыту всего человече- ства, недооценка систематических знаний.

studfiles.net


Смотрите также