Рефлекс фиксации предметов возникает у ребенка к


Развитие зрительных функций у детей

В связи с недостаточным развитием зрительнонервного аппарата острота зрения у детей в первые дни, недели и даже месяцы жизни очень низкая. Она развивается постепенно и достигает своего возможного максимума к 5—6 годам. В результате изучения условных рефлексов было доказано, что в первые месяцы жизни ребенка его зрение является примитивным. Развитие зрительного восприятия проявляется у новорожденного в виде реакции слежения. При этом взор ребенка не останавливается на предметах, а как бы «дрейфует» в первоначальном направлении, если даже предмет меняет свое направление. Со второй недели жизни ребенка появляется кратковременная фиксация, то есть более или менее длительная задержка взора на предмете, если его передвижение не слишком быстрое. Устойчивая фиксация взора появляется лишь ко второму месяцу жизни ребенка.

Предметное зрение начинает проявляться у детей приблизительно со второго месяца жизни. Именно в этот период ребенок реагирует на свою мать. К 6—8 месяцам дети начинают отличать простые геометрические фигуры, а с начала второго года жизни или позже распознают рисунки.

Состояние зрения у детей, начиная с первой недели жизни до года, определяют на основании информативных признаков:

Возраст

Состояние зрения

1 неделя

Прямая и содружественная реакция зрачков на свет. Общая двигательная реакция (рефлекс Пейпера) на освещение каждого глаза. Кратковременное слежение за медленно передвигаемым предметом, удаленным от глаз на расстоянии 20—30 см.

2-3 неделя

Слежение и кратковременная фиксация передвигаемого предмета каждым глазом. Общая двигательная реакция в ответ на световое раздражение каждого глаза.

1-2 месяца

Сравнительно продолжительная бинокулярная фиксация ярких предметов, передвигающихся перед каждым глазом. Условнорефлекторное смыкание век при быстром приближении к каждому глазу яркого предмета. Условный пищевой рефлекс — активная реакция при виде груди матери.

3 месяца

Устойчивое бинокулярное слежение и бинокулярная фиксация предметов различной величины, удаленных от глаза на разные расстояния. Узнавание на небольшом расстоянии от глаз матери и других близких с общей активной двигательной реакцией.

6 месяцев

Различительная реакция на разнообразные простые знакомые и незнакомые геометрические фигуры, игрушки. Узнавание близких лиц, знакомых животных на различном удалении от каждого глаза.

1 год

Различительная реакция на картинки разной величины, рисунки, игрушки на различном удалении от глаза. Активная реакция подвижности (поворота) глаз на перемещение предметов, на различных расстояниях от глаз.

Современные таблицы для проверки остроты зрения у детей младшего возраста содержат изображение знакомых ему предметов (рис. 9). Перед исследованием остроты зрения по таблице определяют на близком расстоянии при обоих открытых глазах, знает ли ребенок картинки. Затем исследуют зрение каждого глаза с дальнего расстояния (5 м) и остроту зрения при обоих открытых глазах. Внимательно наблюдая за малышом, родители сами могут заметить первые признаки нарушения зрения. Например: а) один глаз у ребенка полностью открывается, особенно после обеденного сна; б)   для того, чтобы посмотреть на какой-то предмет, ребенок поворачивает голову; в) перед тем, как взять игрушку, ребенок медленно мигает. Наличие хотя бы одного из этих нарушений служит основанием для обращения к врачу. В теплое время года необходимо проследить, с какой стороны лицо ребенка загорело больше. Обычно, когда один глаз слабее другого, ребенок подставляет солнцу именно ту часть лица, где находится слаборазвитый глаз.

Остроту зрения ребенка можно протестировать следующим образом: малышу предлагают рассмотреть картинки с изображением известных ему животных и птиц. Для этого необходимо, чтобы он закрыл один глаз ладонью (глаз под ладонью открыт), а другим — рассматривал картинки и называл изображенных на них животных и птиц. То же самое необходимо проделать и другим глазом. Если перед тем, как дать правильный ответ, ребенок замешкается на некоторое время, возможно один глаз слабее другого.

Рис. Таблица для определения остроты зрения у детей

Развитие цветного зрения идет параллельно развитию остроты зрения, но судить о его наличии удается значительно позже. Первая более или менее отчетливая реакция на яркие красные, желтые и зеленые цвета появляется у ребенка к первому полугодию его жизни. Нормальное формирование цветового зрения зависит от интенсивности света, поэтому ребенку необходимо с самого детства создавать условия хорошей освещенности, а также привлекать его внимание к ярким игрушкам. Подбирая игрушки, следует помнить, что центральная ямка более всего чувствительна к темно-зеленой и оранжевой части спектра и мало чувствительна к синей. С усилением освещенности все цвета, кроме синего, сине-зеленого, желтого и пурпурно-малинового, воспринимаются как желто-белые цвета. В связи с этим, детские гирлянды должны иметь в центре желтые, оранжевые, красные и зеленые шары, а шары с примесью синего, синие, белые, темные необходимо размещать по краям.

Исследование цветового зрения у детей можно проводить с помощью мозаики, ниток мулине, попросив разобрать их по цветам.

Характер зрения ребенка начинает формироваться с первых дней его жизни. Сначала новорожденный не фиксирует взглядом окружающие предметы, движения его глаз не координированы (характер зрения — монокулярный, а затем и монокулярный- альтернирующий). Рефлекс фиксации предмета взглядом возникает приблизительно к двум месяцам жизни. Кроме того, к первому полугодию жизни у ребенка появляются содружественные движения глаз, сведения глаз для фиксации близких предметов. С момента, когда ребенок начинает ползать и ходить, он начинает сопоставлять перемещение своего тела с изменениями величины изображений, получаемых от предметов, то есть начинает формироваться биполярное зрение.

Окончательно сформированное зрение определяется к 9—12 годам жизни.

medpuls.net

ДЕТСКАЯ ОФТАЛЬМОЛОГИЯ.

Большую часть информации мы получаем благодаря зрительному анализатору. Основной его функцией является восприятие света, а также формы предметов окружающего мира и их положения в пространстве. Строение зрительного анализатора (зрительной системы) очень сложное и состоит из периферического отдела (глазное яблоко), проводникового (зрительный нерв, проводящие пути) и центрального (зрительная кора в затылочной части головного мозга и подкорковые центры).

4 – зрительная зона коры больших полушарий, затылочная доля

Зрительный процесс начинается с попадания световых волн в глаза – парные органы зрения. Глаз – сложная фотооптическая физиологическая система. Лучи света, отраженные от окружающих предметов преломляются, фокусируются на светочувствительной оболочке (сетчатке) и дают изображение этих предметов на ней. Преломляющая сила оптической системы глаза называется рефракцией, выражается в условных единицах – диоптриях.

Сетчатка – сложная нейронная структура, которая преобразует световые сигналы в электрические реакции нервных клеток и производит первичную переработку информации. Воспринимающая свет сетчатка в функциональном отношении может быть разделена на центральную (область пятна сетчатки - макулу) и периферическую (вся остальная поверхность сетчатки). Наиболее совершенное зрительное восприятие возможно при условии, если изображение предмета падает на область макулы, особенно его центральной ямки (фовеолы). Периферическая часть сетчатки этой способностью обладает в значительно меньшей степени.

От сетчатки информация по зрительным нервам и зрительным проводящим путям попадает в мозговые отделы для ее дальнейшего анализа и интерпретации. Конечным результатом работы зрительной системы является формирование видимого образа рассматриваемой зрительной картины, которая предстает перед человеком в виде трехмерного пространства, заполненного объектами разной формы, величины и цвета. Процессы зрительного восприятия, протекающие в глазу, являются неотъемлемой частью деятельности мозга, они тесно связаны с мышлением.

Зрительная система новорожденного не похожа на зрительную систему взрослого. Анатомические структуры глаза, обеспечивающие зрительные функции, претерпевают значительные изменения в процессе созревания организма. Рост и развитие глаза у ребенка в основном завершается к 2-3 годам, в последующие 15 лет глаз изменяется меньше, чем в первые 1-2 года. Основным условием развития глаза является свет.

Длина глаза у новорожденного короче, чем у взрослого, составляет 16-17мм и достигает размера взрослого к 15-летнему возрасту. Роговица имеет значительно большую кривизну, а хрусталик - меньшую толщину. В связи с этим у детей наблюдаются преходящие нарушения рефракции, развивающиеся как физиологическое явление, неотъемлемое от процесса ее становления. В значительном проценте случаев дети первого года жизни имеют астигматизм, исчезающий по мере развития ребенка.

В течение первых месяцев жизни здорового новорожденного в сетчатке происходят анатомические и функциональные изменения. При рождении сетчатка значительно лучше сформирована на периферии, чем в центральной зоне. В течение первого полугодия жизни происходит морфологическое формирование области желтого пятна и центральной ямки сетчатки. Из 10 слоев сетчатки остается 4 слоя, в их числе зрительные клетки. Развитие области ямки может продолжаться в течение первых 5 лет жизни ребенка.

На протяжении первых 2 лет происходит формирование и совершенствование функциональной мобильности зрительных путей, формирование зрительного нерва, клеточных элементов коры больших полушарий головного мозга и корковых зрительных центров, формирование и укрепление связей зрительного анализатора и его взаимосвязей с другими анализаторами.

Новорожденный ребенок предметным зрением не обладает, это связывают с недоразвитием коры больших полушарий головного мозга. Его зрение является «подкорковым», примитивным (диффузным светоощущением). Светоощущение определяют по реакции зрачка на свет или появлению у ребенка двигательных реакций: зажмуривания, поворота головы. В первые дни жизни взгляд у ребенка блуждающий, движения глаз не сопряжены, отсутствует конвергенция (сведение зрительных осей).

Развитие зрительного восприятия проявляется у новорожденных в виде реакции слежения. Это врожденная функция, длящаяся секунды. При этом взор новорожденного не останавливается на предметах, а «дрейфует» в первоначальном направлении, если даже предмет двигается уже в противоположном направлении. Со второй недели жизни появляется кратковременная фиксация, то есть более или менее длительная задержка взора на предмете при движении его со скоростью не более 10 см\с. Лишь ко второму месяцу жизни в связи с совершенствованием черепных нервов движения глаз становятся координированными, и как следствие появляется синхронное слежение, то есть устойчивая бинокулярная фиксация взора.

Предметное зрение начинает развиваться у детей примерно со второго месяца жизни, когда ребенок живо реагирует на мать. К 6-8 мес. дети начинают отличать простые геометрические фигуры, видеть себя в зеркале, в 12 мес. – узнавать себя в зеркале, родителей на фотографиях, появляется умение в некоторой степени оценивать расстояние. В дальнейшем пространственное зрение быстро прогрессирует, чему весьма способствует умение ходить и исследовать окружающие удаленные предметы. Ко второму году жизни дети могут различать рисунки.

Развитие цветового зрения идет параллельно развитию остроты зрения, но судить о его наличии удается значительно позже. Первая более или менее отчетливая реакция на яркие красные, желтые, зеленые цвета появляется у ребенка к первому полугодию жизни. Нормальное формирование цветового зрения зависит от интенсивности света.Необходимо помнить, что если новорожденного содержать в помещении с плохой освещенностью, то развитие цветоощущения задерживается. Для правильного развития цветового зрения необходимо создать условия хорошей освещенности и с раннего возраста привлекать внимание к ярким игрушкам, располагая их на значительном расстоянии от глаз (50 см и более), меняя их цвета. При выборе игрушек следует учитывать, что центральная ямка более всего чувствительна к желто-зеленой и оранжевой части спектра и мало – к синей. Детские гирлянды должны иметь в центре желтые, оранжевые, красные и зеленые шары, а шары с примесью синего, синие, белый, темные необходимо помещать по краям.

Бинокулярное зрение (способность видеть двумя глазами одно изображение) при рождении отсутствует. В нормальных условиях оно формируется в течение нескольких первых месяцев жизни.Стерескопическое (объемное) зрение появляется в возрасте от 2 до 6 месяцев. В первые дни своей жизни ребенок не фиксирует взглядом окружающие предметы. Характер зрения вначале монокулярный (только одним глазом), затем монокулярный-альтернирующий (попеременный). Рефлекс фиксации предмета взглядом возникает примерно с 2 месяцев жизни. В это время световые возбуждения уже передаются к проекциям макул сетчаток обоих глаз в коре головного мозга, возникает связь между ними и вследствие этого осуществляется слияние двух восприятий в одно - развивается одновременное зрение. На 4-м месяце жизни возникает сужение зрачка, когда ребенок фиксирует взглядом близкие предметы. Это говорит о том, что появляется аккомодация (приспособление глаза к виденью предметов на близком расстоянии).К 2-4 месяцам обнаруживаются конвергентные движения, устойчивая конвергентная функция (сведение зрительных осей глаз на близко расположенном предмете) формируется в возрасте старше 6 месяцев.

Начиная осязать различные предметы, ребенок получает первые представления об их трехмерном измерении. К концу 3-4-го месяца жизни дети фиксируют осязаемые ими предметы устойчивым взглядом обоих глаз - это так называемое плоскостное бинокулярное зрение. Но для бинокулярного зрения характерно не только определение формы предметов, но и пространственного расположения и отстояния их от глаз. Сопоставляя перемещение своего тела с изменениями величины получаемых от предметов изображений, дети постепенно развивают в себе и эту сторону бинокулярного зрения (когда начинают ползать и ходить). Нормальное бинокулярное зрение возможно только в тех случаях, когда в обоих глазах на сетчатках получаются отчетливые изображения предметов, когда не нарушена иннервация глазных мышц (полное мышечное равновесие), не нарушены проводящие пути и высшие зрительные центры. В этом случае происходит слияние двух изображений в одно. Как правило, у здорового ребенка эта способность появляется после 12 месяцев.

Острота зрения - это численное выражение способности глаза воспринимать отдельно две точки, расположенные на определенном расстоянии друг от друга:

Остроту зрения определяют по специальной таблице или с помощью проектора знаков, когда ребенок уже хорошо говорит. Это происходит, как правило, после трех лет. До этого возраста, если нет явных признаков нарушения зрения, выявить проблемы со зрением не специалисту достаточно трудно. Ребенок, имеющий низкое зрение с рождения не пожалуется на это родителям, так как не знает, что значит видеть лучше. Дети хорошо адаптируются к своему состоянию.Поэтому очень важно проходить плановые профилактические осмотры у офтальмолога.

Обязательные осмотры проводятся в возрасте 1-3 месяцев для исключения врожденной патологии.

В 1 год (с обязательным расширением зрачка) – для оценки зрительных функций, детального осмотра глазного яблока, выявления аномалий рефракции (дальнозоркости, близорукости, астигматизм) и своевременного назначения оптической коррекции (очков или контактных линз).

В 3 года – появляется возможность оценить остроту зрения у ребенка по таблице, уточняется динамика рефракции, осматривается состояние переднего отрезка глаза и глазное дно.

В 7 лет (перед поступлением в школу) – определяется острота зрения и другие зрительные функции.

О полном отсутствии зрения может свидетельствовать наличие у ребенка пальце-глазного симптома Франческетти: постоянное или периодическое давление или сверлящие движения пальцами рук в области глаз.

Если у ребенка есть признаки зрительных нарушений, то целесообразно обратиться к врачу незамедлительно. Своевременно назначенное лечение поможет восстановить утраченные зрительные функции или не допустить дальнейшее их снижение.

В нашем центре Вы можете провести как профилактический осмотр зрения своего ребенка, так и полное офтальмологическое обследование и лечение различной глазной патологии.

Мы проводим следующие операции:
  • исправление косоглазия (на горизонтальных, вертикальных и косыхмышцах);
  • удаление новообразований век, конъюнктивы, орбиты;
  • удаление инородных тел роговицы;
  • удаление халазионов;
  • антиглаукоматозные операции;
  • исправление птоза верхнего века;
  • исправление заворота нижнего века, устранение трихиаза;
  • склероукрепляющие операции;
  • операции на слезных путях с использованием эндоскопического оборудования (зондирование носослезного протока, интубация слезных путей, дакриоцисториностомия);

До 20% новорожденных имеют нарушения слезоотведения. У большинства детей слезоотведение восстанавливается спонтанно в первые два месяца жизни, но не у всех. В этом случае требуется лечение.

Причины.

Основная причина врожденного сужения - это аномалия развития слезных путей. Чаще всего обусловлено сохранением соединительнотканной пленки или пробки в нижнем конце слезного канала (области клапана Hasner), которые закрывают его до 8 месяцев внутриутробного развития. У большинства детей эта тонкая пленка либо рассасывается еще до рождения, либо разрывается при первом вдохе или крике, желатиновая пробка выходит. Если этого не происходит, развивается дакриоцистит новорожденного. Другими причинами нарушения слезоотведения могут быть различные аномалии развития или анатомические особенности строения слезных путей и носа.

Признаки.

Прежде всего - это слезостояние, слезотечение, которое может быть либо постоянным, либо периодическим, может наблюдаться как с рождения, так и появиться позже.

Усиление проявлений может быть при насморке, прорезывании зубов, на холоде или ветру. У некоторых детей появляются гнойные выделения.

Лечение.

Как правило, лечение врожденного стеноза НСП начинают с массажа слезного мешка в сочетании с местным применением антибактериальных или антисептических капель.

Массаж слезного мешка был предложен Л. Криглером еще в 1923 году. Наиболее эффективен он в первые 2 месяца жизни. Необходимо обратить внимание, что его нельзя проводить при гнойных выделениях из глаза, если есть отек или уплотнение области слезного мешка. Это может вызвать осложнение в виде флегмоны.

Заключается массаж в толчкообразных движениях пальцем сверху вниз в области проекции слезного мешка (у внутреннего угла глаза на спинке носа есть небольшая ямочка). Всего по 10 движений перед каждым кормлением. Лучше предварительно закапать в глаз антисептические капли. Эффект основан на принципе гидроудара, когда скопившаяся в слезном мешке слеза продавливает пленку, расположенную на выходе из слезного канала. При других аномалиях этот метод не эффективен. Если эффект не наступает в течение 2 недель, то он и не наступит, нет нужды продолжать массаж, так как это может привести к перерастяжению слезного мешка или распространению гнойной инфекции. В этом случае целесообразно перейти к следующему этапу лечения – зондированию.

Зондирование имеет не только лечебное, но и диагностическое значение, так как при его проведении можно выявить аномалии развития слезоотводящей системы.Проводится по естественным слезным путям, занимает немного времени, безопасно.

В нашей клинике зондирование проводит лучший специалиств области детской дакриологии. На основании собственного многолетнего опыта и достижений современной мировой дакриологии ею разработана и успешно применяется собственная методика зондирования с использованием усовершенствованных специальных инструментов. Это позволяет максимально сократить время процедуры (в среднем до 30 сек), сделать ее щадящей и менее травматичной, при этом повысить эффективность и объективность оценки результатов зондирования.

Наиболее подходящий возраст - 2-4 мес., но в каждом случае решается индивидуально. Бывает целесообразно провести эту процедуру раньше. Эффективность однократного зондирования: до 6 месяцев - 90%, от 6мес. до 1 года - 80%, после 1 года - 70%. После 2-го зондирования эффективность достигает 94-99% у детей первого года жизни. После года повторное зондирование практически неэффективно. У пациентов, повторное зондирование которых оказалось неэффективно, имеют место так называемые «сложные» препятствия (в мировой офтальмологии- complexcongenitalnasolacrimalductobstruction), в этих случаях проводят реконструктивные операции (интубацию слезных путей).

Этот метод для нашей страны сравнительно новый. Используется в единичных клиниках, так как требует эндоскопического оборудования, привлечения к операциям ЛОР-врачей или осваивания методики эндоскопии носа офтальмологом. При интубации в слезные пути устанавливается мягкая тонкая силиконовая трубочка (имплант) сроком на 2 месяца. Операция проводится под общим наркозом, непродолжительная по времени. Концы трубочки выводятся из слезной точки на нижнем веке и из носа на щеку, где фиксируются пластырем. Операцию можно проводить с 6 месячного возраста ребенка. Это самый «щадящий» способ восстановления слезоотведения при «сложных» препятствиях. Эффективность восстановления нормального слезоотведения – 95-99% среди пациентов, направленных на эту операцию.

При неэффективности или невозможности интубации следующий этап оперативного лечения – дакриоцисториностомия. Операция заключается в формировании «окна» из слезного мешка в нос напрямую. Проводится эндоскопически. «Окно» формируется различными способами, в том числе лазером через слезный каналец. В связи с внедрением в практику интубации потребность в этой операции резко снизилась.

КОСОГЛАЗИЕ.

Косоглазие - нередкая глазная патология у детей. Проявляется отклонением одного из глаз от общей точки фиксации и нарушением бинокулярного зрения.

Бинокулярное зрение – это сложнейшая физиологическая функция зрительного анализатора. Из двух одинаковых изображений, воспринимаемых каждым глазом отдельно, в коре головного мозга создается одно цельное объемное. При бинокулярном восприятии повышается острота зрения, расширяется поле зрения. Бинокулярное зрение начинает развиваться только после рождения. В 3-4 месяца у ребенка отмечается устойчивая бинокулярная фиксация объекта, в 5-6 месяцев – формируется способность к слиянию двух изображений от обеих сетчаток в единую стереоскопическую картину. Полноценное бинокулярное зрение формируется только после 12 месяцев.

При косоглазии совместная работа обоих глаз нарушается. Зрение становится монокулярным. Изображение воспринимает только фиксирующий глаз, изображение косящего глаза в этот момент «тормозится», появляется «скотома». Если один глаз косит чаще, то из-за «бездействия» острота зрения его снижается, развивается дисбинокулярнаяамблиопия. Чем длительнее существует косоглазие, тем необратимее зрительные нарушения, тем сложнее восстановить утраченные функции а порой это сделать невозможно.

Косить может только один глаз или оба поочередно. Косоглазие может быть сходящимся (к носу), расходящимся (к виску), вертикальным (вверх или вниз), могут присутствовать одновременно и вертикальный и горизонтальный компонент. Если подвижность всех глазодвигательных мышц сохранена, говорят о содружественном косоглазии, если какая-то мышца не работает – о паралитическом. Если функция одной мышцы частично ограничена – о паретическом компоненте, чаще всего это относится к косым глазодвигательным мышцам, при этом косоглазие будет сочетать горизонтальный и вертикальный компоненты.

В некоторых случаях при парезе глазодвигательной мышцы наблюдается вынужденное положение головы (поворот лица, подъем или опускание подбородка, наклон головы к плечу), это положение позволяет поддерживать бинокулярное зрение.

Косоглазие может наблюдаться с рождения или появиться позже. Чаще всего является следствием аномалии рефракции, снижения зрения или неврологических нарушений. Лечение косоглазия длительное, многоэтапное.

Как правило, начинается с назначения очков и окклюзии, в 3-4 года подключают аппаратное лечение. Как только максимум возможных зрительных функций достигнут на двух глазах, любое остаточное косоглазие устраняют хирургическим путем.

Однако такая последовательность лечения соблюдается не всегда. При больших углах косоглазия оперативное лечение предшествует аппаратному. Вертикальное, паралитическое косоглазие также нуждаются в раннем оперативном лечении. Необходимо рано оперировать детей с «вынужденным положение головы», чтобы сохранить еще оставшееся бинокулярное зрение и предотвратить развитие контрактуры мышц шеи. Расходящееся косоглазие, сложные виды косоглазия не поддаются аппаратному лечению, устраняются только оперативно.

В каждом отдельном случае объем необходимого лечения и сроки операции назначаются индивидуально.

АМБЛИОПИЯ.

Аномалия рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм) самая распространенная глазная патология у детей. Чаще всего она бывает врожденной. Требует обязательного назначения оптической коррекции (очков или контактных линз). В норме при восприятии зрительного объекта фокус располагается на сетчатке глаза. При аномалии рефракции он находится перед или позади сетчатки, поэтому изображение, воспринимаемое сетчаткой – нечеткое, расфокусированное. В связи с тем, что зрительная система ребенка формируется только после рождения, при аномалиях рефракции, нечеткость изображение закрепляется в зрительном анализаторе, острота зрения остается низкой, развивается амблиопия («ленивый глаз»). Ранее назначение оптической коррекции (очков или контактных линз) позволит фокусу изображения расположиться на сетчатке, изображение рассматриваемых объектов, воспринимаемое сетчаткой, станет четким, это позволит развиваться зрительному анализатору правильно. Если вовремя не провести оптическую коррекцию нарушений рефракции, то, к сожалению, наступает такой момент, когда амблиопия становится необратимой: ни правильная оптическая коррекция, ни специальное лечение не позволяют восстановить полноценное зрение.

Хуже всего, если аномалия рефракции имеется только на одном глазу. В это случае амблиопия развивается быстрее и более выраженная, плохо поддается лечению. Зрительная система устроена так, что два подобных изображения каждого глаза корой головного мозга соединяются в одно (бинокулярное зрение). Если в одном глазу нормальное изображение, а в другом нечеткое, то эти изображения не могут совместиться и глаз с нечетким изображением «выключается» из процесса зрения, формирование зрительного анализатора идет за счет лучшего глаза, а развитее глаза с аномалией рефракции «тормозится». Необратимаяамблиопия формируется уже в 3-4 года. Другим неприятным осложнением аномалии рефракции является косоглазие, которое может еще усилить амблиопию за счет формирования «скотомы» (торможение косящего глаза).

При аномалиях рефракции важно как можно раньше назначить оптическую коррекцию (очки или контактные линзы) на этапе формирования зрительного анализатора. Чаще всего нарушение рефракции выявляется при обязательном осмотре ребенка в возрасте 1 года. Ребенку назначаются очки или контактные линзы. Теперь главная задача родителей создать условия, чтобы ребенок пользовался оптической коррекцией постоянно. При этом важен постоянный контроль детского офтальмолога. Необходимо проводить полное офтальмологическое обследование (с расширением зрачка) не реже 1 раза в 6 мес. Это позволяет оценивать динамику изменений остроты зрения, что свидетельствует об эффективности лечения и рефракции (у детей она меняется в сторону уменьшения дальнозоркости или усиления близорукости), чтобы провести коррекцию силы очков или контактных линз.

Если оптическая коррекция не позволяет повысить остроту зрения, к лечению добавляется окклюзия (заклейки), зрительные упражнения, аппаратное лечение. Существуют специальные компьютерные программы для лечения амблиопии в домашних условиях. Обо всем этом Вам расскажет врач.

КОНЪЮНКТИВИТ

Конъюнктива — эпителиальный покров внутренней поверхности век и переднего отдела глазного яблока.

Воспаление конъюнктивы (конъюнктивит) одно из самых распространенных заболеваний глаз у детей. Как правило, конъюнктивиты протекают остро и заканчиваются выздоровлением. В некоторых случаях могут приобрести хроническое рецидивирующее течение. Преобладающая часть конъюнктивитов распространяется по типу летучих детских инфекций и поражает большие организованные детские коллективы.

Основными признаками конъюнктивитов является покраснение и отечность конъюнктивы глаза, чувство инородного тела (песка), жжение, зуд и боль в глазу. Эти признаки сопровождаются светобоязнью, слезотечением, блефароспазмом (зажмуриванием), нередко скудным или обильным серозным, слизистым, кровянистым или гнойным отделяемым из конъюнктивального мешка. В некоторых случаях наблюдаются кровоизлияния, разрастание сосочков и фолликулов, образование легко- илитрудноснимающихся сероватых пленок, изъязвлений. В процесс могут вовлекаться веки (отек, покраснение), иногда роговица (инфильтраты), что может привести к снижению зрения. Начало процесса может сопровождаться и общими изменениями типа острой респираторной вирусной инфекции.

Превалирование тех или иных симптомов обусловлено свойствами возбудителя, состоянием глаза и организма ребенка в целом.

Бактериальные конъюнктивиты.

К числу наиболее распространенных бактериальных конъюнктивитов, которыми чаще всего болеют дети, относят стафилококковые, пневмококковые, эпидемические острые конъюнктивиты, вызываемые бактерией Коха-Уикса. Изредка встречаются гонококковые и дифтерийные конъюнктивиты.

Бактериальные конъюнктивиты характеризуются острым внезапным началом, резким покраснением, отеком, уплотнением конъюнктивы, обильным гнойным отделяемым. По утрам веки часто склеены гноем, скопившимся за ночь. Характерен блефароспазм, слезотечение. В процесс, как правило, вовлекается сначала один, а потом и другой глаз. Могут наблюдаться кровоизлияния, пленки на конъюнктиве. Продолжительность заболевания от 7 до 14 дней в зависимости от типа возбудителя.

Вирусные конъюнктивиты.

Наиболее часто встречаемые инфекционные конъюнктивиты. Наблюдаются при аденовирусных заболеваниях, герпесе, кори, ветряной оспе.

Аденовирусный конъюнктивит протекает в двух формах: адено-фарингоконъюнктивальная лихорадка или эпидемический аденовирусный кератоконъюнктивит.

Первая форма более характерна для детей. Начинается остро как ОРВИ, затем появляются симптомы конъюнктивита вначале на одном глазу, а через 2-3 дня в процесс вовлекается и второй глаз. Заболевание проявляется покраснением конъюнктивы преимущественно в нижнем и внутреннем отделе. Отделяемое очень скудное. Могут образовываться тонкие, легкоснимаемые пленки. Продолжительность заболевания до 2-3 недель.

Вторая форма более характерна для взрослых. Явления конъюнктивита сопровождаются вовлечением в воспалительный процесс роговицы — на ней появляются точечные сероватые инфильтраты, может временно снижаться острота зрения.

Больные аденовирусным конъюнктивитом высоко заразны в течение 2 недель.

Герпетический конъюнктивит проявляется резким покраснением конъюнктивы, появлением на ней сосочков, пленок, сопровождается блефароспазмом, слезотечение. В процесс может вовлекаться роговица (в ней появляются различные по форме и глубине залегания инфильтраты серого цвета). Возможно образование характерных герпетических пузырьков на коже век.

При ветряной оспе в воспалительный процесс может вовлекаться конъюнктива: появляется ее покраснение, отек, светобоязнь, блефарорспазм, могут образовываться оспенные пузырьки на конъюнктиве.

Хламидийные конъюнктивиты.

Чаще всего связаны с мочеполовой инфекцией, которая может протекать бессимптомно. Ребенок может заразиться в родах от инфицированной матери, в быту при нарушении правил личной гигиены (использовании общих полотенец, постельного белья, купании в ванне, бассейне). Заболевание имеет острое или подострое течение. Может поражаться только один глаз. Проявляется отеком век, покраснением конъюнктивы, появлением на ней крупных сосочков, гнойным или гнойно-кровянистым отделяемым, региональным увеличением лимфатических узлов (предушных). Активное воспаление может продолжаться более 4 недель. У взрослых часто наблюдаются хронические формы заболевания.

Аллергические конъюнктивиты.

Аллергические заболевания конъюнктивы в настоящее время стали встречаться гораздо чаще, чем раньше. Они развиваются у лиц с повышенной чувствительностью к некоторым веществам как экзогенной, так и эндогенной природы.

Лекарственный конъюнктивит встречается при длительном применении глазных капель. Аллергическую реакцию может вызывать даже однократное закапывание. Возникает картина острого конъюнктивита в виде покраснения, отека конъюнктивы, появления увеличенных сосочков и фолликулов. Веки могут отекать, на коже век могут появляться высыпания в виде пятен, пузырьков, корочек.

Поллинозный (сезонный аллергический) конъюнктивит вызывается пыльцой растений, встречается во время их цветения. Заболевание проявляется остро в виде сильного зуда, жжения в глазах, светобоязни, слезотечения, покраснения и отека конъюнктивы, век. Одновременно появляется насморк, чихание, кашель. Такое же, но более тяжелое проявление имеет атопический конъюнктивит. При тяжелом его течении в процесс воспаления может вовлекаться роговица. Эти больные, как правило, страдают еще и атопическим дерматитом, астмой, аллергическим ринитом.

Конъюнктивит весенний (весенний катар) имеет сезонность: появляется ранней весной, достигает наибольшей выраженности летом и регрессирует осенью. Его связывают с повышенной чувствительностью к солнечному свету. Проявляется светобоязнью, зудом, ощущением инородного тела за веками. Конъюнктива верхнего века покрыта плотными сосочковыми разрастаниями, бледная. Может поражаться роговица в виде поверхностной эрозии. Серовато-бледные возвышающиеся узелки могут образовываться в области лимба (по краю окрашенной и белой части глазного яблока).

Инфекционно (токсико)-аллергические конъюнктивиты.

Воспалительные заболевания конъюнктивы могут вызываться различными инфекционными и токсическими аллергическими агентами, попадающими в организм извне. К ним относятся фолликулез и фолликулярный конъюнктивит. Эти процессы сопровождаются разрастанием фолликулов конъюнктивы нижнего свода, жалобами на чувство инородного тела под нижним веком, скудным слизистым отделяемым. Заболевание длительное, вялотекущее, чаще встречается у дошкольников. Предрасполагающими моментами для этих изменений в конъюнктиве могут быть сопутствующие обменные нарушения или общие заболевания. Фолликулярный конъюнктивит может развиться при наличии на коже век моллюсков.

К эндогенному токсико-аллергическому воспалению относится туберкулезно-аллергический фликтенулезный конъюнктивит. Заболевание развивается подостро: появляется светобоязнь, слезотечение, боль в глазу, блефароспазм, покраснение конъюнктивы глазного яблока. На конъюнктиве склеры или на лимбе образуется один или несколько воспалительных узелков серовато-желтого или розовато-желтого цвета (фликтена). Фликтена обычно окружена или к ней подходит пучок расширенных сосудов. Заболевание продолжается 2-4 недели, может рецидивировать.

БЛЕФАРИТ (МЕЙБОМИТ, ХАЛАЗИОН)

Блефариты -большая группа разнообразных заболеваний, сопровождающихся воспалением краев век, является одним из наиболее частых, упорных поражений глаз, трудно поддающихся лечению. Причиной блефарита может быть поражение краев век микробами, грибами, клещами. Большую группу составляют аллергические заболевания век. Блефариту сопутствуют или являются его причиной обменные нарушения в организме, хронические интоксикации, общие заболевания, аллергические реакции.

Проявляются блефариты покраснением и утолщением краев век, выпадением ресниц, слезотечением, быстрой утомляемостью глаз. Часто сопровождаются хроническими бактериальными или токсико-аллергическими конъюнктивитами. Могут осложняться воспалением роговицы, развитием ее тяжелых язв.

В зависимости от причины, тяжести поражения век, клинических проявлений выделяют различные формы блефаритов. При чешуйчатом блефарите по краю века, на ресницах обнаруживаются мелкие сальные чешуйки. Края век утолщаются, краснеют. Появляется зуд, жжение,тяжесть век.

При присоединении хронической, чаще стафилококковой, инфекции волосяных мешочков ресниц происходит изъязвление краев век, развивается язвенный блефарит. В тяжелых случаях заболевание сопровождается хроническим конъюнктивитом, эрозией или язвой роговицы. Демодекозный блефарит связан с поражением краев век клещемDemodex. Проявляется сильным зудов, покраснением, утолщением краев век, образованием желтоватых корочек. Сдиагностической целью проводят микроскопию ресниц, на которых обнаруживают клещей, их яйца и личинки.

Для детей более характерен мейбомиевый блефарит (блефароконъюнктивит). Развивается при повышенной секрециимейбомиевых желез. Мейбомиевы железы расположены в толще век, вырабатывают жировой секрет, обеспечивающий скольжение век при моргании. Заболевание проявляется зудом в области век, утолщением, покраснением краев век. По краю век видны выводные протоки мейбомиевых желез, заполненные желтовато-серым отделяемым в виде точечных капелек. Если надавить на веко из желез выдавливается мутный пастообразный секрет. В тяжелых случаях содержимое становится таким плотным, что выдавить секрет невозможно. В толще века образуются кисты, иногда многочисленные (халязионы). При инфицировании эти кисты могут нагнаиваться.

Хронические блефароконъюнктивиты со стафилококковым поражением век и конъюнктивы приводят к развитию краевого кератита и краевой язвы роговицы. Поражение роговицы является результатом локальной реакции стафилоккоковой гиперчувствительности (аллергии). Проявляется выраженной светобоязнью, блефароспазмом, слезотечением. У края роговицы появляется сероватого цвета один или множественные различной формы сероватые помутнения в активной фазе с выраженным прорастанием в них сосудов от края роговицы. Очень тяжелое осложнение, требующее длительного лечения, может привести к значительному снижению зрения.

Аллергический блефарит обычно сочетается с аллергическим конъюнктивитом. Возникает при повышенной чувствительности к лекарственным препаратам, косметическим изделиям, предметам бытовой химии, пыльце, домашней пыли, шерсти, перу. Проявляется внезапно отеком век, слезотечением, зудом, светобоязнью. Может иметь сезонность обострения.

АНОМАЛИИ РЕФРАКЦИИ У ДЕТЕЙ:

БЛИЗОРУКОСТЬ, ДАЛЬНОЗОРКОСТЬ, АСТИГМАТИЗМ.

Наиболее распространенным дефектом зрения у детей являются аномалии рефракции – миопия и гиперметропия, причем число людей с миопией в некоторых странах превышает половину населения и в последние десятилетия непрерывно растет.

Глаз -это сложная фотооптическая физиологическая система. Лучи света, отраженные от окружающих предметов и падающие на эту систему, преломляются, фокусируются на светочувствительной оболочке и дают изображение этих предметов. Преломляющая сила оптической системы глаза (рефракция) измеряется условной единицей - диоптрией. Диоптрия — величина, обратная главному фокусному расстоянию. За одну диоптрию принята преломляющая сила стекла с главным фокусным расстоянием в 1 м.

Положение заднего главного фокуса оптической системы глаза в состоянии покоя характеризует клиническую рефракцию. Возможны три варианта положения этого фокуса:

  • задний главный фокус оптической системы глаза совпадает с сетчаткой, это состояние называется эмметропической рефракцией (соразмерной);
  • задний главный фокус оптической системы глаза не совпадает с сетчаткой, а располагается перед ней — это близорукость (миопия) — сильная клиническая рефракция, обусловленная или чрезмерно сильной оптикой глаза, или, чаще всего, увеличенным передне-задним его размером. Близорукие хорошо видят вблизи и плохо вдаль;
  • задний главный фокус оптической системы глаза не совпадает с сетчаткой, а располагается как бы за сетчаткой — это дальнозоркость (гиперметропия), или слабая клиническая рефракция. Дальнозоркие, как правило, достаточно хорошо видят вдаль и хуже вблизи.

Астигматизм характеризуется разной силой преломления оптических сред глаза (чаще роговицы) во взаимно перпендикулярных меридианах (осях). Он может быть миопическим, гиперметропическим или смешанным.

Вид клинической рефракции зависит от размеров глаза и оптических характеристик его преломляющих сред, которые подвержены значительным возрастным изменениям. В связи с тем, что длина передне-задней оси глаза у новорожденного сравнительно мала (16-17 мм), несмотря на значительную преломляющую способность оптической системы, подавляющее большинство новорожденных детей имеют дальнозоркую рефракцию примерно в 4,0 диоптрий. С возрастом по мере роста глаза величина дальнозоркости уменьшается, сокращается и количество дальнозорких. Одновременно с этим возрастает процент детей с эмметропией и близорукостью.

Вид и величина клинической рефракции могут быть обусловлены как наследственными факторами, так и влиянием факторов внешней среды на растущий организм.

Клиническая рефракция у детей определяется на фоне выключения аккомодации (циклоплегии) при помощи закапывания капель, расширяющих зрачок. Существует два объективных метода определения клинической рефракции: скиаскопия и рефрактометрия.

Скиаскопию (теневая проба) проводят с помощью офтальмоскопа с плоским зеркалом и коррегирующих линз, рефрактометрия - на специальных приборах.

На основании полученных результатов врач назначает оптическую коррекцию. При близорукости - сферические рассеивающие линзы (минусовые), при дальнозоркости –сферические собирательные линзы (плюсовые). При астигматизме соответственно цилиндрические собирательные или рассеивающие, в зависимости от вида рефракции (близорукости или дальнозоркости). Цилиндрические линзы внешне никак от сферических не отличаются, но функционально имеют преломляющую силу только по одной оси, другая преломляющей силы не имеет и носит название оси цилиндра.

Собирательные (плюсовые) линзы обладают свойством увеличивать размер изображения, соответственно рассеивающие (минусовые) – уменьшать. В связи с этим, при значительной разнице по виду и степени рефракции на двух глазах (анизометропии) и использовании коррекции в виде очков на сетчатках каждого глаза формируются разные по размеру изображения (анизейкония), которые не могут слиться в одно. В этом случае предпочтительнее назначение контактной коррекции, так как контактные линзы не влияют на размер изображения, проецируемого на сетчатку.

Аккомодация – это способность глаза фокусировать на сетчатке световые лучи, отраженные от рассматриваемых предметов на различном расстоянии от глаза, то есть видеть хорошо и вдаль и вблизи. Эту функцию в глазу в основном выполняет хрусталик, меняя свою кривизну. Чем ближе расположен объект, тем больше усилий прикладывает аккомодационный аппарат глаза для его четкого рассмотрения. При этом происходит сужение зрачка, смещение передней поверхности хрусталика вперед, увеличение выпуклости его поверхностей, опускание его вниз. Если зрение осуществляется двумя глазами, то аккомодация обязательно сопровождается конвергенцией, сведением зрительных осей глаз на фиксируемом предмете. При рассматривании предметов на расстоянии 33-35 см человек аккомодирует с силой 3,0 дптр. При взгляде вдаль при эмметропии аккомодация практически не используется.

При дальнозоркости для фокусирования на сетчатку изображения далеко расположенных предметов аккомодация напрягается на величину имеющейся дальнозоркости, соответственно при рассмотрении объектов вблизи это напряжение еще усиливается. Глаз с дальнозоркой рефракцией постоянно находится в состоянии напряжения аккомодации при рассмотрении предметов как вдали, так и вблизи. Постоянное напряжение аккомодации при значительной работе на близком расстоянии может привести к явлениям зрительного утомления глаз – астенопии, поэтому очковая коррекция дальнозоркости является необходимым лечебным мероприятием.

Некоррегированная дальнозоркость может быть причиной и сходящегося косоглазия.Постоянная усиленная аккомодация влечет за собой и усиленную конвергенцию (сведение зрительных осей). Перенапряжение может привести к нарушению координации в работе двух глаз и косоглазию.

Другим осложнением некоррегированной дальнозоркости является амблиопия («ленивый глаз»). При отсутствии оптической коррекции при дальнозоркости или астигматизме на сетчатке формируется нечеткое изображение, которое в процессе формирования зрительного анализатора закрепляется и наступает такой момент, когда никакая оптическая коррекция уже не может улучшить это изображение. Это происходит потому, что, на самом деле, видим мы не столько глазами, сколько корой головного мозга, там формируется зрительный образ. Процесс формирования зрения начинается только после рождения на основании получаемого извне изображений, если это изображение нечеткое, то эта «нечеткость» закрепляется на уровне зрительных центров.

В норме здоровый ребенок в возрасте 1 года имеет гиперметропическую рефракцию в 2,0 дптр, по мере роста ребенка она уменьшается до эмметропии (нуля) к 7-10 года. Если дальнозоркость у маленького ребенка превышает возрастную норму, встает вопрос о назначении очковой коррекции. В каждом конкретном случае: назначать или не назначать очки – решает врач. Обследование должно проводиться в условиях максимальной циклоплегии (расширения зрачка) для определения истинной дальнозоркости. Особенно важно обследовать ребенка в возрасте первых 3 лет, когда есть угроза развития косоглазия, амблиопии. Лучше эти осложнения предупредить, чем потом годами лечить. По мере роста ребенка сила очков для коррекции дальнозоркости уменьшается. При высокой остроте зрения и отсутствии жалоб на зрительное утомление очки могут быть отменены.

Близорукие без коррекции видят все в кругах светорассеивания, подсознательно они прищуривают веки и этим, слегка ограничивают световой поток, улучшая зрительное восприятие. При работе на близком расстоянии у них почти не включается аккомодация, но усиленно напрягается конвергенция. В результате могут появляться неприятные ощущения в области лба, висков, боль в глазах, светобоязнь – возникает мышечная астенопия. Очковую коррекцию при близорукости назначают после определения ее величины в условиях выключения аккомодации (циклоплегии) специальными расширяющими зрачок каплями. Как правило, показана почти полная оптическая коррекция выявленной близорукости. Иногда максимальная острота зрения при коррекции близорукости достигается только контактными линзами. Нужно помнить, что близорукость, как правило, ежегодно увеличивается (чаще до периода полового созревания), поэтому при ухудшении зрения в очках необходима ежегодная проверка рефракции в условиях циклоплегии с последующей оптимальной оптической коррекцией. Близорукость, особенно при значительных ее величинах, нередко сопровождается выраженными морфологическими изменениями всех структур глаза (растяжением и истончением оболочек, кровоизлияниями, дистрофическими изменениями, отслойкой сетчатки). Оптическая коррекция в таких случаях не обеспечивает высокой остроты зрения.

Появление и прогрессирование близорукости зависит как от генетических факторов (наследственности), так и от внешних условий. Среди внешних факторов наибольшее значение имеет длительная напряженная работа на близком расстоянии.Определенное место в развитии миопии имеет современная диета с резко увеличенным содержанием сахаров и углеводов, снижение содержания в пище мало обработанных продуктов.

Для детей с близорукостью характерна несостоятельность соединительно-тканных структур организма в целом. У них выявляется целый комплекс аномалий: слабость суставных сумок и связок опорно-двигательного аппарата, дискинезия желчевыводящих путей, перегибы шейки желчного пузыря, функциональные изменения сердца («шумы», пролапс митрального клапана, вегето-сосудистая дистония). Практически все близорукие дети метеочувствительны.

Миопия может возникать в разном возрасте. Начало «школьной» близорукости может наблюдаться в 6-8 лет. Лежащее в основе близорукости растяжение глазного яблока в передне-заднем направлении необратимо. В процессе лечения увеличенный продольный размер глаза не удается вернуть к нормальному, поэтому основная задача лечения – остановить прогрессирование близорукости.

Дети с близорукостью должны находиться под постоянным динамическим наблюдением врача-окулиста. Это позволяет помимо основных профилактических мер (соблюдение режима зрительных нагрузок в школе и дома, режима питания и двигательных нагрузок, витаминотерапии) активно подключать медикаментозное, аппаратное или хирургическое лечение.

Хирургическое лечение при близорукости включает:

  • лазер-коагулирующие операции для профилактики отслойки сетчатки при высоких степенях близорукости;
  • склероукрепляющие операции при быстром прогрессировании близорукости или высоких ее степенях с целью создать дополнительный соединительно-тканный каркас, препятствующий растяжению глазного яблока;
  • рефракционные операции на роговице с целью изменить ее преломляющую силу и отказаться от оптической коррекции.

www.ophtalmos.ru

4. Функциональные особенности зрительной системы у детей

Основным свойством зрительной системы, которое определяет все стороны ее деятельности и лежит в основе таких функций, как различение яркости, цвета, формы и движения объектов, оценка их размеров и удаленности, является способность реагировать на воздействие света. Минимальное количество световой энергии, вызывающее ощущение света, характеризует абсолютную световую чувствительность глаза. За счет ее изменений зрительная система адаптируется, приспосабливается к различным уровням яркости в широком диапазоне - от 10-6 до 104 нит. Световая чувствительность значительно повышается в темноте, что-позволяет воспринимать очень слабые яркости, и снижается при переходе от меньшей освещенности к большей. В условиях такой адаптации устанавливается определенная фоновая активность всех уровней зрительной системы. Если в поле зрения имеются участки с неодинаковой яркостью, то их различие оценивается посредством контрастной, или различительной, чувствительности, глаза. Это позволяет определить пространственную конфигурацию изображений. Следовательно, контрастная чувствительность, составляет физиологическую основу восприятия формы и величины предметов. Наиболее высокой контрастной чувствительностью обладает центральная область сетчатки.

Функциональной единицей зрительной системы является рецептинное поле - клетка или группа клеток данного уровня си-ютемы, посылающих нервный сигнал к вышележащему нейрону. Одни рецептивные поля реагируют только на включение света» (on-ответ), другие лишь на его выключение (off-ответ), третьи—и на включение, и на выключение света (on off-ответ). Встречаются поля с оп-центром и off-периферией или off-центром и опнпериферией, а также с промежуточной on—off-зоной. За счет оппонентных on—off-реакций и связанных с ними возбудительно-тормозных процессов пространственно-временные структуры сигнала становятся более острыми.

Рецептивные поля изменяются, в зависимости от меняющихся условий и задач зрительного восприятия происходит их функциональная перестройка. В области центральной ямки рецептивные поля имеют меньший размер, чем на периферии. В отличие от рецептивных полей сетчатки и коленчатого тела, для которых характерны круглая форма, корковые поля имеют вытянутую форму и (значительно более сложное строение.

Несколько клеток нижележащего слоя зрительной системы .связаны с одной вышележащей клеткой, т. е. отмечается восходящая поэтажная конвергенция сенсорных нейронов. Вместе с тем по мере перехода от сетчатки к зрительной коре на каждом следующем этаже количество нервных элементов и связей между ними увеличивается, так что одна ганглиозная клетка сетчатки оказывается связанной с тысячами кортикальных {нейронов. В результате этого повышается надежность (системы и уменьшается вероятность того, что будет послан ошибочный сигнал.

Основные этапы переработки зрительной информации можно представить в следующем виде [Глезер В. Д., Невская А. А., 1964, и др.]. В колбочках и палочках сетчатки происходят фотофизический и фотохимический процессы трансформации энергии света в неродное возбуждение, которое передается биполярам, а от авоих - ганглиозным клеткам. Кодом интенсивности сигнала, посылаемого в мозг по аксонам ганглиозных клеток — волокнам зрительного нерва, служит частота импульсных разрядов.

На уровне сетчатки вследствие пространственно-временной суммации светового стимула, а также тормошшго взаимодействия между зонами внутри самих полей происходит подчеркивание контуров изображения. В вышележащие отделы зрительной «системы передаются сведения главным образом о тех его частях, где наблюдается перепад, градация яркости и содержится наиболее новая информация. В наружном коленчатом теле латеральное торможение возрастает и эффект контрастирования изображения усиливается.

На следующем этапе переработки зрительной информации происходит переход к пространственному (топологическому) кодированию. Установлено, что в зрительной системе, главным образом в высших ее отделах, имеются нейроны, избирательно реагирующие только на определенные характеристики изображения: участки различной формы и яркости, границы темной и освещенной зон, прямые линии, ориентированные в том или ином направлении, острые и тупые углы, концы отрезков, изогнутые контуры, различные направления движения объектов. Описаны три типа кормовых рецептивных полей, связанные с (кодированием элементов формы: простые, сложные и сверхсложные [Hubel D., Wiesel Т., 1965]. Специфические ответы нейронов на действие светового стимула позволяют выделить элементарные признаки изображения и создают основу для сжатого и экономного описания видимого объекта.

Простые признаки изображения служат как бы готовыми блоками для построения образа. Конечный процесс его распознавания определяется функциональной организацией совокупностей нейронов, интегративной деятельностью зрительной системы в целом. По мере цродвижения ко все более высоким ее отделам происходит уменьшение числа нейронных каналов, участвующих в передаче зрительной информации, и переход от описания элементов изображения к построению целых изображений, формированию зрительных образов и их опознанию. Высказано мнение, что различение простейших конфигураций является врожденным свойством зрительной системы, распознавание же сложных образов основывается на индивидуальном опыте и требует обучения.

В кортикальных ассоциативных зонах зрительная информация сочетается с информацией, поступающей от других сенсорных: систем. В результате этого создаются условия для комплексного восприятия внешней среды.

Особенностью деятельности нервной системы ребенка после рождения является преобладание подкорковых образований. Головной мозг новорожденного еще недостаточно развит, дифференцировка коры и пирамидных путей не закончена. Вследствие этого у новорожденных отмечается склонность к диффузным реакциям, к их генерализации и иррадиации и вызываются такие рефлексы, которые у взрослых бывают только при патологии.

Указанная способность центральной нервной системы новорожденного оказывает существенное влияние и на деятельность-сенсорных систем, в частности зрительной. При резком и внезапном освещении глаз могут возникнуть генерализованные защитные рефлексы — вздрагивание тела и феномен Пейпера, который выражается в сужении зрачка, смыкании век и сильном откидывании головы ребенка назад. Главные рефлексы появляются и при раздражении других рецепторов, в частности тактильного. Так, при интенсивном почесывании кожи расширяются зрачки, при легком постукивании по носу — закрываются веки. Наблюдается также феномен «кукольных глав», при котором? главные яблоки двигаются в направлении, обратном пассивному движению головы.

В условиях освещения глаз ярким светом возникают мигательный рефлекс и отведение глазных яблок кверху. Такая защитная реакция органа зрения на действие специфического раздражителя обусловлена, очевидно, тем, что зрительная система - единственная из всех сенсорных систем, на которую адекватная афферентация действует только после рождения ребенка. Требуется некоторое привыкание к свету. Как известно, остальные афферентации — слуховые, тактильные, интероцептивные и проприоцептивные — оказывают свое влияние на соответствующие анализаторы еще в период внутриутробного развития. Однако следует подчеркнуть, что в постиатальном онтогенезе зрительная система развивается ускоренными темпами и визуальная ориентировка вскоре опережает слуховую и тактильно-проприоцептивную.

Уже при рождении ребенка отмечается ряд безусловных зрительных рефлексов - прямая и содружественная реакция зрачков на свет, кратковременный ориентировочный рефлекс поворота обоих глаз и головы к источнику света, попытка слежения за движущимся объектом. Однако расширение зрачка в темноте происходит медленнее, чем его сужение на свету. Это объясняют недоразвитием в раннем возрасте дилататора радужки или иннервирующего ату мышцу нерва. На 2 3-й неделе в результат появления условнорефлекторных связей начинается усложнение деятельности зрительной системы, формирование и совершенствование функций предметного, цветового и пространственного зрения.

Таким образом, световая чувствительность появляется сразу после рождения. Правда, под действием света у новорожденного не возникает даже элементарный зрительный образ, и вызываются в основном неадекватные общие и местные защитные реакции. Вместе с тем с самых первых дней жизни ребенка свет оказывает стимулирующее действие на развитие зрительной системы в целом и служит основой формирования всех ее функций.

С помощью объективных методов регистрации изменений зрачка, а также других видимых реакций (например, рефлекса Пейпера) на свет разной интенсивности удалось получить некоторое представление об уровне светоощущения у детей раннего возраста [Peiper А., 1962]. Чувствительность глаза к свету, измеренная по пупилломоториой реакции зрачка с помощью пупилло-скопа, увеличивается в первые месяцы жизни и достигает такого же уровня, как у взрослого, в школьном возрасте.

Абсолютная световая чувствительность у новорожденных резко снижена, причем в условиях темновой адаптации она в 100 раз выше, чем при адаптации к свету. К концу первого полугодия жизни ребенка световая чувствительность существенно повышается и соответствует 2/3 ее уровня у взрослого. При исследовании зрительной темновой адаптации у детей 4—14 лет установлено, что с возрастом уровень адаптационной кривой увеличивается и к 12—14 годам становится почти нормальным [Беленькая Л., 1971].

Пониженную световую чувствительность у новорожденных объясняют недостаточным развитием зрительной системы, в частности сетчатки, что косвенно подтверждают результаты электро-ретинографии. У детей младшего возраста форма электроретинограммы близка к обычной, но амплитуда ее понижена. Последняя зависит от интенсивности света, падающего на глаз: чем интенсивнее свет, тем больше амплитуда электроретиноттраммы [Ноrsten G., Winkelman J., 1962]. J. Francois и A. de Rouk (1963) установили, что волна а в первые месяцы жизни ребенка ниже нормальной и достигает обычной величины после 2 лет. Фотюпиче-ская волна bi развивается еще медленнее и в возрасте старше 2 лет еще имеет низкое значение. Скотопическая волна b2 при слабых стимулах у детей от 2 до 6 лет значительно ниже, чем у взрослых. Кривые волн а и Ь при сдвоенных импульсах довольно значительно отличаются от кривых, наблюдаемых у взрослых. Рефрактерный период начале более короткий.

Форменное центральное зрение появляется у ребенка только на 2—З-м месяце жизни. В дальнейшем происходит его постепенное совершенствование — от способности обнаруживать предмет до способности его различать и распознавать. Возможность различать простейшие конфигурации обеспечивается соответствующим уровнем развития зрительной системы, тогда как распознавание сложных образов связано с интеллектуализацией зрительного процесса и требует обучения в психологическом смысле этого слова.

С помощью изучения реакции ребенка на предъявление предметов разной величины и формы, (способности их дифференцировки при выработке условных рефлексов, а также реакции оптокинетического нистагма удалось получить сведения о форменном зрении у детей даже раннего возраста. Так, установлено, что на 4 -6-м месяце жизни ребенок реагирует на появление обслуживающих его лиц, а еще раньше - на 2—3-м месяце замечает грудь матери. На 7 10-м месяце у ребенка появляется способность распознавать геометрические формы (куб, пирамида, конус, шар), а на 2—3-м году жизни нарисованные изображения предметов. Совершенное восприятие формы предметов и нормальная острота зрения развиваются у детей только в период школьного обучения. С помощью оптокинетического нистагма исследовано форменное прение у 32 новорожденных в возрасте от 8 ч до 8 дней; 14 детей не фиксировали объедет или засыпали во время исследования, у остальных 18 детей удалось определить остроту зрения, она оказалась равной 0,02-0,1.

На рис. 19 представлен график изменения остроты зрения у детей с возрастом, по данным ряда авторов [Ендовицкая Т. В., 1955; Духанина Е. И., 1965; Хухрина Л. П., 1970; Slateper J., 1950]. Этот график хорошо иллюстрирует отмеченную выше закономерность постепенное совершенствование форменного зрения на основе жизненного опыта по мере роста и развития детского организма. Однако следует обратить внимание на то, что темпы увеличения остроты зрения, установленные отдельными авторами, существенно различаются. Это объясняется большой вариабельностью визуальных показателей у детей даже одного возраста, особенно дошкольников, что убедительно доказывают данные, представленные в табл. 5 [Хухрина Л. П., 1970].

В связи с этим о возрастных нормах остроты зрения у детей дошкольного возраста можно судить лишь с большой долей условности. Следует иметь в виду, что у таких детей острота зрения ниже 1,0 может отмечаться и при отсутствии каких-либо изменений со стороны органа зрения.

Параллельно развитию форменного зрения идет становление цветоощущения, которое также в основном является функцией колбочкового аппарата сетчатки. С помощью условнорефлекторной методики установлено, что способность дифференцировать цвет впервые появляется у ребенка в возрасте 2—6 мес. Отмечают, что различение цветов начинается прежде всего с восприятия красного цвета, возможность же распознавать цвета коротковолновой части спектра (зеленый, синий) «появляется позже. Это связано, очевидно, с более ранним формированием приемников красного цвета но сравнению с приемниками других цветов.

К 4—5 годам цветовое зрение у детей уже хорошо развито, но продолжает совершенствоваться и в дальнейшем. Аномалии цветоощущения у них встречаются приблизительно с такой же частотой и в таких же (количественных соотношениях между лицами мужского и женского пола, как и у взрослых.

Границы ноля зрения у детей дошкольного возраста примерно на 10% уже, чем у взрослых. В школьном возрасте они достигают нормальных величин. Размеры слепого пятна по вертикали и горизонтали, определенные при кампиметрическом исследовании с расстояния 1 м, у детей в среднем на 2-3 см больше, чем у взрослых [Ковалевский Е. И., 1970].

Для возникновения бинокулярного зрения необходима функциональная взаимосвязь между обеими половинами зрительного анализатора, а также между оптическим и двигательным аппаратами глаз. Бинокулярное зрение развивается позднее других зрительных функций.

Вряд ли можно говорить о наличии истинного бинокулярного зрения, т. е. о способности сливать два (монокулярных изображения в единый зрительный образ, у детей грудного возраста. У (них появляется только механизм бинокулярной фиксации объекта как основа развития бинокулярного зрения.

Для того чтобы объективно судить о динамике (развития бинокулярного зрения у детей, можно (использовать пробу с призмой. Возникающее при этой пробе установочное движение свидетельствует о том, что имеется один из основных компонентов объединенной деятельности обоих глаз — фузионный рефлекс. Л. П. Хухрина (1970), использовав эту методику, установила, что способностью перемещать сдвинутое в одном из глаз изображение на центральную ямку сетчатки обладает 30% детей первого года жизни. Частота феномена с возрастом увеличивается и на 4-м году жизни достигает 94,1% (табл. 6). При исследовании с помощью цветового прибора бинокулярное зрение на З-м и 4-м году жизни было выявлено соответственно у 56,6 и 86,6% детей.

Главная особенность бинокулярного зрения состоит, как известно, в более точной оценке третьего пространственного измерения — глубины пространства. Как видно на графике (рис. 20), средняя величина порога бинокулярного глубинного зрения у детей 4-10 лет постепенно уменьшается (Тарасцова М. М.т 1969]. Следовательно, по мере роста и развития детей указанного возраста оценка пространственного измерения становится все бо>лее точной. Она продолжает совершенствоваться и в более старшем возрасте.

Можно выделить следующие основные этапы развития пространственного зрения у детей. При рождении ребенок сознательного зрения не имеет. Под влиянием яркого света у него суживается зрачок, закрываются веки, шлова толчкообразно откидывается назад, но глаза цри этом бесцельно блуждают независимо друг от друга.

Через 2-5 нед после рождения сильное освещение уже побуждает ребенка удерживать глаза относительно неподвижно и пристально смотреть на световую поверхность. Действие света особенно заметно, если: он попадает на центр сетчатки, который к этому времени развивается в (высокоценный участок, позволяющий получать наиболее детальные и яркие впечатления. К концу первого месяца жизни оптическое раздражение периферии сетчатки (вызывает рефлекторное движение глаза, в результате которого световой объект воспринимается це1Нтром сетчатки. Эта центральная фиксация вначале совершается мимолетно и только на одной стороне, но постепенно в связи с повторением она становится устойчивой я двусторонней. Бесцельное блуждание каждого глаза сменяется согласованным движением обоих глаз. Возникают конвергентные и «привязанные» к ним фузионные движения, формируется физиологическая основа бинокулярного зрения — оптомоторный механизм бификсации. В этот период средняя острота зрения у ребенка (измеренная по оптокинетическому нистагму) составляет примерно 0,1, к 2 годам она повышается до 0,2-0,3 и только к 6—7 годам достигает 0,8- 1,0.

Таким образом, (бинокулярная зрительная система формируется, несмотря на еще явную неполноценность монокулярных зрительных систем, и опережает их развитие. Это происходит, очевидно, для того, чтобы в первую очередь обеспечить пространственное восцриятие, которое в наибольшей мере способствует совершенному приспособлению организма к условиям внешней среды. К тому времени, когда высокое фовеальное зрение предъявляет все более строгие требования к аппарату бинокулярного зрения, он уже бывает достаточно развит.

В течение 2-го месяца жизни ребенок начинает осваивать ближнее пространство. В этом принимают участие зрительные, проприоцептивные и тактильные раздражения, которые взаимно контролируют и дополняют друг друга. В первое время близкие предметы видны в двух измерениях (высота и ширина), но благодаря осязанию ощутимы в трех измерениях (высота, ширина и глубина). Так вкладываются первые представления о телесности (объемности) предметов.

На 4-м месяце у детей развивается хватательный рефлекс. При этом направление предметов большинство детей определяют правильно, но расстояние оценивается неверно. Ребенок ошибается также в определений объемности предметов, которое также основывается на оценке расстояния: он пытается схватить бестелесные солнечные пятна на одеяле и движущиеся тени.

Со второго полугодия жизни начинается освоение дальнего пространства. Осязание при этом заменяют ползание и ходьба. Они позволяют сопоставлять расстояние, на которое перемещается тело, с изменениями величины изображений на сетчатке и тонуса глазодвигательных мышц: издаются зрительные представления о расстоянии. Следовательно, эта функция развивается позднее других. Она обеспечивает трехмерное восприятие пространства и совместима лишь с полной согласованностью движений глазных яблож и симметрией в их положении.

Следует иметь в виду, что механизм ориентации в пространстве выходит за рамки зрительной системы и является продуктом сложной синтетической деятельности мозга. В связи с этим дальнейшее совершенствование етого механизма тесно связано с познавательной деятельностью ребенка. Всякое существенное изменение в окружающей обстановке, воспринимаемое зрительной системой, служит основой для построения сенсомоторных действий, для приобретения знаний ю зависимости между действием и его результатом. В способности запоминать последствия своих действий, собственно, и заключается процесс обучения в психологическом смысле етого слова.

Значительные качественные изменения в пространственном восприятии происходят в возрасте 2-7 лет, когда ребенок овладевает речью и у него развивается абстрактное мышление. Зри-тельная оценка пространства совершенствуется и в более старшем возрасте.

В заключение следует отметить, что в развитии зрительных ощущений принимают участие как врожденные механизмы, выработанные и закрепившиеся в филогенезе, так и механизмы, приобретенные в процессе накопления жизненного опыта. В связи с этим давний спор между сторонниками нативизма и эмпиризма о главенствующей роли одного из этих механизмов в формировании пространственного восприятия представляется беспредметным.

glazamed.ru

Особенности поэтапного формирования условных рефлексов у детей различного возраста.

Для образования условного рефлекса необходимы следующие важнейшие условия: Наличие условного раздражителя Наличие безусловного подкрепления; Условный раздражитель должен всегда несколько предшествовать безусловному подкреплению, т. е. служить биологически значимым сигналом, условный раздражитель по силе своего воздействия должен быть слабее безусловного раздражителя; наконец, для формирования условного рефлекса необходимо нормальное (деятельное) функциональное состояние нервной системы, прежде всего ее ведущего отдела — головного мозга. Условным раздражителем может быть любое изменение! Мощными факторами, способствующими формированию условно-рефлекторной деятельности, являются поощрение и наказание. При этом слова “поощрение” и “наказание” мы понимаем в более широком смысле, чем просто “удовлетворение голода” или “болевое воздействие”. Именно в таком смысле казанные факторы широко применяются в процессе обучения и воспитания ребенка, и каждый педагог и родитель хорошо наком с их эффективным действием. Правда, до 3 лет для выработки полезных рефлексов у ребенка ведущее значение имеет еще “пищевое подкрепление”. Однако затем ведущее значение в качестве подкрепления при выработке полезных условных рефлексов приобретает “словесное поощрение”. Эксперименты показывают, что у детей старше 5 лет с помощью похвалы можно выработать любой полезный рефлекс в 100 % случаев. Таким образом, учебно-воспитательная работа, по своей сути, всегда связана с выработкой у детей и подростков, различных условно-рефлекторных реакций или их сложных взаимосвязанных систем.

Классификация условных рефлексов ввиду их многочисленности затруднена. Различают экстероцептивные условные рефлексы, образующиеся при раздражении экстерорецепторов; интероцептивные рефлексы, формирующиеся при раздражении рецепторов, расположенных во внутренних органах; и проприоцептивные, возникающие при раздражении рецепторов мышц. Выделяют натуральные и искусственные условные рефлексы. Первые образуются при действии на рецепторы естественных безусловных раздражителей, вторые — при действии индифферентных раздражителей. Например, выделение слюны у ребенка при виде любимых конфет есть натуральный условный рефлекс, а выделение слюны, возникающее у голодного ребенка при виде обеденной посуды, является искусственным рефлексом. Взаимодействие положительных и отрицательных условных рефлексов играет существенную роль во становлении адекватного взаимодействия организма с внешней средой. Такая важная особенность поведения ребенка, как дисциплинированность, связана именно с взаимодействием этих рефлексов. На уроках физической культуры для подавления реакций самосохранения и чувства страха, например при выполнении гимнастических упражнений на брусьях, у учащихся затормаживаются оборонительные отрицательные условные рефлексы и активируются положительные двигательные. Особое место занимают условные рефлексы на время, образование которых связано с регулярно повторяющимися в одно и то же время раздражителями, допустим с приемом пищи. Именно поэтому ко времени приема пищи усиливается функциональная активность органов пищеварения, что имеет биологический смысл. Подобная ритмичность физиологических процессов лежит в основе рациональной организации режима дня детей дошкольного и школьного возраста и является необходимым фактором высокопроизводительной деятельности взрослого человека. Рефлексы на время, очевидно, следует отнести к группе так называемых следовых условных рефлексов. Эти рефлексы вырабатываются в том случае, если безусловное подкрепление дается через 10—20 с после окончательного действия условного раздражителя. В некоторых случаях удается вырабатывать следовые рефлексы даже после 1—2-минутной паузы.

Важное значение в жизни ребенка имеют рефлексы подражания, которые также являются разновидностью условных рефлексов. Для выработки их не обязательно принимать участие в эксперименте, достаточно быть его “зрителем”.

ВНД у детей 1 года жизни.

Основными особенностями ВНД детей раннего возраста являются: преобладание процессов возбуждения и их широкая иррадиация, слабость тормозных процессов. С возрастом вырабатывается активное внутреннее торможение, уравновешиваются процессы возбуждения и торможения, возрастает сила и концентрация нервных процессов. Развитие ВНД находится в связи с формированием структуры коры больших полушарий и системы анализаторов в целом.

Условно-рефлекторные связи у новорожденных образуются с трудом. Характерно, что сигнальное значение для первых условных рефлексов приобретают раздражители, связанные с процессами пищеварения и дыхания. Самыми ранними условными рефлексами новорожденного являются натуральные пищевые рефлексы на время кормления.

К концу 2-й недели возникает натуральный пищевой рефлекс на «положение для кормления». При этом у ребенка обнаруживаются непроизвольные сосательные движения при определенном положении тела. Условным раздражителем здесь служит целый комплекс раздражителей, поступающих от рецепторов кожи, вестибулярного аппарата и от проприорецепторов.

Условные рефлексы, образованные в течение 1 месяца жизни, очень неустойчивы и требуют постоянного подкрепления. Условные рефлексы вырабатываются не на один, а на целый комплекс раздражителей.

Условные рефлексы на чисто экстерорецептивные раздражители возникают только с 3-х месячного возраста. В это время дети начинают различать раздражители, значительно отличающиеся друг от друга: узнают своих и чужих.

Все виды внутреннего торможения у ребенка 1 года жизни выражены слабо, непостоянны и вырабатываются с большим трудом. Угашение и дифференцировку удается получить лишь к концу 1 месяца, условный тормоз - позднее, а запаздывательное торможение - лишь через 5 месяцев.

Внешне торможение отчетливо выражено с первых дней жизни.

Следует отметить, что у ребенка на протяжении 1 года жизни вырабатывается динамический стереотип. Причем, дети очень болезненно реагируют на его нарушение, т.е. на несоблюдение режима сна и бодрствования, а также часов кормления и прогулок.

Ребенок на первом году жизни начинает овладевать речью. С 5-ти месяцев у детей можно выработать условный рефлекс на слова, произносимые окружающими. С 6-7 месяцев ребенок начинает подражать словам окружающих и к концу первого года жизни развивается собственная речь.

ВНД ребенка в возрасте от года до 3-х лет.

Этот возрастной период характеризуется развитием ВНД. Нервная система в морфологическом отношении достигает более или менее окончательной дифференцировки, совершенствуются анализаторно-синтетические функции коры.

В поведении ребенка процессы возбуждения преобладают над тормозными процессами. Дети этого возраста проявляют большую активность и стремление к деятельности. Ребенок тянется к каждому предмету, старается ощупать его, пробует поднять, а главное - попробовать. При этом мышечные ощущения, получаемые во время манипулирования с предметами, являются основными в процессе познания мира. Отчетливо меняется характер условно-рефлекторной деятельности ребенка. Если раньше условным раздражителем служили комплексные или ситуационные воздействия, то теперь происходит вычленение из них отдельных компонентов. Из окружающего мира ребенок выделяет отдельные предметы, которые представляют для него условные сигналы. Начинают формироваться условные связи даже на отдельные свойства предметов: объем, цвет, форму, вес и т.д. Условные рефлексы вырабатываются гораздо быстрее, почти сразу становятся прочными, а без подкрепления угасают.

Особое значение в ВНД приобретает выработка условных рефлексов в определенной последовательности на экстероцептивные раздражители. Для ребенка становится важным последовательность в одевании одежды, порядок слов в знакомом стихотворении. Иными словами в жизни ребенка приобретает большое значение выработка динамических стереотипов.

Огромное значение в жизни ребенка играет развитие речи, что позволяет ему вступать в контакт с окружающими людьми. Значительно возрастает интеллект, дети начинают хорошо говорить, обогащается словарный запас. До 1,5 лет образованный двигательный рефлекс не воспроизводится при замене условного раздражителя словесным обозначением, после 1,5 лет связь между словом и предметом образуется легко. В это время отмечаются первые проявления словесного мышления. Однако, несмотря на возрастающую роль слова, «удельный вес» непосредственных раздражителей продолжает играть доминирующую роль, то есть мышление остается еще предметным.

Развитие ВНД у детей дошкольного возраста.

ВНД у детей от 3-х до 7-ми лет претерпевает значительные изменения. Значительно возрастает сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Отмечаются хорошо выраженные индукционные отношения между возбуждением и торможением. Снижается тенденция к генерализации возбуждения.

Изменяется поведение ребенка, он пользуется ранее приобретенными навыками, использует опыт, накопленный им ранее. У детей появляются первые трудовые навыки и умение что-то сделать. Выявляются способности к изобразительной деятельности. При чем замечено, что характер рисунка может служить показателем свойств ВНД и помогает определению ее типа.

С возрастом у детей меняется взаимоотношение между внутренним и внешним торможением. Если раньше преобладало внешнее, то теперь с каждым годом становится легче выработка условных рефлексов с различными видами внутреннего торможения (сложные дифференцировки, запаздывание).

Происходит дальнейшее совершенствование речевой функции. В 4 года словарный запас возрастает до 2000 слов, и дети овладевают правильным грамматическим строем языка. На 5 году формируется словесное мышление. Слово в этом возрасте имеет уже значение «сигнала сигналов», то есть получается обобщающее значение. Но только в 7 лет появляется абстрактное мышление.

Условные рефлексы, выработанные в этом возрасте, отличаются особой прочностью и часто играют решающую роль в дальнейших поведенческих реакциях.

studfiles.net


Смотрите также