Ребенок на все говорит нет 2 года


Ребёнок все время говорит НЕТ! Как маме сохранить нервы?

Привет всем! Я – Марина Романенко, и сегодня мы поговорим о том, что делать родителям, когда их ребенок вдруг начинает на все говорить НЕТ.

Ребенок на все говорит «Нет»: что с этим делать?

Ситуация бывает просто банальная. Он очень любит какое-то блюдо, и вдруг начинает говорить НЕТ даже когда голоден, вдруг отказывается надевать любимую одежду, отказывается вообще выходить на улицу – на все говорит: «Нет!»

Так как же правильно поступить, чтобы как можно быстрее это миновать?

Почему ребенок на все говорит «Нет»?

По многим причинам. Таким образом они отстаивают свое мнение, свою территорию, свое право на быть таким, какой он есть. Время тренировки этого качества наступает в 2,5-3 года.

Что делать родителям?

1. Будьте спокойны, это временно

Нужно быть максимально спокойным и понимать, что это временный период, и он пройдет. Перед вами ваш любимый ребенок. Просто такую кнопку природа нажала в нем, которая заставляет его говорить: «Нет, нет, нет» на все, чтобы компенсировать на всю оставшуюся жизнь это, и научиться быть со своим мнением. И это очень важно.

Поэтому реагируйте спокойно.

2. Будите пораньше

Бывает момент, когда дети начинают говорить НЕТ или с чем-то не соглашаться, и это затягивает выходы в детский сад, в школу. Соответственно, вы можете опоздать на работу, и это превращается в баталии на выходе из дома.

Что нужно сделать? — Нужно раньше разбудить своего ребенка. Знаете, многие родители жалеют – он так мило спит, он так поздно вчера лег, — и будят его как обычно.

В результате, как обычно, все затягивается, со всеми этими НЕТ, с нашими нервами, их нервами, усугубляется, и мы все опаздываем. Срываемся, можем начать кричать или расстроиться, или обидеться на своего ребенка.

Пожалуйста, разбудите его раньше. Если вы его раньше разбудите, и у вас будет запас времени, вы будете спокойнее реагировать на его многочисленные НЕТ.

Он, может быть, и рад бы сказать ДА, но не может в этот период времени, не может!

Читаем также: Как будить ребенка в детский сад

3. Используйте юмор

Следующий момент, который очень важно понять родителям. С НЕТ хорошо бороться юмором. Юмор сглаживает любые конфликтные ситуации, и, поэтому вам просто нужно шутить.

Когда ваш ребенок не хочет одеваться, или усаживается на пол и говорит: «Я никуда не пойду!», например, скажите ему:

— И не забудь, что ты сегодня не одеваешься!

— Как это не одеваюсь? Одеваюсь!

Или:

— Только не ешь эту кашу!

И он начнет ее кушать.

Или, бывают ситуации, когда они начинают плакать. Вы уже знаете, как будут разворачиваться события. Предупредите их, сказав ребенку:

Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

— Так, сегодня я тебя разбудила пораньше. Сейчас только вот поспорь со мной, чтобы не ходить чистить зубы, выверни всю одежду из шкафа, чтобы потом выбрать себе платье!

Вы удивитесь – они, может, и вывернут одежду из шкафа, но быстро выберут 1-2 футболки, оденутся, и пойдут, вместо того, чтобы бесконечно мерить один наряд за другим.

Поэтому юморите, юморите, как можно больше – это сгладит конфликт. Вы будете по-другому реагировать на ребенка, острота момента уйдет. И, в общем-то, вы гораздо быстрее справитесь с ситуацией.

4. Предлагайте альтернативные варианты

Еще один момент, который нужно знать родителям, как великолепный простой инструмент. У детей в этом возрасте от 2,5 до 3-3,5 лет преимущественно предметно-манипулятивный способ мышления.

Что это означает? Что они не могут ничего додумать, они могут только повторить. А это означает, что вам нужно правильно что-то предлагать.

Когда вы говорите: «Кушать будешь?», он говорит: «Нет!» — это не правильно. Как правильно? Вы ведете его на кухню и говорите:

— Кашу будешь или суп будешь?

Его мозг так устроен, что ему что-то одно придется выбрать: банан или йогурт? Вы ему показываете, он что-то одно выбирает. А у вас нет конфликта.

С одеждой все та же история. Когда они протестуют, кричат, не хотят надевать куртку — иногда выход на улицу превращается в кошмар – из детского сада или из дома, не важно! Он просто отказывается куда-то засовывать руки или одеваться, и говорит: «Нет, и все!»

Тогда вы его спрашиваете:

— Какую руку вставишь в куртку первой в рукава – эту или эту, — прикасаясь к его руке.

Он такой:

— Эту…

А вы раз, и быстро, как фокусник, одели эту руку. А потом одеваете эту.

— Какой ботинок первый оденем – на правую ногу (прикасаясь к правой), или на левую ногу (прикасаясь к левой ноге)?

И пока он соображает, что вам ответить, и на что-то кивает одно, вам нужно сразу же одеть этот ботинок и потом сразу же одеть второй ботинок.

И вы увидите, что одевание или сборы куда-то превратятся в секундное мероприятие, очень быстрое и очень эффективное.

Будьте готовы, что он достаточно быстро вас раскусит, поэтому в следующий раз уже предлагайте залезть в какой-то карман, или еще что-то, пошутите. И пока он будет соображать, о чем, быстро его оденьте.

Наберитесь терпения!

Этот острый период, в котором ваш ребенок на все буквально говорит НЕТ, на самом деле практически всегда заканчивается ближе к 3,5 годам. А если он начался в 2,5, и вы мягко его прошли, поверьте, в 2,7 он может иногда закончиться, в 3 года может закончиться. Поэтому наберитесь терпения, запас юмора, и просто переживите его. Тогда он сократится.

Еще хочу сказать, что, знаете, мир не рухнет, если ваш ребенок будет странно одет один среди всех остальных. Он, правда, не рухнет, но рухнет, может быть, его внутренняя самооценка, если вы его сломаете в какой-то момент, оденете так, как вам нужно, и выпихните туда, где ожидается, что он должен выглядеть вот так.

Переживите как-нибудь, когда вы идете очень красивая и очень нарядная, а рядом с вами идет ребенок, который выбрал совсем неподходящую для этого одежду.

Если на улице холодно, а он легко одет, просто проинформируйте его, что вы взяли с собой теплую куртку. Как только он решит, что ему холодно, вы будете готовы ее дать вместо того, чтобы с плачем, криком и раздражением пытаться одеть его сразу же.

И когда вы их поддержите 1, 2, 3 или 5, вы заложите прочный фундамент того, чтобы он вырос очень стресс устойчивым, уверенным в себе, раскрепощенным, возможно, очень творческим человеком, нашел себя и реализовался, и был счастлив в жизни. Вот и все!

До новых встреч!

Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

razvitie-krohi.ru

Ребёнок всё время говорит «Нет»: 5 советов от детского психолога

Последнее обновление статьи: 08.05.2018 г.

Чаще всего слово «нет» в ответ на многочисленные родительские просьбы звучит из ребячьих уст в период с 2 до 4 лет. Данный этап называется в психологии кризисом трёхлетия и считается крайне важной вехой детского развития и самоидентификации.

В этот кризисный этап ребёнок осознаёт себя и жаждет самостоятельности. Он начинает понимать, что является такой же отдельной личностью, как мама либо папа. Проявляется это употреблением в речи слова «Я», а прежде малыш говорил о себе в третьих лицах или по имени.

К тому же у ребёнка формируются волевые качества, переходящие в независимость. Он категорически против лишнего контроля с родительской стороны и хочет самостоятельно осуществлять выбор в любых, даже самых несерьёзных ситуациях.

Именно в этот момент у ребёнка в лексиконе возникают новые слова и фразы: «Нет», «Я сам», «Не буду». Также можно заметить, что он как будто действует назло родителям: отказывается кушать после приглашения позавтракать, убегает, когда его зовут и пр.

Мамы и папы ужасаются: в семье растёт чудовище! Вторит и старшее поколение, которое убеждено, что родители избаловали малыша. Однако психологи советуют не сгущать краски, поскольку трёхлетний кризис естественен для детей, поскольку ознаменовывает новый период в дошкольном развитии.

У взрослых может возникнуть вполне обоснованный вопрос: каждый ли ребёнок всё время говорит «Нет» в течение кризиса 3 лет? На самом деле этот этап может проходить довольно безболезненно, если в семье царят тёплые отношения. Иногда мамы даже не понимают, о каких кризисах ведут речь специалисты, поскольку их чада ведут себя вполне «пристойно».

Однако если взрослые не пришли к пониманию того, что прежние способы взаимодействия с ребёнком утратили актуальность на данном возрастном этапе, то слово «Нет» и прочие симптомы кризисного периода начнут отравлять жизнь всему семейству.

Способы решения проблемы

Прежде всего следует понять, что подобный этап – всего лишь временное явление. Попросту сегодня обожаемое чадо всё время говорит «Нет», а уже завтра он сможет пойти на необходимый компромисс. Однако просто ждать не нужно, следует вооружиться полезными рекомендациями и знаниями.

Меняйте тактику

В первую очередь следует поменять воспитательную тактику и стратегию взаимодействия с ребёнком. Необходимо понимать, что он повзрослел, следовательно, сейчас нужно уважать детское мнение и желание самостоятельно выполнять определённые действия.

На практике это означает, что нет нужды выполнять за малыша то, что он в состоянии сделать самостоятельно. К примеру, он теперь способен сам одеваться, накрывать на стол, мыть пол, стирать. Конечно, поначалу вас ждёт грязь, разбитая посуда, однако важнее результат – получение новых навыков и повышение детской самооценки.

Проявляйте находчивость

Не стоит действовать прямолинейно в ответ на детские отказы. Например, если ребёнок не хочет есть, хотя давно уже проголодался, не нужно его упрашивать и тем более заставлять. Опытные мамы советуют применять определённые уловки.

Так, можно накрыть на стол и усадить поблизости куклу. Разыграйте ситуацию таким образом, будто она желает пообедать и хочет узнать, насколько горяч суп или второе. Обычно ребятишки начинают увлекаться, после чего съедают всё содержимое чашек.

Бывают и такие ситуации, когда ребёнок категорически не желает надевать рукавицы, подниматься, мыть ручки с мылом и пр. Вместо того чтобы уговаривать кроху, можно спокойно ему подыграть: «Разумеется, я не разрешаю тебе брать рукавицы на улицу (вставать с кровати, устраивать гигиенические процедуры).».

В результате в подавляющем большинстве случаев дети мгновенно надевают рукавицы и совершают прочие действия, которые прежде казались им совершенно неприемлемыми. Подобные небольшие уловки и трюки позволят вам не доводить общение до конфликтной ситуации.

Вместо требований озвучивайте просьбы о помощи. Например: «Дима, пожалуйста, возьми меня за ручку и переведи через дорогу, ведь мне очень страшно». После этого гордый мальчуган хватает маму и спокойно идёт под руку. Нет давления, нет и ссоры.

Многие проблемы в этот период возникают из-за того, что благодаря упрямству и слову «Нет» родители с ребёнком всё время опаздывают: в садик и на работу. Также затягиваются простые действия, в том числе одевание, пробуждение, приём пищи.

Что делать в таком случае? Специалисты дают несколько рекомендаций:

  1. Старайтесь не торопить малыша и не выполнять действия за него. Конечно, нам проще самим нацепить на кроху куртку и сапожки, накормить его, собрать игрушки, однако этим мы оказываем малышу «медвежью услугу». Он должен учиться собственными силами решать проблемы, не нужно отказывать ему в этом умении.
  2. Будите ребёнка заблаговременно, чтобы начать какой-либо процесс на 30 минут пораньше. Это позволит выполнять действие в достаточном темпе, то есть малыш сам оденется, сам покушает, сам умоется. В результате маме не нужно будет подгонять маленького человечка, а скандала удастся избежать.

Таким образом, точный расчёт времени позволит избежать некоторых проблем или, по крайней мере, снизить накал страстей. Да и у ребёнка будет меньше поводов говорить «нет» в ответ на родительские просьбы и предложения.

Предлагайте альтернативу

Ещё один хороший способ взаимодействия с детьми – выбор действий или предметов. Связано это с тем, что у малышей предметное мышление, то есть они пока не способны понять абстрактность ситуации, а могут только взаимодействовать с объектами.

Если мама спрашивает у ребёнка, будет ли он кушать, у него есть два варианта ответа: «нет» или «да». С большей степенью вероятности строптивец откажет. Поэтому лучше предлагать малышу выбор (либо иллюзию выбора): будет он кашку или суп.

В результате ребёнок начнёт что-то выбирать, а повода для отказа и конфликта не окажется. Подобный способ решения проблемы можно внедрять и в другие ситуации. К примеру, можно предлагать на выбор синюю или зелёную курточку, резиновые или тёплые ботиночки.

Конечно, некоторые ребятишки быстро осознают, в чём состоит хитрость родителей. Однако чаще всего данный способ действует достаточно долго, а потом уже дети взрослеют, становятся менее строптивыми, и можно уже не хитрить, а договариваться с ними.

Устанавливайте границы

Одновременно с предоставлением большего пространства для самостоятельности и инициативы необходимо устанавливать строгие границы. То есть ребёнок может быть самостоятельным, активным, но в строго определённых рамках.

Под рамками психологи понимают те ограничения, которые касаются здоровья и жизни малыша. Например, строго-настрого запрещено выбегать на дорогу, брать острые предметы, бить животных и пр. Небольшое количество строгих запретов позволит снизить риск истерики.

При этом следует заручиться поддержкой других членов семьи. Уменьшить строптивость ребёнка можно, если заранее обсудить со взрослыми домочадцами все спорные моменты. То есть и мама, и бабушка, и папа должны запрещать и разрешать одно и то же.

Кроме того, необходимо быть последовательными в своих решениях. Если сегодня нельзя что-то, то подобное ограничение должно действовать и завтра, и в дальнейшем. Если же сегодня что-то разрешено, то данное действие должно быть одобряемо (возможно, с определёнными оговорками) и в будущем.

Данный возрастной этап, когда ребёнок всё время говорит «Нет», обычно продолжается достаточно недолго и заканчивается примерно к 3,5 — 4 годам. Однако такой благоприятный исход возможен лишь в том случае, если родители правильно взаимодействуют с малышом.

Прежде всего специалисты убеждены, что необходимо изменять способы общения с взрослеющими ребятишками. Кроме того, нужно избегать ситуации, в которых дети могут ответить «нет», прибегая к выбору (либо иллюзии выбора).

Ну и ещё один важный момент – слово «нет» с лёгкостью перебивается родительской находчивостью и юмором. Если взрослые начнут с выдумкой и хитринкой подходить к воспитанию маленького упрямца, то можно достаточно быстро забыть о детских категорических отказах и строптивости.

А теперь о главном. Помните, вы не жандарм, а любящий родитель. Ищите свои варианты разрешения проблемных ситуаций. Старайтесь быть ближе к ребёнку, проводите больше времени вместе – и, возможно, запретов и правил понадобится совсем немного, а по поводу всех спорных вопросов можно будет договориться.

kroha.info

☀ Если ребенок ☀ не слушается 2 года - что делать? ☀ 5 правил да и 5 - нет

Многим мам в декрете знакома ситуация, когда двухлетний ребёнок не слушается, капризничает, отказывается выполнять просьбы родителей. Иногда непослушание принимает форму истерик. Малыши падают на пол, размахивают руками и ногами, орут, как говорится, не своим голосом. Взрослые просто не знают, что делать с разбушевавшимся сорванцом и как остановить приступы неповиновения.

Кризис 2-х лет может проявиться от 1.5 до 2,5 лет

Почему?

На самом деле, причина истерик проста и понятна. Дети в два года проявляют свой характер и не хотят выполнять те действия, к которым их принуждают насильно.

Ребенок желает делать лишь то, что он сам считает нужным. Если родители осознают, что имеют дело не просто с маленьким человечком, а со свободной личностью, у которой есть свои интересы, мысли и желания, то предотвратить конфликты будет намного легче.

Дети — большие манипуляторы

Дети – великие манипуляторы. Истерики и капризы – это способ управления взрослыми, так сказать, своеобразный психологический приём для достижения поставленной цели.

Так вот подавлять и предупреждать ситуации, в которых ребёнок от года до трёх лет не слушается родителей, следует такими же психологическими приёмами. Специалисты в области детской психологии разработали модели поведения взрослых и способы усмирения малышей.

Малыш не слушается в общественном месте

Правило пяти «нельзя» или как избежать ошибок

Прежде чем изучать правила поведения с непослушными детьми, следует ознакомиться с запрещёнными действиями родителей.

Нельзя переходить на повышенные тона. Крик родителей провоцирует ещё большую раздражительность малыша, что приводит к усилению гнева взрослых. И так по кругу, пока вся семья не придёт в тупик гнева и отчаяния. Не стоит ломать психику себе и детям, нужно делать аккуратные шаги на пути к преодолению трудностей. Если малыш не слушается, это не повод пугать его громкими криками и скандалами.

Нельзя кричать и наказывать ребенка

Нельзя придумывать наказания. Детям в возрасте двух лет сложно осознать за что именно он наказан. Поэтому такие радикальные меры могут только усугубить положение дел. Можно лишь устранять объект споров.

  • если ребёнок просит поиграть стеклянную чашку, уберите её в шкаф;
  • когда малыш отказывается собирать игрушки, отнесите их на балкон;
  • раскапризничавшегося в магазине кроху следует прекратить брать с собой за покупками.

Таким образом и проступки не окажутся безнаказанными, и человечек в два года станет осознавать: «что такое хорошо, а что такое плохо».

Нельзя оскорблять и унижать малышей. Как говорилось выше, ребенок (даже тот, какому всего два года) – это в первую очередь личность, к которой следует проявлять уважение и понимание. Обзывания и обидные сравнения со стороны взрослых провоцируют ребят вести себя в дальнейшем таким же образом с младшими и теми детьми, которые слабее.

Нельзя выяснять отношения при детях

Нельзя противоречить друг другу. Если один родитель наказал, а другой простил, то хитрый ребёнок быстро научится искать утешение и выходить из ситуации с удобной для себя стороны. Итог – малыш в два года не слушается ни маму, ни папу.

Во избежание подобных оплошностей согласовывайте свои действия друг с другом.

Нельзя выяснять отношения при посторонних людях. Помните? Сор из избы не выносят. Так вот и проблемы с малышом нужно решать подальше от любопытных глаз.

Бывает так, что малыши капризничают без всякой причины. Нервная система детей очень хрупкая и неустойчивая. Она иногда даёт сбои, проявляющиеся вот таким образом. Всё, что нужно – это просто дать ребенку выплакаться. Вот увидите, через полчаса всё встанет на свои места. Что делать маме это время? Показывать малышу, что он любим, нужен, а самое главное, понят родителями.

Надо давать малышу выплакаться

Даже взрослому человеку требуется поддержка и опора, что уж говорить про двухлетнего кроху.

Правило пяти «всегда» или полезные советы для родителей

Зачастую ребёнок в два года становится непослушным и неуправляемым из-за ощущения вседозволенности. Взрослые ошибочно полагают, что если они будут что-либо запрещать своим детям, то те будут считать их плохими родителями. Малыши, в свою очередь, начинают ошибочно полагать, что можно делать, всё что вздумается. Грамотные действия мам и пап обеспечат уменьшение количества конфликтных ситуаций.

  1. Всегда проговаривайте сложившуюся обстановку. Ребенку нужно всё подробно объяснять и рассказывать, досконально разбирая, что малыш сделал плохо, а что хорошо.

    Надо объяснять малышу ситуацию

  2. Всегда будьте последовательными. Знакома ситуация, когда родители, будучи в прекрасном расположении духа, позволяют детям взять какую-либо вещь, которую ранее запрещалось трогать руками? Так вот эти самые «всплески великодушия» полностью рушат восприятие малышами таких понятий как «можно» и «нельзя». Ребёнок окончательно запутается, он не сможет понять, почему вчера запрещалось, а сегодня позволяется. Итогом будут капризы и акты непослушания.
  3. Всегда выстраивайте невербальные границы. Это значит, что крохе нужно дать понимание того, как следует вести себя со своей мамой, а чего делать точно нельзя. Если малыш не даёт маме спокойно принять пищу, почистить зубы или приготовить ужин, то такое поведение необходимо пресекать. Многие родители считают, что ребёнок нуждается в полной самоотдаче. Это ошибочное мнение. Потребности, желания и вообще жизнь мамы с появлением детей никуда не девается. И малыш должен давать себе отчёт в том, что у взрослых тоже есть какие-то нужды.
  4. Всегда сохраняйте спокойствие. Несомненно, капризы «выводят из себя», раздражают, вызывают приступы злости и ярости. Но терять самообладание ни в коем случае нельзя. Думайте о том, что ребенок только начинает познавать азы справедливых поступков. Он учится не только произносить слова или держать ложку, но и вести себя должным образом. Задача взрослых – помочь ребенку в два года освоить навыки правильного поведения.

    Надо научиться сохранять спокойствие

  5. Всегда отвлекайте внимание детей. При надвигающейся буре целесообразно «переключить» малыша. Посмотри, какая красивая кошка пробежала; прислушайся, кажется, птичка поёт; давай споём твою любимую песенку. У каждого родителя свои хитрости. Если ребёнок всё равно не слушается, предложите ему альтернативу: я с тобой поиграю, но позже; я включу тебе мультфильм, но на десять минут; я куплю игрушку, но не сегодня, а через неделю. Главное, не идти на поводу у маленького манипулятора, а настоять на своих правилах.

Если ребенок не слушается родителей, это повод бить тревогу. Нельзя сидеть сложа руки. Прихоти и причуды должны пресекаться. Вот только делать это нужно грамотно, без вреда для детской психики.

Любовь и ласка лечат все

Малыш в два года начинает выстраивать стереотипы и модели поведения. С лёгкой руки родителей всё может пойти в противоположную сторону.

Если взрослые совсем запутались и не знают, что делать, можно прибегнуть к помощи специалистов. Консультация семейного психолога – это не страшно и не стыдно. Единственное, что поистине важно и ценно – это здоровье собственных детей.

detki.guru

Ребенок не говорит к 2 годам: как научить малыша говорить

Второй год жизни — это сенситивный период для развития речи. А развитие речи в свою очередь является залогом дальнейшего успешного психического развития малыша. Именно поэтому такое пристальное внимание специалисты уделяют речевому развитию ребенка. Давайте разберемся, что же происходит с ребенком в этот момент. 

Функция понимания речи развивается до полутора лет. После полутора лет начинается активное пополнение словарного запаса.

Часто бывает так, что в лексиконе вашего ребёнка есть несколько слов, обозначающих порой целую фразу. Например, «ня» обозначает и просьбу взять его на ручки, и требование какой-либо понравившейся вещицы, и предложение вам игрушки. И вы, как любящая и заботливая мама, чудесно понимаете своего малыша.

Однако, если до полутора лет такое предвосхищение и понимание потребностей ребенка давало ему ощущение стабильности, то после полутора лет оно становится серьезным препятствием развитию.

Совет: Вам просто необходимо перестать быть догадливой мамой и удовлетворять потребности ребенка до того, как он их озвучил. Старайтесь, чтобы ребенок произнес слово целиком, точно выражая свои желания.

При нормальном речевом развитии к концу второго года жизни словарный запас ребенка составляет порядка 300 слов, среди которых присутствуют названия предметов, названия их качеств. Далее появляется фразовая речь.

Здесь же необходимо помнить, что существует индивидуальный темп развития у каждого ребенка. А мальчики начинают говорить несколько позднее девочек. Кроме этого для развития каждой отдельной функции существует своя динамика. Дети, начинающие говорить позже других как правило говорят более правильно и понятно.

Ни в коем случае не заставляйте ребенка говорить что-либо или повторять за вами! Просто «не понимайте его».

Почему ребенок не говорит?

Сегодня сложилась парадоксальная ситуация: дети, окруженные нашим вниманием, все позже начинают говорить. Почему?

Молодая мамочка жалуется: «Малышу скоро два года, а он совсем не говорит!» До боли знакомая ситуация!

Казалось бы, бытовые проблемы отошли на второй план. В большинстве своем семьи живут в квартирах со всеми удобствами. Материальный достаток присутствует, питание полноценное. И при всем этом комфорте детишки молчат!

Словно загадочный вирус поражает их речевые центры. Первые слова появляются в лучшем случае после двух лет. Да и тогда детскую болтовню можно понять только через переводчика.

Детей, которые говорят нормально, в младших возрастных группах детских садов можно буквально по пальцам пересчитать! Эти говоруны, перефразируя Льва Толстого, очень похожи друг на друга — они веселые, живые, непосредственные. И только каждый неговорящий ребенок несчастен по-своему.

Причин речевых нарушений множество. Говорить о них, не видя и не слыша конкретного ребенка, нет смысла. Лучше поговорим о том, как преодолеть речевые задержки. Все пути тут в общем-то идут в одном направлении, разница — в незначительных деталях.

На начальных этапах все строится примерно одинаково. Ребенку необходимо, чтобы о нем заботились и неустанно оказывали внимание. Приветствуется массаж артикуляционных органов, а также разнообразные развивающие пальчиковые игры. Массаж лучше доверить специалистам. А вот игры с успехом могут проводить родители, бабушки-дедушки и даже старшие братья и сестры.

Игры для развития речи ребенка

Весь процесс «вызывания речи» проходит в определенных условиях:

  • во-первых, ребенку нужны положительные эмоции;
  • во-вторых, со стороны близких не должно быть каких-либо насильственных действий;
  • в-третьих, необходимо непосредственное участие взрослых.

Кстати, если в семье «речевой жанр» на высоте, то и проблем с речью у ребенка практически не бывает. Если же взрослые предпочитают все свободное время проводить у телевизора, за компьютером или просмотром фильмов, записанных на DVD, молчание малыша вполне объяснимо.

Родителям полезно знать, что нервная система ребенка 1—3 лет не отличается особой прочностью. Потому игры (и прежде всего обучающие) не должны длиться более 10—20 минут (в зависимости от возраста).

О том, что ребенок устал, можно судить по его поведению. Если он капризничает, отказывается выполнять инструкцию, это говорит о том, что «ресурсы» малыша на пределе, а игру пора заканчивать.

О чем еще следует помнить, занимаясь с ребенком? 

Маленького человечка больше всего привлекают яркие предметы, живые эмоции и выразительная речь. Так что, прежде чем браться за обучение крохи, сядьте перед зеркалом и расскажите себе самому сказку, например про курочку Рябу.

Ну и как, собственное лицедейство вызвало у вас живой интерес? Если нет, то и малыша оно вряд ли привлечет. Неудачный опыт — тоже опыт. Поработайте над собой. Вспомните мимику и интонацию ваших самых любимых актеров. В конце концов в каждом из нас дремлет талант. А без него в последующих играх мы просто никак не сможем обойтись!

Песочек, камешки… 

Молодые родители часто жалуются, что у них не остается свободного времени для общения с ребенком! Вся жизнь посвящена в основном работе. Ведь именно она обеспечивает достойное существование малышу!

Только какой смысл во всех этих материальных благах, если кроха не радует близких своим звонким голоском и чистой речью?

Возьмите отпуск, ведь в нашей стране всем работающим положено отдыхать хотя бы две недели. Так проведите их с пользой не только для себя, но и для ребенка. И появление первых слов у крохи не заставит себя ждать.

Собираетесь в отпуск к теплому морю (это сейчас можно устроить в любой сезон)? Начинайте заниматься уже в пути. Почитайте ребенку сказку, рассмотрите книжку с картинками, сделайте малышу массаж пальчиков. Перелет покажется не столь утомительным, да и кроха не будет капризничать и мешать остальным пассажирам.

Горячий песок, теплое море, солнышко! Это не только прекрасная возможность оздоровить ребенка, но и шанс справиться с его речевыми пробелами.

Многие родители знают, как приятны игры с песком. Они снимают эмоциональное напряжение, помогают расслабиться, активизируют умственную деятельность малыша. Возьмите пример с тех родителей, которые пакуют в чемодан не только наряды, но и детские ведерки с лопаточками.

Малыш может пересыпать песочек, сооружать из него замки, просто шлепать ладошками по мокрой поверхности — все это способствует развитию мелкой моторики.

Занятия, где есть дело для пальчиков, активизируют и речевые центры. Свежий воздух, свобода движений дают дополнительный стимул для того, чтобы кроха произнес первые слова. Ему так хочется выразить СВОЕ ощущение счастья! Поэтому именно на отдыхе он обязательно заговорит!

Говорящие пальчики 

Пальчиковые игры — тот благодатный материал, который поможет разговорить даже самого молчаливого кроху. Движения пальцев пробуждают и заставляют работать дремлющие речевые центры в коре головного мозга.

Если раньше вы никогда не занимались с малышом пальчиковыми играми, начните с элементарного — просто рассматривайте пальчики. Назовите каждый из них, ласково погладьте.

Затем возьмите ребристый карандаш и покатайте его по ладошке и пальчикам крохи. Это придаст мышцам руки нужный тонус, подготовит их к выполнению следующих упражнений.

На отдыхе карандаш с успехом заменит морская галька. Наберите несколько гладких овальных камешков и покатайте их по ладошке ребенка. А затем пусть он и сам поиграет — надо зажать горсть камешков в руке и потереть между ладошками.

Очень важно развить тактильные и двигательные ощущения всех пальцев.

Ручка малыша изображает подъемный кран: большой и указательный пальцы правой руки подхватывают камешек и направляют его прямиком в ведерко.

Сначала медленно покажите малышу, как это следует делать. Подобную работу вслед за указательным должен выполнить каждый пальчик в паре с большим. Сначала — правой рукой, а затем и левой. Одновременно с движениями детских пальчиков мама или папа должны комментировать игру крохи, выбирая самые добрые и ласковые слова.

Помните, ребенок до трех лет развивается только благодаря совместным играм, наполненным действием. Он пока не умеет занимать себя сам, играя в одиночку. Так что, несмотря на занятость, заботливые взрослые (это могут быть не только мама и папа, но также бабушки и дедушки) должны составить ребенку компанию.

Игра увлечет малыша, он непременно попытается вслед за вами проделать не только движения руками, но и повторить слова.

Естественно, далеко не все будет получаться с первого раза. Терпение и еще раз терпение. Как говорится, повторение — мать учения. Вот так, изо дня в день (но отнюдь не от случая к случаю) прилежно занимайтесь со своим крохой.

Результат не заставит себя ждать. Вы наверняка сумеете разговорить маленького человечка.

Пальчиковая гимнастика

Упражнения для пальцев рук — развитие тонких движений, очень полезны маленьким детям, известно, что речевой центр и центр, управляющий движениями пальцев, расположены в коре головного мозга рядом друг с другом, поэтому работа пальцев оказывает стимулирующее воздействие на речевой центр и способствует умственному развитию ребёнка, вы хотите, чтобы ваш малыш побыстрее заговорил, тогда занимайтесь с ним пальчиковой гимнастикой каждый день.

  • Ладони на столе — ребёнок сидит за столом, руки лежат на столе ладонями вниз, на счёт- раз- пальцы врозь, два- вместе.
  • Пальчики здороваются — малыш сидит, руки держит перед собой, на счёт раз- соединяются большие пальцы обеих рук, два- указательные, три- средние, четыре- безымянные, пять- мизинцы.
  • Человечек — ребёнок, сидя за столом, изображает человечков, сначала указательный и средний пальцы правой руки бегают по столу, затем- левой.
  • Дети бегут наперегонки— движения, описанные в предыдущем упражнении, обе руки выполняют одновременно.
  • Коза — малыш изображает козу, вытянув указательный палец и мизинец одной, затем другой руки.
  • Козлята — то же упражнение, но выполняется обеими руками одновременно. Очки — ребёнок изображает очки, образовав два кружочка из большого и указательного пальцев обеих рук и соединив их.
  • Зайчик — малыш вытягивает вверх указательный и средний пальцы, большой и безымянный, и мизинец соединяет (зайчик слева).
  • Ладошка- кулачок- ребро — ребёнок сидит за столом, на счёт- раз- кладёт руки на стол ладонями вниз, два- сжимает кулачки, три- кладёт кисти ребром.
  • Деревья — малыш поднимает обе руки ладонями к себе (деревья стоят), широко разводит пальцы (ветки раскинулись).
  • Флажок — большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе.
  • Гнездо — соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты.
  • Корни растения — прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз.
  • Пчела — указательный палец правой, затем левой руки вращать по оси.
  • Солнечные лучи — скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы.
  • Паук — пальцы согнуты, медленно передвигаются по столу.
  • Стол — правую руку согнуть в кулак, на неё сверху положить горизонтально левую.
  • Ворота — соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх и согнуть внутрь.
  • Мост — поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук.
  • Ромашка — соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны.
  • Ёжик — ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх.
  • Бочонок с водой — слегка согнуть пальцы левой руки в кулак и оставить сверху отверстие.
  • Игра «прятки» (сжимание и разжимание пальцев рук)— в прятки пальчики играли и головки убирали, вот так, вот так, так головки убирали.
  • Игра «сорока» — при произнесении текста ребёнок водит указательным пальцем правой руки по ладони левой: на слова «этому дала» сгибает поочерёдно каждый палец, кроме мизинца: сорока, сорока кашу варила.
  • Игра «пальчик-мальчик» — ребёнок соединяет большой палец поочерёдно с указательным, средним, безымянным, мизинцем на одной руке, затем на другой: пальчик-мальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил, с этим братцем кашу ел, с этим братцем песни пел.
  • Игра «белка» — малыш держит руку ладошкой кверху, указательным пальцем другой руки водит по ладони, затем поочерёдно загибает пальцы: сидит белка на тележке, продаёт она орешки: лисичке-сестричке, воробью, синичке, мишке толстопятому, заиньке усатому.
  • Игра «этот пальчик» — ребёнок поочерёдно разгибает пальцы, сначала на одной руке, затем- на другой, начиная с большого: этот пальчик- дедушка, этот пальчик- бабушка, этот пальчик- папочка, этот пальчик- мамочка, этот пальчик- я, вот и вся моя семья, затем поочерёдно сгибает пальцы: этот пальчик хочет спать, этот пальчик прыг в кровать, этот пальчик прикорнул, этот пальчик уж заснул, тише, пальчик, не шуми, братиков не буди, встали пальчики, ура, в детский сад идти пора.
  • Игра «по грибы» — малыш поочерёдно сгибает пальцы, начиная с мизинца: раз, два, три, четыре, пять- мы грибы идём искать, этот пальчик в лес пошёл, этот пальчик гриб нашёл, этот пальчик чистить стал, этот пальчик всё съел, оттого и потолстел.
  • Игра «апельсин» — малыш поочерёдно разгибает пальцы, сжатые в кулачок, начиная с мизинца: мы делили апельсин, апельсин всего один, эта долька для кота, эта долька для ежа, эта долька для бобра, эта долька для чижа, ну, а волку кожура.
  • Игра «ну-ка, братцы, за работу» — ребёнок разгибает пальцы, на одной руке, поочерёдно постукивая по ним указательным пальцем другой: ну-ка, братцы, за работу, покажи свою охоту, большому- дрова рубить, печи все тебе топить, а тебе воду носить, а тебе обед варить, а малышке песни петь, песни петь да плясать, родных братьев забавлять.
  • Игра «алые цветы» — малыш соединяет обе руки ладонями друг к другу, в форме тюльпана, медленно раскрывает пальцы: наши алые цветки раскрывают лепестки (покачивает кистями рук): ветерок чуть дышит, лепестки колышет (медленно закрывает пальцы): наши алые цветки закрывают лепестки (покачивает сложенными кистями): тихо засыпают, головой качают.

Игры с куклой.

Играйте в куклы с девочками и мальчиками. Придумывайте маленькие истории из жизни куклы. Покажите ребенку, как ее одевать, кормить, гулять с ней. Постоянно стимулируйте ребенка к общению через жесты и действия. Задавайте побольше вопросов ребенку.

Например: «Анечка, посмотри, какая девочка пришла к нам в гости. Давай поздороваемся. Дай ручку ей. Как зовут такую красивую девочку?»

Игры по ролям.

К концу второго года жизни начинайте играть с ребенком в различные игры с имитацией животных, с которыми ребенок знаком.

Так, например, поиграйте в игру Кошки-мышки. Ребенку дайте роль мышки, а себе возьмите роль кота. «Кот» ходит по комнате, а «мышка» спряталась. Затем «кот» улегся спать, и «мышка» вышла из своего укрытия. «Кот» проснулся, потянулся, замяукал, и «мышке» надо убегать в свой домик (заранее договоритесь с ребенком, где он будет находиться).

Далее меняетесь с ребенком ролями.

Или поиграйте в Мишку-косолапого.

Покажите ребенку, как двигается медвежонок, как он рычит, мотает головой. Теперь ребенок изображает мишку, а вы ему читаете стишок:

Мишка косолапый по лесу идет,  Шишки собирает и в карман кладет.  Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб.  Мишка рассердился и ногою — топ! 

Научите ребенка изображать и других животных: птичек, лягушек, лошадок.

Смотрите книжки с картинками

Взрослый вместе с ребенком рассмат­ривает картинки, на которых изображены знакомые персонажи и ситуации.

— Это кто? — спрашивает взрослый.

— А это кто? Что он делает? А где птичка? Покажи дерево…

Если ребенок молчит, можно подсказать ответ, но после этого все же добиться, чтобы малыш ответил сам, глядя на ту же картинку.

Для детей постарше (на 3-м году жизни) вопросы взрослого могут быть более сложными.

Например: «Куда пошел мальчик?», «Где сидит птичка?», «Что делают дети?», «Почему девочка плачет?»

Для ответов на эти вопросы требуется не только узнавать знакомые предметы и действия, но и понимать сюжет и смысл ситуации, изображенной на картинке.

malyavok.net


Смотрите также