Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста до года


Развитие мелкой моторики у детей до года

Любой родитель понимает важность развития ребенка. Гимнастика, массажи, специальные игрушки и карточки служат этой цели в физическом и интеллектуальном плане. Не менее значимо для малыша развитие его мелкой моторики. Когда же нужно начинать заниматься с ребенком?

Польза развивающих занятий

Мелкая моторика пальцев необходима нам в быту, для письма и работы. Но на этом функционал этих жизненно важных умений не заканчивается. Физиологи давно доказали тесную связь между способностью детей выполнять мелкие действия руками и их речью.

Чем раньше и лучше ребенок разовьет свою мелкую моторику, тем раньше и чище он заговорит.

Эта тесная связь исходит из соседствующего расположения двигательных и речевых центров у человека. Когда ребенок активно использует свои пальчики, нервные импульсы передаются в соответствующий отдел головного мозга и затрагивают расположенный рядом участок, отвечающий за умение говорить.

Развивающие мелкую моторику занятия будут полезны не только для речи ребенка. В восточных странах считают, что на подушечках каждого пальца у нас есть особые участки, стимулируя которые мы можем воздействовать абсолютно на все системы нашего тела.

Таким образом, развитие мелкой моторики не может не повлиять благотворно на здоровье и развитие малыша. Когда же начинать заниматься с дитя? Специалисты считают, что развитие пальчиков крохи должно начинаться с первых дней.

  1. Чтобы ваши занятия принесли свои плоды, они должны проходить ежедневно. Не обязательно посвящать тренировкам много времени — достаточно начинать с 2-3 минут, пока дитя в хорошем настроении.
  2. Обязательно хвалите младенца за достигнутые успехи, поощряйте его объятиями и поцелуями.
  3. Следите за чистотой и стерильностью «реквизита» — малыши первого года жизни все стремятся поместить в ротик.
  4. Используйте для занятий предметы разной величины и фактуры — так малыш и научится управлять ручками, и начнет изучать мир и свойства объектов, которые его окружают.

Развитие в первые 3 месяца

Развитию мелкой моторики у детей 1 года можно посвящать занятия с самых первых дней. Чем скорей вы начнете взаимодействовать с малышом и учить его брать в ручки предметы, тем раньше он сможет перейти к манипуляциям с некрупными объектами.

В первые три месяца для развития ручек младенца будет полезен пальчиковый массаж. Делать его нужно при любой удобной минутке — во время воздушных ванн, в краткие еще периоды бодрствования или когда кроха засыпает.

  • Нежно проглаживайте каждый пальчик новорожденного от ладошки к кончику;
  • аккуратно разминайте пальчики дитя, особое внимание уделяя их кончикам;
  • полезным будет пощекотать ладошки и пальчики грудничка в те моменты, когда он разжимает кулачки;
  • мягко разжимайте кулачки младенца, поглаживайте и вновь сгибайте пальчики.

Такая гимнастика будет способствовать скорейшему снятию мышечного тонуса на ручках крохи, улучшит формирование его тактильного опыта и подготовит дитя к дальнейшим успехам.

Развитие до 5 месяцев

  1. На четвертом месяце жизни дети лучше начинают управлять своими ручками. В этот период важно активно пользоваться не затухшим еще хватательным рефлексом и «подкладывать» грудничку под ладошки игрушки.
  2. Сейчас крохе удобней хватать разнообразные погремушки. Подавайте их ему попеременно в ручки — даже краткие эпизоды удержания предметов в кулачке будут невероятно полезны для развития грудничка. Постепенно длительность захвата будет увеличиваться, а сам младенец с интересом будет изучать погремушку.
  3. Важно подбирать для занятий с крохой разные игрушки — чтобы они отличались по материалу, форме и варианту захвата. Давайте ребенку объекты с различных направлений, чтобы его ладони и пальчики учились поворачиваться.
  4. Полезными для развития моторики у грудничков на этом этапе будут самодельные «четки» — нанизанные на недлинный шнурок пуговки, крупные бусины, деревянные катушки, которые кроха будет перебирать в своих пальчиках, обогащая свой тактильный опыт и стимулируя подушечки пальчиков.
  5. Стимулируйте младенца тянуться ручками — к вашему лицу, протянутым игрушкам.
  6. Когда вы заметите, что младенец начал «орудовать» обеими ручками и трогает сам себя, можно надеть на одну из них носочек или варежку. Малыш будет активно пытаться оглядеть, пощупать и снять новый объект с себя.
  7. Продолжайте делать пальчиковый массаж, чтобы ускорить снятие мышечного тонуса с рук. Можно поиграть с дитя в традиционные игры (например, «Сороку-белобоку») и под ритмичные стихи разгибать и сгибать пальчики младенца.

С 5 до 7 месяцев

Грудной ребенок уже активно интересуется игрушками, исследует их и сравнительно долго удерживает в руках. Чтобы продолжить развитие крохи на этом этапе, важно подбирать только полезные объекты для малыша.

  1. Для рук малышей в этот период полезны игрушки с колечками и бусинами, которые можно перебирать пальчиками. Совсем не обязательно тратиться на дорогие игровые центры или развивающие игрушки — можно сделать для малыша несколько наборов коротких бус с разными нанизанными объектами.
  2. В этом возрасте деткам нравится нажимать на разного рода кнопки. Полезными в игровой зоне окажутся клавишные детские музыкальные инструменты, старая клавиатура и интерактивные игрушки.
  3. Продолжайте развивать малыша тактильно — сшейте несколько мешочков из разных на ощупь кусочков ткани, наполните их интересным содержимым — горохом, фасолью, песком, гречкой, макаронами, манкой, — зашейте крепко и давайте ребенку.
  4. Можно на мешочки нашить дополнительно яркие пуговицы, банты из лент — грудничку будет интересно и полезно ощупывать их и пытаться оторвать.
  5. Малыши в этом возрасте не только получают огромное удовольствие от пальчиковых игр, но и довольно требовательно просят позаниматься с ними, поэтому при любой удобной возможности повторяйте с крохой «Сороку-белобоку» и «Мальчик-пальчик».
  6. Окружайте младенца на игровом коврике предметами разных размеров — хватая небольшие и крупные кубики и мячики малыш продолжит активно развивать способности своих рук.

С 7 до 9 месяцев

«Хватательная» активность ребенка со второго полугодия значительно возрастает. Его интересуют все новые и новые объекты, которые ему необходимо потрогать, правда, и надоедают они ему довольно быстро. Продолжайте развивать малыша, предлагая ему ощупать совершенно разные предметы — для этого подойдут не только покупные дорогие игрушки, но и абсолютно любые неопасные бытовые вещи: новые кухонные губки из поролона, крышки, чистые пищевые лотки, прищепки и т.д.

Играя с мелкими предметами, никогда не оставляйте ребенка одного.

Уже сейчас арсенал младенца пополняется новыми игрушками, с которыми он постепенно учится взаимодействовать. Вы можете купить крохе:

  • пирамидку, которую кроха пока будет исключительно разбирать;
  • активные развивающие центры, где требуется что-то нажимать, двигать, перебирать;
  • резиновые пищалки, которые нужно сжимать в ладони;
  • текстильные кубики;
  • плавающие игрушки для ванной.

С 9 месяцев до года

В этот период малыш делает успехи буквально ежедневно. Сейчас у него уже появляются любимые занятия и игрушки, которые способны занять его на некоторое время. Пальчики грудничка уже достаточно хорошо двигаются, чтобы начинать осваивать нужные навыки.

  1. Предложите малышу игрушки, которые требуют «калибровки» при вставлении их друг в друга (наборы стаканчиков, мтарешки).
  2. Приведут малыша в восторг разного рода коробочки и емкости, которые требуется открыть. Будет хорошо, если после поднятия крышки внутри малютку будет ожидать приятный сюрприз.
  3. Емкости с широкими завинчивающимися крышками также будут полезны для моторики малыша и развития его умений.
  4. Внедряйте прием «хватания» в повседневные игры — катайте малышу мячик, просите его подать вам какой-то предмет, прячьте от него под пеленкой игрушки и просите отыскать «пропажу». Такие разнообразные движения будут полезны для ручек младенца.
  5. Некоторым детям к году уже хватает терпения, чтобы заниматься с крупными сортерами — игрушками, в которые требуется вставлять детали разной формы.
  6. Игры в ванной также становятся все разнообразней. Ребенок может вылавливать мелкие игрушки и складывать их в тазик, переливать воду из одной емкости в другую и т.д. Все эти простые на первый взгляд занятия требуют от крохи большой концентрации и ловкости.
  7. Ребенок уже подолгу может находиться один, увлекаясь своими играми. Но все же нельзя оставлять кроху без присмотра — не только из соображений безопасности. Вы должны быть рядом, чтобы научить дитя новым способам взаимодействия с окружающими предметами и направлять деятельность.
  8. Малышам к году становятся интересны игры в песочнице. Если же на дворе не лето, можно устроить такие занятия дома — с песком или манкой. Переворачивать пасочки малыш вряд ли сможет, а вот наполнить их ручками вполне ему под силу. Для таких игр можно застелить пол клеенкой или заниматься с сыпучим материалом за столом.

Как вы видите, чтобы развить моторику младенца, совсем не обязательно приобретать дорогие специализированные игрушки, все, что нужно для занятий с малышом всегда есть у вас дома. Ежедневные упражнения, ваша забота и любовь помогут ребенку научиться управлять своими ручками и пальчиками, а также — благотворно воздействовать на речевой центр.

newbabe.ru

Мелкая моторика для детей до года

Речь малыша напрямую зависит от развития его пальчиков. Чем лучше проработана мелкая моторика ребенка, тем раньше и правильнее он начнет разговаривать. Это давно заметили психологи. Но еще столетия назад наши предки уделяли особое внимание пальчикам ребенка. Неслучайно в народном фольклоре так много потешек и присказок на тему пальчиков: «Сорока-ворона», «Пальчик-мальчик» и многие другие. Как развивается мелкая моторика у малыша до года? На что обратить внимание маме? Как помочь малышу лучше узнать свои пальчики?

Этапы развития мелкой моторики у ребенка от 0 до 12 месяцев

  • 1 месяц. В этом возрасте пальчики пока слабо слушаются кроху. Маленький «боксер» почти всегда держит кулачки сжатыми. Гипертонус не дает ладошке раскрыться. Хорошо работает хватательный рефлекс: малыш плотно сжимает мамин палец или какой-нибудь предмет, вложенный в его ладошку. Ручки младенца такие сильные, что он может даже «подтянуться», держась за пальцы взрослого.
  • 2 месяца. Гипертонус снижается. Хватательный рефлекс еще держится, но уже не так ярко выражен. Ладошки малыша чаще полураскрыты.
  • 3 месяца. Ребенок пытается управлять своими ручками: тянет их к игрушке. Но он пока не может ухватить предмет, лишь ударяет по нему.Часто случаются промахи. Однако маленький упрямец не оставляет попытки схватить приглянувшуюся вещицу.
  • 4 месяца. Кроха уже может взять предмет, дотянувшись до него или по крайней мере придвинуть его к себе. Способен держать игрушку двумя ручками. Очень любит изучать свои пальчики, рассматривать их, играть с ними.
  • 5 месяцев. Кисть малыша теперь полностью раскрыта. Он тянет ручку к игрушке, берет предмет, рассматривает. Роняет, после чего поднимает вещь другой ручкой.
  • 6 месяцев. Ребенок может перекладывать предмет из одной руки в другую. Если держа одну игрушку, он заметит другую, то первую роняет и переключает внимание на новый объект исследований.
  • 7 месяцев. Может держать в каждой руке по игрушке, удерживать предмет только пальчиками, не касаясь им ладошки.
  • 8-9 месяцев. Проведите небольшой эксперимент: пусть малыш держит в руке игрушку, в это время протяните ему другую вещь. Чтобы взять ее, ребенок не выронит первый предмет, а отложит в сторону. Либо будет держать по игрушке в каждой руке. В этот период детки любят специально бросать игрушки на пол, предлагая маме поиграть в «увлекательную» игру под названием «Мамочка, подними!» Поэтому рекомендуется привязывать на прогулке игрушки и погремушки к коляске на веревочку. Можно использовать специальную пластиковую цепочку с прищепкой. Это избавит от многих проблем.
  • 10 месяцев. Достаточно уверенно берет предметы двумя пальчиками. С интересом стучит одной игрушкой о другую.
  • 11 месяцев – 1 год. Малыш в состоянии поднимать достаточно мелкие предметы: микроскопические обрывки бумаги, тонкие шнурочки. Особенно карапузы в этом возрасте обожают собирать мелкие соринки с пола. Для захвата ребенок использует подушечки большого и указательного пальцев. Именно этот навык (захват двумя пальцами) является основным показателем достаточно развитой мелкой моторики ребенка в 1 год.

Как развивать моторику у ребенка до года

Чтобы малыш своевременно осваивал все положенные для своего возраста навыки, нужно заниматься с ним. Это просто. На первом месяце жизни крохи достаточно делать ему массаж ладошек и пальчиков. Манипуляции с ручками младенца лучше проводить, когда он спит, а его ладошки раскрыты. Гладим ладошки круговыми движениями, разминаем каждый пальчик.

Для ребенка постарше (с 3-х месяцев) можно купить в аптеке или детском магазине рельефный мячик и катать его по ладошке. Также можно использовать шишки, грецкие орехи, камушки и другие предметы с различной текстурой. Важно следить за безопасностью подобных вещей: от природных материалов не должны отделяться «чешуйки» или кусочки скорлупы.

Очень полезное занятие для развития мелкой моторики – игровая пальчиковая гимнастика. Вспомните игры с пальчиками из своего детства или поищите их в Интернете. Вариантов – масса, от «Сороки-белобоки» до «Этот пальчик хочет спать…». Игры должны быть короткими, слова –ритмичными. Примерно к году занятия можно усложнить: не мама манипулирует пальчиками ребенка, а кроха сам выполняет определенные движения ручками («Ладушки-ладушки», «Мы капусту рубим-рубим…» и подобные игры).

С их помощью пальчиковых игр тренируется не только мелкая моторика ребенка, но и развивается его внимание, память, фантазия. Малыш запоминает понятия «выше», «ниже», «дальше», «ближе», «по кругу» и другие, изучает названия пальчиков и просто весело проводит время с мамой. Пальчиковые игры хороши тем, что не требуют дополнительного «инвентаря». Можно заниматься развитием мелкой моторики дома и на скамейке в парке, в поездке и в очереди к врачу. Главное – уделять подобным «развивашкам» хотя бы 15-20 минут ежедневно.

Для развития моторики малыша важен тактильный контакт с различными текстурами. Отличные помощники – развивающие игрушки для самых маленьких. Они могут быть выполнены из разных материалов (дерево, пластик, резина, текстиль), иметь разный наполнитель (гречка, шарики, шуршащая ткань). Многие мамы дают своим малышам возможность повозиться в муке или крупе. Это тоже полезно для детских пальчиков.

***

Развитие мелкой моторики ребенка не требует от мамочки сверх усилий. Как правило, это простые действия. Но они имеют огромное значение для интеллектуального развития малыша.

farla.ru

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста

Развитие мелкой моторики рук у детей  необходимо начинать уже с пеленок. Давно известно, что на кончиках пальцев находится много нервных окончаний. Через них можно действовать центр развития речи, который находится в головном мозге.

Мелкая моторика рук помогает малышу быстрее начать говорить. Скорейшее развитие речи значит, что ваш малыш быстрее начнет объяснять вам то, что он хочет, чувствует. Вы поймете ребенка, если его что-то беспокоит. Незабываемое удовольствие  получите, когда ваш отпрыск начнет самостоятельно рассуждать на разные темы.

От своевременного развития речи может зависеть интеллект. Ведь логично, что если мама разговаривает со своим малышом. Она отвечает на его вопросы, объясняет ему что-то. Интеллектуальный рост такого ребенка происходит быстрее и глубже, чем у его сверстника, не умеющего общаться. В дальнейшем этот фактор может повлиять на самооценку.

Мелкая моторика пальцев рук

это различные движения и упражнения для пальчиков, задачей которых является не только осязание, но и правильные движения мелких мышц.

У плода пальчики согнуты. У новорожденного  руки обычно сжаты в кулачки. Начинать развивать мелкую моторику пальцев в столь нежном возрасте можно и нужно путем легкого массажа. Из всех массажных движений для новорожденного можно использовать только один прием – поглаживание. От расслабляющих движений тонус мышц будет постепенно снижаться. При массаже новорожденному желательно уделить внимание каждому пальцу руки, начиная с кончиков.

Когда малыш подрастет

продолжаем развитие мелкой  моторики рук.  Для этой задачи ребенку до 6 месяцев хорошо подойдут погремушки, которые он сможет взять ручкой. Эти игрушки могут быть разной конфигурации и твердости. Некоторые ребятишки любят подолгу заниматься с подвижными частями – колесиками, шариками, встроенными в погремушку. Что тоже способствует развитию мелкой моторики пальцев рук. Однако, слишком мелкие детали малыш может проглотить. Поэтому, всегда следим за этим.

Грудничкам очень интересны развивающие коврики

На них много игрушек различной формы, цвета, которые под пальцами могут интересно шуршать, звенеть, бренчать. Юный исследователь до года может минут 20-30 заниматься с таким развивающим ковриком. Малыш, познав разные возможности, находит что-то одно, что привлекает его больше других.

Особенности различия ковриков в том, что они могут быть для девочек, для мальчиков или универсальные. Различаются, в основном, по цветам и комплектующим игрушкам. Психологами замечено, что даже новорожденные девочки больше обращают внимание на лица, чем на другие предметы. Поэтому большая часть погремушек для девочек округлой формы.

Для развития мелкой моторики пальцев рук с детьми до года

полезно делать пальчиковую гимнастику. Сначала это «ладушки» — малыш с удовольствием хлопает в ладошки. Позже – «сорока-белобока, кашу варила, деток кормила, накормила каждый пальчик» — грудничок пальчиком водит по ладошке и загибает пальцы по очереди.

Для развития мелкой моторики рук придумано много разнообразных развивающих игр, фишек, игрушек. Полезно чередовать ее с карточками Домана. От таких занятий малыш начнет быстрее говорить.

Так же мама может наряжать пальцы в человечки и играть ими. Сначала она показывает малышу, как это делать на своих пальцах, приговаривая какой-нибудь стишок. Затем ребенок повторяет действия мамы, развивая при этом мелкую моторику в игровой форме.

Деткам постарше можно предложить порисовать на манной крупе

Манку насыпать в коробочку и водить по дну пальцем, получая рисунок. Рисовать можно так же пальчиковыми красками. Еще малыши любят играть на клавишных инструментах, например, на детском пианино. Надавливая на кнопочки, развиваются не только пальчики, еще слуховое восприятие. Некоторые мультики для маленьких детей тоже способствуют развитию.

 Хорошее ежедневное упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук

складывание мелких предметов в пластиковую бутылку. Ребенку будет интереснее, если из бутылки сделать какое-нибудь животное, которое надо постоянно кормить. Можно складывать в узкое горлышко бутылки горох, фасоль, любую крупу. Важно, чтобы малыш брал пальцами по одному мелкому предмету и кормил животное, попадая в узкое горлышко бутылки.

Развивать мелкую моторику пальцев рук детей раннего возраста можно из доступных вещей

Например, дайте малышу немного разной крупы и макаронных изделий, пусть он выкладывает из них узоры. Не забудьте контролировать весь процесс, ведь он может от избытка фантазии засунуть мелкий предмет себе в нос или ухо!   Из макаронных изделий с большим отверстием можно еще сделать бусы, нанизывая их на шнурок. Никто не запрещает раскрасить их потом краской. Рисование, раскрашивание так же полезно для развития мелкой моторики пальцев рук.

Так же полезно застегивать, расстегивать пуговицы. Завязывать, развязывать шнурки, бантики, веревочки. Собирать пазлы, мозаику, конструктор. Переливать воду пипеткой, грушей или ложечкой. Все это ребенок должен делать под присмотром взрослых.

Не только интересно, полезно для мелкой моторики, но еще вкусно провести такое занятие: смешать в тарелке несколько видов сухофруктов и орехов. Задача для малыша – разложить все эти вкусности по разным кучкам.

 Еще можно делать игрушки

с помощью бельевых прищепок. Например, для изготовления солнышка дайте ребенку кусочек картона в виде круга, пусть приделывает к нему лучики. Таким образом можно сделать ежика или другие фигурки.

Такие поделки делают воспитатели в развивающих центрах. Вполне возможно это сделать маме с ребенком дома.

Развитие мелкой моторики происходит при лепке

Чего только сейчас нет для этого задания! Различный пластилин, жвачка для рук, живой песок. В домашних условиях лепить можно из теста. Причем, если маленький ребенок съест кусочек теста с целью познания, страшного ничего не случится.

В магазине игрушек можно увидеть умные лабиринты

по которым надо катать мелкие шарики. Это упражнение, которое с удовольствием делают дети, тоже улучшает развитие мелкой моторики пальцев рук деток. Полезны разнообразные мячики, которые можно катать или передавать из рук в руки. Мячи с пупырышками особенно действуют на нервные окончания ладоней.

Развитие мелкой моторики пальцев рук ребенка происходит на протяжении многих лет. Маме можно самой придумывать различные задания, чтобы развивать пальчики своего любимого дитя.

В последнее время стали популярны миниатюрные куклы лол с аксессуарами, которые неплохо развивают мелкую моторику.

А вы как играете со своими малышами? Делитесь, написав комментарий или жмите на кнопки соц сетей. Может, другие мамы напишут о своем опыте развития мелкой моторики.

detimy.ru

Интересные идеи для развития мелкой моторики у детей раннего возраста 1-3 – игрушки, игры и упражнения

Интересные идеи для развития мелкой моторики у детей раннего возраста 1-3 – игрушки, игры и упражнения

В последние годы многие мамы сталкиваются с проблемой «слабых пальцев» у малышей. Задержка моторного развития, увы, перестала быть редкостью: современные дети с трудом овладевают навыками расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и проч. Как следствие – адаптационные проблемы в детском саду. Важно своевременно начинать упражнения для развития мелкой моторики, чтобы подготовить чадо к социальной жизни.

Впрочем, поводов для таких тренировок гораздо больше, чем кажется…

Содержание статьи:

Польза развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста – для чего это необходимо?

3-4 десятилетия назад детским рукам не были знакомы планшеты и прочие гаджеты, которые сегодня заменяют им не только нянь, но и иногда и мам с папами. Детские руки были заняты перебиранием гречки в банке с фасолью, стиркой носовых платочков, нанизыванием сушек на веревочки, сборкой деревянных пирамидок, вышиванием — и прочими, казалось бы, бесполезными, но крайне эффективными занятиями.

Логичным следствием технологического прогресса стало отставание детей в развитии. Одна из граней этого отставания – мелкая моторика, развитие которой малышам до 3 лет крайне необходимо.

Почему оно столь важно?

  • Мелкая моторика тесно связана с нервной системой, имеет прямое отношение к памяти ребенка, к его вниманию и зрению, в восприятию. Развивая мелкую моторику, вы развиваете не только его пальцы.
  • Стимуляция мелкой моторики активизирует речевой и моторный центры, которые расположены весьма близко. Формируя навыки мелкой моторики, вы влияете на почерк ребенка, его речь, скорость реакции, и проч.
  • По уровню развития мелкой моторики можно говорить (прим. — как об одном из показателей) о психическом развитии ребенка, о его готовности к обучению в школе.
  • Развитие мелкой моторики способствует интенсивному развитию ребенка в творческом плане.

Видео: Мелкая моторика у детей. Развитие мелкой моторики

Как заниматься с ребенком 1-3 развитием мелкой моторики, чтобы занятия были интересными и эффективными?

Каждый ребенок индивидуален, и у каждого – свои ступеньки развития.

Но, в целом, календарь развития изучаемой нами сейчас мелкой моторики выглядит следующим образом:

  • С рождения до 4 месяцев: малыш тянется к предметам, но сжимает игрушки, скорее, на уровне рефлекса. Сознательно ухватить игрушку он пока не может, да и предпочтений – правой или левой рукой – тоже пока нет.
  • С 4 до 12 месяцев: может переложить игрушку из одной руки в другую, перевернуть страницу книги, взять пальцами бусину.
  • 12-24 месяца: уверенно «пользуется» пальцами, особенно указательным. Пытается рисовать – уже может выводить кружки, первые линии, точки. В этом возрасте проявляются правши и левши – ребенок выбирает, какой именно рукой удобнее рисовать, кушать и проч.
  • 2-3 годика: ребенку уже вполне по силам держать ножницы и пытаться резать бумагу. Постепенно меняется стиль рисования, и нарисованные фигуры становятся более-менее осознанными.
  • 3-4 годика. Ребенок рисует уже осознанно, карандаш держит уверенно (хотя и не всегда правильно), способен резать бумаги по начерченной самостоятельно линии. С доминантной рукой малыш к этому времени уже успел определиться, но в играх пользуется ими обеими.

Когда начинать и сколько заниматься?

Старт «тренировок» по мелкой моторике у всех свой, но специалисты считают, что идеальный возраст – 8 месяцев, когда пальчики уже к таким упражнениям готовы.

Впрочем, до этого возраста можно применять:
  1. Пассивную гимнастику. То есть, массаж подушечек пальцев.
  2. Слингобусы. Или, как еще их называют, мамабусы или бусы кормительные. Подобный яркий аксессуар мама надевает на шею во время кормления малыша, как только у него просыпается желание что-нибудь щупать и крутить пальцами во время еды.
  3. Вкладывать в руки игрушки из разнофактурных материалов – выпуклых, шершавых, пушистых, гладких и проч.

Учитывая, что все тренировки (начиная с 8 месяцев) проходят через игру, время занятий ограничивается только занятостью мамы и здравым смыслом.

Среднее время занятия (рекомендуются именно ежедневные занятия) – 30-60 минут, в зависимости от возраста. Для малыша 8-12 месяцев будет достаточно 10-15-минутного занятия, для ребеночка постарше время занятий увеличиваем, соответственно его увлеченности.

Важно:

Чем больше будет использовано методов для тренировки мелкой моторики, тем занятия будут эффективнее.

Основные правила для родителей:

  • Начинайте занятия как можно раньше и придерживайтесь регулярности тренировок.
  • Старайтесь начинать упражнения с массажа кистей рук и пальцев.
  • Чтобы увлечь ребенка, совмещайте упражнения с игрой.
  • В комплексе упражнений важно использовать схему, предполагающую сжатие/напряжение кистей, их расслабление и растяжение.
  • Упражнения должны соответствовать возрасту крохи и уровню его физического развития.
  • Пока малыш не научится совершать те или иные движения самостоятельно, маме придется помогать ему фиксировать необходимое положение пальчиков, выполнять сами движение, правильно их совершать.
  • Начинайте с самых простых упражнений, переход к сложным должен быть постепенным.
  • Способствуйте творческому развитию малыша – поощряйте его желание самостоятельно придумать новые упражнения.
  • Прекращайте упражнения, если малыш устал или капризничает. И не забывайте хвалить свое чадо за успехи.
  • Позволяйте ребенку делать самостоятельно все, что он может сделать самостоятельно – от самообслуживания до хозяйственных дел. Даже, если придется ждать и потом убирать за ребенком.
  • Постоянно ищите новые игры и упражнения. Если кроха уже освоил простые движения, сразу переходите к другим – более сложным.

Видео: Мелкая моторика — лучшие игрушки на 2 года

В том разнообразии игрушек для мелкой моторики, что сегодня представлено в детских российских магазинов, можно легко потеряться.

Какие игрушки признаны самыми эффективными? Что именно купить?

Вашему вниманию – 5 самых полезных игрушек для тренировки мелкой моторики:

  1. Мозаика. Все прекрасно осведомлены о пользе этой игрушки, как для развития мелкой моторики, так и для развития речи. Выбор мозаики поистине огромен – и напольные, и «советские» на ножках, и на магнитах, и проч. Начиная с годика, карапузу можно выбирать мозаику с крупными деталями и большой основой, а потом переходить к более сложным игрушкам.
  2. Бизиборды. Такие игровые доски, снабженные рычажками, кнопками, рамками, ключиками, шнуровками и прочими интересными деталями, не только займут карапуза на долгое время, но и станут отличным тренажером для пальчиков, мышления, ловкости рук и проч. Идеальный возраст для такой игрушки – с 10-ти месяцев. Естественно, оставлять ребенка одного с игрушкой нельзя. Кроме того, важно проверять надежность креплений. Бизиборд можно сделать и своими руками.
  3. Сортеры (прим. – вкладыши, рамки и проч.). Игрушка предполагает вкладывание определенных форм в соответствующие отверстия. В магазинах представлены сортеры-машинки, кубики, пазлы, и проч. Первооткрывателем сортеров считается Мария Монтессори. Задача малыша – сравнить отверстие в рамке/кубике по форме и размеру с деталями, которые и нужно вложить в отверстия или рамку. Естественно, выбирать игрушку нужно по возрасту. Развивать кроху с помощью сортера можно начинать с 1-2 лет.
  4. Шнуровка. Полезная игрушка, которую можно сделать самостоятельно или купить уже готовую. Шнуровка способствует усидчивости, развитию глазомера и мелкой моторики, гибкости кисти, а также развивает речь и гарантирует (при постоянных занятиях) отсутствие проблем уже в школе – с письмом. С 1-1,5 лет можно уже предложить карапузику простую шнуровку. Естественно, ребенку будет скучно плести косички в год от роду, поэтому важно придумать ряд игр со шнуровкой, чтобы заинтересовать чадо.
  5. Пальчиковый театр. В эту игру ребенка не придется «затаскивать силой». Пальчиковый театр любим всеми малышами без исключения. Для самых маленьких можно включать в тренировки игры вроде «Сорока-ворона» и «Коза рогата», а потом, по мере взросления, придумывать вместе с ребенком целые спектакли в 4 руки. При отсутствии средств персонажей, которых нужно надевать на пальцы, можно сделать из бумаги или сшить/связать.

Также в список наиболее эффективных игрушек для мелкой моторики можно включить конструкторы, классические пирамидки и фактурные погремушки, мягкие книжки и кубики, объемные пазлы и матрешки.

Видео: Развитие мелкой моторики — развивающие игры для детей

15 лучших игр и упражнений для развития мелкой моторики детей от 1 до 3 лет – полезные занятия в домашних условиях

Игр и упражнений для тренировки мелкой моторики игр можно придумать огромное множество – причем, из подручных средств, без вложений и даже не сходя с места.

Среди самых эффективных методов можно отметить следующие:

  • Занимаемся лепкой. Какой материал использовать – не имеет значения. Важен именно процесс! Глина, пластика и пластилин, даже обычное тесто – все подойдет. Если карапуз уже подрос, можно научить его работать на небольшом (детском) гончарном круге.
  • Домашняя песочница. Да, уборки прибавится. Но восторг ребенка, а также эффект, который обеспечивается подобной игрой, перевешивает все мелкие неприятности. Варианты: кинетический песок, примитивный вариант мини-песочницы в комнате (под присмотром, конечно), лепка куличиков, игрушки из воздушных шариков, набитые песком (можно также набивать мукой, но строго следите за целостностью игрушки), а также творческие наборы для рисования цветным песком и рисование песком на стекле (с подсветкой).
  • Изготовление коллажей и поделок. Естественно, с вырезанием деталей, составлением узоров и аппликаций.
  • Создание поделок из природных материалов. Собираем на улице желуди, веточки, ягоды и шишки, а дома создает настоящие лесные шедевры.
  • Прививаем нужные навыки и развиваем пальчики: расстегиваем и застегиваем пуговки, расстегиваем молнии, развязываем шнуровку, цепляем крючки, щелкаем кнопочки и проч. Можно сделать панель на плотной основе с подобными развлечениями и заниматься вместе с ребенком. Не забудьте добавить яркости и любимых героев малыша на основу, чтобы было веселее играть.
  • Играем в Золушку. Смешиваем гречку с фасолью и рисом. Задача – выудить всю фасоль из тарелки (банки).
  • Кот в мешке. Эту игру дети обожают, но возрастная планка начинается от 3 лет. Складываем в мешочек несколько небольших предметов разной формы и фактуры. Задача малыша – засунуть руку, ухватить предмет и угадать на ощупь, что именно в его руке.
  • Конструктор. Выбирайте любой конструктор, соответственно возрасту чада. Любой будет хорош! От больших мягких кубиков до мелкого лего, если по возрасту его уже можно использовать. Стройте замки, крепости и дворцы принцесс, школы и больницы, и проч. Обязательно – с играми и мини-спектаклями (ребенка нужно учить играть, просто собрать конструктор – мало!).
  • Делаем бусы! Неважно – из чего. Используйте, что есть под рукой – сушки, макароны, крышки от бутылок, большие бусины и проч. Нанизывать предметы на веревочку – весьма сложное занятие для карапуза, поэтому начинайте с самых простых вариантов. А потом можно перейти и к плетению браслетов/фенечек (лет с 4-5).
  • Плетение, вышивание, вязание. Этот способ не под силу карапузикам, но он всегда идет на пользу дошкольникам и младшим школьникам – улучшается письмо и речь, развивается творческое начало, начинают увереннее работать пальчики. Можно плести корзинки, вышивать крестиком и бисером, вязать салфеточки крючком или шарфы спицами, и проч.
  • Картины из пластилина и круп. Занятие для малышей 2-5 лет. Намазываем пластилин на пластик или картон. Лучше, если ребенок сделает это сам, ведь размазывание пластилина – тоже часть упражнения. Далее ставим несколько тарелок с разными крупами и вдавливаем горошины, фасолины, рис и прочие крупы в пластилин так, чтобы образовался простой (для начала) рисунок. Можно также использовать ракушки, камушки, бусинки.
  • Подбираем крышки к банкам. Желательно, чтобы емкости были пластиковыми и разной формы. Например, бутылочки, круглые баночки, квадратные и проч. Пусть ребенок сам определит – на какую емкость какая нужна крышка. Конечно же, надеть крышку он тоже должен самостоятельно.
  • Пересыпаем, переливаем. Насыпаем в емкость крупу. Задача малыша – пальцами (щепоткой) пересыпать крупу в другую емкость. Например, так, чтобы «рыбка спряталась под водой». Можно использовать и чайную ложку. Второй вариант: наливаем воду в емкость и ложкой переливаем ее в другую емкость, «чтобы кораблик поплыл».
  • Рвем бумажки. Игра для карапузов с 6-7 месяцев. Выдаем малышу несколько цветных бумажных листов на растерзание и демонстрируем, как именно нужно рвать бумагу на мелкие кусочки. Не давайте ребенку газеты – там используются вредные краски.
  • Коробка с сокровищами. Насыпаем в коробку множество интересных (безопасных!) предметов и выдаем ребенку на изучение. Побольше маминых и папиных «сокровищ» (баночек, часиков, резиночек и проч.).

Важно:

Не оставляйте ребенка наедине с игрушками, которые могут нанести ему вред! Помните, что любое занятие по тренировке мелкой моторики следует осуществлять только под наблюдением взрослого!

Сайт Colady.ru благодарит вас за внимание к статье — надеемся, что она была для вас полезна. Просим поделиться отзывами и советами с нашими читательницами!

Поделитесь с друзьями и оцените статью:
  (Пока оценок нет) Загрузка... 
Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

www.colady.ru


Смотрите также