Почему ребенок левша у праворуких родителей


Ребенок левша: особенности развития мальчиков и девочек

Дети-левши обладают отличным музыкальным слухом, проявляют уникальные способности к решению нестандартных задач, тянутся к разным видам изобразительного искусства, но развитие речи иногда задерживается. Родители опасаются, не опасно ли быть левшой в современном мире, не скажется ли это на обучении в садике и школе.

Даже в наш прогрессивный век письмо левой рукой все еще вызывает эмоциональный отклик в обществе. Как поступать родителям с необычным ребенком, нужно ли переучивать левшу и чего с ним делать нельзя? На эти вопросы наука давно нашла ответы.

Причины рождения левшей

От 7 до 17% населения – левши. Это значит, что примерно каждый седьмой малыш рождается правополушарным. И в этом нет патологии или отклонения от нормы. С точки зрения биологии левши – генетически здоровые люди.

Это интересно! Феномен встречается и у других видов. Собаки-левши, например, с бОльшим удовольствием осваивают цирковые трюки и поисковую работу, нежели общий курс дрессировки.

За латеральность отвечает головной мозг. Полушария большого мозга управляют телом крест-на-крест: за функции левой половины тела отвечает правое полушарие. Отсюда и синоним – правополушарность.

Это полушарие мозга отвечает за креативность, образность и спонтанность. Тогда как преобладающее у большинства людей левое полушарие наделяет их логикой, последовательностью и аналитическими способностями.

От чего зависит появление леворуких малышей, пока точно не определили. Среди подтвержденных факторов леворукости можно выделить три:

  • До рождения: генетический фактор. Правополушарность заложена в ДНК, и уже в момент зачатия будущий ребенок – левша.
  • При рождении: травматический фактор. Компенсация последствий левополушарных родовых травм приводит к активному развитию правой стороны.
  • После рождения: фактор среды. Здесь могут быть подражание, вынужденность, переученность, травмы правой руки.

Левшество и леворукость

Истинное левшество – результат действия генетического фактора. Правое полушарие мозга у истинных левшей более активно от природы и преобладает во всем: в быту, учении, спорте, общении. Не только рука, но и вся левая половина тела используется интенсивнее.

Левшество как результат травмы – вынужденное. Негативное воздействие на левое полушарие мозга приводит к активации правого, и растущий человечек осваивает мир иначе, чем большинство его сверстников. У настоящих и компенсированных левшей преобладает творческая деятельность, развита фантазия, интуиция.

Леворукость же – это привычка, предпочтение левой руки для письма, игр и удержания столовых приборов. Во всем остальном леворукий человек не отличается от правши, в том числе генетически.

Это интересно! Предпочтение правой или левой руки для письма – не абсолютный признак. Писать правополушарный человек может и правой рукой, а вот для других видов деятельности выбирает именно левую.

Как определить левша или правша ребенок

Выбор латеральности приходится чаще всего на возраст около 3 лет, реже – ближе к 6 годам. А пятая часть людей так и вырастает, не определившись с ведущей рукой, одинаково хорошо владея обеими конечностями. Этот феномен носит имя амбидекстрия.

Как только малыш начинает активно использовать ручки для захвата и удержания, родители могут развивать у него необходимые навыки жизни в праворуком мире.

Первое и самое доступное средство диагностики – наблюдение. Родителям нужно внимательнее присматриваться к своему чаду и отмечать, какой рукой он манипулирует предметами:

  • перемещает подвижную игрушку;
  • складывает пирамидку;
  • указывает на что-то;
  • собирает мелкие предметы (камешки, пуговицы);
  • держит столовый прибор;
  • чистит зубы;
  • откручивает крышечки;
  • подметает или вытирает поверхность;
  • расчесывается;
  • рисует и пишет.

Отметьте также, какая рука становится опорной при падении, с какой стороны большой палец оказывается сверху при сцеплении ручек в замок.

Для справки! Доктор Комаровский советует тестировать левшество по признакам левоногости, функциям зрения и слуха. Скрытого левшу помогают выявить функциональные пробы.

Интеллектуальные и сенсорные способности истинных левшей абсолютно соответствуют нормам, но возможно проявление некоторых особенностей развития:

  • Усидчивость формируется с затруднениями, каждый структурированный урок дается малышу с усилием.
  • Речь формируется несколько медленнее и более прерывисто: из «спящего» состояния вдруг совершает скачок.
  • Звукопроизношение далеко от идеального, но консультация логопеда легко решает это затруднение.
  • Математические способности: геометрия и стереометрия даются таким детям легче. Способы решения задач незаурядны.
  • Хороший слух, близкий к абсолютному. Ребенку больше нравится строй и звучание классики.
  • Могут возникать сложности с ориентированием в пространстве, ребенку трудно овладеть направлениями «право – лево», «верх — низ».
  • Художественный вкус, чувство цвета, равновесия, гармонии развиваются раньше и проявляются ярче.
  • Эмоциональность выше и развивается активнее.

Важно, чтобы наблюдениям и тревогам родителей сопутствовала грамотная диагностика. Независимо от ведущего полушария дети могут страдать от действительных нарушений функции мозга. Например, некоторые симптомы рассматриваются не только как признаки правополушарности, но и как тревожные звоночки:

  • подвижность, не поддающаяся педагогической коррекции;
  • выраженные расстройства эмоционально-волевой сферы;
  • стабильное зеркальное воспроизведение картинки или текста;
  • значительное отставание в развитии речи и психических функций;
  • различные формы дислексии у детей старше 4 лет.

Ребенок-левша нуждается в терпеливой поддержке взрослых. Ему необходимо помогать осваиваться в пространстве. Родителям нужно владеть собой и не срываться фразами: «Ты что, совсем глупый?», «Ты право и лево не отличаешь?» То, что очевидно для правши, трудно для леворуких деток.

Нужно ли переучивать

Окружающие всегда задевают главный родительский нерв: надо во что бы то ни стало учить ребенка писать правой рукой! Будет ли ребенку удобно жить в мире правшей, зависит от того, как родители отнесутся к нормальной особенности своего чада. Нет ничего дурного в том, чтобы держать столовые приборы или письменные принадлежности в другой руке.

Если ребенок вырастет с уверенностью, что он такой же, как все, у него не возникнет трудностей в спорте, быту или вождении автомобиля.

Важно! Современный взгляд на леворукость таков: если начать переучивать истинного левшу, то это нарушит психологическое равновесие ребенка.

Давление праворуких правил требует от ребенка больших психических сил, которые он мог бы потратить более эффективно — на адаптацию к окружающему миру.

Важно последовательно формировать у ребенка уверенность в себе. Он не должен стесняться своей уникальности. Помогите ему осознать возможности и полностью приспособиться к жизни. Вскоре он увидит, что более успешен в том, что другим дается со скрипом.

В большинстве случаев природа мудрее, и переучивать левшу как минимум некорректно:

  1. Организм генетического левши изначально устроен так, чтобы работать зеркально. Переучивание приведет к появлению неврозов и навязчивых состояний у ребенка, который и без того живет по не совсем обычным правилам.
  2. Переучивание компенсаторного левши – вторжение в естественный процесс реабилитации и адаптации психики и физиологии маленького человечка, который родился генетически праворуким. Он вынужден прикладывать усилия, чтобы достичь комфорта после травмы. Зачем же идти против этого?

Восстановление функций левой части мозга в случае травмы требует не перекладывания карандаша в другую руку, а целого комплекса мероприятий.

Если генетически праворукий ребенок стремится действовать левой рукой и успешен в этом, пусть действует. Такая тренировка помогает открывать небывалые возможности мозга. Левополушарные дети, владеющие левой рукой, более успешны в спорте и школьном обучении, их умственные и физические способности универсальны.

Последствиями переучивания левши могут быть:

  • невротического характера энурез;
  • двигательные расстройства;
  • нарушения сна;
  • утомляемость;
  • тики;
  • сбои аппетита и пищеварения;
  • заикание;
  • низкая адаптация;
  • нарушения внимания и памяти;
  • снижение воли;
  • колебания веса;
  • головокружения и боль;
  • нарушения эмоциональности.

Это лишь часть возможных последствий того, что родители и педагоги попытаются подогнать ребенка-левшу под общепринятые стандарты.

Посмотрите сюжет, в котором подробно и интересно рассказывается об особенностях развития ребенка-левши.

Особенности воспитания

Теперь понятно, что переучивать левшу нельзя или не имеет смысла. В воспитании ребенка-левши нужно придерживаться нескольких принципиальных позиций:

  • Предупреждать об особенности всех специалистов, работающих с малышом. Воспитатели детского сада, педагоги дополнительного образования, тренеры и школьные учителя должны с пониманием и вниманием относиться к левше, не выделяя его в коллективе.
  • Следить, чтобы никто из окружения не высказывал сожаления или раздражения по поводу нестандартных «привычек» ребенка.
  • Помнить о медлительности в обучении левшат чтению и письму. Не стоит выбирать группы и классы с интенсивной программой.
  • Поддерживать ребенка на каждом этапе обучения. Уроки в школе лучше проверять вместе и сразу исправлять ошибки, а не оставлять ребенка наедине с его затруднениями.
  • Быть лояльными к проявлениям особенностей формирования памяти, мышления, внимания и речи.

Чтобы не навредить становлению личности левши, родители и педагоги должны избегать любых проявлений негативного отношения к детской особенности:

  • указаний на леворукость в негативном смысле;
  • упреков в ленивости и медлительности;
  • выражения гнева;
  • крика, замечаний, наказаний, нотаций.

Ничто из перечисленного не способствует развитию самостоятельности, уверенности в себе, высокой самооценки и стремления к успеху.

Обучение письму и чтению

В детском саду и начальной школе педагоги должны знать, как научить ребенка-левшу писать, и использовать персональную методику и программу работы с таким воспитанником.

На этапе освоения азбуки отличаться будет все: тип упражнений, посадка за партой, положение тетради, начертания каждой прописной буквы, удержание инструмента, направление света.

Важно! Не следует отдавать ребенка в спецгруппу или водить на индивидуальные занятия. Самый важный навык – умение общаться и учиться с праворукими детьми на равных, а вовсе не красиво писать.

  • Если парты в классе не персональные, то предпочтительна рассадка на левую сторону.
  • При выработке почерка у левшей допускается обратный или прямой наклон, прерывистое начертание знаков, искажение почерка.
  • Важно, чтобы левша-первоклассник правильно держал ручку и научился не смазывать написанный текст ладонью. То же касается и рисования.
  • Чтобы справиться с трудностями начертания (воспроизведения) похожих букв, желательно использовать наглядные материалы и запоминающиеся образы.
  • Лояльно относитесь к ошибкам и путанице между Э и С, Я и R – важный фактор успешного освоения письма.

При чтении ребенок сталкивается с другой сложностью – восприятием текста. Он стремится сразу построить цельный образ, охватить всю страницу, ему тяжело обучиться читать по слогам. В 1 – 2-м классе левшата обычно отстают в скорости чтения, пока не выработают навык чтения целым словом.

Развитие двигательных навыков

Как и в овладении чтением, лучше разбить двигательный навык на последовательность простых действий. Когда каждое из них будет освоено, останется лишь соединить их. Начните с освоения бытовых навыков, например ножниц. В спортивных тренировках можно использовать наглядные изображения, последовательные фото, видеоролики.

Развитие творческих способностей

При всей креативности мышления левшам не хватает умения прорабатывать детали. Они склонны воспринимать цельный образ или выхватывать какую-то значимую часть из контекста. Типичная поделка из пластилина у такого ребенка обладает очень простыми формами, но очень ярким характером.

Неправильно было бы говорить малышу, что его творчество какое-то не такое. Он — художник, он так видит. Но вот подводить научную основу под живопись или архитектуру — необходимо.

Советы родителям

Не стремитесь считать чадо особенным. Не сравнивайте его с другими. Гораздо лучше, если дошкольник будет здраво относиться к своим характеристикам и научится адекватно оценивать прогресс в учении. Как этого добиться:

  • дать ребенку понять, что вы на его стороне и никому не позволите вторгаться в его личное пространство и изменять его;
  • сравнивать не с другими, а с ним самим в прошлом: что стало лучше;
  • разъяснять преимущества и недостатки владения правой или левой рукой;
  • упражнять навыки мелкой и крупной моторики, развивать личные способности и таланты, а не пытаться «догнать» правшей;
  • обучать навыкам в конкретных ситуациях;
  • вовремя поощрять, не предъявляя слишком высоких требований;
  • организовать удобное рабочее место и личное пространство, это в равной степени важно для мальчика и для девочки, лучше всего – отдельная комната, где царит мир детской фантазии;
  • оставаться чутким воспитателем всегда, проявлять доброжелательность и участие.

Каждая рекомендация имеет смысл. Малыша нужно последовательно приучать к порядку и рациональности. Это отнимает у родителей много энергии, но результат того стоит. Характерная особенность взрослого левши — упорядоченность в сочетании с уникальными творческими способностями.

Великие и известные люди

Для повышения самооценки у ребенка приводите в пример известных людей, обладавших той же особенностью. Чтобы улучшить достижения в определенной области, выбирайте соответствующих великих личностей. Например, для малыша-музыканта лучшим примером послужит Бетховен или Бах, а юного шахматиста вдохновит Эйнштейн.

Среди великих правополушарных имен можно найти кого угодно: президентов и правителей (Билл Клинтон, Юлий Цезарь, Александр Македонский), ученых (да Винчи, Иван Петрович Павлов), художников (Микеланджело, Пикассо).

13 удивительных фактов о левшах

Хотите еще немного поддержать своего ребенка? Используйте факты о левшах как бы между прочим. Вот несколько примеров:

  1. Хоть мы и говорим о генетическом факторе, существование гена леворукости пока не подтверждено, как и сцепленность этого гена с полом. Но среди мужчин левшей больше.
  2. Сын отца-левши имеет больше шансов оказаться таким же правополушарным, в отличие от дочери.
  3. Существует культурная зависимость. Например, в Америке и Великобритании леворукость распространена шире, чем в России.
  4. Левши метают копья не хуже правшей, есть даже раздельно зафиксированные мировые рекорды.
  5. В Древнем Риме рабов-левшей считали скидочным товаром.
  6. Все попугаи какаду – леволапые. Гориллы делятся на левшей и правшей поровну.
  7. Праздник – День левшей – отмечают 13 августа.
  8. Улитки наращивают раковину с правым или левым направлением. Левосторонних намного меньше.
  9. Если сложить пальцы в замок, то можно определить свою латеральность. У левшей большой палец левой руки оказывается сверху. Статистика этого теста не одинакова для разных частей света.
  10. Примерно четверть людей путает направления вправо и влево.
  11. Мужчины-левши лучше запоминают лица, чем праворукие.
  12. Почти каждый левша может освоить владение двумя руками одновременно, тогда как правши к этому не способны.
  13. Левши имеют преимущество в спортивных состязаниях по боксу, теннису, бадминтону и фехтованию.

Воспитывать правополушарного малыша сложнее, отчего и интереснее. Он развивается по своей индивидуальной программе и всегда остается загадкой для родителей и педагогов. Специфика воспитания, обучения и ежедневного общения с ребенком-левшой сводится в итоге лишь к пониманию того, что его особенность – не патология, не заболевание и не отклонение.

ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/intellect/rebenok_levsha.html

Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!

razvitie-vospitanie.ru

Почему люди рождаются левшами и как это влияет на их здоровье и жизнь

90 % населения составляют люди, у которых доминирующей рукой является правая. Однако все-таки существует и некоторый процент левшей. В большинстве физиологических и психологических особенностей они такие же люди, как и остальные. Тем не менее, учеными признано мнение, что мозг левшей работает несколько иначе, чем у правшей.

Как утверждает Рональд Йео, профессор психологии в Университете Техаса в Остине, управляющая рука еще в утробе матери определяется, так как именно в этот период у ребенка формируются основные механизмы организма. Узнать, чем же так особенны люди, пишущие левой рукой, вам поможет список фактов, перечисленный ниже.

Не всегда виноваты гены

Как ни странно, но за рождение в семье левши только в 25 % отвечает наследственность. Гораздо чаще дети копируют у родителей черты характера, физиологические признаки и даже уровень интеллекта. Замечено, что если в утробе матери развивается два идентичных друг другу близнеца, они вполне могут родиться с разными доминирующими руками. Хотя при этом во всем остальном малыши будут аналогичны друг другу.

Все зависит от течения беременности

Когда-то британскими учеными был проведен эксперимент, в результате которого было выяснено, что то, какая рука у ребенка будет доминирующей, зависит от эмоционального состояния будущей мамы. По статистике, большинство левшей появляются на свет у женщин, которые были психологически подавлены или пережили сильный стресс в период беременности. Помимо этого, шансы на асимметричное доминирование рук вырастают при родах в пожилом возрасте, а также у малышей с большой массой тела.

Занятно, но исследователи также установили, что данное явление зависит и от окружения. Так, если лица будущей мамы чаще касаться левой рукой, то вполне вероятно, что малыш не будет правшой.

У близнецов это встречается чаще

К слову о двойняшках: у них далеко не редки случаи, когда один ребенок оказывается левшой. Учеными уже неоднократно было доказано, что близнецы зачастую оказываются не просто копиями друг друга, а зеркальным отображением. К примеру, если у одного из детей на лице есть родинка, то у другого, скорее всего, будет такая же, только с противоположной стороны.

Из всех рождаемых в мире близнецов около 21 % оказываются с разными доминирующими руками. Люди с преобладающим левым полушарием встречаются в два раза чаще среди двойняшек, чем среди стандартного населения.

Заметное преимущество в спорте

Если вы занимаетесь теннисом, боксом или чем-то другим, где важную роль играют движения руками, можете быть уверены в том, что данная особенность станет преимуществом. Так, большинство спортсменов отрабатывают технику, приспосабливаясь к партнеру. Если же один из соперников окажется левшой, то это введет в ступор второго. Асимметрия будет сбивать спортсмена с толку, так как ему будет тяжело предугадать действия противника.

Кстати, некоторые левши практически в совершенстве владеют обеими руками. В таком случае они могут стать настоящими рекордсменами в спорте, постоянно меняя тактику своих движений во время соревнований.

Ни грамма больше творческих способностей

Еще с конца прошлого века ходил слух, что у левшей сформированы врожденные задатки к нестандартному мышлению. Другими словами, общество твердит, будто люди с нестандартной доминирующей рукой более расположены к творчеству, чем правши. Современные исследования полностью опровергают эту теорию и доказывают, что она является не больше чем мифом. Ученые выяснили: творчество изначально заложено в каждом человеке и зависит лишь от умения и желания развить его. Так что без энтузиазма сформировать у себя креативное мышление невозможно, и тут уже неважно, левша ты или правша.

Риск развития психических расстройств

Если с физиологией левшей все в порядке, то эмоциональное состояние у них может быть слегка неуравновешенным. У таких людей гораздо чаще диагностируются проявления дислексии, невнимательности, гиперактивности и даже депрессивных расстройств. К неприятным моментам также можно добавить следующее: около 40% больных шизофренией оказываются левшами. Конечно, ситуация не вдохновляющая, но все это статистика, выведенная специалистами в области медицины.

Возможное снижение успеваемости в школе

В 2009 году было проведено исследование среди детей младше 11 лет. В ходе него было установлено, что малыши, которые оперируют левой рукой, хуже поддаются образовательному процессу, чем правши. У них замечена низкая успеваемость в чтении и работе со словарями, а также в письме. Особенные проблемы возникают у детей, которые в равной степени управляют и правой, и левой руками. Это вызывает у них необходимость выбирать.

При этом стоит заметить, что левое полушарие функционирует ничуть не хуже. Просто ребенку, как правило, необходимо привыкнуть к обучению. Если малыш старается, то уже через несколько лет он догоняет своих одноклассников по успеваемости и даже может опередить их.

Левшам свойственно быть склонными к алкоголизму?

На самом деле, это не что иное, как очередная «утка». Среди людей бродят две версии этого мифа. Первая кажется более правдоподобной: у левшей проявляется тяга к алкоголю из-за того, что они используют оба полушария мозга. Хотя это мнение совершенно не обосновано никакими фактами. Вторая версия носит, скорее, шуточный характер. Она гласит, что левшам хочется выпить из-за того, что они не такие, как все. Естественно, ни один из предполагаемых вариантов не правдив.

Ну а на самом деле, это ведь не столь важно – левша человек или правша. Главное, чтобы он чувствовал себя комфортно и уверенно.

fb.ru

Леворукие дети: особенности развития, характеристика, психология. Стоит ли переучивать левшу?

В мире насчитывается 10-17 % леворуких людей. Что касается России, то их количество неуклонно растет с каждым годом. Связано это с особенностями отечественной системы образования, ведь до 1985 года левшей заставляли писать исключительно правой рукой. Сегодня же ситуация кардинально изменилась и «уникальных» учеников больше никто не пытается переучить. В нашей статье расскажем о том, каковы психологические особенности леворуких детей, насколько сложно им адаптироваться в мире, «заточенном» под правшей, хорошо ли они учатся в школе и нуждаются ли в помощи. Остановимся детально на каждом из указанных выше вопросов.

Кто такие левши?

Большинство людей на нашей планете является правшами. Однако в результате особенностей развития головного мозга ведущей может стать не правая, а левая рука, что тоже считается вариантом нормы. Связано это с разной активностью полушарий головного мозга.

Человек-левша ведущей имеет левую руку. Это указывает на доминантность правого полушария, которое называется эмоциональным. Оно отвечает за творческое мышление, мгновенное восприятие образа, интуицию, воображение. С детства такие люди растут более эмоциональными и художественно одаренными. Они лучше сверстников рисуют и лепят из пластилина, имеют музыкальные способности. Вместе с этим для них характерна задержка речи и затруднение в произношении различных звуков.

Характеристика левши предполагает выделение таких качеств, как непосредственность, доверчивость, чувственность. У этих детей смена настроений происходит моментально, в результате чего возникают плаксивость, капризы, проявления ярости и гнева, настойчивость.

Доминантность одного из полушарий головного мозга, а значит и формирование ведущей стороны тела у ребенка происходит обычно к пятилетнему возрасту. До этого момента дети могут брать в руки ложку, карандаш или ножницы и правой, и левой рукой. В это время важно не настаивать на выборе той или иной руки. Тогда доминантность установится естественным путем.

Причины леворукости

Что же способствует тому, чтобы ведущей у ребенка стала именно левая рука, а не правая? Можно выделить три основные причины леворукости у детей:

  1. Генетическая предрасположенность. Наследственность является главной причиной леворукости. Можно с уверенностью сказать, что в семьях, где хотя бы один из двух родителей является левшой, леворукие дети рождаются чаще всего. При этом в остальном они развиваются наравне со сверстниками и отличаются от них одной лишь этой особенностью.
  2. Поражение левого полушария. Как было отмечено выше, за леворукость отвечает правое полушарие, и наоборот. Таким образом, в результате сбоев в работе отдельных участков мозга левого полушария ребенок компенсирует одну руку другой. Сначала он начинает использовать левую руку при выполнении бытовых манипуляций, а затем при письме и рисовании. Одновременно с этим у таких детей часто отмечается задержка речи и моторики, что связано с повреждением левого полушария.
  3. Вынужденная леворукость. В этом случае ребенок становится левшой из-за травмы или подражая другим детям.

Кроме того, существует отдельная категория людей, которые могут одинаково хорошо пользоваться как правой, так и левой рукой. Если у такого человека-левши удается обнаружить «проблему» в раннем возрасте, то его легко можно будет сделать праворуким. В этом случае причиной леворукости является отсутствие межполушарного взаимодействия, что является одной из особенностей развития мозга.

Леворукому ребенку адаптироваться в мире, где все предусмотрено для правшей, совсем непросто. Как правило, первые проблемы подстерегают детей и их родителей уже в школе. Многие вещи им даются сложнее, чем их праворуким сверстникам. Это напрямую связано с психологическими особенностями левшей:

  1. Фонематический слух. Способность различать различные звуки у леворуких детей формируется медленнее, чем у их праворуких сверстников. Обычно они начинают говорить позже, но при этом часто сложными и длинными предложениями.
  2. Восприятие пространства. Левши достаточно плохо ориентируются в пространстве, у них плохо развита зрительная память, моторная координация. Часто такие дети долго не могут запомнить, какая рука у них левая, а какая правая.
  3. Ориентирование во времени. Не стоит удивляться, что ребенок-левша никак не может определить время на часах со стрелками. Он может долго воспринимать их в зеркальном отражении.
  4. Контроль над психической деятельностью. Леворуким детям удается без труда изобретать все новые способы овладения миром правшей. Выстраивать словесные ряды и изображения им намного сложнее традиционным для правшей способом. Именно поэтому нужных результатов они достигают обходным путем.

Ребенок-левша легко попадает под влияние своих одномоментных чувств и настроений. У него преобладает такие черты темперамента, как гнев, робость, совестливость, повышенный уровень тревожности. Но то же время они способны зарабатывать больше своих праворуких коллег. Среди них много художников, музыкантов, актеров, спортсменов и деятелей искусств.

В чем заключается уникальность левшей?

То, что леворукие люди отличаются от праворуких – это факт, который, кстати, породил немало мнений об их гениальности и исключительности. И в каждом левше действительно имеются определенные задатки. Задача родителей состоит в том, чтобы принять особенности левшей, вовремя выявить их способности и постараться развить их. Тогда ребенок в будущем сможет добиться высоких результатов во всем.

Среди левшей встречается немало одаренных и поистине гениальных людей. Наиболее известными личностями являются Александр Македонский, Наполеон, Чарли Чаплин, Аристотель, Пабло Пикассо, Леонардо да Винчи, Джулия Робертс, Николь Кидман, Анжелина Джоли и многие другие.

Способности к обучению

При воспитании левши всегда следует помнить о его повышенной эмоциональности и ранимости. Такое же отношение к ребенку требуется и в процессе его обучения. Леворукие дети даже больше, чем правши нуждаются в одобрении и похвале. Для него важна положительная оценка его действий со стороны. Поэтому родителям в процессе обучения, как дома, так и в дальнейшем в школе не следует скупиться на похвалу за успешно выполненную работу. Важно суметь развить в ребенке оптимизм и активное отношение к жизни.

Вследствие своей повышенной эмоциональности леворукие дети очень быстро переутомляются. Поэтому в процессе их обучения важно соблюдать следующие рекомендации психологов:

  • соблюдение распорядка дня;
  • обязательный сон и отдых в дневное время;
  • небольшая по времени продолжительность занятий (не более 15-20 минут для ребенка возрастом 3-5 лет).

Придерживаясь представленных выше рекомендаций, можно избежать чрезмерной утомляемости ребенка и истощения его нервной системы.

У левшей сложнее формируются привычные для людей навыки. Их трудно научить все делать по общепринятому шаблону, например, чистить зубы по утрам, застилать постель, переодеваться после улицы в домашнюю одежду, складывать свои вещи на место и т. д. Такие дети плохо запоминают порядок действий, правильное написание букв. Если вы хотите научить ребенка красиво рисовать или писать самостоятельно, обязательно приобретите трафарет или специальные прописи для детей. Только в этом случае у малыша будут получаться аккуратные изображения или буквы. Сегодня в специализированных магазинах можно купить даже гитару для левшей. На таком инструменте научиться играть ребенку будет гораздо проще.

Возможные проблемы в школе

Психологи считают, что дети с доминирующей левой рукой имеют некоторые сложности в школе. По крайней мере в процессе обучения левшам следует уделять больше внимания чтению, письму и счету по сравнению с правшами. У таких ребят имеются определенные нарушения зрительного восприятия и памяти. В свою очередь, это приводит к появлению у леворуких детей в школе следующих проблем:

  • написание букв в зеркальном отражении;
  • замедленный темп письма;
  • неустойчивый подчерк;
  • путаница в геометрических фигурах, похожих по форме;
  • путаница в буквах и цифрах с похожими геометрическими элементами в написании.

С феноменом зеркальных движений знакомо большинство родителей детей, у которых левая рука является доминирующей. У одних он выражается в виде зеркального письма (ребенок начинает писать слово с конца, то есть с той буквы, которой оно заканчивается). Другие же дети зеркально рисуют, читают и воспринимают любую другую информацию. В школе решить эту проблему помогут прописи для детей с ведущей левой рукой.

Как правило, зеркальное восприятие встречается у детей возрастом до 10 лет. Если же оно сохраняется и дальше, ребенку могут потребоваться специальные занятия. Они помогут скорректировать недостатки восприятия пространства, координации и внимания.

Проблемы левши в школе часто связаны с медленным восприятием им информации. Такому ребенку потребуется гораздо больше времени на написание того же отрывка текста, чем правше. Получается, что леворукий школьник прикладывает к чистописанию больше усилий, но результат у него зачастую получается хуже. У большинства левшей подчерк не выравнивается, а остается таким на всю жизнь.

Простой тест на левшу

По результатам теста можно узнать об активности полушарий мозга ребенка, которые отвечают за то, какая рука будет у него доминирующей – правая или левая. Кстати, выполнять задания рекомендуется после того, как малышу исполнится пять лет. До этого времени ведущей у ребенка поочередно может то правая, то левая рука.

Задания теста выглядят следующим образом:

  1. Сплести пальцы рук в замок. Если сверху окажется большой палец левой руки запишите на бумаге букву L, а если правой - P.
  2. Представьте перед собой мишень и прицельтесь в нее. Если для этого вы закрываете левый глаз, оставляя открытым правый, запишите на бумаге букву P. В противном случае зафиксируйте на листе букву L.
  3. Скрестить руки на груди. Если сверху окажется кисть левой руки запишите L, и наоборот.
  4. Поаплодировать. При этом леворукие дети обычно бьют левой ладонью по правой, а праворукие выполняют аналогичные действия наоборот. В первом случае на листе следует записать L, а во втором букву P.

Записи на листе бумаге, сделанные во время выполнения теста, позволят оценить левша или правша ребенок:

  • PPPP - ребенок на 100 % является праворуким;
  • LLLL - 100 % левша.

Дальше процент доминирования правого или левого полушария зависит от того, каких букв по результатам теста окажется больше. Правши имеют отличные способности к языкам, чтению и письму. Левши - более творческие и эмоциональные люди. Они лучше других умеют мечтать и фантазировать, имеют хорошие способности к музыке и изобразительному искусству. Определить доминантность полушарий своего мозга может абсолютно любой человек, независимо от того пишет он правой рукой или левой.

Сравнение правши и левши

На протяжении многих лет психологи не перестают сравнивать способности леворуких и праворуких детей. На основании мнений специалистов можно выделить три основных теории:

  1. Психическая деятельность у левшей значительно хуже, чем у правшей.
  2. Способности у детей с доминирующей левой и правой рукой абсолютно не отличаются ни в лучшую, ни в худшую сторону.
  3. Дети-левши имеют более высокие показатели нервно-психической деятельности и способны быстрее адаптироваться к непривычным условиям внешнего мира. В качестве подтверждения этого мнения психологи приводят в пример знаменитых леворуких людей Юлия Цезаря и Александра Македонского.

Все три теории имеют право на существование и только дополняют друг друга.

Считается, что межполушарные связи у левшей не такие прочные, как у правшей. Именно поэтому они имеют более высокие творческие способности, поскольку их воображение не ограничивается жесткими рамками. С другой стороны, навыки, которые требуют взаимодействия между полушариями мозга, у них формируются медленнее. Если же оценивать эмоциональную сторону леворуких и праворуких детей, то для последних характерен положительный настрой и оптимистичный взгляд на жизни, в отличие от левшей, которые по сути являются пессимистами.

Нужно ли переучивать левшу?

Еще 20 лет назад ребенок с ведущей левой рукой в школе был редким гостем. Дело в том, что уже в первом классе его обязательно переучивали из левши в правшу. Сегодня же дела обстоят совсем иначе. Психологи рекомендуют при работе с ребенком-левшой отказаться от переучивания. В противном случае произойдет грубое и совсем ненужное вмешательство в особые механизмы деятельности мозга. Каковы же будут последствия этих действий, предсказать и проконтролировать никто не сможет.

У переученных левшей нередко наблюдаются следующие невротические симптомы:

  • нарушение аппетита;
  • бессонница;
  • головные боли;
  • страхи;
  • энурез;
  • боли в животе;
  • заикание;
  • повышенная возбудимость;
  • раздражительность;
  • неусидчивость;
  • вялость;
  • навязчивые движения.

Следует отметить, что если по ряду причин происходит отказ от ведущей руки, то он должен сопровождаться задействованием второй стороны. В этом случае могут быть полезными игры с мячом, занятия плаванием, лепкой, вышиванием, вязанием, направленные на развитие координации движений пальцев. Такие занятия рекомендуется проводить ежедневно по 15-20 минут.

О вреде переучивания свидетельствуют и статистические данные. Согласно им, каждый третий школьник с заиканием - это переученный в свое время левша. Леворукие дети часто страдают неврозами. Этот вопрос глубоко изучается и по настоящее время.

Левша вполне комфортно чувствует себя в мире, где его поддерживают и не осуждают ни родители, ни учителя, ни ровесники. Такой ребенок вполне может стать полноценным членом общества. В специальных магазинах сегодня можно приобрести все необходимое для развития и обучения таких детей, начиная от канцелярских принадлежностей и заканчивая гитарой для левшей. Это поможет ребенку занять достойное место в обществе правшей.

Родителям на заметку

Психологи подтверждают, что изменить то, что заложено природой, невозможно. Это неправильно и противоестественно. Последствия для ребенка в этом случае могут быть плачевными. А это значит, что перед родителями стоит задача помочь своему мальчику или девочки быстрее и легче адаптироваться к условиям окружающего мира.

На постсоветском пространстве не разработаны отдельные методики обучения левшей письму и чтению. Поэтому им все равно приходится приспосабливаться к миру праворуких людей. Чтобы упростить этот процесс, родители могут сделать для детей-левшей следующее:

  • организовать рабочее место так, чтобы источник света находился с правой стороны;
  • не акцентировать внимание ребенка на наклоне букв в правую сторону при письме;
  • выполнять с детьми упражнения, направленные на развитие моторики и зрительного восприятия;
  • положительно относиться к особенностям развития своего ребенка.

Все занятия с леворуким школьником должны проводиться систематически и занимать по времени не более 20 минут. Затем ему нужно дать время для отдыха, после чего можно продолжить учебную деятельность.

Характеристика левши дает представление о нем как о ребенке ранимом, эмоциональном и творчески одаренном. Задача родителей состоит в том, чтобы принять его таким, каким он есть на самом деле и развить в нем все те качества, которые заложены природой.

fb.ru

Развитие ребенка левши

Когда малыш только пытается совладать со столовыми приборами, он «примеряет» ложку и к левой, и к правой руке. То же самое происходит и тогда, кода малыш учится писать.

Первые самостоятельные действия чада вызывают у родителей неподдельную гордость и радость. Однако, эти чувства меркнут, если малыш то и дело берет предмет не в ту руку. Сначала родители еще больше сил вкладывают в развитие своей крохи, а потом начинают паниковать и быстро искать способы переучивания леворуких детей. Именно так начинается долгий и мучительный процесс «лепки» правши из левши. А стоит ли это делать?

Гармоничное развитие: маленький левша отличается от правши

Левшество нельзя считать прихотью или дурной привычкой. Оно является результатом особенного устройства мозга. Чтобы леворукий ребенок стал действительно успешным, не пытайтесь его изменить. Не вынуждайте малыша насильно идти против природы и действовать так, как остальные.

Предлагаем разобраться с психологическими особенностями развития леворуких детей:

  • Хорошая пространственная ориентация – малыш, у которого больше развито правое полушарие мозга, более подвижен и лучше владеет своим телом.
  • Повышенная эмоциональность, впечатлительность и ранимость. Леворукого ребенка чаще можно заметить раздражительным, подавленным или обиженным.
  • Наличие проблем в изучении алгебры, так как этот предмет ориентирован на логику и последовательность мышления.
  • Левше плохо удается деятельность, связанная с постоянным самоконтролем. Но в командных видах спорта и верховой езде он будет успешен.
  • Левша лучше понимает слова, но у него проблемы с их активным воспроизведением.

Малыш с доминирующим правым полушарием считает данные целостным образом. Он большой выдумщик разных небылиц. Кроме того, леворукому ребенку прекрасно удаются упражнения на обобщение информации.

Как леворукий ребенок справляется с учебой?

Недоразвитое зрительно-пространственное восприятие, которое распространено у леворуких детей, является причиной следующих проблем:

  • замедленного темпа чтения – ребенок подолгу сидит над учебником;
  • отставания в письме – малыш пишет лишние детали или упускает из виду важные элементы;
  • замены похожих фигур – ребенок легко может нарисовать овал вместо круга или квадрат вместо прямоугольника;
  • копирования или зеркального отображения букв и цифр;
  • отсутствия устойчивого почерка – буквы разных размеров нередко «прыгают» между строк.

Стоит отметить, что эти сложности только усиливаются при попытках вылепить из малыша правшу. Левше сложно совладать и с циферблатом – он обычно определяет время с разницей в 10 или 15 минут. Чтобы ни в чем не отставать от сверстников, он придумывает колоссальные обходные пути.

Причины левшества

Если малыш предпочитает держать ручку и вилку в левой руке, то он леворукий. Левшой можно назвать ребенка, у которого главное правое полушарие мозга. Для такого малыша характерно использование левой части тела.

Левшество бывает:

  • Генетическим. Если родитель является левшой, то шанс проявления этой особенности у малыша возрастает в 10-12 раз. Генетическое левшество не считается отклонением. Это всего лишь один из вариантов развития.
  • Компенсаторным. Если на этапе раннего развития малыш перенес какую-то болезнь или травму, то задачи левого полушария мозга могло взять на себя правое.
  • Скрытым. Такой малыш думает, как левша, но пишет правой рукой.
  • Вынужденным. Ребенок может повторять за своими леворукими друзьями или сделать левую часть тела доминирующей из-за травмы.

Отличия между левшой и правшой не заканчиваются на выборе доминирующей руки. Эти дети по-разному обрабатывают информацию и реагируют на информацию, поступающую из окружающей среды. Левши считаются более ранимыми, поэтому они требуют к себе в три раза больше внимания, нежели праворукие малыши.

Как не стоит вести себя родителям, если их ребенок левша?

В силу стереотипов, преобладающих в обществе, некоторые взрослые уверены, что леворукость – это приговор. Они раздражаются по мелочам, заставляют ребенка брать карандаш и ложку правой рукой, вынуждают его писать неотрывно. Неправильное поведение родителей формирует у малыша комплекс неполноценности, из-за чего ему сложно участвовать в социальной жизни класса.

Типичные ошибки родителей:

  • Сожаление о том, что их ребенок – левша. Не заостряйте внимание на особенности развития малыша и не позволяйте делать это окружающим. Не позволяйте себе резкие негативные высказывания в адрес ребенка, иначе он станет излишне замкнутым и застенчивым.
  • Попытки переучить малыша. Настойчивые требования держать ложку и ручку в правой руке являются истинным насилием для мозга левши. Такие действия родителя обычно имеют серьезные негативные последствия: логопедические проблемы, задержки в формировании речи, невротизация малыша (энурез, головные боли, проблемы со сном или нарушение аппетита).
  • Выбор классов с повышенной нагрузкой. Левши отличаются нерешительностью, быстрой утомляемостью и сниженной работоспособностью. В классах с повышенной нагрузкой они могут не преуспеть.
  • Строгие требования к «правильности» почерка. Для леворуких малышей вертикальное написание букв или их наклон влево считается нормой. Не вынуждайте ребенка склонять буквы вправо или писать их безотрывно. Обязательно предупредите педагога об особенности ученика.
  • Попытки добиться от ребенка чего-либо криком. Маленький левша является ранимым и впечатлительным. Если родитель постоянно кричит и требует, малыш замкнется в себе и со временем утратит контакт со взрослыми.

Вместо агрессивных попыток исправить маленького левшу, дайте ему установки на успех. Постоянно повторяйте мотивирующие фразы «ты сможешь», «ты сделаешь», «все получится». Не забудьте рассказать малышу истории жизни великих людей, которым удалось добиться успеха, невзирая на свою особенность. Заинтересуйте его достижениями Юлия Цезаря и Александра Македонского. Удивите малыша творческими успехами Пабло Пикассо и Леонардо да Винчи.

Обязательно попросите воспитателя в детском саду и школьного учителя проявить терпимость. Спокойно объясняйте один и тот же материал по 3-4 раза.

По возможности, приобретите предметы быта для левшей. Поставьте настольную лампу справа, чтобы ничего не мешало малышу сосредоточиться на выполнении домашних заданий.

Левша и леворукий мальчик: стоит ли переучивать?

Попытки понять разницу между леворукостью и левшеством только вызывают путаницу. Если для малыша левая рука считается ведущей, но доминирует левое полушарие мозга как у правшей, то переучивание пройдет без проблем. Но попытки перекроить природу левши могут закончиться плачевно. Вынудив ребенка писать правой рукой, взрослые не могут внести изменения в его организм – правое полушарие все равно останется ведущим, но малышу будет сложнее справляться с учебой и рутинными делами.

Обычно у левши есть неврологические проблемы:

  • Астенический невроз, который проявляется в повышенной утомляемости и сниженной работоспособности. Такие дети активны только на первых двух уроках, а потом у учителя мало шансов пробудить их внимание. Выполнение домашних заданий обычно затягивается. Кроме того, малыши пишут неустойчивым почерком.
  • Невроз навязчивых состояний обычно вызван отсутствием взаимопонимания между левшой и его родителями. Взрослые заставляют ребенка выполнять действия правой рукой. Левша старается выполнить требования, чтобы порадовать родителей. Каждую неудачу взрослые воспринимают, как упрямство или непослушание, за которое должно последовать наказание. Впоследствии левша боится гнева родителей, постоянно думает о своей неполноценности и испытывает стресс перед письменными заданиями.
  • Энурез, вызванный страхом перед неминуемым наказанием. Ребенку сложно сосредоточиться и выполнить задание, из-за чего он нервничает еще больше и страдает от недержания мочи. Так образуется замкнутый круг.
  • Невротический тик, вызванный чрезмерной сосредоточенностью над выполнением задания правой рукой. Левша может облизывать губы, морщить лоб, подергивать носом или подмигивать.

Чтобы сделать свое чадо успешным, не пытайтесь переделать его природу. Лучше сосредоточьте внимание на том, как помочь малышу ориентироваться в мире праворуких людей и принять свою особенность.

Как облегчить жизнь леворукому ребенку?

Природу нельзя откорректировать так, как было бы удобно взрослым. Правильный подход к индивидуальной особенности организма позволит облегчить жизнь леворукому ребенку. Взрослым сверстникам стоит уважать отличия, а не превращать их в повод для насмешки.

  • Помогите ребенку правильно организовать рабочую зону. Побеспокойтесь о том, чтобы сосед по парте не подбивал его под бок.
  • Раскладывайте на элементарные составляющие все двигательные действия, учите леворукого ребенка ориентироваться в пространстве.
  • Развивайте зрительное восприятие малыша. Сделайте тренажеры памяти и внимания постоянным способом совместного времяпровождения. Выполняйте вместе «Зрительный поиск», играйте в игру «Найди изменения».
  • Не проявляйте нетерпимость, агрессию по отношению к леворукости. Защищайте ребенка от проявления неадекватной реакции со стороны сверстников и педагогов.
  • Не оставляйте малыша один на один с домашним заданием, которое вызывает у него сложности (упражнением по логике или математической задачей).

Объясните своему чаду, что леворукий малыш и праворукий ребенок мыслят по-разному, но от этого один не станет умнее или глупее другого.

Преимущества левшей

На первый взгляд кажется, что в мире правшей левшам придется несладко. Они вынуждены постоянно приспосабливаться к тому, что другим дается от природы. Однако, после таких жизненных скитаний леворукие мальчики становятся более гибкими и выносливыми. Они чувствительны и раздражительны, но то же время, легче добиваются успехов на творческой ниве.

Преимущества левшей:

  • Использование скрытых резервов – образов, чувств и абстрактного мышления. То, что ребенок не может объяснить логически, он пытается додумать.
  • Успешность в фехтовании, теннисе и боксе.
  • Особые способности к живописи, театральному искусству и литературе за счет образности мышления.
  • Улучшенная адаптация к тяжелым климатическим условиям, по сравнению с правшами.
  • Глубина и богатство внутреннего мира.
  • Способность нестандартно мыслить.

Леворукие мальчики и девочки разбираются в творческих заданиях, но «буксуют» при выполнении упражнений, направленных на логическое мышление. Именно поэтому родителям стоит проявить фантазию, чтобы научить таких малышей справляться с рутинными делами самостоятельно.

От природы левша – впечатлительная и творческая натура, которая нуждается в постоянном одобрении. Поддержка родителей и педагогов позволит сформировать гармонично-развитую личность, лишенную комплекса неполноценности и неврозов.

Подводим итоги

Видя, как малышу не удается совладать с ложкой, ручкой и зубной щеткой в левой руке, заботливые родители начинают задавать вопросом «Если мой ребенок левша, что это значит?». Поверхностный взгляд на вещи уже рисует в воображении старших мрачные картины издевательств над их чадом и проблем в его взрослой жизни. Сразу за этим, родители начинают искать способы сделать малыша «нормальным». Обычно это сопровождается криками взрослых и истериками ребенка. В результате малыш получает целый букет неврозов и отстает от сверстников.

Однако при правильном использовании ресурсов ребенок левша добьется того, что никогда не удастся правше, а это значит одно: его особенность нужно подчеркивать, а не маскировать. Убедите самого себя и свою кроху в том, что природу нельзя изменить. Нужно только подстроиться под ее капризы. Обеспечьте ребенка всем необходимым для гармоничного развития – и он обязательно отблагодарит вас в будущем!

iqclub.ru


Смотрите также