Мимо техника памяти


6 мнемонических техник, которые помогут запоминать всё и сразу

С возрастом хранить в голове большие объёмы информации становится сложнее, поэтому важно тренировать свою память и приучать её хранить информацию, которую мозг будет быстро воспроизводить по запросу. Эти проверенные мнемонические техники позволят без труда запоминать всё необходимое для работы и жизни.

1. Рифмуйте

В школе нас учили запоминать не длинные сложные правила, а короткие ритмичные стишки. Это работает и во взрослой жизни. Если рифмовать нужную информацию не получается, можно подбирать строки и фразы ритмически, а также соединять их с мотивом любимой песни.

Техника подойдёт, если нужно запомнить последовательность цифр, не связанных между собой (например, номер банковской карточки или машины друга, телефон или комбинацию для домофона).

Пример:

Нам нужно запомнить номер телефона 151-46-63. Последняя цифра три, поэтому надо подобрать ей рифму, например, «говори». Получится такая рифмовка:

«Один, пять, один, четыре, шесть, шесть, три. Никому не говори».

2. Используйте аббревиатуры

В жизни мы часто используем различные буквенные сокращения, которые ассоциируются у нас с полным названием. Метод, когда от каждого слова остаётся только первая буква или часть, подойдёт для запоминания длинных фраз, названий, терминов, составляющие которых не связаны логически.

Пример:

Нам нужно запомнить список продуктов, которые надо купить по дороге домой: яблоки, майонез, апельсины, томаты, отбеливатель, рукола. Для этого можно сгруппировать слова в несколько аббревиатур, которые легко запомнить. Например, это может выглядеть так: РОТ и ЯМА.

Если перечень немного короче, можно использовать не буквы, а части слов, чтобы сформировать запоминающееся слово. Так, если нужно запомнить слова «макароны» и «лимон», можно сложить первые слоги слов и запомнить как ЛИМА. Ассоциация со столицей Перу позволит быстро вспомнить, что именно надо взять в магазине.

3. Придумывайте ассоциации

Если у вас хорошо развито образное мышление, эта техника будет наиболее эффективной и интересной. Она заключается в том, чтобы придумать ассоциацию между несколькими словами, предметами или фактами, которые, на первый взгляд, не имеют между собой ничего общего. Используйте свою фантазию, ведь ассоциация может и должна быть необычной и даже абсурдной — так вы лучше запомните нужную информацию.

Здесь можно использовать образы родственников, певцов, актёров, художников, режиссёров и всех тех, кто прочно засел в нашем сознании.

Пример:

Вы никак не можете запомнить, как зовут нового соседа по даче. Внешне он напоминает вам вашего двоюродного брата и носит то же имя. Придумайте и запомните такую ассоциацию: «Этот сосед мне как брат». В следующий раз ваш мозг сам подкинет вам нужное имя путём ассоциации — достаточно будет только при встрече с соседом в очередной раз подумать о вашем брате.

4. Используйте метод Цицерона

Этот метод продолжает технику создания ассоциаций и подойдёт, когда нужно запомнить распорядок дня, отрывок текста, список телефонных звонков — какую-либо последовательность.

Римский оратор Цицерон, который известен своими речами, не использовал записи, когда выступал перед публикой. Он воспроизводил исторические даты, имена и цитаты по памяти. В этом ему помогал следующий метод: оратор мысленно расставлял те единицы, которые нужно запомнить, в хорошо знакомой комнате в определённом порядке. Во время выступления Цицерон представлял себе помещение и без труда вспоминал нужные имена и даты.

Метод также называют методом мест или методом римской комнаты.

Пример:

Вам нужно запомнить последовательность слов: щенок, сыр, линейка, пластилин, лужа. Мысленно вы представляете себе свою комнату, в которой знаете каждую деталь, и проходитесь по ней, один за другим перебирая предметы:

«Перед входом в комнату сидит щенок. Я захожу внутрь и слева от двери вижу комод, на котором лежит бутерброд с сыром. Прохожу мимо комода и вижу письменный стол, а на нём — жёлтую линейку, она сразу бросается в глаза. Я иду дальше, приближаюсь к окну и вижу на подоконнике фигурку из пластилина. Повертев её в руках, направляюсь к выходу из комнаты и прохожу мимо дивана, деревянные ножки которого разбухли от воды, так как он стоит в луже».

5. Используйте метод Айвазовского

С помощью этого способа, который приписывают известному маринисту, можно подключать фотографическую память. Она придёт на помощь, когда нужно в мельчайших деталях запомнить какой-либо вид, картину или образ любимого человека.

Посмотрите на предмет, пейзаж или человека в течение трёх-пяти секунд, стараясь запомнить детали. После закройте глаза и мысленно представьте объект в мельчайших деталях. Задавайте себе вопросы о подробностях этого образа и мысленно отвечайте. Затем откройте глаза на одну секунду, снова посмотрите на объект и дополните образ. Зажмурьтесь и постарайтесь добиться максимально яркого изображения предмета. Повторите последние два шага несколько раз.

6. Занимайтесь визуализацией

Техника позволит хорошо запоминать цифры и имена. Для этого нужно образно, в деталях, представить себе запоминаемую информацию.

Пример:

Вам нужно запомнить имя. Представьте себе каждую его букву: они увиты плющом, на некоторых растут цветы и так далее. Сколько всего букв? Пересчитайте. Какая первая? На что похожа вторая, как она выглядит? В результате вы сможете разбить информацию на составляющие и запомнить каждую. И когда в мозг поступит на эту тему запрос, он просто соберёт пазл.

Читайте также

lifehacker.ru

Мнемотехники: главная методика эффективного запоминания

Автор: Cтaниcлав Алeкceeвич Мaтвeeв, эксперт в области развития пaмяти и зaпоминания, бизнес-тpенeр.

В чем секрет эффективности мнемонических методик запоминания информации? Речь идет о процессе, без которого мнемотехники и не существовало бы. На нем строятся все современные техники запоминания.

Возможно, узнав, что это за процесс, вы скажете: «Да это я и так знал(а)! Тоже мне новость!» Но, к сожалению, многие об этом забывают или вообще не знают. Между тем, одна только осведомленность об этом процессе способна ускорить и облегчить запоминание, даже если вам не известен ни один мнемонический прием.

Итак, главный секрет мнемотехники — преобразование информации в образы. Образ — единица нашего воображения, возникающая при восприятии информации на основе ассоциаций.

Усваиваемую информацию надо всегда преобразовывать в образы. Это касается любой информации — будь то даты, формулы, текст, стихотворение, таблица, иностранные слова, имена людей и т.д. Полученные с использованием этого приема показатели значительно превзойдут результаты простого зазубривания. Сведения быстро запомнятся и надолго останутся в вашей памяти.

1. Как выбрать качественный образ для мнемотехники

Образы, с помощью которых происходит запоминание информации, могут быть разного «качества». Один и тот же предмет мы можем представить себе либо в деталях и красках, либо в общих чертах и в черно-белом цвете. Не все образы одинаково полезны для запоминания. «Правильными» мы называем образы:

  1. Цветные. Старайтесь, чтобы цвет образа соответствовал окраске соответствующего предмета. Скажем, представляя радугу, не забудьте о формирующих ее разноцветных полосах.
  2. Крупные. Вне зависимости от реального размера самого предмета образы не должны быть мелкими. Если герои вашей картинки — слон и хомячок, вообразите, что последний нисколько не меньше, а, возможно, даже больше слона!
  3. Детальные. Представляйте образы в мельчайших нюансах. Например, постарайтесь мысленно увидеть мордочку кошки во всех деталях — с усами, носиком, ушками и пр. Особенно это полезно тогда, когда вы впервые используете мнемонические приемы для запоминания паролей.
  4. Яркие. Яркие и блестящие предметы всегда более привлекательны, чем тусклые. Стремитесь к яркости при создании образов!
  5. Объемные. Объемные образы лучше усваиваются и легче вспоминаются.

Мысленно мы можем сделать практически все, на что способны современные программы для трехмерного моделирования. Мысленно можно покрутить, приблизить, разломать или согнуть любой предмет. Наш мозг — фантастический графический редактор, возможности которого практически безграничны.

2. Картинки и требования к ним

Объединив несколько образов в какой-либо необычный сюжет, мы получаем так называемые «картинки». Чтобы они принесли больше пользы при запоминании, они должны быть:

  1. Необычными. Старайтесь изобретать как можно более интересные и необычные связи — такие запоминаются лучше. Например, вместо «лист бумаги лежит на столе» советуем картинку: «Желтый лист бумаги насквозь прорезает деревянный стол на трех ножках». Этот прием работает в большинстве случаев.
  2. Динамичными. Движущиеся образы запоминаются лучше, нежели статичные. Объекты в движении привлекают больше внимания. Попробуйте запомнить: «Гвоздь с молотком лежат на слоне» и «Гвоздь забивается молотком в стог сена». В каком случае запоминание окажется более легким делом?
  3. Эмоциональными. Во-первых, это куда интереснее, а во-вторых — действительно помогает запоминать связи.
  4. С четкими связями. Связь между образом и местом его размещения должна быть очень четкой. Чтобы добиться этого, отчетливо представляйте контуры ваших образов на фоне окружающей обстановки. Например, если мы представляем себе большой банан, лежащий перед дверью продуктового магазина, необходимо мысленно увидеть контуры этого плода.

3. Абстрактные слова

Такие абстрактные существительные, как «любовь», «боль», «богатство», не имеют конкретных зримых образов, и поэтому их довольно тяжело привязать к образам. Образы к абстрактным словам подбираются с помощью ассоциаций. Используйте для этого свое воображение.

Возможно, любовь — это сердце или Амур, а богатство — мешок с деньгами или гора золота. Это самые распространенные ассоциации, но совсем не обязательно, что именно их вам подскажет фантазия. Ассоциации могут строиться на принципе сходного звучания (любовь — морковь), личном опыте (любовь — образ возлюбленного). Возможно, для вас слово «боль» не синяк или ушиб, а слезы на глазах или шприц.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Сила воли и мотивация: этапы большого пути

Вот несколько ассоциаций, которые можно считать устоявшимися:

  • Удача — подкова.
  • Здоровье — красный крест.
  • Карьера — лестница.
  • Чистота — швабра.
  • Болезнь — градусник.

Подумайте и решите, подходят ли вам эти образы.

Термины

Время от времени приходится иметь дело с материалом, в котором встречаются слова с неизвестным вам смыслом. Как правило, это термины. Не беда, если терминов окажется не более семи. А если их будет больше десятка? В таком случае мы не сможем удерживать в памяти новые слова и суть текста ускользнет от нас.

Сложность запоминания терминов в том, что нужно запомнить не только само слово, но и его значение. Поэтому для запоминания терминов есть своя методика — создавать образы не только для них самих, но и для их дефиниций. В основе данного метода — все та же техника запоминания абстрактных слов с помощью образов. В конечном итоге все образы связываются в общую картинку.

Например:

  • «Консенсус» (договоренность, согласие между сторонами). Картинка: конь с тележкой, а в ней копна сена и сидят двое мужчин, которые пожимают друг другу руки. На копне сидит суслик.
  • «Аккреция» (падение рассеянного вещества из окружающего пространства на поверхность космического тела). Картинка: на поверхность Солнца падают лепестки акации и кусочки кремниевых пластин.
  • «Аутопсия» (посмертное вскрытие и исследование тела). Картинка: в автомобиле пытается вскрыть замки психически больной человек с якорем в руках (то, что это вскрытие тела, а не машины, вы и так запомните).

Эти примеры, в которых используются понятные каждому образы, наглядно показывают, как происходит запоминание терминов.

Помните, что предложенные выше ассоциации могут для кого-то оказаться малоэффективными. Образы, подобранные самостоятельно, работают значительно лучше.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Оценка компетенций по методу «три плюса и три минуса»

Целесообразно также использовать те образы, которые сразу приходят в голову. Создать несколько образов с тем, чтобы из них выбрать самый подходящий, — ошибочная тактика.

Данный навык приходит с практикой, так почему бы не начать практиковаться прямо сейчас?

Полностью методики развития памяти и улучшения навыков запоминания вы можете изучить в практическом курсе «Развитие памяти»: отдельно или по абонементу, со скидкой.

www.elitarium.ru

Мнемоника и мнемотехника: как увеличить объем памяти с помощью образов

Каждый день мы пропускаем через себя огромные потоки информации. Что-то мозг запоминает, что-то пролетает мимо ушей. Есть также данные, которые запоминаются на короткий промежуток времени, чтобы потом кануть в небытие.

К последней категории частенько относится весьма полезная информация. У студентов это — учебные лекции, от которых память освобождается сразу после сдачи экзамена. Создается такое ощущение, что на экзамене знания буквально вынимаются из головы и остаются в аудитории.

Можно ли это изменить? Безусловно, да, более того — мы можем не только сохранить данные в памяти надолго, но и ускорить сам процесс запоминания. Для этого существует мнемоника и специальные техники.

Возможности мнемотехник

Смертный, который начнет зубрить подряд сотню чисел, расположенных в столбик, потратит на такой труд несколько дней, и это при условии, что у него отличная память.

Другой человек выучит столбик чисел за 6 секунд. Может быть, он вундеркинд? Такое не исключено, люди с выдающимися способностями к запоминанию рождаются. Но в реальности мастер запоминания чисел почти наверняка использовал одну из мнемотехник. (Однозначно можно сказать одно — химия тут не использовалась, волшебные пилюли от сна вряд ли приводят к таким результатам).

Арсенал мнемоники постоянно пополняется новыми техниками. Если мнемоника сама по себе обозначает визуализацию для облегчения понимания и связь образов с запоминаемым материалом, то мнемотехники — это различные приемы, которые облегчают процесс запоминания. Такие техники могут быть привязаны к конкретной категории материала. Например, отдельные методы помогают справиться с формулами, другие техники предназначены для запоминания правил русского языка, третьи помогут выучить иностранные слова.

Самые распространенные техники

Рифмизация

Популярными мнемотехниками пользовались, наверное, мы все. Со школьных времен можно вспомнить стишки, которые помогают заучить последовательность падежей или список глаголов-исключений. Такие стихи можно составлять самостоятельно для заучивания какой-либо информации. Стихотворные формы были распространены и среди учеников гимназий в царской России. Техника очень старая, но достаточно эффективная. Она называется рифмизацией.

«Желто-голубой автобус»

Еще одна распространенная мнемотехника подразумевает использование созвучных слов. Она помогает запоминать иностранные и просто сложные слова. Самый простой пример такой техники — так называемый «желто-голубой автобус». Когда англоговорящие студенты изучают русский, у них возникает не меньше проблем, чем у россиян, которые учат английский.

Как сказать на русском «Я люблю вас»? Англичан и американцев учат этой фразе, используя созвучную — «yellow blue bus». Эта фраза будет звучать смешно на русском, но «страдалец» со временем научится произношению. Важнее заложить студенту в голову некую базу, облегчить запоминание.

Очень яркий «желто-голубой автобус»

Еще один интересный метод, которым можно смело пользоваться — это яркие ассоциации. Речь идет об образном мышлении, связывании информации с картинками. Технику можно соотнести с предыдущей — когда студент связывает признание в любви на русском с желто-голубым автобусом, он может дополнительно представить себе яркую картинку с этим транспортным средством. Для сложной информации можно использовать ряд образов.

Почему мнемотехники работают?

Мнемотехники отлично работают, и это доказано не только на примере гуманитарных знаний и лингвистики. Цифры так же прекрасно закладываются в голову при помощи специальных методов. В чем секрет техник?

Все дело в особенностях восприятия. Понять, почему мнемоника эффективна, можно, узнав, как работает память. Человеку сложно работать с абстрактной информацией. У каждого из нас есть аудиальный, кинестетический и визуальный канал восприятия, через который мы привыкли получать львиную долю информации. Эти каналы работают превосходно и обеспечивают нас необходимыми для выживания знаниями. Но, когда мы беремся за учебник, то работаем не с картинками, звуками или ощущениями. Взрослый человек вынужден воспринимать буквы, цифры и непонятные термины.

Мнемотехники привязывают абстрактное к конкретному — осязаемому, видимому, слышимому. К тому, с чем наш мозг работать привык. Разумеется, любые данные можно вызубрить, но это вряд ли будет эффективно. То, что было насильно заучено, пропадет из памяти без следа, как содержимое старых тетрадок. А вот заученное с помощью мнемотехник держится буквально в подсознании.

Маленькие секреты мнемотехник

В мнемонике есть маленькие секреты, которые облегчают запоминание конкретной информации. Например, чтобы запомнить морзянку, можно использовать обычные слова с подходящими короткими и длинными по звучанию слогами. Эта система действительно работает, а подобрать слова можно самостоятельно.

Мнемофразы — еще одно интересное явление. Они используются в основном для того, чтобы запомнить некую последовательность. Так выстраивают в цепочку падежи, планеты Солнечной системы и различные географические объекты.

Фраза «Мрачное Венерическое Заболевание Может Юрко Сразить Усталую Нимфоманку» может звучать странно до тех пор, пока вы не поставите ее в столбик и не оставите только первые буквы. Даже человек, закончивший только среднюю школу, заметит, что это первые буквы названий планет.

В выражении «Милая Хоккайдо! Я тебя Хонсю. За твою Сикоку я тебя Кюсю» перечислены основные острова «страны восходящего солнца».

С чего начать?

В Сети можно найти множество полезных упражнений для развития памяти. Есть даже специальные учебники, курсы и платные семинары по мнемотехникам. Однако новичку достаточно освоить простые приемы, которые он сможет использовать уже в ближайшее время. Расширять свои возможности нужно уже после того, как память основательно подготовлена.

В мнемонике нет никакой мистики, и даже самые выдающиеся способности можно легко объяснить использованием специальных приемов.

studlance.ru

Техники запоминания.

     Когда информация трудна для запоминания, сложно организована, когда вы ограничены во времени, на помощь приходят специальные приемы быстрого запоминания. Освоив эти принципы, вы сможете запоминать любую необходимую вам информацию самым эффективным для вас способом. Что же лежит в основе любого эффективного запоминания?

     Желание. Для того чтобы запомнить информацию, нужно хотеть это сделать: иметь четкое и осознанное намерение, ставить задачу запомнить.

     Осознание. Для чего вам пригодится запоминаемая информация, как и когда вы будете ее использовать.

     Установление связей. Для того чтобы запомнить информацию, нужно установить связь с уже имеющимися у вас знаниями или опытом. Другими словами, каждую новую единицу информации нужно обязательно связать с чем-то. Если никакой связи не установлено, то отыскать ее в недрах своей памяти будет очень сложно. Чем больше связей между двумя мыслями или фактами вы установите, тем выше вероятность того, что вы вспомните одну информацию при помощи другой.

     Яркие впечатления. Если вы хотите, чтобы запоминание произошло быстрее, а следы хранились как можно дольше, любую информацию нужно постараться сделать такой, чтобы она выглядела как яркое впечатление.

     Хорошее внимание. Без внимания нет запоминания. 80% неуспеха в запоминании имеют отношение к недостаточно хорошему внимани

     Поэтому надо, во-первых, выработать в себе навыки концентрации внимания, а во-вторых, не забывать его вовремя включать.

    Существуют действенные методы для запоминания информации, о которых мы и поговорим в этой ниже.     Для того чтобы укрепить память записывайте на бумаге план или краткий конспект материала, который необходимо запомнить. Для тех, у кого хорошо работает зрительная и слуховая память, достаточно будет просто прочитать или прослушать информацию. Каждый человек индивидуален по своей сути. Следовательно, и запоминает информацию каждый из нас по-разному. Для начала следует понять, какой тип памяти у вас развит лучше всего, а уже затем приступать к запоминанию информации. 

     Итак, чтобы укрепить память необходимо научиться понимать работу памяти, ее механизмы. Во-первых, существует два типа запоминания:

- произвольное;

- непроизвольное.

    Ярчайшим примером непроизвольного запоминания может стать назойливый рекламный слоган, который так и крутится в голове, или фраза из песни.

    Произвольное запоминание приходит на помощь тогда, когда необходимо запомнить какую-то конкретную информацию. В свою очередь, оно делится на механическое (обыкновенная зубрежка) и логическое (осмысление запоминаемой информации). Для того чтобы запомнить информацию важно учитывать самый главный критерий запоминания – понимать то, что запоминаешь. При осмыслении информация плотно входит в память. В данном случае у вас появляется возможность запоминать в несколько раз больше информации, чем при зубрежке, а также сэкономить свое время. 

     Существует множество техник для развития и укрепления памяти, но наиболее эффективной, по мнению большинства, считается мнемоника или мнемоническая техника. Мнемотехника (в переводе с греч. – искусство запоминания) представляет собой совокупность приемов и способов, которые значительно облегчают запоминание информации, а также увеличивают объем памяти с помощью ассоциативных связей. Мнемотехника появилась во времена, когда человеку еще не было знакомо письмо. С помощью мнемотехник жрецы и шаманы могли запоминать астрономический объем информации. Способность запоминать информацию ценилась во все времена. Одним и наиболее известных мнемонистов был Джордано Бруно. Он написал немало книг о мнемотехниках, одна из которых называется «О тенях идей».

     Рассмотрим несколько приемов мнемотехники:

     Прием 1: Рифмуйте информацию

Прием рифмизации представляет собой интерпретирование информации в стихотворную форму. К примеру: «кое, либо, то, нибудь — тире ставить не забудь, а частицы бы, ли, же – пишут давно раздельно уже».

     Прием 2: Формируйте фразы из первых букв информации

Ярким примером такого приема служит последовательность цветов в спектре: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Первая буква каждого слова означает определенный цвет: К – красный, О –оранжевый, Ж – желтый и т.д. 

     Прием 3: Метод связки

Данный прием мнемотехники предполагает связывание информации с ярким образом или иллюстрацией. Запоминаемые предметы могут стать главными героями какого-нибудь действия. Для более эффективного результата преувеличивайте размеры предмета (огромный котенок), представляйте его в действии (стул ходит) и т.д.

     Прием 4: Метод зацепок

Этот прием заключается в замене цифр на предметы. Например, 0 – баранка, 1 – карандаш, 2 – змея и т.д. 

     Прием 5: Метод Цицерона

Данный мнемонический прием предполагает представление предметов, которые необходимо запомнить, в знакомой для вас обстановке. Например, вспомните свою комнату, где вам все хорошо знакомо, и расположите предметы в ней на определенных местах. Для того чтобы вспомнить информацию, вам достаточно будет вновь вспомнить свою комнату с расположенными в ней предметами.

Возможно, какие-то приемы мнемотехники знакомы нашим читателям. Но стоит сказать о том, что мнемоника – это целая учебная дисциплина со своей совокупностью приемов запоминания информации. Отдельно взятые приемы мнемотехники малоэффективны. Поэтому для укрепления памяти рекомендуется использовать несколько приемов. 

Методики эффективного усвоения текстов

    Существует несколько методов работы с текстами, позволяющими хорошо их усвоить. Методы основаны на повторном чтении, но не бессистемном, когда текст читается много раз подряд, а на осмысленной работе с текстом.

     Метод ОВОД

     Метод ОВОД позволяет усвоить текст за 4 повторения. Расшифруем название метода ОВОД - Основные мысли, Внимательное чтение, Обзор, Доводка.

Основные мысли. Прочитайте текст с целью восприятия основных мыслей и их взаимосвязи. Если необходимо - выпишите или выделите основные мысли. Не подглядывая в текст, ответьте себе на вопрос, каковы основные мысли текста.

Внимательное чтение. Прочитайте текст еще раз, но только внимательно, обращая внимание на подробности. Читайте не торопясь - Ваша основная задача на этот раз увязать подробности с основными мыслями. На этом этапе можете использовать известные Вам техники запоминания.

Обзор. Теперь просмотрите текст бегло, особенно не углубляясь в него. На этот раз начните просмотр текста с конца. Просмотрите, насколько верно Вы связали основные мысли с подробностями. Проведите параллели с уже имеющимися у Вас знаниями. Составьте приблизительный план текста. Если текст большой, можете использовать сетку.

Доводка. Повторите по памяти текст. Начинайте рассказ с существенных моментов, постепенно вспоминая все подробности, к ним относящиеся. Перечитайте текст еще раз, посмотрите, что Вы упустили, подумайте, почему это произошло. Обязательно повторите материал через пару часов, а затем используйте уже известный Вам график повторения материала. Стремитесь запомнить немного больше того, что Вам необходимо.

Метод ОЧОГ

Эта формула работы с текстом немного отличается от метода ОВОД. Название составлено тоже по первым буквам названий этапов работы с текстом. ОЧОГ - Ориентировка в тексте с целью выделения основной мысли, повторное и внимательное Чтение, Обзор текста с целью его более глубокого осмысления, осознания главного и второстепенного, мысленный пересказ с выделение Главной мысли. Эти формулы (ОВОД и ОЧОГ) очень похожи между собой. И обе они дают прекрасный результат по сравнению с обычным заучиванием. А какой метод применять - решать Вам.

Метод быстрого запоминания текста

     Иногда возникают ситуации, когда нужно сначала максимально близко к оригиналу запомнить текст, а уж потом разбираться с его содержанием и пониманием. Методы такой работы с текстом есть. А для начала освойте вот такой метод. Суть его заключается в выделении сразу по ходу текста ключевых слов с большей или меньшей степенью подробности и прочном их увязывании с сеткой или системой Цицерона. Особенно это применимо при запоминании текста на слух. Если текст можно прочесть, то можно использовать и метод последовательных ассоциаций. В тексте могут встречаться абстрактные понятия, их сразу же надо превращать в конкретные слова-образы и уже из них строить сюжет или располагать их по методу путешествий.

     В каждом конкретном случае решайте, какую тактику Вам применить. При изучении стихов ни в коем случае не изучайте стихотворение по строкам, так как есть опасность, что если Вы будете долго повторять первую и вторую строки, то очень высока вероятность того, что при окончании второй строки Вы будете возвращаться на начало первой. Части или строфы стихов нужно учить целиком, тем более, что это несложно благодаря тому, что стихи имеют ритм и рифму. А вот связывать между собой ассоциативно последнее слово предыдущей строфы или куплета с первым словом последующей позволит не путаться и плавно переходить от строфы к строфе. Этот же метод хорош при изучении частей монолога, роли и т.п.

    Метод пиктограмм

      Этот метод особенно хорош для людей так называемого «зрительного» типа. Пиктограмма - это рисуночное письмо, совокупность графических образов, которые человек придумывает сам с целью запоминания и последующего воспроизведения каких-либо слов и выражений.

Метод пиктограмм очень хорошо работает при запоминании текстов, в том числе и стихотворных. Вот примерный план использования пиктограмм при работе с текстом.

- В тексте выделяются ключевые слова или короткие выражения (подчеркиваются или выписываются).

- К каждому выделенному слову или выражению рисуется пиктограмма. Можно сказать, что это зрительная ассоциация. Картинка не должна быть ни слишком схематичной, ни слишком подробной. Она не обязательно должна быть произведением искусства, требующей художественных навыков, не должна содержать букв или цифр. Например, для слова «праздник» можно нарисовать флажок, салют или, скажем, рюмку (кому что). Для слова «спорт» нарисовать мяч, бегуна или что-то другое. Пиктограмма не может быть правильной или неправильной, Она должна просто Вам моментально напомнить слово или выражение, которое Вы выразили пиктограммой.

     Вы можете потренироваться в рисовании пиктограмм. Придумайте пиктограммы на слова магнитофон, журнал, лимонад, узор, галерея, порядок, анекдот, а потом через пару часов взгляните на рисунки и вспомните, что Вы «закодировали» пиктограммами. Кстати, это довольно веселое занятие и навыки рисования пиктограмм очень даже пригодится при составлении карт памяти.

     А теперь перейдем к работе с текстом. Составьте пиктограммы по ходу текста. Теперь попробуйте воспроизвести текст, глядя на пиктограммы, как можно подробнее. Затем, если Вы довольны результатами воспроизведения (если не очень - потренируйтесь еще в рисовании пиктограмм), попробуйте воспроизвести текст, вспоминая свои картинки мысленно. Возможен и промежуточный вариант - подглядывать иногда в картинки. Чем точнее пиктограммы - тем легче вспомнить текст. Пиктограммы можно увязать в сюжет любым известным Вам способом.

     Листочки с пиктограммами - отличная шпаргалка. Раскидайте якобы хаотично листки с рисунками, причем не бойтесь делать это на глазах у преподавателя, ведь он может и не понять смысла Ваших пиктограмм. Мало ли что Вы чертите на листке бумаги. Работа с текстами помимо своей основной цели является великолепной тренировкой памяти. Используя методы работы с текстом, Вы через какое-то непродолжительное время убедитесь, что Ваша естественная, то есть природная память стала значительно лучше. Причем настолько, что многое Вы сможете запоминать и без применения методов мнемоники. Правда, мнемоника все равно пригодится в жизни.

   Резюме

Бессистемное многократное чтение текста является непродуктивным.

Применение методов осмысленной работы с текстами (ОВОД и ОЧОГ) позволяет за четыре обращения к тексту максимально его воспринять.

Метод быстрого запоминания текста великолепно работает с применением приемов мнемоники.

Метод пиктограмм позволяет использовать образность при работе с текстами.

Интеллектуальная работа с текстами в течение короткого времени необыкновенно разовьет Вашу память.

biology100.ru


Смотрите также