Как ребенка правильно научить таблице умножения


Веселая математика или как научить ребенка таблице умножения?

Таблица умножения или таблица Пифагора – основа, которая понадобится ребенку в дальнейшем, чтобы быстро и правильно совершать любые математические действия. Ее, согласно школьной программе, ученики осваивают во втором классе, когда они уже ознакомились с простейшими математическими операциями – сложением и вычитанием.

Маленькому школьнику изучение таблицы умножения дается тяжело. Это довольно большой объем информации, справиться с которым самостоятельно ему не под силу.

Если вы всерьез озадачены вопросом, как объяснить ребенку умножение – эта статья может быть для вас полезной.

Изучение таблицы умножения – одна из самых частых и сложных проблем, возникающих у школьников младших классов. Сколько же усилий прилагают родители, чтобы быстрее научить детей правильному умножению в уме. Если процесс обучения не приносит свои плоды, значит, вы используете неправильный подход.

Спокойствие, только спокойствие!

В статье мы приведем несколько эффективных способов, которые помогут детям освоить умножение быстрее.

Выучить таблицу за пять минут ребенок не сможет, но уже за пару уроков реально достичь хороших результатов. Не пытайтесь заставить школьника заучить таблицу как мантру. Для лучшего запоминания следует ее, прежде всего, понять. Время, терпение и доброжелательность – ваши главные союзники в этом вопросе.

Взявшись помочь ребенку выучить таблицу умножения, родителям стоит соблюдать ряд следующих правил:

  • к обучению лучше приступать тогда, когда вы и ребенок полностью готовы к занятию, не отвлекаясь на другие дела. Более продуктивными будут занятия в утренние часы, так как деятельность мозга в это время более активна.
  • Информация должна подаваться небольшими порциями. В процессе обучения делайте частые перерывы.
  • Оценивать способности маленького школьника стоит объективно, не завышая требований.
  • За каждый, пусть и не большой успех, обязательно похвалите ребенка.
  • Повышать голос и ругать малыша совершенно неприемлемо. Этим вы никак не повлияете на изучение таблицы. Проявите терпение, если какие-то примеры даются ему сложно. Возьмите паузу, отдохните, чтобы с новыми силами вернуться к заданию.
  • Постарайтесь превратить скучный обучающий процесс в веселую увлекательную игру. Вы заметите, как ребенок в игровой форме намного лучше усвоит и запомнит материал.

Ваша помощь ребенку в изучении таблицы умножения

Для продуктивного изучения таблицы умножения, подходить к домашнему уроку следует поэтапно:

  • подготовка;
  • рассмотрение порядка умножения;
  • запоминание с помощью игр и наглядных примеров;
  • повторение пройденного материала.

Одни дети легко запоминают новый материал с помощью механической памяти. В возрасте 7-9 лет у большинства младших школьников она развита довольно хорошо. Другая категория детей воспринимают поступающую к ним информацию через зрительные каналы. Таблицу им будет легче запомнить с использованием дополнительных наглядных средств.

Обучая ребенка, делайте упор на его сильные стороны.

Продемонстрировать и объяснить ребенку наглядно принцип умножения помогут:

  • разрезные карточки;
  • плакаты;
  • иллюстрации;
  • счетные палочки, фигурки;
  • карандаши и фломастеры;
  • песни и стихотворения;
  • обучающие мультики;
  • аудиодиски;
  • детские пальчики.

«Магическая» таблица Пифагора

Положите перед собой лист с распечатанной таблицей Пифагора. Выглядит она так:

Пифагорова таблица имеет более упрощенную форму, чем таблица с примерами в столбец. Она не содержит лишней информации, которая только путает и усложняет запоминание.

Чтобы ребенок понял принцип умножения

iqclub.ru

Как научить ребенка таблице умножения?

Таблица умножения, без преувеличения, является одной из основ математической науки. Без ее знания обучение математике и алгебре станет очень трудным, если не невозможным вовсе.

Да и в повседневной жизни таблица умножения оказывается востребованной практически ежедневно. Именно поэтому ее освоению в начальной школе уделяется так много времени.

ребенок учит таблицу умножения с помощью карточек Однако легким изучение таблицы Пифагора не назовешь: навык умножения осваивается с трудом, и запомнить всю эту немалую массу чисел ребенку тоже нелегко.

Задача родителей – помочь детям в изучении таблицы умножения, сделав процесс интересным и одновременно результативным.

Простые способы обучения детей таблице умножения

Девизом современной педагогики можно считать фразу «обучение с увлечением». Действительно, сегодня и на уроках, и на занятиях дома приветствуется использование игровых методик, интерактивных материалов.

Старый добрый счетный материал, а также разнообразные «подсказки» в виде стишков, песенок и интересных запоминающихся картинок тоже никто не отменял.

Имея представление об основных методиках обучения: запоминание, игра, визуализация – родители в силах самостоятельно научить ребенка таблице умножения.

стихи для запоминания таблицы умножения

Запоминание

Задача «выучить таблицу» предполагает в том числе ее буквальное запоминание. Подмечено, что запоминать материал куда легче в стихотворной форме или в виде песенки, особенно если дело касается детей.

Если упорядочить и зарифмовать примеры на умножение, то все нужные числа действительно гораздо быстрее закрепятся в памяти.

Использовать можно любые стихи (к примеру, можно выучить вместе с ребенком слова песни В. Шаинского и М. Пляцковского «Дважды два – четыре»). А родители с фантазией могут подключить ее и придумать свои рифмовки, это легко, например: «шестью семь – сорок два, прилетела к нам сова».

стихи для запоминания таблицы умножения На крайний случай, если таблица уж никак не запоминается, остается рутинный, но проверенный не одним поколением школьников способ – вызубрить ее. Однако имейте в виду, что этот метод детишкам совсем не нравится.

Следует помнить, что запоминание не может быть единственным методом обучения ребенка таблице умножения. Важно не только запомнить последовательность чисел, но и понять суть самого действия. Именно это поможет ребенку в старшем возрасте решать сложные примеры на умножение.

Визуализация

Еще одним способом освоения таблицы Пифагора является ее визуализация, предполагающая использование всевозможных наглядных материалов.

Это могут быть:

  • счетные материалы;
  • картинки;
  • и даже пальцы!

С помощью счетного материала, будь то палочки, геометрические фигурки или что-то другое, можно показать ребенку суть умножения («6 х 5» означает «взять 6 раз по 5 предметов»).

принцип умножения в картинках Вдобавок, малыш может сосчитать представленные фигурки и убедиться, что ответ получился именно такой, как в таблице Пифагора.

С помощью картинок

Если ребенок любит рисовать – это отличный повод изучить таблицу с помощью картинок.

Принцип действия примерно такой же, как и в случае со счетным материалом, только вместо того, чтоб выложить перед юным математиком 6 раз по 5 палочек можно нарисовать прямо напротив примера 6 квадратов/тортиков/вагонов с 5 точечками/вишенками/зайчиками внутри каждого.

Правда, отрисовывать целые картины при умножении больших чисел будет сложновато.

На пальцах

Хорошим вариантом станет изучение части таблицы Пифагора, а именно столбца с девяткой, на пальцах. Такой своеобразный лайфхак заинтересует любого ребенка.

Расположите кисти рук перед собой ладонями наружу и пронумеруйте их мысленно от 1 до 10, начиная с левого мизинца. Табличные примеры на умножение с числом 9 решаются очень просто: достаточно загнуть палец, номер которого совпадает со вторым множителем.

Так, умножая 3 на 9, загибаем средний палец на левой руке. Пальцы, которые располагаются до загнутого (их два), обозначают количество десятков, а остальные (их семь) – количество единиц.

Итого, в ответе получаем 27. Быстро, легко и интересно!

Посредством обучающих мультфильмов и программ

В качестве средств визуализации, разумеется, можно привлекать обучающие мультфильмы, приложения на мобильных устройствах и программы на ПК, если есть такая возможность и родители не против подобного времяпрепровождения ребенка.

Конечно, для изучения такой непокорной таблицы умножения все средства хороши, но помните, что всего должно быть в меру, и не бросайте малыша на попечение гаджета в этом нелегком деле, а лучше присоединитесь к нему сами.

Игра

Обучение в игровой форме всегда привлекает малышей. Учить таблицу умножения хорошо на материале карточной игры. Из картона делаются карточки на каждый пример таблицы, на одной стороне пишется числовое выражение (5 х 3 = ?), а на другой – ответ.

карточки для закрепления таблицы умножения Игроки по очереди вытягивают карточки, решают пример и проверяют себя, заглянув на обратную сторону. Если ответ правильный, карточка остается у игрока, если нет – возвращается в колоду. Победителем оказывается тот, у кого в конце игры наберется больше всего карточек. 

Первые шаги в изучении таблицы: самые легкие числа и освоение принципа

Некоторые примеры из таблицы Пифагора врезаются в память практически мгновенно, другие же, как ни зубри, подчиняться не хотят. Логично, что начинать освоение таблицы нужно с более сговорчивых чисел.

Так, ребенку не составит труда запомнить столбец примеров с единичкой, поскольку ответы будут идентичны изменяющемуся множителю. Далее можно приступить к изучению столбца с цифрой 2, потому что такое умножение легко проиллюстрировать любыми подручными средствами, прибавляя всякий раз по два.

таблица умножения на 2

После этого хорошо запомнится столбец с четверкой, ведь для того чтоб умножить на 4, нужно умножить на 2 и еще на 2. Опытные родители подметили, что дети легко осваивают умножение на 5, поскольку ответы в этом столбце оканчиваются только на 0 и 5.

таблица умножения на 5

Ну а с умножением от 6 до 9 (плюс число 3) можно разобраться чуть позже, тем более что часть их (а именно умножение этих чисел на 1, 2, 4 и 5) уже будет освоена. А если вы решили воспользоваться описанным выше методом умножения на пальцах, то проблем не будет и с девяткой.

таблица умножения на 6

Когда примерный фронт работ намечен, остается определить, как же объяснить малышу суть умножения, чтоб ему было понятно.  Для начала стоит сказать ребенку, что это математическое действие придумано для ускорения и облегчения счета.

таблица умножения на 7

Хорошо бы придумать для иллюстрации этого утверждения яркую ситуацию. Например: «У тебя 10 пакетов и в каждом по 8 конфет. Чтоб сосчитать конфетки по порядку, понадобится несколько минут. А если знаешь хитрый способ – умножение – потратишь всего пару секунд». Обычно такая мотивировка приходится детям по душе.

таблица умножения на 8

Суть умножения несложна, ее можно объяснить как наглядно, так и с помощью цифр. В первом случае, используя счетный материал, объясните ребенку, что умножение – это «взять столько-то раз по столько-то».

Если же вам кажется, что ребенок скорее поймет цифровую запись, расскажите, что выражение «5 х 6» – это краткая запись выражения «5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5». Таким образом, умножение не только облегчает счет, но и дает возможность кратко записать сумму одинаковых слагаемых.

Принцип умножения и замена им сложения А это значит, что домашние задания по математике займут куда меньше времени – чем не отличный повод запомнить таблицу?

Как закрепить результат?

Лучшее закрепление навыка – применение его на практике. Чтоб освоение таблицы Пифагора было успешным, не забывайте пускать новые знания малыша в дело.

На прогулке попросите сказать, сколько колес у четырех автомобилей, сколько ног у пяти кошек. За обедом узнайте, сколько тарелок поставить на стол, если каждому из троих обедающих нужно по две штуки. Время от времени повторяйте случаи табличного умножения в стихах.

Многие родители советуют для запоминания таблицы умножения и во внеурочное время просто развесить в разных местах дома таблицы Пифагора, чтоб ребенок мог в любое время повторить пройденный материал.

яркая таблица умножения Хорошим способом закрепления знаний является и игра. Используйте для нее карточки, о которых говорилось выше. Играйте всей семьей, пусть взрослые иногда нарочно ошибаются, чтоб ребенок мог поправить их, демонстрируя свои знания.

Как помочь ребенку быстрее осваивать и запоминать информацию?

Освоение таблицы умножения – процесс не слишком быстрый. Однако в школе количество часов на любой материал ограничено, и, конечно, учитель на следующем уроке (а уроки математики в начальной школе обычно ежедневные) уже будет требовать определенный результат.

Поэтому родителям нужно всеми возможными способами помочь ребенку быстрее понять и запомнить полученную информацию.

Изучая с малышом таблицу Пифагора, обратите его внимание на то, что многие примеры в ней повторяются, только числа в первой части числовых выражений меняются местами: 3 х 7 = 21 и 7 х 3 = 21.

табблица умножения на 1,2,3,4,5 Поняв это, ребенок быстро догадается, что учить около половины таблицы ему не придется вовсе и на самом деле количество примеров, которые необходимо запомнить, гораздо меньше, чем кажется на первый взгляд! Повторяющиеся примеры для наглядности можно выделить в таблице одинаковым цветом.

таблица умножения на 6,7,8,9,10 Можно обратить внимание ребенка на некоторые интересные факты, открытые при детальном изучении таблицы Пифагора и связанные с сокращением чисел (то есть, следуя методу самого Пифагора, сложением цифр, из которых состоят двузначные числа таблицы).

Так, в столбце с девяткой сумма цифр каждого двузначного числа в ответе будет равна 9. Если сократить таким образом числа в столбце с цифрой восемь, получится последовательность от 8 до 1 по порядку. В столбце с шестеркой трижды будет повторяться последовательность 6, 3, 9, а в столбце с тройкой – 3, 6, 9.

Можно показать маленькому покорителю большой математики и такую хитрость: если принять в столбце с девяткой первый ответ за 09 (а не просто 9), то цифры в ответах выстроятся в два столбца, причем левый будет представлять собой ряд расположенных по порядку цифр от 0 до 9, а правый – от 9 до 0.

таблица умножения на 9

Неплохо будет, если удастся обеспечить малыша таблицей умножения в виде квадрата, по краям которого записаны числа от 1 до 9, а внутри записаны результаты их перемножения. Проведя линии от множителей сверху и слева, на их пересечении можно будет увидеть искомое число.

Важно объяснить ребенку, что результат числового выражения можно найти любым способом: можно вспомнить результат, а можно сосчитать на пальцах или применить знание «хитростей», на крайний случай допустимо даже быстренько выполнить сложение.

Или, например, если забыл, сколько будет 9 х 3, то уж сколько будет 3 х 9, наверняка получится вспомнить? Умение пользоваться разными способами для решения проблемы пригодится малышу в жизни.

таблица умножения

Как научить малыша справляться со сложными примерами?

Прежде чем приступать к сложным примерам, нужно убедиться, что ребенок назубок знает исходный материал – таблицу Пифагора. Если вам удалось справиться с этим, можно приступать к умножению вида двузначное число на однозначное.

Объясните ребенку, что в этом случае необходимо:

  1. Записать числа столбиком, двузначное – сверху.
  2. Умножить на однозначное число сначала единицы двузначного, затем десятки (далее можно увеличивать разрядность первого множителя, упоминая, что каждый больший разряд умножается следом за меньшим);
  3. Если при умножении одного разряда на однозначное число получается двузначное, то под чертой записывается цифра, обозначающая количество единиц полученного числа, а цифра, обозначающая количество десятков, записывается над следующим разрядом первого множителя и прибавляется к числу, получившемуся при умножении этого разряда на однозначное.

объяснение примеров с помощью сложения и умножения

Звучит сложно, на примере все гораздо проще. Через некоторое время не без помощи школьной программы малыш освоит и это действие, и сможет перейти к более сложным вычислениям. Помните, что специально задавать ребенку слишком трудные задачи не стоит – всему свое время.

Учим таблицу легко и быстро: советы для родителей

Интерес, мотивация, игра – вот что сегодня стоит во главе угла в образовании, особенно если дело касается маленьких детей. Доказано, что если ребенок увлечен материалом, он усваивает его гораздо быстрее и лучше.

Зубрежка – вариант неплохой, но результат ее часто бывает недолговечен: после написания важной контрольной или сдачи экзамена мы с удовольствием забываем то, что денно и нощно твердили пару дней назад. Именно поэтому важно сделать изучение сложного материала, каким является и таблица Пифагора, интересным для детей.

Для этого подходят разные способы:

  • мотивация – объяснение того, где ребенку пригодится суперспособность умножать числа и насколько лучше быстро их умножить, чем медленно складывать;
  • стимулирование, иначе говоря, обещание чего-то приятного при достижении результата (но помните, что этим методом злоупотреблять нельзя, иначе в один прекрасный день вы просто не потянете материально очередную «приятнушку»);
  • похвала: за каждый даже самый маленький шажок вперед ребенка нужно хвалить, а значимые продвижения хорошо поощрять увлекательной прогулкой, совместной игрой или походом в кино или музей, а попутно можно заодно и повторить пару примеров;
  • обучение в игровой форме: используйте для проверки знаний ребенка не математические диктанты или тесты - их ему хватает и в школе, - а игры (те же карточные или компьютерные). Или устройте общесемейную познавательную викторину или даже квест с поиском предметов при помощи подсказок, получить которые можно лишь правильно решив пример.

Не забывайте, что нагружать малыша чрезмерным объемом материала в одно занятие нельзя, в конце концов ребенок заскучает и не усвоит и половины, а если и усвоит, то успеет забыть. Пусть ваши домашние уроки будут не слишком долгими, тогда умножение не успеет надоесть ученику.

Важно делать перерывы во время занятий, чтоб малыш мог размяться и сменить вид деятельности. А чтоб не уклоняться от темы, можно провести математическую физминутку: родитель кидает ребенку мяч с вопросом, к примеру, «Пятью пять – ?», тот ловит и кидает обратно, озвучивая ответ.

Каких ошибок важно не допустить, занимаясь с ребенком?

Запомнить таблицу умножения – задача не из простых. Старания детей не всегда приносят результаты сразу, а терпение родителей и бабушек-дедушек не безгранично. Однако вовремя применив умение мыслить, мы можем оградить себя и ребенка от своих же необдуманных слов и поступков.

Итак, ни в коем случае нельзя:

  • торопить ребенка, если он, по вашему мнению, слишком долго решает пример (если он, конечно, действительно его решает, а не отвлекся на рисование или что-то другое);
  • ругать малыша, а тем более давать ему нелицеприятные оценки и прозвища – мотивации это ему не прибавит, а вот нежелание заниматься может возникнуть;
  • ждать быстрого усвоения большого объема материала и огорчаться, когда этого не случится (а этого не случится);
  • сравнивать успехи ребенка с успехами его друзей, одноклассников и братьев (в любом случае кого-то из детей придется возвысить перед другим, что вряд ли сделает отношения между ними лучше).

отец помогает сыну в освоении математики Помочь ребенку выучить таблицу умножения может каждый родитель. Достаточно проявить немного терпения, фантазии и заинтересованности – тогда работа пойдет как по маслу. Занимаясь с интересом, а не зубря из-под палки скучный материал, дети охотнее и быстрее освоят умножение.

otvetprost.com

Как быстро научить ребенка таблице умножения в игровой форме во 2 классе?

Как научить ребенка умножению быстро и легко, чтобы уже с начальных классов он хорошо решал разные математические задачи? Если вы хотите, чтобы ваш ребенок получал всестороннее развитие, без помощи ему не обойтись.

В наш век изобилия информации можно найти множество вспомогательных материалов – карточки, курсы в игровой форме, аудио- и видеопрограммы и многое другое, однако ни один из способов не является универсальным. Все дети по-своему уникальны, поэтому и подход к каждому нужен индивидуальный. В нашей статье мы предлагаем вам несколько способов освоения таблицы умножения. Изучив их, вы сможете подобрать наиболее эффективный для вашего ребенка.

Методов изучения таблички сейчас достаточно — нужно лишь подобрать самый подходящий для ребенка

Важный подготовительный момент

Когда дети начинают изучать таблицу умножения, они уже имеют представление о более простых арифметических действиях – сложении и вычитании. Теперь нужно объяснить им, в чем суть действия умножения. Ранее освоенные навыки помогут вам в этом.

Кроме того, дети должны понимать и то, как ориентироваться в устройстве таблицы. Нужно объяснить, что произведением является число на пересечении строки и столбца.

Начало

Большая таблица с множеством чисел может привести ребенка в уныние, если не совсем отбить желание учиться. По этой причине начинать лучше с самых простых примеров. Чтобы справиться с ними, не нужно прилагать больших усилий. К тому же ребенок сможет выполнить их самостоятельно, тогда часть работы будет уже проделана:

  1. Умножаем на 1. Любое число при этом остается тем же самым числом.
  2. Что нужно сделать, чтобы умножить на 10? Достаточно всего лишь в конце числа поставить 0.
  3. Умножение на 2 – это сложение двух одинаковых чисел. По крайней мере, с простыми числами дети уже умеют совершать такие действия, когда приступают к изучению умножения.
  4. Перемена множителей. Это так называемый переместительный (коммутативный) закон умножения. То есть, если переставить местами множители, произведение не изменится. Таким образом, получается, что нужно выучить лишь половину таблицы.

Как видите, картина становится более оптимистичной. Ребенок это тоже заметит и дальше будет работать с большим энтузиазмом, чем в начале.

Ребенок должен прежде всего понять, что умножение — это знакомое ему сложение, только многократное

Целенаправленное запоминание

После освоения самых простых значений можно продвигаться дальше. Чтобы справиться с более сложными множителями, понадобится подключить другие приемы – повторять, дробить на части, выстраивать ассоциации, применять знания на практике. Теперь уже для запоминания понадобится многократное повторение действий и значений.

Мнения педагогов расходятся в вопросе последовательности действий. Некоторые придерживаются методики, когда сначала осваиваются самые сложные примеры, а затем более простые. Практика же показывает, что такой способ годится далеко не для всех и часто может даже вызывать определенный стресс у учеников. Оптимальным вариантом считается научить их сначала более простым действиям и в конце – самым сложным. Чем это объясняется? При умножении небольших чисел (например, 3 на 3) ребенок может проверить себя на пальцах — в начале обучения это прием полезен. Если же сразу обязать детей запомнить произведение 8 на 9, то это будет просто механическое запоминание без применения на практике. Такая методика может запросто демотивировать.

Квадраты чисел

Новый этап в освоении таблицы умножения начинаем с квадратов чисел. Вывести квадрат числа – это значит умножить его на самое себя. Квадратов в таблице всего 10, запомнить их не так сложно (во многом это благодаря тому, что какие-то из них зарифмованы – например, «пятью пять – двадцать пять»). Квадрат 10 на 10 запомнить вообще ничего не стоит.

Чтобы ребенок действительно понял, а не только запомнил табличку, начинать изучение каждого ряда нужно с квадрата

Умножение на 3

Здесь уже дело обстоит немного сложнее. Если вы заметили, что ребенку не дается запоминание каких-то действий, проанализируйте его наклонности и подключайте те вспомогательные материалы, которые подойдут в вашем конкретном случае. Для многих детей идеально подходят карточки. В случае же с гуманитарным складом ума хорошо использовать уроки в стихотворной форме (об использовании специальных стихов для запоминания мы подробно расскажем в разделе ниже).

Умножение на 4

Здесь будет немного проще. Предложите ребенку попробовать самому логически выстроить то действие, и он наверняка догадается, что умножить на 4 – это то же самое, что 2 раза умножить на 2. Если же он будет затрудняться, вы легко объясните ему это. Карточки и стихи также будут полезны на данном этапе освоения материала.

Умножение на 5

Умножать на 5 также несложно, детям обычно нравится эта часть обучающего процесса. Во-первых, все значения этого умножения расположены друг от друга через 5 чисел. Во-вторых, заканчиваются они на 5 или на 0. В конце четных чисел, умноженных на 5, будет стоять 0, а нечетных – 5. Как видите, все просто.

Если рассмотреть произведения умноженных на 5 чисел, можно увидеть — все они заканчиваются на 5 или 0

Умножение на 6, 7, 8 и 9

Последний этап в освоении таблицы умножения – самый сложный, но состоит он из запоминания всего шести произведений. Чтобы хорошо их запомнить, придется потрудиться, ведь даже многие взрослые путаются с ответами.

Игра с карточками

Обучение в виде игры для детей просто необходимо. Оно выполняет главную функцию – способствует возникновению интереса. Если ребенок заинтересуется процессом, это уже будет практически гарантией того, что он успешно его освоит.

Несмотря на то, что сейчас существует много более современных вспомогательных приспособлений и материалов (программы, онлайн-игры, звуковые плакаты и другие), обыкновенные карточки не теряют своей популярности. Они доступны всем и просты в применении. Если даже вы используете разные методики изучения таблицы умножения, карточки помогут вам на любом этапе.

Первым делом вам нужно распечатать карточки или нарезать и заполнить вручную. Желательно наклеить их на картон для лучшей сохранности в ходе эксплуатации. На каждой карточке нужно написать пример из таблицы умножения. Ответ писать не нужно.

В чем заключается сама игра? Поскольку подключать карточки вы будете с любого, даже самого раннего этапа обучения, то на каждое занятие нужно отбирать те примеры, которые соответствуют сегодняшнему плану. Затем карточки перемешиваются, и ребенок наугад вытаскивает любую из стопки. Ему нужно прочитать пример и назвать правильный ответ. После этого карточка откладывается в сторону и вытаскивается другая. Если ребенок ответил неправильно, карточка возвращается в стопку. При этом обязательно озвучивайте правильный ответ, чтобы ребенок его запомнил и ответил правильно, когда повторно вытащит эту карточку.

Для заблаговременного обучения малыша достаточно распечатать набор карточек

Преимущества такого простого процесса:

  1. Подключается зрительная память. Детям, особенно визуалам, будет гораздо легче выучить даже самые сложные примеры.
  2. Запоминание при таком подходе дается намного лучше. Осуществляется многократное повторение в диалоговой форме, а не простая зубрежка.
  3. Результат от проделанной работы ребенок видит сразу. У него появляется стимул быстрее закончить игру и выйти победителем, не оставив ни одной карточки в стопке. В таком игровом подходе можно устроить соревнование, подключив еще одного ребенка.

Другие приемы изучения

Чем больше приемов вы будете иметь в запасе, тем успешнее будет продвигаться процесс изучения вашим ребенком таблицы умножения. Разные способы можно применять не только в зависимости от склада ума детей, но и от уровня сложности конкретно взятого урока. Вам просто нужно постоянно анализировать ситуацию и ориентироваться в ней, тогда вы сможете доступно объяснить даже самый сложный пример, а ваш ребенок – быстро выучить его. Предлагаем вашему вниманию некоторые из таких приемов. Они ничуть не сложнее игры с карточками.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: упражнения для детей по скорочтению

Примеры из практики

Чтобы найти наглядные примеры для обучения, не нужно далеко ходить – множество них находится рядом с вами в обычной повседневной обстановке. Проявите наблюдательность и немного пофантазируйте, тогда ваш ребенок сможет выучить таблицу умножения не только с легкостью, но и с большим интересом.

Сколько понадобится колесиков для 3 машинок? Сколько нужно посадить цветов на 3 клумбы, если на каждой их помещается 8? Сколько всего лапок у 4 плюшевых медведей? Как видите, вариантов множество. Можно предложить ребенку самостоятельно найти их или задавать задачи на умножение другу, беря примеры из домашней обстановки.

Отличная идея — обучать ребенка при помощи его же игрушек, бытовых предметов, сладостей и так далее

Примеры повышенной сложности

Более сложным примерам и тем, которые ребенку трудно даются, уделяйте максимум внимания. При этом не перегружайте детскую память – чередуйте простые и сложные. Когда увидите, что материал освоен, переходите к другому. Не старайтесь выложить сразу всю информацию для запоминания, разделите ее на несколько подходов.

Умножение на пальцах

Пользуясь этим приемом, можно освоить всю таблицу умножения, но наиболее популярным в этом случае является умножение на 6, 7, 8 и 9. Использовать его можно дополнительно на любых уроках, но имейте в виду, что прежде чем показывать такую игру ребенку, вам нужно самому хорошо разобраться и выучить ее принцип.

На стол кладем бумагу, сверху – руки пальцами горизонтально друг к другу. Обводим контуры рук и нумеруем пальцы таким образом: большой – 5, указательный – 6, средний – 7, безымянный – 8, мизинец – 9. Эти контуры пригодятся, когда мы будем смещать руки в ходе процесса. Теперь выбираем пример, который нужно решить: пусть это будет умножение 7 на 8. Средний палец левой руки будет обозначать 7, а безымянный правой – 8. Их нужно соединить и сдвинуть руки к краю стола. Пальцы перед соединенными, которые при этом свесятся вниз, будут обозначать десятки, а все остальные пальцы, которые останутся лежать на столе – единицы. Теперь считаем. Пальцев внизу 5 – значит, десятков 5. Пальцы же, которые лежат на столе, нужно перемножить. На левой руке их 3, а на правой – 2. Теперь 3 умножаем на 2 – получаем 6 единиц. Ответ – 56.

Теперь умножение на 9. Положите руки рядом на стол, чтобы пальцы располагались вертикально. Каждый палец нужно пронумеровать от 1 до 10 слева направо. Можно сделать это на бумаге, чтобы не запутаться. Мизинец левой руки – это 1, а мизинец правой – 10. Теперь загибаем палец с числом, которое хотим умножить на 9. Например, это будет 5. Пальцы слева от него будут десятками, а справа – единицами. Ответ – 45.

Изучение таблицы умножения при помощи рифмы (стихотворений)

Этот прием запоминания относится к мнемотехническим. В приемах мнемотехники абстрактные понятия заменяются представлениями, основанными на каком-либо чувственном восприятии (в данном случае – аудиальном). То есть такой прием является по большей часть психологическим.

Этот способ запоминания информации любят все дети, независимо от склада ума и характера. Почему? Рифма хорошо и быстро запоминается, стихотворения живописно иллюстрируют содержание и учить короткие веселые стишки куда более интересно, чем механически зубрить пусть даже несложные примеры.

Однако основывать на этом приеме весь процесс не стоит, иначе вы рискуете перегрузить память ребенка излишним заучиванием. Мы бы порекомендовали использовать его в наиболее сложных случаях, чтобы снять напряжение и добавить в процесс элемент игры. При желании можно даже подключить картинки, иллюстрирующие какой-либо пример в стихах.

Найти стихотворную таблицу умножения несложно, существует несколько вариантов разных авторов. Мы приведем примеры задач, которые обычно вызывают затруднения у всех. Некоторые примеры из книги Александра Усачева «Таблица умножения в стихах»:

  • 6 х 9: Нам не жалко булок. Рот откройте шире: Шестью девять будет — Пятьдесят четыре.
  • 7 х 8: Раз олень спросил у лося: — Сколько будет семью восемь? — Лось не стал в учебник лезть: — Пятьдесят, конечно, шесть!
  • 8 х 9: Восемь медведей рубили дрова. Восемью девять — семьдесят два.

Еще один автор – Марина Казарина – многие примеры в своей книге «Таблица умножения» сочетает с другой информацией, помогающей лучше запоминать:

2 х 7:

Красиво два на семь умножить Февральский праздник нам поможет, День всех влюбленных, помню я,

ЧЕТЫРНАДЦАТОГО, друзья!

2 х 8:

Сколько будет дважды восемь, Десятиклассников мы спросим. Они подскажут нам ответ, Ведь им уже ШЕСТНАДЦАТЬ лет!

Также возможны музыкальные распевки, которые особенно помогут ребенку с хорошим аудиальным восприятием.

vseprorebenka.ru

Как легко научить ребенка таблице умножения

В наше время дети еще до школы умеют читать, писать, считать, а родители хотят, чтобы их ребенок был полностью подкован, поэтому сюда же идут и математические знания на сложение, вычитание, умножением и деление. И тут перед глазами возникает основа основ – таблица умножения.

Родители, начиная учить ребенка и этому, сталкиваются с некоторыми проблемами, поскольку они не вооружены профессиональными методиками, как педагоги. Нащупывая свой путь, они иногда могут придумать интересный метод, но чаще – нет, поэтому не будем изобретать колесо, которое уже давно изобретено, и расскажем, как легко и быстро ребенку выучить таблицу умножения.

Основные правила

Самый оптимальный путь для вашего ребенка мы подобрать не сможем, только вы знаете, насколько он обучаем, каким методам он поддается больше, каким вообще не поддается, сколько времени ему нужно для ваших уроков, насколько он готов понимать эти расчеты. Наверняка, вы уже —обучили ребенка считать—, без этого к таблице умножения не подступиться. А приступая, нужно знать некоторые общие правила:

  • Ребенку необходимы перерывы. Их нужно делать так часто, как вы замечаете его усталость. Если внимание начало рассеиваться, будьте уверены, дальше обучение уже не пойдет.
  • Объективно оценивайте возможности ребенка, возраст, темперамент, усидчивость.
  • Поощряйте своего ребенка, хвалите его за самое маленькое достижение.
  • Не возмущайтесь и не психуйте, если учеба не продвигается. Сделайте перерыв или вообще перенесите занятия на следующий день.
  • Как во всем, что касается детей, превратите обучение в игру. Вы сильно хотите, чтобы над вами стояли и заставляли вас что-то делать? А ребенок уж точно не хочет. Зато, если вы создадите игровую, веселую атмосферу, то таблица будет запоминаться гораздо легче.

Базовый способ изучения таблицы умножения

Если вы хотите серьезно подойти к вопросу, как выучить таблицу умножения с ребенком, нужно поступить как в школе: доска и на ней большая таблица. Специальной таблицы умножения для детей не существует, она такая же. Но в вашем случае лучше иметь две таблицы: одна заполненная таблицей Пифагора, вторая, только для начала обучения – с числами от 1 до 10, которые находятся по краям таблицы вертикально и горизонтально.

Начинать стоит с разъяснения главной сути таблицы.  Поскольку дети, приступающие к изучению таблицы, уже знают, как складываются цифры, используйте эти знания, чтобы рассказать о принципе: 2 умножить на 2 означает сложить число 2 два раза, а умножить на 3 – сложить три раза. Ребенок должен этот принцип хорошо осознать, тогда ему будет проще уловить логику. После этого покажите, как устроена сама таблица, вот для этого и пригодится доска, на которой наглядно можно показать, как число на горизонтали умножается на число по вертикали и на пересечении этих чисел рождается ответ, или, как правильно говорить, произведение.

Теперь возвращаемся к самому началу и учим ребенка умножать число 1 на все остальные числа и заодно все другие числа на число 1. Поясните и даже покажите в увлекательной форме, почему такое происходит. Когда ребенок научится умножать единицу на все другие числа, стоит тут же попробовать любое число умножать на десятку или же десятку на любое число. Малышу понравится вся эта история с приписыванием нолика к числам, это даже похоже на игру.

Последующие занятия

Следующий шаг – пояснить ребенку самый первый для него математический закон – от перестановки чисел (говорите сразу – множителей) произведение не меняется. Пусть он поймет, что 2х3 это то же самое, что 3х2. Если понять этот принцип, запоминание значительно облегчится и малыш должен сам догадаться, что когда он выучит произведение числа 2 на любое другое число, таким образом он будет знать произведение при умножении любых других чисел на 2. На самом деле, процесс можно сделать очень увлекательным, а если у ребенка к тому же есть математические способности, то он выучит это достаточно быстро.

На большой доске будет легко показать, почему следующая сверху строчка и второй столбик слева – это одни и те же числа, впрочем, как и третья строчка и третий столбик (проговорите это, но на третью строчку пока не идите, остановитесь на второй).

После того, как будут осознаны и выучены с помощью таблицы на доске эти простые приемы, ребенок, возможно, сам догадается, что на пересечении вертикальных и горизонтальный цифр рождается нужное произведение. Если нет, слегка подскажите это.

Если какое-то из следующих правил ребенок долго не может понять, вернитесь в часть таблицы с числом 1 (педагогическая практика показывает, что дети сразу понимают суть умножения на 1). 

Итак, покончив с единицами и десятками, перейдем к другим цифрам. Как лучше объяснить ребенку таблицу умножения?

Лучше, если юный ученик будет запоминать всё осознанно, то есть понимая при этом, что происходит с числами. Но запоминать все равно придется, это труд и не так увлекательно, как, например, учиться кататься на велосипеде, но очень важно для умственного развития.

Умножать на 2, 3 или 4 будет просто по одной причине, все мы в детстве, вспоминая результат умножения, загибали пальчики, получая произведение вначале на них, а потом уже запоминая. И тут уже никуда не денешься, дети нашего времени будут так же по пальчикам вспоминать таблицу умножения на эти числа, если речь идет о небольших числах. Там же, где надо будет, например, 3 умножить на 7, могут возникать первые трудности. И тут пригодятся карточки, стишки или другие методы, о которых немного позже.

С пятеркой будет не очень сложно. Опять же практика показывает, что ребенок интуитивно вдруг начинает понимать, что все произведения с пятеркой находятся друг от друга через 5 и заканчиваются то на 5, то на 0 (вспомните себя опять же). Можно подсказать, объяснив что такое четные и нечетные числа, что если умножить четные числа на 5, то в конце числа будет 0, если нечетные – то 5. Ребенок, как правило, сразу это понимает, но надо немного времени, чтобы он начал делать это быстро.

Следующий урок можно посвятить квадратам чисел. Это очень интересная информация, которая воспринимается с большим интересом. Квадрат, как вы помните – это результат умножения числа на себя. В таблице умножения всего 10 квадратов (столько сколько простых чисел). И эти квадраты нужно просто запомнить. Те квадраты, которые в рифму (шестью шесть тридцать шесть) запоминаются сходу, некоторые запоминаются сложнее, но все равно, этот урок понравится детям.

Умножение на 6, 7, 8 и 9. Ко времени, когда дойдете до этих чисел, уже пройдет некоторое время, и если ребенок хорошо усвоил логику таблицы, квадраты и умножение от 2 до 5, то осталось не так уж и много.

Изучая разные числа, можно выделять цветом пройденные столбики таблицы на доске, и ребенок будет видеть наглядно, сколько всего он уже выучил. А можно предложить ребенку отмечать числа самому, если вы его научили уже писать, ему интересно будет это делать.

Конечно, на последних числах ему придется хорошо потрудиться и заучить все произведения чисел. Если вначале будет путаница, ничего страшного, ведь вы тоже иногда путаетесь, вспоминая результаты умножения чисел от 6 до 9.

Есть ли альтернатива таблице

Если после первых занятий вы понимаете, что вашему ребенку трудно справиться даже с простыми числами, возможно, у него гуманитарный склад ума. Возможно, вы подошли к кризису 5 лет, а может быть, он просто еще не втянулся в эту арифметическую тему (так тоже бывает). Так как же помочь ребенку выучить таблицу умножения?

Во-первых, никогда не ругайте его, пробуйте другие методы, их сейчас хватает. Продается много книг, которые в увлекательной форме, с помощью стишков, позволяют учить таблицу умножения, например: Бегемоты булок просят: Шестью восемь — сорок восемь… Простые рифмы позволяют запоминать результаты умножения. Во всяком случае можно с помощью этого способа учить и подтягивать какие-то сложно запоминаемые упражнения. Есть также веселые сказки про числа и умножение их друг на друга.

Но если вы решите, что можно обойтись только стишками и сказками, то это не так. Во всяком случае, если процесс занятий идет хорошо, то сказки и стихи можно почитать вечером для закрепления материала. Но использовать только эти художественные методы для изучения таблицы умножения не стоит. К тому же, мозг устроен так, что для запоминания ему нужно повторение. Тогда результаты будут запоминаться не только автоматически, но и осознанно.

Самой популярной игрой при обучении таблице умножения являются карточки для запоминания таблицы. Их можно сделать самим, но они продаются и выглядят красочно. Смысл игры в том, что ребенок, как на экзамене вытаскивает из кучки одну карточку, на которой написано вот таким образом задание 4х7=?. Если следует правильный ответ, то карточка откладывается в сторону, если неверный ответ – она возвращается в строй. Играют до тех пор, пока на все карточки не будет дан верный ответ. Чем меньше остается карточек, тем больше у ребенка появляется азарт – во-первых, он много чего знает, а во-вторых, осталось так немного, и он старается довести игру до конца. Одновременно те карточки, на которые не было ответа, могут возникать из стопки неоднократно и это тоже хорошо, ребенок напрягается и пытается вспомнить.

Эту игру педагоги называют тренажером таблицы умножения. Если ребенок младше, можно отложить для игры карточки с начальными числами, можно просто объявить, что играем в двойки и тройки. Варианты решайте сами в зависимости от понимания ребенком.

Также только вам решать, как обучать ваше чадо таблице умножения. Если ребенок с творческими наклонностями, то игровая форма – точно его способ познания; если он математик, то он увлечется самим процессом умножения без всяких дополнительных развлекаловок.

Игрушки всегда помогут

Если ребенок еще мал, но уже готов к изучению таблицы, можно начать с легкого способа выучить таблицу умножения детям. Это игровые формы обучения с помощью любимых игрушек.  Правда, выбирать игрушки надо так, чтобы было что умножать (то есть это не должна быть кукла-неваляшка, а должны быть машинки с колесами, животные с лапами, куклы с косичками и пр. Тогда можно наглядно показать, что если 2 колеса умножить на два получится 4 колесика, а если 1 косичку на одну, то все равно одна. Только берите пример из одинаковых предметов, только колеса, или только лапы, но не 2 лапы и голова.

Также не путайте ребенка, если с обучения с помощью игрушек вы перейдете на обучение с помощью пальчиков – метод должен быть только один за один урок.

Один папа выложил в интернете свой метод – обучение с помощью деталей лего. Он брал одинаковые предметы и показывал, как их можно умножать. В результате таблица умножения была в этой форме выучена за очень короткий срок. Но это подошло его ребенку, возможно, вашему это не подойдет, хотя лего есть у всех, и попробовать использовать хороший опыт всегда можно.

Иногда используются звуковые плакаты, которые продаются, они достаточно эффективны, если ребенок больше запоминает ушами, чем глазами.

Пальцы и умножение

Родители не любят, когда дети загибают пальцы, делая вычисления, а не запоминают результаты. Кроме того, они считают, что пальцев не хватит, чтобы сосчитать большие числа. Это не так. Есть достаточно серьезная методика, которая позволяет довольно легко изучить таблицу умножения на собственных пальцах с любыми числами, и это может быть очень интересным для ребенка. Правда, вначале нужно познакомить ребенка с закономерностями таблицы.

  1. Для начала положите ручки рядом ладошками вниз, пальчики не растопырены, спокойные и прямые.
  2. Посчитаем пальчики слева направо и каждому дадим свое число от 1 до 10.
  3. Потом чтобы умножить какое-то число, например, на 9, загибаем пальчик числа, на которое умножаем.
  4. Например, если умножаем на 7, то от большого пальца левой руки до этой цифры у нас 3 шага. Все числа, которые левее семерки (а их 6) – это десятки ответа, все числа, которые, которые после 7 (а их 3) – это единицы. Интересно, правда?

Этот метод тоже можно считать игровым, хоть он и требует счета и запоминания, без которого все равно никак.

Советы

  • Какого бы возраста ни был ребенок, ему нужны перерывы, чтобы голова его была ясной и обучение шло легко. До шести лет перерывы должны быть почти каждые 10 или 15 минут.
  • Нужно заранее приучать ребенка к графикам. Можно сделать и повесить на стенку расписание занятий и перерывы, это дисциплинирует.
  • Придумывайте разные способы обучения, как ни крути, а ребенок любит играть, и это тоже его развивает.
  • Практики говорят, что яркую красочную таблицу можно повесить на видном для ребенка месте, он будет на нее периодически поглядывать и запоминать.
  • Не бойтесь перегрузить голову ребенка неожиданным заданием, переворачивайте задачки, вместо умножения 4 на 6, например, назовите число 24 и попросите сказать, из каких чисел получился такой результат. Такая тренировка очень хороша для запоминания таблицы до самой старости.
  • Не дергайте ребенка и не ставьте ему временные рамки, хотя бы в начале занятий: если не торопят, материал выучивается легче.

Видео

В этом видео представлен очень любопытный подход к обучению таблице умножения, посмотрите обязательно.

Будем честными и вспомним, как таблица умножения вызывала у нас в детстве ужас или хотя бы священный трепет. Поэтому, когда ребенок увидит огромную доску или нарисованную на ватмане непонятную таблицу с кучей цифр, он может отказаться учиться этому. Поэтому начать лучше с интересной истории про числа и про то, что можно с ними сделать, и когда ребенок заинтересуется, переходить к делу. Все это способствует тому, что в дальнейшем малыш будет любить учиться, а не избегать этого. Успеха вам!

Может быть, у вас есть собственные придуманные вами на ходу методики? Расскажите нам, пожалуйста.

okrohe.com


Смотрите также