Как научить ребенка разговаривать рано


Как научить ребенка рано говорить

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • 0-1 год
  • 1-3 года
  • мелкая моторика

Ребенок растет, и вы с нетерпением ждете, когда же он начнет говорить. Пускать процесс формирования речи на самотек и просто ждать, когда малыш сам заговорит – не самая лучшая тактика родителей. Ya-roditel.ru расскажет, как научить ребенка рано говорить.

Не упустите драгоценное время

Развивать речь ребенка нужно с самого его рождения. Наверняка каждая мама помогает ему в этом, сама того не подозревая. Материнское сердце подсказывает, что с ребенком нужно разговаривать, рассказывать о том, что с ним происходит. Носите ребенка по квартире и объясняйте, что он видит. Конечно, сначала зрение ребенка развито недостаточно, чтобы все видеть, но ему очень важно слышать ваш голос, вашу речь.

В первый год жизни ребенка формируются центры мозга, отвечающие за речь, поэтому эти первые двенадцать месяцев являются фундаментом речевого развития.

В три года речевые области мозга практически полностью сформированы, а значит, завершен благоприятный период в развитии речи ребенка. Именно поэтому важно не упустить время и заниматься речевым развитием малыша.

Часто в развитии ребенка родители опираются на то, что умеет чадо друзей или соседей в этом же возрасте. Это то, чего делать не следует – все дети индивидуальны. Если вы считаете, что есть проблемы в речевом развитии ребенка, лучше обратиться к специалисту. Он поможет развеять сомнения или в раннем возрасте скорректировать развитие речи при ее нарушении.

Этапы формирования речи в раннем возрасте

Формирование речи у ребенка раннего возраста проходит несколько этапов. На каждом из них важна помощь родителей.

Первой голосовой реакцией ребенка является крик. Его интонации со временем становятся разнообразны.

В возрасте трех-шести месяцев для ребенка характерно так называемое гуление, он с удовольствием протягивает гласные «ааа», «гуу». В это время особенно важно отвечать малышу, побуждать его к общению.

Речь 4-5 месячного ребенка – лепет, это более сложные сочетания звуков. В это время вы можете начинать знакомить ребенка с аудиосказками, включать спокойную музыку, звуки природы.

7-8 месячный малыш начинает понимать речь окружающих и соотносить слова с предметами, которые они обозначают. К году ребенок имеет в своем запасе около десяти слов. Позже он начинает строить простые предложения из двух слов, например, «мама ди» (мама, иди сюда), «кы тель» (включи телевизор). Запас слов растет в геометрической прогрессии.

После полутора лет ребенок начинает использовать в речи нужные падежи, окончания. Ребенку, даже если в его речи достаточно слов, нужны занятия по развитию речи, важно, чтобы они носили систематический характер. Принято считать, что ребенок в два года знает около ста слов, и теперь вы можете скрасить ваш досуг с ребенком играми по развитию речи.

Как родителям помочь ребенку заговорить рано

Говорите с ребенком как можно больше, говорите четко, короткими предложениями. Используйте разные интонации.

Пока малыш маленький, наклоняйтесь над его лицом и проговаривайте слова так, чтобы он видел вашу артикуляцию. Так, например, вытягивание губ в трубочку при произношении звука «у» поможет ему понять, как получить этот звук.

Постарайтесь комментировать и называть все, что вы делаете — он сможет быстрее узнать название предметов и действий.

Давайте ребенку возможность говорить, не превращайте разговор в монолог.

Читайте ребенку сказки, стихи для малышей. Это поможет ему обогатить словарный запас, поскольку малыш слышит новые слова, которые его родителями не употребляются.

Ребенку нужно живое общение. Включенный телевизор или проигрыватель не смогут в полной мере заменить живую, обращенную к ребенку речь.

Рассматривая картинки, не забывайте про глаголы и прилагательные.

Желая, чтобы ребенок быстрее заговорил, родители часто облегчают ему задачу: машину они называют «би-би», кошку «мяу» и так далее. Малыш быстро научится говорить эти слова-звукоподражания, и будет их воспроизводить именно так. Не упрощайте в своей речи названия предметов, правильно называйте их.

Не забывайте хвалить малыша, поощряйте его речевую активность, подталкивая его к новым успехам, поскольку положительные эмоции, поддержка родителей и выражение одобрения способствуют речевому развитию ребенка.

Развитие руки и речь

Отечественные ученые пришли к выводу, что кисть руки является таким же органом речи, как и артикуляционный аппарат. Чтобы стимулировать развитие речи, необходимо с раннего детства проводить массаж каждого пальчика, каждой фаланги.

Специалисты утверждают, что развитием мелкой моторики детей нужно начинать заниматься с двухмесячного возраста. Вы можете делать массаж пальчиков, не применяя силу, это может быть поглаживание, легкое растирание. Продолжительность таких занятий не должна превышать двух-трех минут. Не забудьте, что при этом обязательно нужно разговаривать с малышом, улыбаться ему.

Подросшему ребенку можно предложить собирать пирамиду, лепить из пластилина, рисовать, играть в различные игры (например, «Ладушки», «Сорока-ворона»), перебирать крупы, надевать бусины на нитку и так далее. Присутствие взрослых в это время обязательно.

Можно поиграть с малышом пупырчатым мячиком. Познакомьте его с разными типами поверхностей – гладкими, шершавыми, колючими, мягкими, деревянными.

То, насколько рано начнет говорить ребенок, зависит только от родителей. Он начнет воспроизводить речь только тогда, когда в его пассивном словаре накопится достаточно для этого слов. Говорите с ребенком четко и понятно, обратите внимание на правильность своей речи. Если родители не будут разговаривать с малышом, объяснять, что происходит вокруг, как называются окружающие его предметы и каковы их свойства, речь ребенка будет скупа, и процесс ее становления значительно затянется.

Важно не упустить этап раннего формирования речи. Никогда не принижайте способности своего ребенка, даже если вы считаете, что он еще слишком мал и многого не понимает: занятия с малышом в раннем возрасте – залог успешного развития его речи. Будьте уверены, ваши старания окупятся сполна.

Марина Карамашева

www.ya-roditel.ru

Как научить ребенка говорить: лучшая методика

Родители всегда с нетерпением ждут первых слов своего крохи. Но проходит первый год жизни вашего чада, а затем и второй, а его словарный запас почти не меняется. Тогда родители начинают думать, как научить ребенка говорить. На самом деле интересоваться этим вопросом нужно уже в первые месяцы жизни малыша.

Развитие речи ребенка от рождения до 3 лет

Речевое развитие ребенка состоит из нескольких стадий, знание которых поможет избежать проблем и вовремя обратится к специалисту. Дети не развиваются одинаково, но если отставание в речи превышает один возрастной период, необходима консультация логопеда. Но прежде чем думать о том, как научить ребенка говорить рано, стоит ознакомиться с особенностями развития речи детей в первые 3 года жизни.

Первый год

Уже в первые месяцы новорожденный способен освоить ряд звуков и звуковых групп. Малыш издает звуки, реагируя на обращение взрослых. Тот же крик ребенка представляет собой сочетание гласных а, у, о, я. В тоже время звуки, которые издает ребенок, отличаются от взрослой речи, они как будто уходят в нос.

Примерно в 1,5 месяца начинается период так называемого гуления. Малыш начинает произносить отдельные согласные звуки к, г, х, сочетая их с гласными. В результате получается гу, агу и т.д. Очень хорошо, если гуление возникает при общении с взрослыми, ведь это указывает на смену рефлекторных звуков коммуникативными. Кроме того, при гулении проходит развитие интонационной системы языка.

В 6 месяцев начинается лепет. Этот этап характеризуется произношением слогов: ба, па, ма… Данная стадия длится до 11 месяцев. Сначала слоги достаточно простые, но со временем они превращаются в длинные цепочки, которые являются прообразами слов. Также к первому году ребенок может научиться произносить несколько простых слов и понимать некоторые короткие предложения. Нужны ли для этого специальные методики? Как научить ребенка говорить без логопеда? Об этом вы узнаете ниже.

Второй год

В начале года заметно, что ребенок все больше понимает взрослую речь. Кроме того, малыш чаще повторяет слова за другими и внимательно слушает, если к нему обращаются. Также он может отвечать на своем языке. Могут появиться и первые словосочетания. Но явных признаков развития речи не стоит ждать ранее 2 лет. Отметим, что в описанный период работа над речью интересна для малыша не меньше, чем двигательная активность.

Третий год

Именно в 3 года проявляется заметный прогресс в развитии речи. В разговоре появляются целые предложения. Малыш начинает задавать вопросы «когда?» и «почему?», использовать множественное и единственное число, разные части речи. Как научить ребенка говорить в 3 года? В это время ребенку полезно слушать чтение, петь песни и много общаться с взрослыми. Дальнейшее развитие речи оценивается по умению отвечать на вопросы, строить логические цепочки, проявлять инициативу в разговоре.

Первые упражнения

Как научить ребенка говорить? Через органы восприятия ребенок получает информацию об окружающем мире. Именно она и мотивирует малыша говорить. В связи с этим работа над речью начинается с развития слухового, зрительного и тактильного анализаторов. Поэтому перед тем как научить ребенка говорить звуки, подумайте о том, чтобы уже с первых дней взгляд новорожденного был устремлен на красивые разноцветные предметы. Также помогут погремушки и игрушки с различной структурой.

Но главным ключом к успеху является эмоционально-речевое общение ребенка с родителями.

Именно это поможет малышу развить умение воспринимать общение и делится своими эмоциями. Также важно проговаривать звуки, которые ребенок уже знает. После 3-х месяцев стоит подключить гимнастику кистей рук и пальцев. Логопеды утверждают, что рука — это 2-й орган речи. Массируйте пальчики крохи, одновременно напевая или рассказывая стишок. Мелкую моторику хорошо развивать при помощи простых игр. Например, в кастрюлю с мукой можно положить маленькую игрушку и предложить малышу ее найти.

Как научить годовалого ребенка говорить? После года лучше избегать языка жестов. Прогрессу также способствует и подражание звукам животных. Помимо этого, нужно привлекать внимание малыша к окружающим звукам, обозначая их речевыми высказываниями. Не менее важно многократное повторение слов, слогов и постоянное побуждение ребенка к диалогу.

Как научить ребенка говорить слова?

Ребенок может произносить первые слова ближе к 11 месяцам. До года малыш вполне может овладеть набором из 10 слов. Сюда входят не только правильно произносимые слова, но и звукоподражания. При этом малыш продолжает использовать цепочки из слогов или лепет.

В названный период стоит подумать о том, как научить ребенка говорить мама. Но помните, что первым ребенок произнесет то слово, которое будет слышать чаще. Чтобы обучить ребенка достаточно постоянно комментировать действия матери. Побуждайте малыша произносить новое слово. Маленьких детей увлекает повторение слогов. Помните об этом, если хотите знать, как научить ребенка говорить папа.

Не упускайте возможность поиграть со звуками, слогами и словами, тренируясь в четкости произношения. Стоит помнить об игре «Что это?». Показывайте малышу предметы, спрашивая и отвечая на вопрос «что это?».

Когда знакомите ребенка с новыми словами, смотрите ему прямо в лицо, чтобы он видел артикуляцию. При этом звуки надо выговаривать четче и громче обычного. Также не стоит заменять сложные слова простыми. Если на картинке нарисован осьминог, то так и говорите. Называйте вещи своими именами, и тогда позднее ребенку будет легче их различать.

Часто, комментируя что-либо, родители используют только наименования предметов. Но глаголы стоят не меньшего внимания. Ребенку, который знает глаголы, намного легче учится строить предложения. Не менее важно накапливать признаки предметов. Кроме того, используйте противопоставления. Так, вы не только обогатите словарь ребенка, но предоставите ему возможность систематизации.

Как научить ребенка говорить предложениями?

Связная речь формируется у детей к 3-м годам. Начиная с рождения, ребенку нужно читать художественную литературу. В быту используются простейшие слова, а писатели всегда стараются разнообразить произведения красочными эпитетами. С детьми постарше обязательно обсуждайте иллюстрации. Хотя сначала лучше всего говорить с ребенком простыми предложениями: солнце светит, машина мчится и др. Старайтесь не реагировать на тычущий палец или протянутую руку, наоборот, поощряйте ребенка сказать «дай». Постепенно стоит усложнять вариант: «Скажи, мама, дай мяч».

Поощрять малыша к изменению окончаний в словах и составлению их в предложению нужно на 3-м году жизни. Как научить ребенка говорить в 2 года? К примеру, когда малыш что- либо делает, просите его охарактеризовать свои действия. При этом стоит использовать пальчиковые игры, которые напрямую влияют на речь.

Как научить ребенка грамотно говорить: 3 секрета

Грамотность нужна как для правильного произношения слов, так и для построения самых простых предложений. Работать над ней нужно начинать уже в раннем возрасте. В этом вам помогут 3 простых совета.

  • Занимайтесь артикуляционной гимнастикой. Подобными упражнениями стоит заниматься даже с младенцами. Показывайте своему чаду движения губ, языка, щек. Для детей постарше существуют специальные игры. К примеру, попросите ребенка облизать миску, как это делает кошка или поиграть в паровозик (складываем губы в трубочку и гудим). Такими упражнениями необходимо заниматься еще до того, как научить ребенка говорить четко.
  • Внимательно слушайте. Активное слушание поможет вовремя поправить неправильно произнесенное слово, объяснить его значение, указать на неправильный порядок слов в предложении или скорость речи. Важно при этом правильно использовать уточняющие вопросы. Что бы не говорил ребенок, проявляйте эмоции, удивляйтесь, поражайтесь, переспрашивайте.
  • Общайтесь и читайте вслух. Слушая родителя, малыш быстрее запоминает новые слова. Так он формирует багаж богатой и грамотной речи. Общаясь с маленьким ребенком, комментируйте свои действия, следя за грамотностью собственной речи. Кроме того, можно пользоваться аудиодисками со сказками, потешками и песенками.

Как научить ребенка говорить буквы л, ш, ж, р?

Маленькие дети часто заменяют букву «л» звуком «в». Как правило, это связано с нарушением воздушных потоков и недостаточной подвижностью языка. Исправить названную проблему помогает упражнение «Лошадка», которое представляет собой цоканье языком. Над воздушными потоками работают при помощи выдувания воздушных струй.

Чтобы ребенок научился произносить букву «ш», нужно помочь ему освоить движение «чашечка»— прикладывание языка к нижней губе сочетающиеся с приподниманием его боковых сторон и кончика. Также помогут упражнения для растягивания губ и жевательные движения. Как научить ребенка говорить шипящие? Используйте те же методы.

Самым лукавым звуком является буква «р». Устранить данную трудность в первую очередь поможет частое произношение слов с этой коварной буквой. Ребенку нужно показать верное расположение губ и языка. Помимо этого, стоит пользоваться специальными стишками и скороговорками. Похожая методика подойдет и для буквы «ж». Слова с этим звуком нужно проговаривать медленно, одновременно изображая жука или попросту жужжать.

Признаки для беспокойства или когда стоит обратиться к логопеду?

Научить ребенка говорить нужно вовремя. Несмотря на это, часть родителей склонна пускать процесс развития речи ребенка на самотек, думая, что проблемы решатся со временем. В результате получается, что достигнув школьного возраста, ребенок не смог усвоить язык в том объеме, который необходим для успешного обучения. Чтобы подобного не приключилось с вашим малышом, обращайтесь к специалисту, если:

  • в 8 месяцев кроха не понимает, когда к нему обращаются или не отвечает на вопрос «где мама?»;
  • в 2 года малыш не разговаривает;
  • в 2,5 года у ребенка отсутствует элементарная фразовая речь: мама би (мама уехала); к 3-м годам у крохи наблюдается повышенное слюноотделение;
  • к 3 годам малыш не овладел простой артикуляцией: не может удержать губы в улыбке или высунуть язык;
  • после 3-х лет малыш продолжает упрощать большинство слов: вместо телефон — говорит афон;
  • к 3-4 годам ребенок не чувствует слогов в слове, искажая его до неузнаваемости; ребенок произносить большинство звуков мягко или же преобладают твердые звуки;

    при произношении отдельных звуков появляется хлюпающий призвук, при этом воздух идет как будто вбок;

  • у малыша проявляется сильная назализация голоса — он говорит гнусаво;
  • ребенку не хватает выдоха на фразу, поэтому он может добирать воздух посреди слова.

Как правильно научить ребенка говорить? Как показывает все вышесказанное, в этом процессе нет ничего сложного. Вы сможете преодолеть большинство трудностей, если будете уделять малышу достаточно внимания и больше общаться с ним. И только в редких случаях вам потребуется помощь специалиста.

4child.ru

13 способов научить ребенка говорить в 1,5, 2-3 года

Занятия по формированию связной речи у ребенка не стоит откладывать на потом. В 1,5-2 года следует активно заниматься с малышом, чтобы расширить его словарный запас и развить его речь. Предлагаем вам 13 способов запуска и развития речи ребенка.

Нельзя строго выделить время начала формирования навыка разговорной речи у детей. Кто-то начинает говорить раньше, кто-то позже. Однако крайне важно стимулировать у ребенка это умение.

Учить ребенка разговаривают родители начинают с самого рождения, постоянно общаясь с ним, показывая и называя окружающие предметы. Понемногу малыш начинает произносить знакомые слова, расширяя свой словарный запас. Если к 2 годам речевой лексикон у малыша не расширяется или он вообще пока еще не заговорил, не стоит уповать на время и ждать, когда все образуется само собой. Регулярные занятия с ребенком принесут результат. Применяйте различные способы «разговорить» малыша. Если же ребенок в 3 года говорит, но нечетко произносит слова обратите внимание на нашу статью о дислалии.

Способ 1 — уберите то, что мешает! Специалисты наблюдают закономерность: дети, которые сосут соску длительное время (до нескольких часов в день), позже начинают говорить. Сосание может стать причиной неправильного развития артикуляционного аппарата. Попросту говоря, мышцы губ и языка не развиваются должным образом. А «ленивый» язычок не сможет правильно выговаривать буквы.

Способ 2 — расширяйте словарный запас. Если ребенок говорит лишь несколько слов, чаще показывайте ему что-то новое, четко проговаривая название. На улице, у окошка, дома, в книжках нас окружает много интересного. Не запутывайте малыша, называя слишком много незнакомых слов, и обязательно объясняйте непонятное простыми словами.

Способ 3 — делайте уроки веселыми. Академические уроки пока не для вашего малыша. Занятия по развитию речи проводите в форме игры. Дети очень любят подвижные игры. Поиграйте с новой игрушкой или карточками с картинками в прятки, просите ребенка принести или унести их, побегать или попрыгать.

Способ 4 — зарядка для языка. Каждое занятия логопеды начинают с артикуляционной гимнастики. Почему бы не потренироваться дома? Можно приобрести пособия, а можно придумать небольшие элементарные игры самостоятельно — дуть на кусочек ваты, надувать щеки, слизывать языком невидимое варенье с губ, цокать как лошадка и много другое.

Способ 5 — повторяйте друг за другом. Попробуйте повторять за малышом слоги, которые он произносит. «Ба-ба», «бу-бу» — это очень весело. А потом вдруг придумайте свой слог! Если малыш примет вашу игру, он постарается повторить за вами.

Способ 6 — стимулируйте мелкую моторику. В головном мозге центры, отвечающие за координацию движения пальцев рук и за развитие речевых функций, находятся рядом. Стимулируя один, вы развиваете и другой. Рисование пальчиками на рассыпанной крупе, собирание фасоли и гороха (можно играть в Золушку), игры в волшебный мешочек ( вытаскивать предметы по одному), нанизывание бус и пуговиц на веревочку — все на пользу. Даже всем известные детские потешки «Сорока-ворона» и «Пальчик-пальчик, где ты был?» — тоже являются простыми занятиями, стимулирующими нервные окончания на пальцах и ладошках.

Способ 7 — введите в режим чтение. Маленькие дети обожают рассматривать яркие картинки. Не упускайте такую возможность для занятий по развитию речи. Показывайте и рассказывайте как можно чаще. Читайте ребенку каждый день — сказки, детские стихи и потешки. Новые слова и постоянно слышимая речь разовьют у малыша словарный запас и научат правильно говорить.

Способ 8 — спойте, друзья! Почитали, а теперь можно и спеть. Пойте с ребенком, разучивайте вместе новые детские песенки. Этот тот случай, когда компьютер делает доброе дело. Скачайте известные вашему малышу песни и пусть он поет, сколько захочет! Хорошее настроение и плавность фраз стимулируют работу речевого аппарата.

Способ 9 — выключите компьютер и телевизор. Для развития речи ребенку нужно ее слышать — чистую, четкую и правильную. За звуками рекламы и мультиков ваши слова перестают быть слышны, а включенный «фоном» телевизор создает лишь звуковой шум.

Способ 10 — немного хитрите. Читая ребенку знакомые стихи или сказки, намеренно «путайте» слова. Например, «Снесла курочка яичко, не золотое, а …голубое». Ребенок будет рад вас поправить!

Способ 11 — никаких упрощений. Малыш так мило говорит «каКлета» или «бибика»! Можете послушать и умилиться. Но сами будьте добры говорить только «котлета» и «машина». Строго говоря, и «бибика» вовсе не обязательна. Откуда она возьмется, если вы не скажете это слово при ребенке?

Способ 12 — «не понимайте» язык жестов. Постарайтесь стимулировать ребенка к разговору. Если он просит что-то, привычно показывая пальчиком, сделайте вид, что не понимаете. Не нужно доводить ребенка до слез, полностью отказываясь сотрудничать. Но если вы войдете в диалог, будете задавать наводящие вопросы, он попробует вам объяснить.

Способ 13 — проявляйте внимание. Убедите ребенка, что вам интересно все, что он рассказывает. Удивляйтесь, задавайте вопросы, хвалите и восхищайтесь! Будьте благодарным слушателем, и он с радостью будет стараться рассказать вам обо всех событиях дня. Стимулируйте рассказывать обо всем, но не заставляйте, чтобы не вызвать негативизма.

Не уставайте разговаривать с ребенком. Это основной залог развития связной речи. Занимайтесь регулярно и в ближайшее время вы увидите результат. Если же речевое развитие ребенка внушает вам опасение или никакие занятия не стимулируют его к разговору, лучше обратиться за советом к профессионалу. Несмотря на то, что чаще логопеды начинают занятия с 4 лет, специалисты нашего центра имеют опыт занятий с двухлетними детьми — подробнее о занятиях с малышами. Не упустите время!

karkusha.su

Как научить малыша разговаривать | Азбука воспитания

Как научить ребенка разговаривать? Начните с ним учить стихи, проговаривать буквы. Как это делать? Читайте дальше…

Как научить ребенка говорить?

Как утверждают эксперты по раннему развитию, умение говорить в раннем возрасте является важнейшим фактором, определяющим всё дальнейшее развитие ребёнка. И то, насколько оно будет гармоничным, напрямую зависит от самих родителей. Именно поэтому многие сегодня так стремятся научить своего ребёнка говорить как можно раньше. К тому же это один из лучших способов сделать жизнь малыша ещё более интересной.

Важно уже в раннем возрасте учить детей грамотно выражать свои ощущения и эмоции, правильно строить предложения. Конечно, мы не помним, как и когда учимся говорить сами, и поэтому кажется, что процесс обучения всегда лёгок и прост. Но так ли это на самом деле? Действительно ли просто научить ребенка говорить?

Только в том случае, если вы выбрали правильную методику!

Компания «Умница» предлагает уникальные методики раннего развития, созданные специально для того, чтобы научить ребенка говорить, читать, считать и быть самостоятельным. Хотите узнать больше? Мы расскажем вам как научить ребенка правильно говорить слова. Выбирайте лучшее для своих детей!

Приводим несколько способов того, как быстро научить ребёнка говорить.

С самого рождения уделяйте внимание установлению эмоционального контакта с крохой. Ловите его взгляд, улыбайтесь, разговаривайте. Пойте, говорите с переменами интонации. Ваша речь должна быть чёткой, правильной, разнообразной.

Рассказывайте малышу о том, что происходит вокруг, чем вы с ним сейчас будете заниматься. При этом делайте паузы, чтобы кроха мог вам ответить на своём языке. Обязательно поддержите разговор, повторяя вслед за ребёнком его звуки или эмоционально вопрошая: «Ты вправду так считаешь?».

Целенаправленно ходите по дому или по улице и рассказывайте малышу про различные предметы. Когда кроха сам научится указывать пальчиком на интересующую его вещь, ваши беседы станут дольше и содержательней.

Развивайте речь малыша, обучая чтению целыми словами. Заниматься можно начать как с рождения, так и после 2–3 лет. Сначала показывайте ему карточки со словами, затем переходите к совместному чтению детских книг из комплектов «Книжная разминка» – часть 1 и часть 2. Для активного пополнения словарного запаса крохи мы также рекомендуем использовать программу «Говорим с пелёнок».

Дополняйте слова малыша. Например, он научился говорить «Ба», показывая на собаку. Ответьте ему: «Правильно, это собака, собачка говорит «Гав». Активно пользуйтесь звукоподражанием животным, это приносит малышу особенное удовольствие.

Выберите несколько предметов одного цвета, и покажите крохе со словами: «Вот колечко, оно синее, вот кубик, он тоже синий, и коробка синяя. Все эти вещи синие». После изучения основных цветов можно переходить к знакомству с оттенками цветов.

Рассказывайте малышу стихи и пойте песенки, благодаря ритмичности они прекрасно запоминаются ребенком. Когда стихотворение будет прочитано много раз, давайте крохе возможность самому закончить строчку, или же заканчивайте ее намеренно неправильно, чтобы малыш ее исправил.

Используйте специальные стихи-игры: ладушки, сороку-ворону, гуси-гуси, которые к тому же развивают мелкую моторику рук. Все они, а также другие прибаутки, считалочки, умывалочки, просыпалочки, шагалочки есть в комплекте «Букварь с пелёнок». Будут полезны для занятий и уникальные «книжки-листалки», которые входят в состав системы «Говорим и читаем с пелёнок» К слову о мелкой моторике. Уже давно доказано, что ловкость пальчиков и развитие речи связаны прямо пропорционально, поскольку за них отвечают соседние участки мозга. Поэтому постоянно давайте крохе играть разными по фактуре и форме предметами.

Вот такие полезные и весёлые занятия по развитию речи — точный ответ на вопрос, как научить ребенка говорить. В процессе обучения малышу никогда не будет скучно, ведь его самое любимое занятие сейчас — это учиться и познавать мир. Общайтесь с крохой с удовольствием, и вы не только научите его разговаривать, но и установите тесный эмоциональный контакт с вашим самым близким маленьким человечком.

umnitsa.ru

Развитие речи ребенка от 1 до 2,5 лет

Чтобы ваш малыш заговорил, используйте различные стимуляторы. Это могут быть ваши эмоции, или же слова из лексикона детей и взрослых. Давайте детальней рассмотрим варианты стимуляции речи малыша.

  1. Положительно реагируйте на любые попытки ребенка произнести что-то новое, даже если слово прозвучало не идеально.
  2. Используйте такие слоги и буквы: ааа, га-га, да-да, ма, па, ба.
  3. Выделите 5 основных слов и используйте их часто в речи, либо же отдельно.Это могут быть следующие слова: мама, папа, бабушка, дедушка, собака.
  4. Используйте слова-подражания:- спать – ааа,- скушать – ням-ням,

    — сдождик – кап-кап,

    — ссобака – гав-гав,

    — сгусь – га-га,

    — слягушка — ква-ква,

    — сдать – дам-дам,

    — супал – бах-бах,

    — барабан – бам-бам.

  5. Используйте слова из лексикона взрослого: трава, собака, часики, смотри и т.д. Ребенок может их повторять по-своему. Например: тава, бабака, титики, моти. Упрощать слова естественно для деток в возрасте от 1 до 2,5 года.

Помните о том, что обучение чему-то новому должно вызывать у ребенка положительные эмоции. Играйте с малышом, часто говорите ему “да” вместо “нет” и скоро ваш ребенок заговорит.

Логопедические стихи для детей, считалки на согласные звуки: В, Г, Т, Д, Б

Считалки

В

Воробьи, вороны, совы, Волки, львы, волы, коровы. Кто сумеет повторить?

Не сумел – тебе водить!

*****

В небе паровоз летает, В море плавает вагон, Волк по воздуху шагает,

Кто не верит – выйди вон!

*****

Стихи

Г

Гром гремит, грозит, грохочет – Напугать гроза нас хочет!

Небо было голубое – Стало грозное, стальное…

Град горошинами бьет, Град гулять нам не даёт! Но гроза всё дальше, тише,

Глуше гром, и небо чище…

Загорелась полукругом Радуга – дуга над лугом!

Друг за другом выбегаем – В догонялки мы играем!

Гомоним, галдим, гогочем, Прыгаем, гремим, грохочем!

*****

Т

Собаке Лайке гость Принес большую кость. Открыла лайка пасть, Схватила кость и шасть Под Настину кровать, Чтоб кот не мог достать. Собака: хрусть да хрусть, Но вдруг – какая грусть! – Застряла в пасти кость И колет, словно гвоздь! Котенок крикнул: «Насть! Раскрой собаке пасть!». Схватил когтями кость И спас собаку гость. Котенок, Костя, Настя Сияют все от счастья! Весь день котёнок Вася Учил собаку Насти: «Жадных, знай, никто не любит,

Жадность, знай, тебя погубит!».

*****

Т-К

Татке надели Тапки на лапки. Тапки – на Татке.

На тапках – заплатки.

Скинула Татка Тапки в заплатках. — Дайте носочки!

— Дайте чулочки!

Наденьте сапожки На Таткины ножки! Наденьте перчатки

На рученьки Татки!

Накиньте платочек В синий цветочек! Теперь всё в порядке

У модницы Татки.

*****

Д

Бездельники

Ходили, бродили, Судили, рядили, Галдели, гудели

Без дела, без цели.

Недели проходят, Года пролетели… Бездельники бродят

Без дела, без цели…

*****

Дразнилка

Жадина, жадина, Съела шоколадину, Съела виноградину, Смородину – громадину, Съела девять видиков, Девятнадцать ходиков, Девяносто гвоздиков,

Десять пароходиков!

*****

Б

Робин – Бобин – Барабек Съел барана на обед, Съел быка, балык, бобы, Борщ, бульон, блины, грибы Яблоко, арбуз, бананы, Кабачки и баклажаны, Съел клубнику и бруснику, Барбарис и голубику, Съел батон, бисквит, буханку,

Булку, бутерброд, баранку!

… Бедный Робин говорит: — Невелик мой аппетит. Я обедом недоволен…

Может быть, я очень болен?

*****

Музыканты

Барабан, баян и трубы, Балалайка, бубен, тубы. Мы играем, бьем, бренчим,

Барабаним и трубим!

Логопедические стихи и скороговорки на согласные звуки: Р, ̕P̕

Вертолет

Вот готовится в полет Винтокрылый вертолет. Ни разгона, ни разбега:

Раскрутили винт – и в небо.

*****

Трамвай

Трамвай гремит, Трамвай звонит, По рельсам быстро мчится. В любую сторону домчит.

Кто хочет прокатиться?

***** Метро

Нам проехать не хитро Через город на метро: Нет машин и пешеходов, Перекрёстков, переходов – Путь проложен под землей

Самый быстрый и прямой.

*****

Корабль

Посмотри: Корабль старинный С парусами, С мачтой длинной, У штурвала – рулевой, Ветер дует за кормой. Ветер парус надувал,

По морям кораблик гнал.

*****

Троллейбус

Затормозил У тротуара Синий троллейбус, Круглые фары. Вошли пешеходы, Лишь двери открылись, И в пассажиров

Все превратились.

*****

По небу летит ракета. По дороге едет карета.

На лугу пасется корова У царя золотая корона.

На березе сидит ворона. Во дворе открыты ворота.

*****

Задали Мише урок Со словами: дорога, порог, Ворона, сорока, бараны,

Воробей, караси, барабаны.

Мама с сыном успели Рассказ сочинить за неделю. Мама сказала сыну:

— Представь такую картину:

Вот озеро. В нём караси. Над озером дождь моросит. Растут у дороги ромашки

И ароматные «кашки».

По дороге корова идёт, Ароматную «кашку» жуёт. Идёт по дороге баран,

Несёт баран барабан.

Воробей на дороге пирует, Горох и корки ворует. Стоит конура у забора,

Дворняга рычит на вора.

Сорока сидит на воротах, Ждет деток своих, зовет их (Сорока кашу варила,

А деток еще не кормила).

А розовые поросятки (Совсем расшалились ребятки) Корыто с водой опрокинули

И в озеро рыбам кинули!

Ворона над ними летает И каркает – их ругает! Миша учил старательно,

Но не очень внимательно,

И вот какая картина Получилась в рассказе сына: «По озеру, как пароход,

Корыто с бараном плывёт.

От радости этот баран Рогами стучит в барабан! По дороге идут караси

(Самый важный едет в такси!).

Из конуры корова Мычит воробью: — Здорово! Пируй, дорогой, на здоровье

И пей молоко коровье!

Над порогом дворняга летает И очень старательно лает. Поросята сидят на воротах

И песню поют о сороках:

— Сорок сорóк воровали горох, Сорок ворон обокрали сорóк. Воробей вызывает ворону

На разговор к телефону».

*****

Спорили, ссорились Андрей с Григорием: — Я – говорит Андрей, —

Переговорю тебя быстрей!

— А я – говорит Григорий, — Быстрей тебя переспорю! А рядом стоял Кирилл, Смотрел на них, говорил: — Помирились, Андрей, с Григорием! Григорий, с Андреем не ссорься! Андрею Григория не переговорить, Не переспорить Григорию Андрея. Я один сумею вас уговорить,

Помирить, передружить сумею!

*****

Скороговорки

Постой-ка, постройка Простую постройку. Постой на простой постройке, Постой на пустой постройке, Постой на пустой, Постой на простой,

На пустой, на простой постройке!

*****

Мандаринки у Иринки, У Иринки мандаринки.

*****

Фонари на двери. На двери фонари.

*****

Тетерев на дереве, На дереве тетерев.

Логопедические стихи на согласные звуки: К, Г, Р, В, М, Н

К

*****

Котя-котя, кыс-кыс-кыс, Ты ловил сегодня крыс? Крыски вышли погулять.

Котик, нужно их поймать!

*****

Кашу варим каждый день. Кушать кашу нам не лень. Каша нам дает все силы,

С кашей будем мы красивы.

*****

Г

*****

Гуси-гуси, га-га-га! Гонят их все со двора. Гуси вышли на газон.

«Га-га-га!» — кричат на нем.

*****

Гоша в городе гулял. Гену Гоша там искал. Где живет его друг Гена,

Год назад сказала Лена.

*****

Р

*****

«Р-р-р, — тигренок зарычал, — Разных я зверей встречал. Но тигрята р-р-р-рычат

Лучше всех зверей-ребят!»

*****

Радуга красками небо Вдруг разукрасила смело. Радостно вновь по дорожке

Прыгают Ромка с Антошкой.

*****

В

*****

Восемь вежливых медведей Вместе кашу всю доели. Всех перепугав соседей,

Благодарно заревели.

*****

Вася, Вова и Виталик Взяли с краской синей валик. Валиком ворота красить

Им доверил папа Васи.

*****

Восемь вафель и ватрушек Вова будет с Васей кушать. Вася быстро съел все вафли.

Вова будет рад навряд ли.

*****

М

*****

Маша мыла руки с мылом, Заодно помыла сливу. Маша Милу угостила,

Мила улыбнулась мило.

*****

Мама, можно мне гулять? Меня Маша может ждать. Мы хотели вместе с Машей

Мелом рисовать с Наташей.

*****

Н

*****

Ночью нужно нам всем спать, Чтобы сны все повидать. Ночью Нину-Антонину

Навещает фея Нила.

*****

«Ню-ню-ню, — сказала Нина,- Обзываться некрасиво. Нужно нам всем маму слушать

И не обижать Настюшу».

Логопедические стихи на согласные звуки: З-С, Д-Т, В-Ф, Б-П, Ж-Ш

З-С

*****

За соской Зося вниз пошла, Но соски Зося не нашла. Заснуть у Зоси не выходит,

И Зося соску ищет, ходит.

*****

Саша с Зоей в сад за сливой Шли, держась за ручки мило. Зоя Саше вслух сказала:

«Краше сада я не знала!».

*****

Взрыв салюта – сильный звук. Сразу исчезает слух. Ушки ты свои закрой.

Тише звук – слух чище твой.

*****

Д-Т

*****

Дятел долбит для детей Дом-дупло уж девять дней. Дети дятла будут там

Долбить дырки по утрам.

*****

«Дотёр до дыр я тряпку дома, — С досадой Диме сказал Тёма, — Вот, Дима посмотри на дыры!

Я не дочистил половины!»

*****

Сидит дятел долбит дуб. В этом деле дятел крут! Дятел деток долбить учит.

Детки дятла не конючат.

*****

В-Ф

*****

Вафли с кофе во дворе – Фросин завтрак по весне. Вот бы Фросю попросить

Вафлями всех угостить.

*****

В руки я флажок возьму, Всем флажком я помашу. Вот какой флажок в руке!

Всем флаг виден вдалеке.

*****

Финики возьму в дорогу. Заверну в фольгу немного. По два финика нам всем.

Финики всегда я ем.

*****

Б-П

*****

Бык по полю быстро ходит, Бык пыхтит, бык к нам подходит. Быстро с Петей побежали.

Бык, похоже, бежит с нами.

*****

Боря и Петя пошли на борьбу. Боря хотел раз устроить пальбу. Но Петя у Бори забрал пистолет:

Умел он бороться, Борис – пока нет.

*****

Бобов чуть больше половины Отсыпал нам по-братски Дима. Бобов побольше нам бы кушать,

Побольше бы нам папу слушать.

*****

Ж-Ш

*****

По жаре шоссе шипит. «Жарко, шумно, — говорит, — Жутко быстро все машины

По жаре сжигают шины».

*****

Шажок один, шажок другой. Прыжок и снова шаг ногой. Шагаю живо, широко.

Шагать с желаньем так легко.

*****

Жутко шумно жук жужжал. Шум жужжаньем создавал. Подошел я сам к жуку.

«Тише, жук!» — сказал ему.

Логопедические стихи на гласные звуки: Ы, О, А, И, У, Е

Ы

*****

Рыба к рыбе подплыла: «Я в Крыму вчера была. Крабы и дельфины в море

Отдыхают на просторе».

*****

Есть у Димы две машины, Есть и мячик из резины. Если б был батут у Димы,

Был бы он совсем счастливый.

*****

Рысь рычала на рысенка: «Ты вчер-р-ра дразнил сестрёнку, А ведь вы дружить должны.

Сёстры, братья всем нужны!»

*****

О

*****

Очень скучно во дворе – Оли с Толей нет нигде. Олю увезли на море.

С бабушкой уехал Толя.

*****

Ехал паро-паровоз. Он дрова в деревню вёз. Очень часто паровозик

В ту деревню что-то возит.

*****

«Очень хочется на море, — Говорит подружке Соня, — Я люблю на Черном море

Загорать и плавать вдоволь».

*****

А

*****

Астры Ася очень любит И выращивать их будет. А потом все астры Ася

Девочкам подарит в классе.

*****

Арбузы бабушка купила, Сначала их так много было. Но Аля быстро все их съела,

Заметить даже не успела.

*****

Зайка собирал мозайку, А енот читал Незнайку. Ёж в альбоме рисовал,

Братец лис ворон считал.

*****

И

*****

Синий иней всё покрыл – Им морозец наследил. Зимушка-зима пришла,

С собой иней принесла.

*****

Сливы синие висели, Приглашали, чтоб их ели. Сливы в миску собираю,

Иру, Вику угощаю.

*****

Лилия и просто Лиля – Лишь одно и то же имя. Так же Рита-Маргарита,

Виталина – это Вита.

*****

У

*****

У меня уроков много. Позову сестру в подмогу. Выучить уроки дружно

Много времени не нужно.

*****

У кукушки кукушонок Говорит «ку-ку» спросонок. Кукушонку утро любо,

Гусениц он съел бы блюдо.

*****

У Ульяны есть юла. Кукла есть, и не одна. Дональд Дак, утенок, есть –

Всех игрушек нам не счесть.

*****

Е

*****

Еле-еле душа в теле, Черепашка поползла. Шаг ее всегда размерен,

Не спеша живет она.

*****

Елена любит полениться, Лениться Лене не годится. Лентяйкой Лене стыдно быть,

О лени нужно ей забыть.

*****

Ежедневно у енота Есть одна только забота: Находить себе еду,

Полоскать еду в пруду.

Логопедические стихи на согласные звуки: Т, Д, С, Б, П

Т

*****

Трём-потрём, трём-потрём, Чистой тряпкой всё протрём. Убираем всё, метём.

А потом гулять пойдём.

*****

Тётя Таня, посмотри, Я котлет съел целых три. А теперь я тортик буду –

Приготовь большое блюдо!

*****

Три котенка так играли, Что игрушки растеряли. Ищут тут и смотрят там…

«Попадёт от мамы нам!»

*****

Д

*****

В дудочку, ду-ду, ду-ду, Песенку дудеть могу. Дважды в день её беру

И играю: «Ду-ду-ду».

*****

Дайте яблочка две дольки: Долька – мне и долька – Тольке. С другом поделюсь всегда.

Не был жадным никогда!

*****

Даша, Дина и Дарина Дружат с Даней, дружат с Димой. В садик вместе они ходят,

Дружно время все проводят.

*****

С

*****

Сорока прилетела в сад. Садовник этому не рад. Стащить сорока может сливы,

А сливы сладкие на диво.

*****

Сорок семь сомов поймал Наш сосед рыбак Иван. Всем селом ему сказали:

«Столько рыбы не видали!»

*****

Сашу Сонечка спросила: «Сколько сушек всего было?» Саша быстро посчитала,

«Семь» — уверенно сказала.

*****

Б

*****

Бабушка блины пекла, Внука Борю позвала. Боря ел блины с грибами,

А с брусникой блины — маме.

*****

«Баю-бай, баю-бай, Бегемотик, засыпай» — Пела мама-бегемот,

Королева всех болот.

*****

У барашка – барабан. Барабанит по утрам. У бычка есть балалайка,

Ну-ка нам, бычок, сыграй-ка.

*****

П

*****

Пароходик по реке, Плыл так плавно, налегке. В порт зашел наш пароход —

Пассажиров он везёт.

*****

Полю покатать на пони Папа в парк привел с утра. Пони милую в попоне

В парке ждет вся детвора.

*****

Паучок сплел паутинку. Паутинка как картинка. Он в нее поймает мушек.

Будет паучок их кушать.

Чистоговорки на звуки Ш, Ж, Ч, Щ

ПРО ТАНЮ

Ша-ша-ша-ша, Наша Таня хороша. Шо-шо-шо-шо, И поет хорошо. Шу-шу-шу-шу, Поет песню малышу. Ши-ши-ши-ши,

Любят песни малыши.

ЕЖИК

Жа-жа-жа-жа, Есть иголки у ежа. Жи-жи-жи-жи, Но не шьют, увы, ежи. Жу-жу-жу-жу, Нитки не нужны ежу. Же-же-же-же,

Это песня о еже.

СВЕЧА

Ча-ча-ча-ча, На столе горит свеча. Чо-чо-чо-чо, Ой, как свечке горячо. Чу-чу-чу-чу, Я подую на свечу. Чи-чи-чи-чи,

Пламя сдую у свечи.

В ДОЖДИК

Ща-ща-ща-ща, В дождь я мокну без плаща. Щу-щу-щу, Зонтик я себе ищу. Ще-ще-ще, Буду я ходить в плаще. Щё-щё-щё-щё,

И в сапожках еще.

ПЕСНЯ МАЛЫШУ

Ша-ша-ша, Пойте с нами не спеша. Шу-шу-шу-шу, Поем песню малышу. Ши-ши-ши, С нами пели камыши. Шо-шо-шо,

Получилось хорошо.

http://roditeli.ua

azbyka.ru


Смотрите также