Финансовая грамотность глазами детей


Детям о финансах

Наука о грамотном обращении с деньгами в стране не преподается на государственном уровне. Правительство заинтересовано выращивать потребителей, яростно поднимающие ВВП. Бизнес выращивает покорных рабов, готовых целую жизнь работать на зарплату. Банкиры заинтересованы в создании спроса на кредитные средства. Поэтому непростая задача — воспитание финансовой грамотности у детей, лежит на плечах родителей.

Зачем нужны уроки, а также какие способы раннего управления финансами существуют, разберем подробно.

Как дети финансовую систему по полочкам разложили

Как сформируется финансовый мир в глазах детей зависит от уровня грамотности родителей, педагогов. А уровень этой грамотности в плачевном состоянии. Хорошо, если папа бизнесмен. Знает что и как устроено. Правда, часто у такого папы нет времени на преподавание, даже собственному ребенку. Притча «Как дети финансовую систему по полочкам разложили» как нельзя лучше отображает уровень грамотности народа в финансовых вопросах.

Отличия потребностей и желаний

Родители ошибочно полагают, что понимание отличия потребностей и желаний придет само в определенном возрасте. Однако, многие и в сорок лет еще не научились проводить грань между этими понятиями. Если не хотите, чтобы ваши отпрыски оказались в этом числе начинайте вести разъяснительные беседы с малолетства, с учетом детской психологии. Помогут сказки, игры, наглядные пособия.

Планируйте семейный бюджет вместе

Привлекаем самых маленьких. Чем младше ребенок тем более укрупненная модель бюджета. Главное — активы и пассивы. Цель — научить детей отличать одно от другого. Начинаем с самого видного. Чем старше, тем больше деталей. Отдельно стоит разбирать личный детский бюджет.

Как научить ребенка финансовой грамотности

В школе учат совершенно не той финансовой грамотности, которая приводит к богатству. Детей научат как платить налоги, как брать кредиты, что такое деньги, кто такой Карл Маркс. Это важно. Но не научит человека стать финансово независимым гражданином.

Чему и как учить?

Принципы финансовой грамотности:

  1. Финансовое планирование, которое включает постановку финансовых целей. Разбивка на долгосрочные, а также краткосрочные цели.
  2. Понятие бюджета. Доходная и расходная часть бюджета легко может уложиться в голове маленького человека, если преподнести ее в виде интересного рисунка. В детскую доходную часть можно включить карманные деньги, подарки, поощрительные доходы за достижения.
  3. Принципы экономии. Расскажите ребенку как правильно тратить сбережения.
  4. Способы заработка. Ребенок должен научиться понимать что папин кошелек не рог изобилия. Для этого стоит производить пояснительные беседы с отпрысками о том как деньги зарабатывают.
  5. Способы создания пассивного дохода. Детям любого возраста можно подобрать способы инвестиций.
  6. На чем основана работа банков. Что такое кредитные, дебетовые карты. Как работает эта система.
  7. Милосердие. Научите отпрыска заботиться не только о личном бюджете, но и оказывать посильную помощь нуждающимся. Расскажите о способах как оказать финансовую помощь нуждающимся детям. Помощь не обязательно денежная. В последнее время в нашей стране развивается волонтерское движение. Найти волонтерские группы работающие по интересному, допустимому для ребенка направлению не составит труда.

Возрастные группы и уровни преподавания

Дошкольники

Пока что малышам достаточно уяснить, что деньги не бесконечны. Не стоит подробно рассказывать как трудно достаются деньги семье. Важен сам принцип много работал — получил зарплату. Понимание того, что значит денег много не бывает, придет не сразу. Основам финансовой грамотности дошколят лучше учить дома в спокойной обстановке. Вариант подробного объяснения в магазине почему мама не может сейчас купить вертолет не удачный.

У малышей дошкольного возраста критерии выбора пока отсутствуют. Поэтому не стоит их вести в магазин для выбора игрушки. Правильное решение — обсудить дома и купить без присутствия малыша.

Младшие классы

Начальная школа — самое время создания основательного подхода к обучению финансовой грамотности. В глазах детей этого возраста финансовый мир еще иллюзорен. Малыши только начинают понимать что необходимо трудится, чтобы зарабатывать деньги. Хорошо, если у младших школьников уже существуют навыки самостоятельной траты денег в магазине. Если вы еще не начали приучать детей к собственным деньгам, самое время выдавать карманные деньги. Пусть ребята совершают финансовые ошибки на мелких суммах. На этом выстроится умение обращаться с деньгами.

Подростки

Школьники понемногу начинают понимать необходимость разумного расходования средств. Переходите с еженедельных выплат на ежемесячные. Сумма выдаваемых денег должна расти. Принципы финансовой грамотности подросткам и молодежи уже следует разъяснять основательно. В этом возрасте познакомьте детей с графиком источников дохода который описывал Роберт Кийосаки в книге «Богатый папа, бедный папа». Источников четыре: заработать будучи наемным работником, работая на себя, создав бизнес и инвестиционные доходы.

Следующий пункт обязательный к изучению детьми: достижение финансовой безопасности.

Подростки уже задумываются о том как заработать.

Формируем правильное отношение к кредитам Понимание, что такое заем денежных средств важный финансовый навык. Многие прошли эту школу на собственной шкуре не зная правил игры. Научив школьника финансовой грамоте, поможете не совершать глупых ошибок. По статистике каждый пятый россиянин — держатель кредитной карты, каждый седьмой одновременно выплачивает 2 и более кредитов. Большинство кредитных целей относятся не к потребностям, а к желаниям, без которых можно обойтись.

Показать работу кредитов нужно наглядно с помощью рисунков, таблиц. Важно не запугать ребенка кредитами, а научить грамотно использовать привлеченные средства.

Термины, без которых не обойтись

Деньги Финансы Кредит Банк Министр финансов

Министерство финансов

Полезные экономические игры, занятия

Единственно верный способ научить малышей деньгам это игра. Финансовые игры можно найти в магазинах, в интернете. А разнообразие экономических компьютерных игр позволит подобрать полезное занятие для любого возраста.

Рекомендуем настольные игры

Монополия, известна старшему поколению. Сегодня имеет массу видов. Неизменна цель — стать богатым землевладельцем. Здесь и налоги и штрафы, арендная плата и прочие прелести реальной жизни. 7 чудес. Покупайте, продавайте ресурсы и стройте чудо-света.

А еще: Артифициум, Колонизаторы, Джайпур

Компьютерные игры

Игра Wild West (Дикий Запад) подойдет даже дошкольникам. Чтобы получить пользу от игры, маме придется сначала самостоятельно разобраться. Вы удивитесь насколько глубоко и подробно игра может научить планированию. Аналогичная — Big Farm . Виртономика. Игра подойдет подросткам. Здесь создаются виртуальные компании с детальной проработкой всех бизнес-процессов.

Rising Cities — градостроительная стратегия. Тоже затрагивает финансовые вопросы. Требует детального планирования бюджета.

Что почитать

Мировой бестселлер по финансам Роберта Кийосаки «Богатый папа, бедный папа» теперь могут прочитать дети. Вышла в свет книга адаптированная под подростковый возраст под названием «Богатый папа, бедный папа для подростков». С помощью упражнений, схем, наглядных примеров эта книга способна сформировать правильное понимание финансового мироустройства. Книга «Финансы для тинейджеров» Поповой Натальи раскроет важные понятия: налоги, банки, кредиты. Книга «Пес по имени Мани» Бодо Шефера в форме интересного приключения раскроет важную тему финансовой грамотности детям.

Детям о финансах Ссылка на основную публикацию

nello.ru

Обучение детей финансовой грамотности

Добрый день, сегодня поговорим о Финансовой грамотности детей.

Для того, чтобы человек умел грамотно распоряжаться своими финансами, такую привычку нужно заложить ему в детстве. Это важнейшее умение, которое мы можем дать своим детям. К сожалению, в школе не обучают тому, как грамотно распоряжаться деньгами. Как их считать, копить, экономить и на что целесообразно их тратить.

Финансовая грамотность детей важна также, как и основы предпринимательства, и построение семейных отношений. Среди миллионеров-родителей, создавших свой капитал самостоятельно, есть такая статистика: В 87% случаев нажитое богатство теряется в первом поколении детей. Более трех поколений богатство сохраняется только в 3% случаев. Почему так?

Очень часто богатыми людьми становятся люди, начинающие именно с нуля. Даже понятие есть, self-made millionaire (миллионер, сделавший себя сам). Обычно это выглядит так: родители были простыми рабочими, много дать не могли. Ребенок шел за своей мечтой и амбициями, сделал тысячу ошибок, но все равно в итоге начал хорошо зарабатывать и стал богатым человеком.

Молодец? Безусловно! Когда он сам становится родителем, он старается дать детям всё самое лучшее. Игрушки, которых у него не было, машину на совершеннолетие, которую ему не подарили, обильные карманные расходы и так далее. Когда у чада возникают какие-то проблемы — родитель старается решить их за него.

Вроде бы таким образом он проявляет любовь и заботу, старается от всего защитить и всем обеспечить. А к чему это приводит?

К тому, что у ребенка создается уверенность, что ему кто-то всегда что-то должен. Что ему всегда помогут, ведь он такой умный и замечательный сам по себе. У него нет мотивации чего-то добиваться — у него всё есть. А то, что есть — он с легкой душой тратит, ведь родители дадут ещё. Расходы сильно превышают доходы.

Да только все мы смертны. Наступает момент, когда деньги от родителей почему-то перестают поступать. Какое бы ни было состояние, если расходы превышают доходы, но капитал начинает таять и, рано или поздно, кончается.

И остается великовозрастный ребенок, который о себе очень высокого мнения, да только зарабатывать на жизнь не умеет. Он начинает собирать от жизни все те грабли, которые должен быть собрать 10-20 лет назад, когда был и правда ребенком. Жизнь начинает учить… До только когда мы собираем пинки от жизни в 15-25 лет, мы их гораздо легче переносим. Сил больше, психика гибче. А вот когда 35-летний мужик выясняет, что он в этой жизни ничего не умеет, вероятность приспособиться гораздо ниже.

Жестко? Да. Но этот сценарий очень уж сильно распространен. 97% случаев потери капитала за три поколения. Вот к чему приводит неконтролируемая родительская любовь.

Как по-моему, главная задача родителя — подготовить ребенка к жизни. Дать образование и научить самостоятельно жить. А это значит, что нужно иногда дать ему набить шишки, которые ему необходимо набить. За одного битого двух небитых дают.

Но для того, чтобы со стороны наблюдать, как ваш ребенок получает от жизни удары, столь необходимые ему для взросления, родителям нужно гораздо больше любви и осознанности, чем если бы они пытались его от всего защитить. Нельзя просто взять и дать ребенку деньги. Нужно научить ими управлять. А для того, чтобы чему-то научить, нужно уметь это делать самим…

Навык управления финансами

Я знаю родителей, которые не дают своим детям денег на карманные расходы — считают, что это лишнее. А зря. Ведь вы на практике можете показать ребенку, как бережно относиться к денежным средствам. Конечно же, не нужно давать больше, чем вы можете себе позволить. Но даже если это всего пару сотен в неделю, объясните ребенку, что ими можно распорядится по-разному.

Можно, например, купить себе сладостей. А можно и отложить на что-то более существенное.

И даже малышу важно рассказывать, сколько стоят самые необходимые продукты, а сколько — игрушка, о которой он мечтает. Он должен уметь сравнивать — что обойдется дешевле, а что — дороже. Младший школьник уже может покупать себе что-то самостоятельно. И принимать решения — может ли он себе это позволить? Хватит ли ему денег?

Я считаю не нужно настаивать на том, чтобы ребенок потратил карманные деньги на то, что посоветуете вы. Но если он пока не в состоянии контролировать свои расходы, иногда разбирайтесь вместе — на что же уходят деньги. Возможно, стоит предложить ребенку сократить на время количество средств на карманные расходы, чтобы ему было проще держать траты под контролем.

Важно также объяснить, что не стоит гнаться за теми сверстниками, которые обеспечены родителями. Возможно, они в чем-то не нуждаются и могут позволить себе дорогие вещи. Но не стоит ради того, чтобы быть «не хуже» влезать в долги. Лучше пусть ваше чадо научится жить по средствам и думать самостоятельно, как деньги сохранить и приумножить.

Если вы понимаете, что ребенок болезненно воспринимает обстоятельство, что не может позволить себе то, что есть у его одноклассников, исправьте ситуацию. Не относитесь к его переживаниям пренебрежительно. Покажите — вам важно то, что он чувствует. И аккуратно выясните, почему конкретно он хочет быть похожим на других детей.

Для того, чтобы общаться с ними с позиции равного или доказать самому себе и окружающим, что мама и папа его тоже любят. Если ребенок не может здраво оценивать ситуацию в семье и не понимает цену деньгам, он может подумать, что вы отказываете в покупке из-за того, что жалеете денег. Плохо к нему относитесь.

Навыки экономии и накопительства

Если мы получив деньги, сразу же бежим тратить их, чему мы можем научить детей? Гораздо лучше будет, если мы объясним чаду — деньги можно копить. А в будущем они могут принести прибыль. Для школьников важно постоянное повышение финансовой грамотности. Объясните ребенку,например, что такое банковские депозиты.

Возможно, он захочет накопить денег и положить эту сумму на депозит. Даже если доход от нее будет небольшим, деньги будут работать! И ребенок будет знать, что они работают. Постепенно можно рассказывать и о других способах вложения финансов. Сейчас есть множество банковских вкладов для детей, и даже дебетовых карт с кэшбеком.

Карманные деньги не должны служить поощрением за хорошую учебу или помощь по дому. Ребенок должен получать их на регулярной основе, независимо от его успехов. Ведь это основа формирования у него навыка планирования финансовых расходов.

Школьник вполне уже способен отвечать за свои текущие нужды. Например, платить за обеды в школе, за мобильную связь, делать небольшие подарки своим друзьям, платить за проезд в общественном транспорте. И даже покупать себе что-то из одежды. Постепенно сфера его распоряжения финансами будет расти. И вскоре он научится держать под контролем практически все свои расходы.

Моя дочь питается в школьной столовой через специальную карту «Инфошкола», деньги на нее кладет сама (которые я ей даю) и отслеживает баланс тоже она. В месяц выделяется определенная сумма и если она потратит по карте слишком много, то останется без обеда. Тем самым она учится распоряжаться деньгами грамотно.

Важно научить ребенка откладывать деньги на то, что ему хочется купить. Объяснить, что это гораздо выгоднее, чем брать в долг. К сожалению, сегодня все больше людей живут в кредит. И мы постоянно переплачиваем за те средства, что берем в займы. Это не лучшее решение. Можно объяснить, что взяв у вас в долг, он может на долгое время остаться без мороженого. Возможно,благодаря этому, у ребенка пропадет желание брать кредиты.

Расскажите, что если тратить денежные средства неразумно, это может привести к тому, что в семейном бюджете появится огромная «прореха», через которую будут ежемесячно утекать заработанные средства. Возможно он не захочет допускать этого и научится держать ответственность за бюджет семьи.

Ценность собственного времени труда

Объясните, что лишь тот человек может обеспечить себя и свою семью, кто достаточно времени уделяет труду. И конечно, донесите до ребенка мысль, что каждая работа должна быть достойно оплачена. Не стоит бояться просить за свои услуги больше денег, если они этого стоят. Это будет очень мощным стимулом в его развитии, формирования его личности.

Учите ребенка с детства делать выгодные покупки. Ведь неразумно переплачивать только за то,что указано на «этикетке». Бывает, что цену на такие товары завышают в несколько раз. И можно гораздо дешевле купить что-то более качественное и подходящее.

Однако, в некоторых случаях, покупка дорогих вещей может служить для ребенка отличным примером для формирования финансовых навыков. К примеру, предложите ему самому накопить на хороший гаджет. Пусть подумает, как он может сделать это в короткие сроки. Например,он может получать от вас какие-то дополнительные деньги за выполнение обязанностей по дому или за отличные оценки. Или если ребенок достаточно взрослый, он может подрабатывать.

Если вы понимаете, что ребенку понадобится слишком много времени, чтобы накопить на вещь его мечты, помогите ему. Скажите, что если он самостоятельно соберет какую-то часть необходимой суммы, то оставшуюся часть вы добавите.

Нужно донести до ребенка, что если он купит более дешевую вещь, альтернативную его «мечте», он может хорошо сэкономить. И на эти деньги купить себе что-то еще или потратить их на развлечения. Пусть решит, что важнее для него.

Игры с детьми финансовая грамотность

На сегодняшний день существует множество курсов по обучению финансовой грамотности детей и подростков, мастер-классов. Но особенно интересными и увлекательными будут для вашего ребенка бизнес игры. С их помощью он поймет, откуда берутся деньги и как с ними нужно обращаться.

•Игра «Денежный поток» Роберта Кийосаки. Благодаря ей ребенок точно усвоит разницу между доходами и расходами человека за месяц. Цель в том, чтобы создать пассивный доход,превышающий собственные расходы. А для этого во время игры нужно совершать различные сделки. Очень интересная игра, играть в нее, одно удовольствие.

•«Монополия». Эта игра научит ребенка грамотно распоряжаться собственным капиталом. Благодаря ей он осознает, как добиваться наибольших успехов в бизнесе и в жизни. Как обходить своих конкурентов. Как не бояться и заключать контракты с выгодой для себя. Отличная игра,дочери очень нравится.

Ну и конечно, покупайте вашему маленькому «финансисту» специальную литературу, которая научит его распоряжаться деньгами. Для детей выпущено немало увлекательных книг на эту тему. У Роберта Кийосаки есть замечательная книга « Богатый Папа, Бедный Папа для подростков», книга «Несправедливое преимущество», «Мани или азбука денег» — автор Бодо Шефер,«Финансовые истории для подростков» — авторы Сергей Биденко и Ирина Золотаревич.

И, что очень важно, будьте для своих детей хорошим примером. Если вы чувствуете, что у вас есть проблема с финансами, совершенствуйте свои навыки в этом вопросе. Например, берите онлайн уроки финансовой грамотности. Тогда и ребенок будет обучаться охотнее и добиваться хороших результатов.

newspolitics.ru

В Волгоградской области стартовали ежегодные конкурсы для школьников и педагогов

III ежегодный конкурс эссе «Финансовая грамотность в зеркале педагогического мастерства» проводится среди педагогов Волгоградской области, имеющих опыт проведения занятий и мероприятий по финансовой грамотности для обучающихся общеобразовательных организаций и воспитанников дошкольных образовательных организаций и летних лагерей с 1 сентября 2015 года по настоящее время, а также сертифицированых тьюторов / консультантов-методистов по финансовой грамотности для взрослого населения.

Основная цель Конкурса – выявление и продвижение методик, образовательных инструментов в области повышения финансовой грамотности, направленных на получение обучающимися знаний и умений, способствующих обеспечению личной финансовой безопасности и реализации долгосрочной финансовой стратегии в рамках предметных областей финансовой грамотности, а также содействие появлению новых инициатив в этой сфере. 

Номинации Конкурса:

  • «Мой опыт проведения занятий по финансовой грамотности для дошкольников»;
  • «Мой опыт проведения дополнительных занятий по финансовой грамотности для школьников»;
  • «Мои обучающие разработки по финансовой грамотности» (игры, конкурсы, викторины и пр.);
  • «Мой опыт проведения мероприятий по финансовой грамотности для взрослого населения».

III ежегодный конкурс детской журналистики «Финансовая грамотность глазами детей» направлен на стимулирование мотивации детей к повышению собственной финансовой грамотности и поощрение творческой инициативы в изложении и обсуждении взглядов и представлений о грамотном финансовом поведении. В Конкурсе могут принять участие обучающиеся образовательных учреждений Волгоградской области в возрасте от 7 до 14 лет. 

Конкурс проводится по пяти номинациям:

  • «Лучшее интервью о финансовой грамотности»;
  • «Лучший очерк о финансовой организации»;
  • «Лучший портрет финансиста» (портретный очерк об успешном человеке);
  • «Лучшее эссе о финансовой грамотности»;
  • «Лучший репортаж о мероприятии по финансовой грамотности».

Оба конкурса проводятся в три этапа:

  1. с 7 сентября по 5 октября 2018 г. – подача заявок и предоставление конкурсных работ;
  2. с 8 по 22 октября 2018 г. – экспертиза работ;
  3. с 23 по 31 октября 2018 г. – торжественное награждение авторов лучших работ. Победителей ждут финансово грамотные подарки и грамоты!

Участие в конкурсах - бесплатное! 

Конкурсные работы участников по всем номинациям представляются до 5 октября 2018 года в электронном виде на e-mail: [email protected]

Приказ и положение III конкурса эссе «Финансовая грамотность в зеркале педагогического мастерства» скачать Приказ и положение III конкурса детской журналистики «Финансовая грамотность глазами детей» скачать

По всем вопросам обращаться [email protected]

Назад

vashifinancy.ru

5 причин обучать детей финансам и 5 способов сделать это

Здравствуйте, друзья! Продолжаем обсуждать тему финансового образования детей. И сегодня у нас в гостях Эдуард Матвеев, который любезно согласился поделиться своей точкой зрения на эту проблему. А рассказать Эдуарду Вениаминовичу есть о чем. За плечами огромный опыт работы в финансовой сфере, длинный путь от брокера до Генерального директора инвестиционной компании.

Вопросами финансовой грамотности детей Эдуард Матвеев занимается не первый год. На эту тему им написано несколько книг: поучительная сказка о финансах для детей постарше «Лесная биржа» и для совсем маленьких – «Дима и Совенок». Готовится к изданию третья книга «Лесная биржа-2. Атака воронов»» для подростков. Им разработаны обучающие программы для деток по финансам и экономике, которые прорабатываются на тренингах и многочисленных встречах с детской аудиторией. Предоставляем слово нашему гостю.

В последнее время тема повышения финансовой грамотности среди детей и подростков стала приобретать неожиданную популярность. В принципе, в нашей стране популярность приобретает всё, на что начинают выделять деньги из бюджета. Но сейчас государство решило подойти к вопросу серьёзно: со следующего года обучение финансовой грамотности планируют ввести в школьную программу. Правда, утверждённых пособий пока нет, учителей обучают выборочно, разработанных программ – единицы.

Но главное не это. Дети искренне не понимают, зачем им это нужно, а те, кто продвигает идею финансовой грамотности, понимают под этим каждый своё.

Меня зовут Эдуард Матвеев, я занимаюсь развитием финансовой грамотности у детей с 2012 года – именно тогда была издана моя первая книга. Но обо всём по порядку.

Когда разговариваешь с детьми в школах, они не могут ответить на вопрос: «Что такое финансовая грамотность?». Пытаются вспомнить заученные или услышанные от кого-то формулировки. Они чувствуют, что их опять будут учить чему-то тому, что им не надо. И они, в общем-то, правы.

Государству нужен грамотный потребитель и не более: чтобы двигал вверх ВВП и не клянчил денег у государства. Именно поэтому основной упор в апробируемых учебниках делается на бюджет, налоги, расходы в магазинах, экономию и т.д.

Банкам и инвестиционным компаниям нужен клиент: чтобы активно пользовался картами, кредитами, депозитами, брокерскими счетами, кредитными плечами, структурированными продуктами и прочими труднопроизносимыми «благами».

Читайте также:  10 лучших книг о финансах для подростков

На фоне этой свистопляски, «головняка» на работе и дома, многие родители начинают «звереть» и убеждаться в том, что финансовая грамотность их детям не нужна вообще. Некоторые так и говорят: «вот вырастут, тогда». Некоторые говорят и так: «мы без этого росли – и ничего». Бывает и такое: «детям рассуждать о деньгах рано. Зациклятся на них – только о деньгах и будут думать».

Наверное, по-своему родители правы, особенно, глядя на объёмную школьную программу, поглощающую ребёнка до позднего вечера. Но есть причины, по которым вашему ребёнку знания о финансах нужны, и именно сейчас.

  1. Многочисленные исследования, а последние проводила Money Advice Service (Великобритания), говорят о том, что финансовые привычки и финансовое поведение закладывается у ребёнка в раннем школьном возрасте. Именно сейчас нужно корректировать его финансовое поведение (если необходимо), чтобы в будущем он не впадал в крайности: стал жутким скрягой либо транжирой.
  2. Не смотря на то, что у ребёнка нет официальных доходов, деньги у него всё равно есть: карманные, на телефоне и т.д. Даже за этими деньгами уже охотятся мошенники, продавцы с некорректной рекламой, более финансово грамотные сверстники. Ждать, «когда подрастёт», уже нельзя.
  3. Обладая финансовой грамотностью, ребёнок из клянчащего деньги «иждивенца» превратится в вашего союзника. Обсуждая с вами «на равных» доходы и расходы семьи, ребёнок превращается из стороннего наблюдателя в заинтересованное лицо, начинает ценить семейные финансы.
  4. Финансово грамотный ребёнок раньше задумывается о выборе профессии, а сделав это, начинает раньше искать информацию, получать необходимый опыт и навыки. А значит в будущей конкуренции среди сверстников займёт достойное место, будет абсолютным лидером.
  5. И главное: финансово грамотный человек часть доходов превращает в инвестиции. В раннем возрасте это может копилка, позднее – депозит или Индивидуальный Инвестиционный Счёт. Но всё это делается для того, чтобы при возможных периодах безденежья, один из которых как правило наступает во время пенсионного возраста, человек чувствовал себя комфортно, опираясь на сформированную финансовую подушку. И чем раньше ребёнок это будет понимать, тем больше будет эта подушка в зрелом возрасте. А там, глядишь, и нам, родителям, в старости что-то перепадёт J
Читайте также:  Как проверить свою кредитную историю (кредитный рейтинг)?

Отлично, скажете вы. Сказать и сделать – две большие разницы. Ребёнок от самих слов «финансовая грамотность» морщится, а тут…

Да, морщится. Да, у него нет мотивации, и он её не получает ни в школе, ни дома. Прочитать, выучить, сдать (это я сейчас не про Фонд класса) – всё, что требуют от ребёнка. Но он не понимает главного – зачем ему это знать. У меня для вас есть несколько вариантов, как это сделать ненавязчиво и с пользой.

  1. Пример родителей. Что бы кому ни казалось, родители – главный пример для ребёнка. Поэтому, ваша основная задача – показать достойный пример разумной траты денег, уважение к деньгам, разумной экономии. Ребёнок не сразу начинает копировать родителя – как правило существует некоторый временной «лаг», нужно просто немного потерпеть.
  2. Создание источника доходов ребёнка. С 5-6 лет таким источником могут быть карманные деньги. Главная задача здесь – не поощрение за хорошую учёбу или работу по дому, а предоставление ребёнку возможности на практике планировать свои доходы и расходы. Но помните: если поток доходов будет слишком маленьким или непостоянным, либо расходы будут жёстко регламентироваться вами – ничего не получится. Где-то уже после 10-13 лет у ребёнка появляется стойкое желание зарабатывать самому. Дайте ему такую возможность: придумывайте работу, не связанную с домашними обязанностями. Например, помыть машину, набрать для вас текст на компьютере, продать через сайт объявлений старые вещи и т.д.
  3. Только практические знания. Ребёнок должен чётко понимать, зачем ему знать про варианты экономии, статьи расходов или акции и дивиденды. Если за всем этим он увидит более быстрое достижение своих целей в будущем – семья, свой дом и машина – он запомнит это, как таблицу умножения. На встречах со школьниками я часто задаю им вопрос о их целях в жизни после окончания школы и ВУЗа. Вот это всё они и перечисляют. Они такие же, как мы, они хотят того же, что и мы. Просто им нужно немного помочь советом и информацией.
  4. Информация в доступной и интересной форме. Сколько учебников и «рабочих тетрадей» у вашего ребёнка? Хотите ещё одну? А он хочет? Дайте ему не учебник, а сказку. Да, я написал две сказки о финансах для младшего и среднего школьного возраста – «Дима и Совёнок» и «Лесная биржа».
Читайте также:  Ставим апостиль на свидетельство о рождении самостоятельно

Они не заставляют что-то учить, ребёнок запоминает всё сам. Поскольку «ВКонтакте» – самый доступный ресурс для обмена мнениями, именно там многие родители делятся достижениями своих детей, читающих финансовые сказки. «Прочитал за 3 дня, хотя читать не любит», «блеснула знаниями на уроках», «решил копить/зарабатывать деньги и вкладывать в акции», «Уже сами указывают на рекламные уловки в магазине или по телевизору и вспоминают какие «проколы» в магазинах были у нас» – это реальные отзывы реальных родителей, и я искренне рад, что смог кому-то помочь.

5. Полезные игры и задания. Играйте со своими детьми в финансовые игры, их много: «Монополия», «Денежный поток» и огромное количество аналогов. Играйте именно вы. Ребёнку интересно, он готов потратить время не на компьютер, а на игру с вами. Не интересно вам? Смотрите пункт первый. Что касается весёлых заданий – их можно также взять из книг, задания из того же «Димы и Совёнка» используют учителя во многих школах. Им нравится, что решения в них по большей части не тривиальные, а требуют рассуждений от ребёнка, доводов, доказательств.

Мой опыт работы с финансами – уже более 20 лет. Я прошёл путь от брокера до Генерального директора инвестиционной компании, сейчас развиваю детские обучающие программы по экономике и финансам. Провожу детские финансовые тренинги и дописываю третью книгу. В последние 3 года я как писатель и тренер встречался с детьми и взрослыми во многих городах нашей страны и за рубежом. И я могу абсолютно точно сказать: дети везде одинаковые – умные, добрые и любопытные. Это не зависит от города или «крутости» школы. И я искренне считаю, что у каждого их них должен быть шанс сделать свою жизнь лучше, интереснее. Деньги – не основная, но очень важная часть нашей жизни, и говорить о них с детьми, конечно, нужно.

Читайте также: 10 лучших книг о финансах для подростков

(7 оценок, среднее: 5,00 из 5) Загрузка...

ecotonkosti.ru


Смотрите также