Для первоклассников слоги


Деление слов на слоги

Сайт slogi.su — самый удобный и самый быстрый сервис деления любых русских слов на слоги. Сервис умеет выделять слоги как в отдельных словах, так и в тексте. У нас нет готового словаря слов с заранее выделенными слогами, мы определяем слоги в словах в автоматическом режиме. Это означает, что можно ввести слово русского языка в любом числе, роде, падеже и любой другой форме склонения слова. Дополнительно к разбору мы даём справку по каждому выделенному слогу в слове — вид слога, правило разбиения. Деление на слоги на сайте осуществляется с учётом современных правил русского языка школьной программы (традиционная школа) и программы с углублённым изучением. Если есть разница в делении на слоги двух программ, на странице слова даются пояснения.

Если нужно разбить на слоги все слова в тексте, используйте форму ниже. С помощью формы удобно привести текст песни к формату караоке, подготовить детский рассказ для чтения по слогам, разбить слова на слоги для иностранцев и для других полезных нужд.

Слог

Слог является наименьшей цельной произносимой единицей в устной речи. Слоги образуются только за счёт гласных звуков, поэтому число слогов равно числу гласных в слове. Согласные же «примыкают» к той или иной гласной в соответствии с правилами деления на слоги, сложившимися в ходе развития русского языка. Правила деления на слоги описывают правильные способы разбора слов на слоги.

Слоги бывают: открытые и закрытые, прикрытые и неприкрытые. Открытый слог заканчивается на гласный, закрытый слог — на согласный. Прикрытый слог начинается на согласный, неприкрытый слог — на гласный.

Выделение слогов

Ниже описаны общие подходы к выделению слогов в словах для традиционной школы и с углублённым изучением. Подробные материалы с объяснениями и примерами смотрите на странице правил деления слов на слоги.

Традиционная школа

Главное правило обычной школьной программы, на которое ориентируется ребёнок: сколько гласных, столько и слогов. При переносе слов ориентируются на правила: слово переносим по слогам, нельзя оставлять одну букву на строчке. Эти правила известны всем.

При делении слова на слоги можно использовать метод толчков: подставляем ладошку ко рту и чувствуем толчки воздуха при проговаривании слова. Или представляем перед собой свечку: сколько раз пламя колыхнется, столько и слогов. Для некоторых слов с течением согласных такой вариант не всегда подходит.

В разных начальных школах принципы обучения делению на слоги различаются. В одних школах приучают к зрительному делению слова на части — связки гласной + согласной (или гласной + несколько согласных). В других школах учат проговаривать слово с паузами удобным способом. Паузы и создают места деления слогов.

Школа углублённого изучения

В школах углублённого изучения русского языка и в программах институтов разбираются случаи, когда слова переносятся не по слогам, то есть слог переноса не совпадает с фонетическим слогом.

Деление слова на слоги происходит таким образом, чтобы слог произносился по нарастающей: от глухого произношения к звонкому. Поэтому слоги из нескольких звуков всегда начинаются с глухой согласной и оканчиваются гласной. Например: по-чта (но не поч-та), мо-шка (но не мош-ка). Слог может оканчиваться звонкой согласной (сонорной р, л, м, н), звучит которая менее звонко, чем гласная, но звонче глухой согласной. Например: бул-ка, вар-ка.

Подборки слов

Мы подбираем примеры слов с разбивкой на слоги по различным критериям, которые наибольшим спросом пользуются у посетителей сайта. Подборки помогут быстро найти нужные слова, а не придумывать и вспоминать их. Популярными списками являются слова из 2-5 слогов и словами с заданными слогами. Благодаря подборкам можно найти примеры слов по маске, что является полезным при подготовке домашних заданий, разгадыванию кроссвордов, составлению стенгазет и в других обучающих и развлекательных заданиях.

Со слогами

Слова со слогом: -ан-, -бри-, -бы-, -вни-, -гон-, -до-, -доз-, -жи-, -зик-, -кас-, -кос-, -кра-, -мер-, -мол-, -мор-, -нность-, -пра-, -пре-, -при-, -рен-, -ска-, -сли-, -соль-, -тель-, -фи-, -ча-, -чик-, -чу-, -ши-, -ща-, -щик-, -щу-.

Популярные слова

Чаще всего искали слова: Россия (13087), ёжик (9494), русский (9300), аллея (9253), листья (8558), Москва (7350), суббота (7324), яблоко (7307), медведь (7164), семья (6829), ученик (6773), обезьяна (6699), змея (6304), тетрадь (6139), солнце (5909).В скобках указано число запросов слова.

Самые необычные варианты сочетания слогов, которые наш сервис обработал, собраны на странице интересных слов. Результат деления на слоги не всегда можно использовать для постановки переносов в слове, так как при переносе используются другие правила. Узнать правила и проверить переносы можно на сайте переноса слов.

slogi.su — деление слов на слоги

slogi.su

Карточки для чтения по слогам в 1 классе

Ни-ки-та и Ле-ша – дру-зья. Они вмес-те хо-дят в дет-ский сад. У Ле-ши есть са-мо-кат. А у Ни-ки-ты – ру-жье. Не на-стоя-ще-е, а иг-ру-шеч-ное. Эти маль-чи-ки – мо-лод-цы. О-ни всег-да де-ля-тся иг-руш-ка-ми. И ни-ког-да не ссо-рят-ся. Вдво-ем иг-ра-ют и сме-ю-тся. Хо-ро-шо дру-жи-ть! Был у Пе-ти и Ми-ши конь. Стал у них спор: чей конь. Ста-ли они ко-ня друг у -Нет, ты мне дай, конь не твой, а мой. Приш-ла мать, взя-ла ко-ня, и стал конь Бы-ла дра-ка меж-ду Жуч-кой и Кош-Кош-ка ста-ла есть, а Жуч-ка приш-ла. Кош-ка Жуч-ку ла-пой за нос. Кош-ка Жуч-ке в гла-за. Жуч-ка кош-ку за ше-ю. Тё-тя шла ми-мо, нес-ла вед-ро с во-дой и ста-ла лить на На дво-ре сто-ял кув-шин с во-дой, а в кув-ши-не бы-ла во-да толь-ко на дне. Гал-ке нель-зя бы-ло дос-тать. Она ста-ла ки-дать в кув-шин ка-муш-ки и столь-ко на-ки-да-ла, что во-да ста-ла вы-ше и мож-но бы-ло пить При-шла вес-на, по-тек-ла во-да. Де-ти взя-ли до-щеч-ки, сде-ла-ли ло-доч-ку, пус-ти-ли ло-доч-ку по во-де. Ло-доч-ка плы-ла, а де-ти бе-жа-ли за нею, кри-ча-ли и ни-че-го впе-ре-ди се-бя не ви-да-ли и в лу-жу упа-ли. Шла Та-ня из шко-лы. На до-ро-ге о-на у-ви-де-ла ма-лень-ко-го щен-ка. Он си-дел у за-бо-ра и выл. Та-ня по-гла-ди-ла щен-ка. Он стал ли-зать Та-не ру-ку. Та-ня взя-ла щен-ка до-мой. До-ма Та-ня да-ла е-му мо-ло-ка. По-том Та-ня по-ла-жи-ла щен-ка спать у печ-ки. Ще-нок при-вык к Та-не. Та-ня за-бо-ти-лась о Ли-са бы-ла го-лод-на. О-на лег-ла на снег и зак-ры-ла гла-за. На-ле-те-ли во-ро-ны и се-ли не-да-ле-ко от ли-сы. О-ни хо-те-ли кле-вать ли-су, но бо-я-лись. Ли-са ле-жит, как мерт-ва-я. Тог-да во-ро-ны под-ле-те-ли сов-сем близ-ко. Од-на во-ро-на клю-ну-ла ли-су в хвост, дру-га-я хо-те-ла клю-нуть в нос. Ли-са вско-чи-ла и схва-ти-ла глу-пу-ю во-ро-ну. Ми-ше бы-ло семь лет. Па-па ку-пил е-му лы-жи. Ми-ша при-вя-зал лы-жи и по-шёл на го-ру. Но лы-жи не шли на го-ру. Ми-ша взял лы-жи в ру-ки и по-шёл на го-ру. Ре-бя-та ка-та-лись на лы-жах с го-ры. О-ни у-чи-ли Ми-шу. Ми-ша встал на лы-жи и по-е-хал. Он сра-зу у-пал. Вто-рой раз Ми-ша то-же у-пал. По-том Ми-ша на-у-чил-ся. До-мой Ми-ша при-е-хал на лы-жах и был о-чень до-во-лен, что на-у-чил-ся хо-Бы-ла хо-лод-на-я зи-ма. К ок-ну при-ле-те-ла си-нич-ка. Ей бы-ло хо-лод-но. У ок-на сто-я-ли де-ти. Им ста-ло жаль си-нич-ку. О-ни от-кры-ли фор-точ-ку. Си-нич-ка вле-те-ла в ком-на-ту. Птич-ка бы-ла го-лод-на. О-на ста-ла кле-вать хлеб-ны-е крош-ки на сто-ле. Всю зи-му жи-ла си-нич-ка у де-тей. Вес-ной де-ти вы-пус-ти-ли си-нич-ку на во-лю. Э-то бы-ло зи-мой. Мать ис-то-пи-ла печ-ку и уш-ла в ма-га-зин. До-ма ос-та-лись од-ни ма-лы-ши. Ма-лень-кий Ко-ля от-крыл печ-ку и су-нул ту-да бу-маж-ку. Бу-маж-ка за-го-ре-лась и у-па-ла на пол. А на по-лу бы-ли щеп-ки. Яр-ко за-пы-лал о-гонь. Де-ти ис-пу-га-лись, за-кри-ча-ли и по-бе-жа-ли на у-ли-цу. При-бе-жал со-сед и за-ту-шил О-дин сол-дат был ра-нен в ру-ку и в но-гу. Он у-пал. То-ва-ри-щи уш-ли да-ле-ко. Ра-не-ный ле-жал два дня. Вдруг он слы-шит: фыр-ка-ет со-ба-ка. Э-то бы-ла са-ни-тар-на-я со-ба-ка. На спи-не у не-е бы-ла сум-ка с крас-ным крес-том: там бы-ли бин-ты и ле-кар-ства. Ра-не-ный пе-рвтвя-зал се-бе ра-ны. Со-ба-ка у-бе-жа-ла и ско-ро при-ве-ла са-ни- Две де-воч-ки и маль-чик по-шли в лес. Там они со-би-ра-ли о-ре-хи. Вдруг кто-то выс-ко-чил из-под кус-та. Де-воч-ки ис-пу-га-лись и по-бе-жа-ли. Од-на де-воч-ка у-ро-ни-ла кор-зин-ку с о-ре-ха-ми. А маль-чик не по-бе-жал. Он смот-рел, кто э-то выс-ко-чил. А э-то был за-яц. Спит мед-ведь в бер-ло-ге, Да-ла ко-ро-ва тво-рож-ку Бе-ге-мот всег-да ре-вёт, А вот встре-ча с кро-ко-ди-лом Вряд ли кон-чи-лась бы миром. Использованы тексты с сайтов Методика работы: Я делаю так. Разрезаю на карточки, наклеиваю на картон и на уроках обучения грамоте раздаю для чтения. Дети, которые не умеют или читают по слогам, с удовольствием читают эти тексты.

uchitelya.com

Таблица слогов для обучения чтения детей

Прежде чем научиться читать, ребенок должен изучить само понятие о слогах. Перед тем, как начать учиться читать и писать, малыш должен узнать буквы и уметь соотносить их со звуками. Следующий этап – учим слоги. Интересные пособия для изучения слогов можно скачать у нас на сайте.

Сложно ли научить ребенка содинять буквы в слоги?

Как научиться читать?

В начале обучения чтению необходимо донести до ребенка такие понятия, как гласные и согласные звуки и буквы. Гласные звуки бывают ударными и безударными. Среди согласных выделяют звонкие и глухие, твердые и мягкие.

Кстати, твердости-мягкости звуков следует уделить особое внимание. Эта характеристика звуков внутри слога определяется мягким или твердым знаками или гласными, находящимися после согласных.

Так, буквы Е, Ё, И, Ю, Я указывают на мягкость предыдущего согласного звука, а буквы Э, О, У, Ы указывают на твердость.

Проиллюстрировать мягкие и твердые согласные звуки поможет таблица всех слогов на нашем сайте. Ее можно читать онлайн или скачать и распечатать с нашего сайта.

Слоги для детей для обучения чтению можно представить в виде игры. Чтобы научить малыша читать, необходимо скачать таблицу слогов и распечатать ее. Затем разрежьте на отдельные карточки. Чтобы слоги и карточки не помялись, их можно наклеить на плотный картон. Теперь попытаемся представить детям слоговые сочетания в виде игры.

Игры для обучения чтению

Научить малыша читать поможет таблица всех слогов, которую вам необходимо будет скачать у нас на сайте. Мягкие и твердые согласные, а также гласные звуки и буквы в ней обозначены различными цветами для контраста. Таким образом, слоговые сочетания выглядят яркими и разноцветными.

Сначала учим ребенка отличать слоги в русском языке друг от друга. Для этого понадобятся не только карточки, где написаны слоги языка для чтения, но и цельная таблица слогов. Для этого придется еще раз скачать и распечатать ее. Раскладываем таблицу и просим ребенка сопоставить карточки со слогами и соответствующую ячейку в таблице. Так постепенно малыш будет запоминать отдельные слоговые сочетания и называть их, а затем и читать. Таким образом, мы формируем лото из таблицы, только вместо изображений присутствуют буквосочетания.

На следующем этапе обучения чтению предлагаем ребенку пару различных слогов и соединяем их в слово. Учтите, что перед началом этой игры ребенок должен хорошо читать отдельные слоговые сочетания, а затем складывать их в слова. Например, берем слог ЖА и присоединяем к нему слог БА. Получается ЖАБА. Можно нарисовать стрелочки или придумать сказочного героя, который будет ходить от одного слога к другому и соединять их в слова.  В результате такой несложной игры ребенок быстро научиться читать.

Слоговые таблицы

Поскольку буквосочетания представлены в русском языке в большом количестве, предлагаем изучать отдельно каждую согласную в сочетании со всеми гласными. Таким образом, таблица для одной игры становится значительно меньше по объему, и ребенку легче расставить все слоги на свои места. Скачать эти таблицы также можно на нашем сайте. Вот примеры того, как могут выглядеть слоги для ваших малышей в таблицах:

Частые ошибки

Часто в речи малыши путают слоги с буквой «х», «г» и слоги с буквой «г», «к». Также путаница возникает, когда ребенок произносит слоги с буквой «д», «г» или слоги с буквой «к», «п». Эти согласные звуки очень похожи по звучанию. Составляя из них слова, постарайтесь проговаривать их максимально четко. На этапе обучения чтению можно скачать таблицы с похожими звуками, вырезать из них карточки и попробовать составить похожие по звучанию слова, сделав акцент на разнице в написании.

Изучая буквосочетания русского языка с детьми, постарайтесь их заинтересовать. Если у вас дома есть магнитная азбука, постарайтесь составить из букв некоторые слова. Их можно удобно прикрепить на планшете и затем читать. Пусть малыш составит свои словосочетания, а вы их прочитаете.

Словотворчество должно быть коллективной игрой: одному ребенку будет неинтересно. Учите малыша и учитесь вместе с ним!

steshka.ru

Рассказы для чтения по слогам в 1 классе

ДРУ-ЗЬЯ

Ни-ки-та и  Ле-ша – дру-зья. Они вмес-те хо-дят в дет-ский сад. У Ле-ши  есть са-мо-кат. А у Ни-ки-ты – ру-жье. Не на-стоя-ще-е,   а иг-ру-шеч-ное. Эти маль-чи-ки – мо-лод-цы. О-ни  всег-да де-ля-тся  иг-руш-ка-ми.  И ни-ког-да  не ссо-рят-ся. Вдво-ем иг-ра-ют и сме-ю-тся. Хо-ро-шо дру-жи-ть!

В ЛЕ-СУ

Ле-том в ле-су хо-ро-шо.  Све-тит сол-нце, по-ют птич-ки, ра-ду-ю-тся все зве-ри. Вот ры-жая бел-ка.Она гры-зет ореш-ки. Вот о-лень, он щип-лет трав-ку и пьет во-ду из ру-чья. А это —  зай-ка. Он пря-чет-ся под кус-том. Фи-лин спит, а ли-си-ца близ-ко. Где же ми-шка ко-со-ла-пый? Он объ-ел-ся ме-ду и от-ды-ха-ет.

ЗО-ЛО-ТОЕ ЯИЧ-КО

Жи-ли се-бе дед да ба-ба и бы -ла у них ку-роч-ка ря-ба. Снес-ла ку-роч-ка яич-ко: яич-ко не прос-тое  — зо-ло-тое.

Дед бил – бил – не раз-бил.

Ба-ба би-ла, би-ла – не раз-би-ла.

Мыш-ка бе-жа-ла, хвос-ти-ком мах-ну-ла, яич-ко упа-ло и раз-би-лось.

Дед и ба-ба пла-чут, ку-роч-ка ку-дах-чет:

“Не плачь, дед, не плачь, ба-ба!

Я сне-су вам яич-ко дру-гое, 

Не зо-ло-тое – прос-тое!”

 СО-БА-КА И ЕЁ ТЕНЬ

Со-ба-ка шла по до-щеч-ке че-рез реч-ку, а в зу-бах нес-ла мясо. У-ви-де-ла о-на се-бя в во-де и по-ду-ма-ла, что там дру-гая со-ба-ка мя-со не-сёт, о-на бро-си-ла своё мя-со и ки-ну-лась от-ни-мать у той со-ба-ки: то-го мя-са вов-се не бы-ло, а своё  вол-но-ю у-нес-ло.

И ос-та-лась со-ба-ка ни при чём.

ЛЕВ И МЫ-ШЬ

Лев спал. Мышь про-бе-жа-ла ему по те-лу. Он прос-нул-ся и пой-мал её. Мы-шь ста-ла про-сить что-бы он пус-тил её; она ска-за-ла: “Ес-ли ты ме-ня пус-тишь, и я те-бе доб-ро сде-лаю.” Лев за-сме-ял-ся, что мы-шь обе-ща-ет ему доб-ро сде-лать и пус-тил её. 

По-том о-хот-ни-ки пой-ма-ли льва и при-вя-за-ли ве-рёв-кой к де-ре-ву. Мы-шь у-слы-ха-ла льви-ный рёв, при-бе-жа-ла, пе-ре-грыз-ла ве-рёв-ку и ска-за-ла: ”Пом-нишь, ты сме-ял-ся, не ду-мал, что-бы я мог-ла те-бе доб-ро сде-лать, а те-перь ви-дишь, бы-ва-ет и от мы-ши доб-ро”.

При-шла вес-на, по-тек-ла во-да. Де-ти взя-ли до-щеч-ки, сде-ла-ли ло-доч-ку, пус-ти-ли ло-доч-ку по во-де. Ло-доч-ка плы-ла, а де-ти бе-жа-ли за нею, кри-ча-ли и ни-че-го впе-ре-ди се-бя не ви-да-ли и в лу-жу упа-ли.

Л. Толстой

ЧИЖ

У Ва-ри  был чиж. Жил в клет-ке и ни ра-зу не пел. Ва-ря приш-ла чи-жу:

— По-ра те-бе, чиж, петь.

— Пус-ти ме-ня на во-лю, на во-ле бу-ду весь день петь.

Л. Толстой

МУ-РА-ВЕЙ И ГО-ЛУБ-КА

Му-ра-вей спус-тил-ся к ру-чью: за-хо-тел на-пить-ся. Вол-на за-хлест-ну-ла  е-го и чуть не по-то-пи-ла. Го-луб-ка нес-ла вет-ку; о-на у-ви-де-ла  —  му-ра-вей то-нет, и бро-си-ла е-му вет-ку в  ру-чей. Му-ра-вей сел на вет-ку и спас-ся.

По-том о-хот-ник рас-ста-вил сеть на го-луб-ку и хо-тел за-хлоп-нуть. Му-ра-вей под-полз к о-хот-ни-ку и у-ку-сил е-го за но-гу; о-хот-ник ох-нул и у-ро-нил сеть. Го-луб-ка вспорх-ну-ла и у-ле-те-ла.

Был у Пе-ти и Ми-ши конь. Стал у них спор: чей конь. Ста-ли они ко-ня друг у дру-га  рвать.

-Дай мне,это мой конь.

-Нет, ты мне дай, конь не твой, а мой.

Приш-ла мать, взя-ла ко-ня, и стал конь ни-чей.

Л. Толстой

КОШ-КА И ЖУЧ-КА

Бы-ла дра-ка меж-ду Жуч-кой и Кош-кой.

Кош-ка ста-ла есть, а Жуч-ка приш-ла. Кош-ка Жуч-ку ла-пой за нос.

Жуч-ка Кош-ку за хвост.

Кош-ка Жуч-ке в гла-за. Жуч-ка кош-ку за ше-ю.

Тё-тя шла ми-мо,  нес-ла вед-ро с во-дой и ста-ла лить на Кош-ку и Жуч-ку во-дой.

Л. Толстой

ГАЛ-КА

Хо-те-ла гал-ка пить.

На дво-ре  сто-ял кув-шин с во-дой, а в кув-ши-не бы-ла во-да толь-ко на дне. Гал-ке нель-зя бы-ло дос-тать. 

Она  ста-ла ки-дать в кув-шин ка-муш-ки и столь-ко  на-ки-да-ла, что во-да ста-ла вы-ше и мож-но бы-ло пить.

Бо-тин-ки

Ут-ром Ви-тя с Ми-тей со-бра-лись в детс-кий сад. Вста-ви-ли о-ни  но-ги в сво-и крас-ны-е бо-тин-ки, а за-шну-ро-вать по-ле-ни-лись.

— А-вось не по-те-ря-ют-ся! -ре-шил Ви-тя.

— До-е-дем , – сог-ла-сил-ся с бра-том Ми-тя.

Са-дят-ся о-ни с ма-мой в ав-то-бус. А ле-вый Ви-тин бо-ти-нок сго-во-рил-ся с пра-вым Ми-ти-ным, да о-ба и сос-ко-чи-ли с ног. Сос-ко-чи-ли и по-плы-ли по лу-же.

мол-чат Ви-тя с Ми-тей, толь-ко бо-сые но-ги под се-бя под-жи-ма-ют. В детс-ком са-ду все так и ах-ну-ли: у Ви-ти с Ми-тей два бо-тин-ка на че-ты-ре но-ги!.. Хо-ро-шо, у Пав-лу-ши за-пас-ны-е бо-тин-ки о-ка-за-лись, прав-да, зе-лё-ны-е. Так весь день и хо-ди-ли Ви-тя с Ми-тей, как кло-у-ны в цир-ке: од-на но-га в крас-ном бо-тин-ке, дру-га-я – в зе-лё-ном!

Евгений Кузнец

Повторяем букву “Ш”

Мы-ша-та Ти-ша и Гла-ша – ша-лу-ниш-ки. О-ни ша-ли-ли, ша-ри-ли по уг-лам, шур-ша-ли и наш-ли сыр, шпро-ты и лап-шу. Мы-ша-та ус-тро-и-ли пир.

Приг-ла-си-ли ли о-ни на пир кош-ку Мур-ку?

 По-мощ-ни-ца.

Спле-ла бе-лоч-ка кор-зи-ну. Из и-во-вых пру-ти-ков спле-ла. Ни у ко-го та-кой в ле-су нет: лег-ка-я, проч-на-я, кра-си-ва-я.

Всё ле-то не рас-ста-ва-лась бе-лоч-ка с кор-зин-кой… То гри-бы при-не-сёт, то я-го-ды, то зёр-ныш-ки с по-ля.

Од-наж-ды да-же Сквор-чон-ка в тра-ве наш-ла. Вы-пал он из гнез-да, вот и по-те-рял-ся.

При-нес-ла бе-лоч-ка сквор-чон-ка до-мой и пря-мо в кор-зин-ке е-му до-мик ус-тро-и-ла.

Под са-мый Но-вый год при-гла-си-ла бе-лоч-ка дру-зей. Как у-ви-де-ли о-ни её у-го-щень-е так и ах-ну-ли: кто же те-бе бе-лоч-ка по-мо-гал?

— Кор-зи-на! Кор-зи-на! – за-кри-чал Сквор-чо-нок и за-пел так, слов-но нас-ту-пи-ла вес-на.

 Те-ре-мок.

Сто-ит в по-ле те-ре-мок. Бе-жит ми-мо мыш-ка:

— Те-рем-те-ре-мок! Кто в те-ре-ме жи-вёт?

Ни-кто не от-зы-ва-ет-ся. Во-шла мыш-ка в те-ре-мок и ста-ла в нём жить.

При-ска-ка-ла ля-гуш-ка:

— Те-рем-те-ре-мок! Кто в те-ре-ме жи-вёт?

— Я мыш-ка – но-руш-ка. А ты кто?

— А я ля-гуш-ка – ква-куш-ка. Да-вай вмес-те жить!

Ста-ли мыш-ка с ля-гуш-кой вдво-ём жить.

Бе-жит ми-мо зай-чик. У-ви-дал те-ре-мок и спра-ши-ва-ет:

— Те-рем-те-ре-мок! Кто в те-ре-ме жи-вёт?

— Я мыш-ка – но-руш-ка.

— Я ля-гуш-ка – ква-куш-ка. А ты кто?

— А я зай-чик – по-пры-гай-чик.

Прыг-нул зай-чик в те-ре-мок, и ста-ли они втро-ём жить.

И-дёт ли-сич-ка – сес-трич-ка. По-сту-ча-ла в о-кош-ко:

— Те-рем-те-ре-мок! Кто в те-ре-ме жи-вёт?

— Я мыш-ка – но-руш-ка.

— Я ля-гуш-ка – ква-куш-ка.

— Я зай-чик – по-пры-гай-чик. А ты кто?

— А я ли-сич-ка сес-трич-ка.

За-бра-лась ли-сич-ка в те-ре-мок.

При-бе-жал вол-чок – се-рый бо-чок:

— Те-рем-те-ре-мок! Кто в те-ре-ме жи-вёт?

— Я мыш-ка – но-руш-ка,  ля-гуш-ка – ква-куш-ка, я зай-чик – по-пры-гай-чик, я ли-сич-ка – сес-трич-ка. А ты кто?

— А я вол-чок – се-рый бо-чок!

Волк влез в те-ре-мок, ста-ли о-ни впя-те-ром жить.

И-дёт ми-мо мед-ведь. У-ви-дал те-ре-мок да как за-ре-вёт:

— Те-рем-те-ре-мок! Кто в те-ре-ме жи-вёт?

— Я мыш-ка – но-руш-ка,  ля-гуш-ка – ква-куш-ка, я зай-чик – по-пры-гай-чик, я ли-сич-ка – сес-трич-ка, я вол-чок – се-рый бо-чок. А ты кто?

— А я мед-ведь ко-со-ла-пый! И по-лез в те-ре-мок.

Лез-лез, ни-как не мог влезть и го-во-рит:

— Я луч-ше у вас на кры-ше бу-ду жить.

— Да ты нас раз-да-вишь!

— Нет, не раз-дав-лю!

— Ну так по-ле-зай!

Влез мед-ведь на кры-шу и толь-ко у-сел-ся – трах! – раз-да-вил те-ре-мок.

Раз-бе-жа-лись все зве-ри кто ку-да!

Три мед-ве-дя.

Од-наж-ды пош-ла Ма-ша в лес и за-блу-ди-лась. Ста-ла ис-кать до-ро-гу до-мой да при-шла к лес-ной из-буш-ке. В до-ми-ке э-том жи-ла семь-я мед-ве-дей: от-ца зва-ли Ми-хай-ло По-та-пыч, мать – Нас-тась-я Пет-ров-на, а их ма-лень-ко-го сы-ниш-ку – мед-ве-жо-нок Ми-шут-ка. Дом был пуст – мед-ве-ди уш-ли гу-лять по ле-су.

Ма-ша вош-ла в дом и у-ви-де-ла три мис-ки с ка-шей. Боль-ша-я бы-ла Ми-хай-ло По-та-пы-ча, сред-ня-я Нас-тась-и Пет-ров-ны, а са-ма-я ма-лень-ка-я – Ми-шут-ки. По-про-бо-ва-ла Ма-ша ка-шу из боль-шой мис-ки, по-том из сред-ней, а из ма-лень-кой, Ми-шут-ки-ной, всю ка-шу съе-ла.

За-хо-те-ла Ма-ша при-сеть и ви-дит у сто-ла три сту-ла. По-лез-ла о-на на боль-шой стул и у-па-ла; се-ла на сред-ний стул – на нём бы-ло не-у-доб-но; се-ла на ма-лень-кий стуль-чик и за-сме-я-лась. Ста-ла Ма-ша ка-чать-ся на Ми-шут-ки-ном стуль-чи-ке, ка-ча-лась – ка-ча-лась, по-ка его не сло-ма-ла!

Пош-ла Ма-ша в дру-гу-ю гор-ни-цу. Там сто-я-ли три кро-ва-ти. Лег-ла о-на в боль-шу-ю – бы-ло слиш-ком про-стор-но; лег-ла в сред-ню-ю – бы-ло слиш-ком вы-со-ко; а ма-лень-ка-я при-шлась ей как раз впо-ру. Лег-ла Ма-ша и за-сну-ла.

 Вер-ну-лись до-мой мед-ве-ди из ле-са, се-ли о-бе-дать. Ми-хай-ло По-та-пыч за-гля-нул в сво-ю мис-ку и за-ры-чал: “Кто ел из мо-ей мис-ки?” Нас-тась-я Пет-ров-на по-смот-ре-ла на стол и за-ре-ве-ла: “Кто ел из мо-ей мис-ки?” А Ми-шут-ка за-пи-щал: “Кто съел мо-ю ка-шу и сло-мал мой стуль-чик?”

Пош-ли мед-ве-ди в дру-гу-ю гор-ни-цу. “Кто ло-жил-ся на мо-ю по-стель?” – взре-вел Ми-хай-ло По-та-пыч. “Кто ло-жил-ся на мо-ю по-стель и смял её?” – за-ре-ве-ла Нас-тась-я Пет-ров-на. А Ми-шут-ка у-ви-дел в сво-ей кро-ват-ке де-воч-ку и за-пи-щал: “Вот о-на! Дер-жи-те её!

У-ви-дев мед-ве-дей, Ма-ша о-чень ис-пу-га-лась. О-на вы-прыг-ну-ла в от-кры-то-е ок-но и по-бе-жа-ла до-мой. И мед-ве-ди её не дог-на-ли.

Что хо-тел ко-тик по-ка-зать ма-ме

—Ма-лень-кий ко-тик со-брал-ся на про-гул-ку. Он по-до-шел к Ма-ме Кош-ке , что-бы ска-зать ей об этом,но не-о-жи-дан-но про-из-нес:

— Ма-моч-ка, я те-бя люб-лю!

-Ка-ки-е за-ме-ча-тель-ны-е сло-ва! – об-ра-до-ва-лась Ма-ма Кош-ка. – Но бу-дет луч-ше, ес-ли ты по-ка-жешь, как ме-ня лю-бишь.

Ко-тик не знал, как по-ка-зать сво-ю лю-бовь. Он ре-шил, что сна-ча-ла по-мо-жет  ма-ме смо-тать в клуб-ки шерсть, из ко-то-рой о-на  вя-жет для не-го та-ки-ена-ряд-ны-е и теп-лые ве-щи! Клуб-ки по-лу-ча-лись боль-ши-ми, но он сов-сем не ус-тал!

По-том ко-тик взял-ся со-би-рать раз-бро-сан-ны-е по ком-на-те ку-би-ки,

как вдруг у-ви-дел в уг-лу са-мо-кат. Е-му в го-ло-ву приш-ла пре-крас-на-я и-де-я.

Сей-час он лов-ко про-ка-тит-ся на од-ной лап-ке и по-да-рит э-тот цир-ко-вой но-мер ма-ме!

Мыш-ки – ма-лыш-ки об-ра-дова-лись то-му, что ко-тик не по-шёл на про-гул-ку.

Им всег-да бы-ло скуч-но без не-го. А вмес-те о-ни ве-се-ло иг-ра-ли в кош-ки – мыш-ки и бе-га-ли по все-му до-му! Ма-лень-кий ко-тик иг-рал чест-но.

Он ни-ког-да не под-гля-ды-вал в щё-лоч-ку под плат-ком и не ку-сал мы-шек за хвос-ти-ки.

Ма-лень-кий ко-тик за-пы-хал-ся. Он пил све-же-е мо-ло-ко и ду-мал о том, что не зна-ет, как вы-пол-нить прось-бу Ма-мы Кош-ки. Не зна-ет, как по-ка-зать лю-бовь.

Но по-том ре-шил, что Ма-ма Кошка е-го о-бя-за-тель-но прос-тит, по-тому что прось-ба ее – слож-на-я, а он – толь-ко Ма-лень-кий ко-тик!

РЕП-КА      

По-са-дил дед реп-ку и го-во-рит:

— Рас-ти, рас-ти, реп-ка, слад-ка! Рас-ти, рас-ти, реп-ка креп-ка!

Вы-рос-ла реп-ка слад-ка, креп-ка, боль-шая – пре-боль-шая.

По-шёл дед реп-ку рвать: тя-нет – по-тя-нет вы-тя-нуть не мо-жет. Поз-вал дед ба-бку.

Баб-ка за дед-ку,

Дед-ка за реп-ку — 

Тя-нут – по-тянут, вы-тя-нуть не мо-гут.

Поз-ва-ла баб-ка внуч-ку.

Внуч-ка за баб-ку, 

Баб-ка за дед-ку,

Дед-ка за реп-ку — 

Тя-нут – потянут, вы-тя-нуть не мо-гут. Поз-ва-ла внуч-ка Жуч-ку.

Жуч-ка за внуч-ку,

Внуч-ка за баб-ку,

Баб-ка за дед-ку,

Дед-ка за реп-ку-

тя-нут – по-тя-нут, вы-тя-нуть не мо-гут. Поз-ва-ла Жуч-ка кош-ку.

Кош-ка за Жуч-ку,

Жуч-ка за внуч-ку,

Внуч-ка за баб-ку,

Баб-ка за дед-ку,

Дед-ка за реп-ку —

тя-нут – по-тя-нут, вы-тя-нуть не мо-гут. Поз-ва-ла кош-ка мыш-ку.

Мыш-ка за кош-ку,

Кош-ка за Жуч-ку,

Жуч-ка за внуч-ку,

Внуч-ка за баб-ку,

Баб-ка за дед-ку,

Дед-ка за реп-ку-

тя-нут – по-тя-нут – и вы-тя-ну-ли реп-ку!!!

Ежик в тумане.

Жи-ли бы-ли в ле-су Ё-жик с мед-ве-жон-ком. Жи-ли о-ни хо-ро-шо, друж-но, но вре-мя от вре-ме-ни про-ис-хо-ди-ли с ни-ми не-о-бык-но-вен-ные при-клю-че-ни-я…

Трид-цать ко-ма-ри-ков вы-бе-жа-ли на по-ля-ну и за-иг-ра-ли на сво-их писк-ля-вых скрип-ках. Из-за туч выш-ла лу-на и, у-лы-ба-ясь, по-плы-ла по не-бу.

“Ммм-у!..” – вздох-ну-ла ко-ро-ва за ре-кой. За-вы-ла со-ба-ка и со-рок лун-ных зай-цев по-бе-жа-ли по до-рож-ке.

Над ре-кой под-нял-ся ту-ман, и груст-на-я бе-ла-я ло-ша-дь у-то-ну-ла в нём по грудь, и те-перь ка-за-лось – боль-ша-я бе-ла-я ут-ка плы-вёт в ту-ма-не и от-фыр-ки-ва-ясь, о-пус-ка-ет в не-го го-ло-ву.

Ё-жик си-дел на гор-ке под сос-ной и смо-трел на ос-ве-щён-ну-ю лун-ным све-том до-ли-ну, за-топ-лен-ну-ю ту-ма-ном.

Кра-си-во бы-ло так, что он вре-мя от вре-ме-ни вздра-ги-вал: не снит-ся ли е-му всё э-то?

А ко-ма-ри-ки не ус-та-ва-ли иг-рать на сво-их скри-поч-ках, лун-ные зайцы пля-са-ли, а со-ба-ка вы-ла.

“Рас-ска-жу – не по-ве-рят!” – по-ду-мал Ёжик и стал смот-реть на до-ли-ну и вни-ма-тель-не-е, что-бы за-пом-нить до по-след-ней тра-вин-ки всю кра-со-ту.

“Вот и звез-да у-па-ла, – за-ме-тил он, – и тра-ва на-кло-ни-лась вле-во , и от ёл-ки ос-та-лась од-на вер-шин-ка, и те-перь о-на плы-вёт ря-дом с ло-ша-дью…”

” А ин-те-рес-но, – ду-мал Ё-жик, – ес-ли ло-шадь ля-жет спа-ть, о-на за-хлеб-нёт-ся в ту-ма-не?” 

И он стал мед-лен-но спус-кать-ся с го-ры, что-бы то-же по-пасть в ту-ман и по-смот-реть, как там внут-ри.

— Вот, – сказал Ё-жик. – Ни-че-го не вид-но. И да-же ла-пы не вид-но. Лошадь! – поз-вал он.

Но ло-шадь ни-че-го не ска-зала.

“Где же ло-шадь?” — по-ду-мал Ё-жик. И по-полз пря-мо. Во-круг бы-ло глу-хо, тем-но и мок-ро, лишь вы-со-ко ввер-ху сум-рак сла-бо све-тил-ся.

Полз он дол-го- дол-го и вдруг по-чувст-во-вал, что зем-ли под нимнет и он ку-да-то ле-тит. 

“Пус-кай ре-ка са-ма не-сёт ме-ня!” – ре-шил он. Как мог, глу-бо-ко вздох-нул, и е-го по-нес-ло вниз по те-че-нию.

Ре-ка шур-ша-ла ка-мы-ша-ми, бур-ли-ла на пе-ре-ка-тах, и Ё-жик чувст-во-вал, что сов-сем про-мок и ско-ро  у-то-нет.

Вдруг кто-то до-тро-нул-ся до е-го зад-ней ла-пы. 

Лиса и журавль.

Ли-са с жу-рав-лём по-дру-жи-лась.

Вот и взду-ма-ла од-наж-ды ли-са у-гос-тить жу-рав-ля, пош-ла звать е-го к се-бе в гос-ти:

— При-хо-ди, ку-ма-нёк, при-хо-ди, до-ро-гой! Уж как я те-бя у-го-щу!

И-дёт жу-равль на зва-ный пир, а ли-са на-ва-ри-ла ман-ной ка-ши и раз-ма-за-ла её по та-рел-ке. По-да-ла и пот-чу-ет:

— По-ку-шай, мой го-луб-чик ку-ма-нек! Са-ма стря-па-ла.

Жу-равль хлоп-хлоп но-сом, сту-чал-сту-чал, ни-че-го не по-па-да-ет. А ли-си-ца в э-то вре-мя ли-жет се-бе да ли-жет ка-шу — так всю са-ма и ску-ша-ла. Ка-ша съе-де-на; ли-си-ца и го-во-рит:

— Не о-бес-судь, лю-без-ный кум! Боль-ше пот-че-вать не-чем!

— Спа-си-бо, ку-ма, и на э-том! При-хо-ди ко мне в гос-ти.

На дру-гой день при-хо-дит ли-са, а жу-равль при-го-то-вил о-крош-ку, на-клал в кув-шин с уз-ким гор-лыш-ком, по-ста-вил на стол и го-во-рит:

— Ку-шай, ку-муш-ка! Не сты-дись, го-лу-буш-ка.

Ли-си-ца на-ча-ла вер-теть-ся во-круг кув-ши-на, и так зай-дет и э-так, и лиз-нет е-го и по-ню-ха-ет; тол-ку всё нет как нет! Не ле-зет го-ло-ва в кув-шин. А жу-равль меж тем клю-ет се-бе да клю-ет, по-ка все по-ел.

— Ну, не о-бес-судь, ку-ма! Боль-ше у-го-щать не-чем.

Взя-ла ли-су до-са-да: ду-ма-ла, что на-ест-ся на це-лую не-де-лю, а до-мой пош-ла, как не-со-ло-но хле-ба-ла. С тех пор и друж-ба у ли-сы с жу-рав-лем врозь.

Фантазеры

Ми-шут-ка и Ста-сик си-де-ли в са-ду на ска-ме-еч-ке и раз-го-ва-ри-ва-ли. Толь-ко о-ни раз-го-ва-ри-ва-ли не прос-то, как дру-ги-е ре-бя-та, а рас-ска-зы-ва-ли друг дру-гу раз-ны-е не-бы-ли-цы, буд-то пош-ли на спор, кто ко-го пе-ре-врет.

— Ско-ль-ко те-бе лет? – спра-ши-ва-ет Ми-шут-ка.

— Де-вя-но-сто пять. А те-бе?

— А мне сто со-рок. Зна-ешь, – го-во-рит Ми-шут-ка, – рань-ше я был боль-шой-боль-шой, как дя-дя Бо-ря, а по-том сде-лал-ся ма-лень-кий.

— А я, – го-во-рит Ста-сик, – сна-ча-ла был ма-лень-кий, а по-том вы-рос боль-шой, а по-том сно-ва стал ма-лень-кий, а те-перь о-пять ско-ро бу-ду боль-шой.

— А я, ко-гда был боль-шой, всю ре-ку мог пе-ре-плыть, – го-во-рит Ми-шут-ка.

— У! А я мо-ре мог пе-ре-плыть!

— По-ду-ма-ешь – мо-ре! Я о-ке-ан пе-ре-плы-вал!

— А я рань-ше ле-тать у-мел!

— А ну, по-ле-ти!

— Сей-час не мо-гу: ра-зу-чил-ся.

— А я о-дин раз ку-пал-ся в мо-ре, – го-во-рит Ми-шут-ка, – и на ме-ня на-па-ла а-ку-ла. Я ее бац ку-ла-ком, а о-на ме-ня цап за го-ло-ву – и от-ку-си-ла.

— Врешь!

— Нет, прав-да!

— По-че-му же ты не у-мер?

— А за-чем мне у-ми-рать? Я вы-плыл на бе-рег и по-шел до-мой.

— Без го-ло-вы?

— Ко-неч-но, без го-ло-вы. За-чем мне го-ло-ва?

— Как же ты шел без го-ло-вы?

— Так и шел. Буд-то без го-ло-вы хо-дить нель-зя.

— По-че-му же ты те-перь с го-ло-вой?

— Дру-га-я вы-рос-ла.

“Лов-ко при-ду-мал!” – по-за-ви-до-вал Ста-сик. Е-му хо-те-лось сов-рать по-луч-ше Ми-шут-ки.

— Ну, это что! – ска-зал он. – Вот я раз был в Аф-ри-ке, и ме-ня там кро-ко-дил съел.

— Вот так сов-рал! – рас-сме-ял-ся Ми-шут-ка.

— Вов-се нет.

— По-че-му же ты те-перь жи-вой?

— Так он же меня по-том вы-плю-нул.

Ми-шут-ка за-ду-мал-ся. Ему хо-те-лось пе-ре-врать Ста-си-ка. Он ду-мал, ду-мал, на-ко-нец го-во-рит:

— О-дин раз я шел по у-ли-це. Кру-гом трам-ваи, ав-то-мо-би-ли, гру-зо-ви-ки…

— Зна-ю, зна-ю! – за-кри-чал Ста-сик. – Сей-час рас-ска-жешь, как те-бя трам-вай пе-ре-е-хал. Ты у-же врал про это.

— Ни-че-го по-доб-но-го. Я не про э-то.

— Ну лад-но. Ври даль-ше.

— Вот я и-ду, ни-ко-го не тро-га-ю. Вдруг на-встре-чу ав-то-бус. Я е-го не за-ме-тил, на-сту-пил но-гой – раз! – и раз-да-вил в ле-пеш-ку.

— Ха-ха-ха! Вот э-то вра-ки!

— А вот и не вра-ки!

— Как же ты мог раз-да-вить ав-то-бус?

— Так он же сов-сем ма-лень-кий был, иг-ру-шеч-ный. Е-го маль-чиш-ка на ве-ре-воч-ке та-щил.

— Ну, э-то не у-ди-ви-тель-но, – ска-зал Ста-сик. – А я раз на Лу-ну ле-тал.

— Э-ва, ку-да мах-нул! – за-сме-ял-ся Ми-шут-ка.

— Не ве-ришь? Чест-ное сло-во!

— На чем же ты ле-тал?

— На ра-ке-те. На чем е-ще на Лу-ну ле-та-ют? Буд-то не зна-ешь сам!

— Что же ты там на Лу-не ви-дел?

— Ну, что… – за-мял-ся Ста-сик. – Что я там видел? Ни-че-го и не ви-дел.

— Ха-ха-ха! – рас-сме-ял-ся Ми-шут-ка. – А го-во-рит, на Лу-ну ле-тал!

— Ко-неч-но, ле-тал.

— По-че-му же ни-че-го не ви-дел?

— А тем-но бы-ло. Я ведь ночь-ю ле-тал. Во сне. Сел на ра-ке-ту и как по-ле-чу в кос-ми-чес-ко-е про-стран-ство. У-у-у! А по-том как по-ле-чу о-брат-но… Ле-тел, ле-тел, а по-том бряк о зем-лю… ну и про-снул-ся…

— А-а, – про-тя-нул Ми-шут-ка. – Так бы сра-зу и го-во-рил. Я ведь не знал, что ты – во сне.

Тут при-шел со-сед-ский И-горь и сел ря-дом на ска-ме-еч-ке. Он слу-шал, слу-шал Ми-шут-ку и Ста-си-ка, по-том го-во-рит:

— Вот врут-то! И вам не сты-дно?

— А че-го сты-дно? Мы же ни-ко-го не об-ма-ны-ва-ем, – ска-зал Ста-сик. – Прос-то вы-ду-мы-ва-ем, буд-то сказ-ки рас-ска-зы-ва-ем.

— Сказ-ки! – през-ри-тель-но фыр-кнул И-горь. – Наш-ли за-ня-ти-е!

— А ты ду-ма-ешь, лег-ко вы-ду-мы-вать!

— Че-го про-ще!

— Ну, вы-ду-май че-го-ни-будь.

— Сей-час… – ска-зал И-горь. – По-жа-луй-ста.

Ми-шут-ка и Ста-сик об-ра-до-ва-лись и при-го-то-ви-лись слу-шать.

— Сей-час, – пов-то-рил И-горь. – Э-э-э… гм… кхм… э-э-э…

— Ну, что ты все “э” да “э”!

— Сей-час! Дай-те по-ду-мать.

— Ну, ду-май, ду-май!

— Э-э-э, – сно-ва ска-зал И-горь и по-смот-рел на не-бо. – Сей-час, сей-час… э-э-э…

— Ну, че-го же ты не вы-ду-мы-ва-ешь? Го-во-рил – че-го про-ще!

— Сей-час… Вот! О-дин раз я драз-нил со-ба-ку, а о-на ме-ня цап за но-гу и у-ку-си-ла. Вот да-же шрам ос-тал-ся.

— Ну и что же ты тут вы-ду-мал? – спро-сил Ста-сик.

— Ни-че-го. Как бы-ло, так и рас-ска-зал.

— А го-во-рил – вы-ду-мы-вать масс-тер!

— Я масс-тер, да не та-кой, как вы. Вот вы все врё-те, да без тол-ку, а я вче-ра сов-рал, мне от э-то-го поль-за.

— Ка-ка-я поль-за?

— А вот. Вче-ра ве-че-ром ма-ма и па-па у-шли, а мы с И-рой ос-та-лись до-ма. И-ра лег-ла спать, а я за-лез в бу-фет и съел пол-бан-ки ва-рень-я. По-том ду-ма-ю: как бы мне не по-па-ло. Взял Ир-ке гу-бы ва-рень-ем на-ма-зал. Ма-ма приш-ла: “Кто ва-рень-е съел?” Я го-во-рю: “И-ра”. Ма-ма по-смот-ре-ла, а у не-ё все гу-бы в ва-рень-е. Се-год-ня ут-ром ей от ма-мы до-ста-лось, а мне ма-ма е-щё ва-рень-я да-ла. Вот и поль-за.

— Зна-чит, из-за те-бя дру-го-му до-ста-лось, а ты и рад! – ска-зал Ми-шут-ка.

— А те-бе что?

— Мне ни-че-го. А вот ты э-тот, как это на-зы-ва-ет-ся… Бре-хун! Вот!

— Са-ми вы бре-ху-ны!

— У-хо-ди! Не же-ла-ем с то-бой на ла-воч-ке си-деть.

— Я и сам не ста-ну с ва-ми си-деть.

И-горь встал и у-шел. Ми-шут-ка и Ста-сик то-же по-шли до-мой. По до-роге им по-па-лась па-лат-ка с мо-ро-же-ным. О-ни о-ста-но-ви-лись, ста-ли рыть-ся в кар-ма-нах и счи-тать, сколь-ко у них де-нег. У о-бо-их на-бра-лось толь-ко на од-ну пор-ци-ю мо-ро-же-но-го.

— Ку-пим пор-ци-ю и раз-де-лим по-по-лам, – пред-ло-жил И-горь.

Про-дав-щи-ца да-ла им мо-ро-же-но-е на па-лоч-ке.

— Пой-дем до-мой, – го-во-рит Ми-шут-ка, – раз-ре-жем но-жом, чтоб бы-ло точ-но.

— Пой-дем.

На лест-ни-це о-ни встре-ти-ли И-ру. Гла-за у не-ё бы-ли за-пла-кан-ные.

— А ты че-го ре-ве-ла? – спра-ши-ва-ет Ми-шут-ка.

— Ме-ня ма-ма гу-лять не пу-ска-ла.

— За что?

— За ва-рень-е. А я е-го и не е-ла. Э-то И-горь на ме-ня на-го-во-рил. На-вер-но-е, сам съел, а на ме-ня сва-лил.

— Ко-неч-но, И-горь съел. Он сам нам хвас-тал-ся. Ты не плачь. Пой-дем, я те-бе сво-ю пол пор-ци-ю мо-ро-же-но-го дам, – ска-зал Ми-шут-ка.

— И я те-бе сво-ю пол пор-ци-ю от-дам, вот толь-ко по-про-бу-ю ра-зо-чек и от-дам, – по-обе-щал Ста-сик.

— А вы раз-ве не хо-ти-те са-ми?

— Не хо-тим. Мы у-же по де-сять пор-ций съе-ли се-год-ня, – ска-зал Ста-сик.

— Да-вай-те луч-ше э-то мо-ро-же-но-е на тро-их раз-де-лим, – пред-ло-жи-ла И-ра.

— Пра-виль-но! – ска-зал Ста-сик. – А то у те-бя за-бо-лит гор-ло, ес-ли ты од-на всю пор-ци-ю съешь.

Пош-ли о-ни до-мой, раз-де-ли-ли мо-ро-же-но-е на три час-ти.

— Вкус-на-я шту-ка! – ска-зал Ми-шут-ка. – Я о-чень лю-блю мо-ро-же-но-е. О-дин раз я съел це-ло-е вед-ро мо-ро-же-но-го.

— Ну, ты вы-ду-мы-ва-ешь все! – за-сме-я-лась И-ра. – Кто те-бе по-ве-рит, что ты вед-ро мо-ро-же-но-го съел!

— Так о-но ведь сов-сем ма-лень-ко-е бы-ло, вё-дрыш-ко! Та-ко-е бу-маж-но-е, не боль-ше ста-ка-на…

Н.Носов

Если бы я был взрослым

О-дин раз я си-дел, си-дел и ни с то-го ни с се-го вдруг та-ко-е на-ду-мал, что да-же сам у-ди-вил-ся. Я на-ду-мал, что вот как хо-ро-шо бы-ло бы, ес-ли бы всё во-круг на све-те бы-ло у-стро-е-но на-о-бо-рот. Ну вот, на-при-мер, что-бы де-ти бы-ли во всех де-лах глав-ны-е и взро-слы-е дол-жны бы-ли бы их во всем, во всем слу-шать-ся. В об-щем, что-бы взрос-лы-е бы-ли как де-ти, а де-ти как взрос-лы-е. Вот э-то бы-ло бы за-ме-ча-тель-но, о-чень бы-ло бы ин-те-рес-но.

Во-пер-вых, я пред-став-ля-ю се-бе, как бы ма-ме «по-нра-ви-лась» та-ка-я ис-то-ри-я, что я хо-жу и ко-ман-ду-ю ею как хо-чу, да и па-пе не-бось то-же бы не по-нра-ви-лось, ну, а о ба-буш-ке и го-во-рить не-че-го, о-на бы на-вер-но-е це-лы-е дни от ме-ня ре-ве-ла бы. Что и го-во-рить, я бы по-ка-зал им по-чём фунт ли-ха, я всё бы им при-по-мнил!

На-при-мер, вот ма-ма си-де-ла бы за о-бе-дом, а я бы ей ска-зал:

«Ты по-че-му э-то за-ве-ла мо-ду без хле-ба есть? Вот е-щё но-во-сти! Ты по-гля-ди на се-бя в зер-ка-ло, на ко-го ты по-хо-жа? Вы-ли-тый Ко-щей! Ешь сей-час же, те-бе го-во-рят! – И о-на бы ста-ла есть, о-пу-стив го-ло-ву, а я бы толь-ко по-да-вал ко-ман-ду: – Бы-стре-е! Не де-ржи за ще-кой! О-пять за-ду-ма-лась? Всё ре-ша-ешь ми-ро-вы-е про-бле-мы? Жуй как сле-ду-ет! И не ра-ска-чи-вай-ся на сту-ле!»

И тут во-шел бы па-па по-сле ра-бо-ты, и не ус-пел бы он да-же раз-деть-ся, а я бы у-же за-кри-чал:

«А, я-вил-ся! Веч-но те-бя на-до ждать! Мой ру-ки сей-час же! Как сле-ду-ет, как сле-ду-ет мой, не-че-го грязь раз-ма-зы-вать. Пос-ле те-бя на по-ло-тен-це страш-но смо-треть. Щет-кой три и не жа-лей мы-ла. Ну-ка, по-ка-жи ног-ти! Э-то у-жас, а не ног-ти. Э-то прос-то ког-ти ка-ки-е-то! Где нож-ни-цы? Не дер-гай-ся! Ни с ка-ким мя-сом я не ре-жу, а стри-гу о-чень о-сто-рож-но. Не хлю-пай но-сом, ты не дев-чон-ка. Вот так. И-ди к сто-лу, са-дись».

Он бы сел и по-ти-хонь-ку ска-зал ма-ме:

«Ну как по-жи-ва-ешь?»

А о-на бы ска-за-ла то-же ти-хонь-ко:

«Ни-че-го, спа-си-бо!»

А я бы не-мед-лен-но:

«Раз-го-вор-чи-ки за сто-лом! Ког-да я ем, то глух и нем! За-пом-ни-те э-то на всю жизнь. Зо-ло-то-е пра-ви-ло! Па-па, по-ло-жи сей-час же га-зе-ту, на-ка-за-ни-е ты моё!»

И о-ни си-де-ли бы у ме-ня как шел-ко-вы-е, а уж ког-да при-шла бы ба-буш-ка, я бы при-щу-рил-ся, вспле-снул бы ру-ка-ми и за-го-ло-сил:

«Па-па! Ма-ма! По-лю-буй-тесь-ка на сво-ю ба-бу-лень-ку! Ка-ков вид! Грудь рас-пах-ну-та, шап-ка на за-тыл-ке! Ще-ки крас-ные, вся ше-я мо-кра-я! Хо-ро-ша, не-че-го ска-зать. При-зна-вай-ся, о-пять в хок-кей го-ня-ла! А э-то что за гряз-ная пал-ка? Ты за-чем её в дом при-во-лок-ла? Это клюш-ка! У-бе-ри её сей-час же с мо-их глаз – на чёр-ный ход!»

Тут я бы про-шел-ся по ком-на-те и ска-зал бы им всем трём:

«Пос-ле о-бе-да все са-ди-тесь за у-ро-ки, а я в ки-но пой-ду!»

Ко-неч-но, о-ни бы сей-час же за-ны-ли и за-хны-ка-ли:

«И мы с то-бой! И мы то-же хо-тим в ки-но!»

А я бы им:

«Не-че-го, не-че-го! Вче-ра хо-ди-ли на день рож-де-ни-я, в вос-кре-сень-е я вас в цирк во-дил! Ишь! По-нра-ви-лось раз-вле-кать-ся каж-дый день. До-ма си-ди-те! На-те вам вот трид-цать ко-пе-ек на мо-ро-же-но-е, и всё!»

Тог-да бы ба-буш-ка взмо-ли-лась:

«Возь-ми хоть ме-ня-то! Ведь каж-дый ре-бё-нок мо-жет про-вес-ти с со-бой од-но-го взрос-ло-го бес-плат-но!»

Но я бы у-виль-нул, я ска-зал бы:

«А на э-ту кар-ти-ну лю-дям пос-ле се-ми-де-ся-ти лет вход вос-пре-ща-ет-ся. Си-ди до-ма!»

И я бы про-шел-ся ми-мо них, на-роч-но гром-ко пос-ту-ки-ва-я кааб-лу-ка-ми, как буд-то я не за-ме-ча-ю, что у них у всех гла-за у-же мок-ры-е, и я бы стал о-де-вать-ся, и дол-го вер-тел-ся бы пе-ред зер-ка-лом, и на-пе-вал бы, и о-ни от э-то-го е-щё ху-же бы му-чи-лись, а я бы при-от-крыл дверь на лест-ни-цу и ска-зал бы…

Но я не ус-пел при-ду-мать, что бы я ска-зал бы, по-то-му что в э-то вре-мя вош-ла ма-ма, са-ма-я на-сто-я-ща-я, жи-ва-я, и ска-за-ла:

— Ты е-щё си-дишь. Ешь сей-час же, по-смот-ри, на ко-го ты по-хож? Вы-ли-тый Ко-щей!

globuss24.ru


Смотрите также