Дети с умственной отсталостью


Умственная отсталость у детей: дар свыше, который нужно понять и принять

Отклонения в развитии детей

Начиная разговор об умственно отсталых детях, хочется сделать особый акцент на словах великого дефектолога Льва Выготского, который в свое время предложил «найти то здоровое, нетронутое, сохранное, что есть у каждого умственно отсталого ребенка, и на основе этого осуществлять коррекционно-педагогическую работу». Ведь каждому человеку Богом даны определенные задатки, которые необходимо найти и развить.

Итак, умственная отсталость принадлежит к психическим отклонениям в развитии ребенка. Под этим понятием подразумевается органическое поражение центральной нервной системы, в результате которого идет снижение познавательной деятельности. Умственная отсталость не означает буквально, что у человека мало ума, просто психика развивается по-другому, личностные качества становятся иными. При этом значительные отклонения наблюдаются в интеллекте, физическом развитии, поведении, владении эмоциями и волей.

Особенности детей с умственной отсталостью

Основные признаки умственно отсталого ребенка таковы:

  1. Познавательная активность низкая, поэтому он не желает ничего знать.
  2. Плохо развита моторика.
  3. Наблюдается недоразвитость всех видов речи: неправильно произношение слов, невозможность построения предложений, бедный словарный запас и т.д.
  4. Замедленные мыслительные процессы, а зачастую и их полное отсутствие. Как результат, у ребенка не формируется абстрактное мышление, ему не под силу проделать логическую операцию, обобщение проводит только элементарное.
  5. Продуктивная деятельность заключается в подражании, поэтому все игры элементарные. Предпочтение отдает легкому труду, так как волевые усилия могут отсутствовать.
  6. Эмоционально-волевая сфера инфантильна, возможны резкие изменения настроения без каких-либо причин. Возбудимость довольно высокая или, наоборот, низкая.
  7. В восприятии мира наблюдаются значительные трудности, что обусловлено тем, что такие дети не могут выделить главное, не понимают процесса составления целого из частей, которые размещены внутри. Им тяжело представлять. Поэтому они плохо ориентируются в пространстве.
  8. Концентрация внимания не продолжительная, переключаемость на другие предметы и операции замедленная.
  9. Память произвольная. Больше сосредоточена на внешних признаках предмета, чем на внутренних.

Олигофрения и деменция – формы заболевания

По времени проявления признаков умственной отсталости определяют две формы болезни:

Олигофрения – это поражение коры головного мозга в пренатальный, натальный и постнатальный (только до 3-летнего возраста) периоды, в результате которого наступает психическое или умственное недоразвитие.

В отличие от физических дефектов психические отклонения, такие как умственная отсталость, определить у ребенка в раннем возрасте довольно трудно. Признаки Убеждения заболевания начинают проявляться в процессе дальнейшего развития малыша.

Причинами олигофрении считаются:

  • перенесенные матерью инфекционные заболевания во время беременности;
  • асфиксия (родовая травма);
  • умственная отсталость родителей или хотя бы одного из них;
  • несовместимость крови по резус-фактору ребенка и матери;
  • употребления родителями алкоголя, наркотиков.

Деменция – органическое поражение головного мозга в результате перенесенного заболевания или травмы после периода нормального развития ЦНС. У ребенка нарушается память, внимание, скудеют эмоции, нарушается поведение.

Причинами деменции являются:

  • травмы мозга;
  • шизофрения;
  • менингит;
  • эпилепсия и др.

Степени умственной отсталости: идиотия, имбицильность, дебильность

Умственная отсталость классифицируется не только по времени проявления, но и по глубине поражения. Также имеет значение и место поражения мозга. Итак, на степень умственной отсталости, по мнению многих ученых, влияет:

ВРЕМЯ ПОРАЖЕНИЯ – МЕСТО ПОРАЖЕНИЯ – ГЛУБИНА ПОРАЖЕНИЯ

Выходя из этого, существуют такие степени умственной неполноценности:

  • идиотия;
  • имбецильность;
  • дебильность.

Идиотия: характеристика заболевания

Идиотия – это тяжелая (глубокая) форма умственной отсталости. Такие  дети не могут осмыслить окружающий мир. Речевые функции у них довольно ограничены.

У таких детей наблюдаются нарушения:

  • координации движений;
  • моторики;
  • поведения;
  • эмоций.

У них желания связаны только с удовлетворением своих физиологических потребностей. Такие дети необучаемые. Главное задание – это научить их элементарным навыкам самообслуживания. В поведении таких детей наблюдается вялость, заторможенность, иногда возможно двигательное беспокойство. Идиотия бывает 3 видов:

  • полные (лежачие, глубокие) идиоты;
  • типичные идиоты;
  • речевые идиоты.

У глубоких идиотов полностью отсутствуют ощущения. Они по поведению напоминают животных: кричат, прыгают, дают неадекватную реакцию на любые раздражители. Себя обслужить не могут.

У типичных идиотов в отличие от глубоких инстинкты выражены. Для удовлетворения своих физиологических потребностей издают отдельные звуки. Но речь у них не развита.

Речевые идиоты реагируют на окружающий мир. Могут произносить некоторые слова. Но познавательной деятельности при этом нет никакой. Ходить учатся очень поздно. Движения при этом неуверенные, координация низкая, присутствуют навязчивые движения в виде покачивания туловища.

Пребывание таких детей (с согласия родителей) возможно в специальных детдомах.

Имбецильность: основные признаки и возможные мероприятия

Имбецильность – это умеренная степень умственной отсталости.

Дети с таким диагнозом:

  • понимают обращенную к ним речь;
  • могут овладеть определенными наипростейшими трудовыми навыками;
  • могут повторять автоматические действия после продолжительного обучения;
  • имеют относительно развитую речь.

При этом  у них довольно неустойчивое внимание,  наблюдаются значительные нарушения в поведенческой сфере. Такие  дети практически не обучаемы. Они безразличны к результатам своей работы, так как не понимают, в чем её смысл. Очень привязываются к людям, которые их воспитывают.

Таких детей можно научить:

  1. Правильно себя вести.
  2. Элементарным посильным трудовым действиям.
  3. Самообслуживанию в меру их возможностей.
  4. Ориентировке в быту.

Большое внимание необходимо уделять развитию у таких детей психических функций, а также познавательной деятельности насколько это будет возможно.  Поэтому коррекционные занятия – это основа их обучения, в результате которых некоторые дети овладевают элементарными навыками чтения, счета  и письма, знаниями о себе и об окружающем их мире. Обучаются такие дети (с согласия родителей) в специальных детдомах. Являются недееспособными.

Дебильность: виды, характеристика, возможная коррекция

Дебильность — это легкая умственная отсталость. Дети с таким диагнозом характеризуются:

  • конкретным наглядно-образным мышлением;
  • наблюдательностью;
  • упрямостью;
  • неумением обманывать;
  • довольно развитой фразовой речью.

При этом лексический запас бедный, письменная речь, как и мелкая моторика, нарушена, плохо ориентируются в пространстве,  не всегда понимают по часам, психические процессы приторможены, выполняют только подобные действия, эмоционально-волевая сфера бедная.

Дебильность бывает:

  • неосложненной;
  • осложненной нарушениями разных анализаторов;
  • осложненной нарушениями нейродинамики;
  • с выраженной лобной недостаточностью;
  • с психопатоподобными формами поведения.

Неосложненная дебильность характеризуется тем, что эмоционально-волевая сфера практически сохранена. Наблюдается только сниженный уровень познавательной деятельности.

Дебильность, которая осложнена нарушениями различных анализаторов, сопровождается тем, что в результате основного дефекта возникли вторичные отклонения  в виде снижения зрения, слуха или нарушения речи.

Дебильность, которая осложнена нарушениями нейродинамики, сопровождается плохой координацией движений, быстрой утомляемостью, так как поражена кора полушарий головного мозга.

Дебильность, которая имеет лобную недостаточность, характеризуется вялостью рук, плохой ориентацией в пространстве, немотивированным поведением. Речь при этом шаблонная, подражательная.

Наиболее тяжелая дебильность – это осложненная психопатными формами. Такие дети очень раздражительные, беспокойные, плаксивые, драчливые, не могут научиться играть с другими детьми, агрессивные, самоконтроль отсутствует. В этом случае наблюдается недоразвитие личности как таковой.

Дети с таким диагнозом, как дебильность, обучаются в школе по специальной программе. Основным заданием является:

  • обучение их чтению, письму, счету;
  • расширение знаний об окружающем мире;
  • обучение выполнения элементарных трудовых действий;
  • проведение коррекционных занятий, которые призваны развивать у них познавательные интересы соответственно интеллектуальным возможностям.

Обучение детей с умственной отсталостью

Неосложненная дебильность

Ребенок спокойно овладевает программой вспомогательной школы (общая ему не под силу), работоспособен, социально адаптируется легко.  В комфортной среде всегда добродушен, нервные процессы уравновешены, эмоционально-волевая сфера сохранна.

Дебильность,  осложненная нарушениями разных анализаторов

Развитие ребенка затруднено как в результате умственной отсталости, так и вторичного дефекта. Социальная и трудовая адаптация довольно ограничены. Жизненных перспектив мало.

Дебильность с выраженной лобной недостаточностью

Дети, как правило, вялые, беспомощные, неактивные, не любят работать. У них наблюдается нарушение моторики. Речь многословная, но бессодержательная. Развитие познавательных процессов проходит очень медленно.

Дебильность с психопатоподобным поведением

У таких детей эмоционально-волевая сфера не устойчивая. Личностные компоненты недоразвиты. Подвержены постоянным непредсказуемым действиям. Такие дети стремятся куда-то убежать.

Воспитание детей с умственной отсталостью

Воспитание таких детей обусловлено определенными трудностями. Но главным в их жизни является не количество знаний, которыми они должны овладеть. На первый план выходят совсем другие ценности. Им необходимо тепло, любовь и понимание близких им людей. Вырастая в комфортных условиях, они смогут обучиться определенным трудовым навыкам, которые будут выполнять с удовольствием. Это люди, которые на всю жизнь останутся добрыми, неумеющими врать детьми. Они хорошие помощники по хозяйству и дому. Их нетрудно научить рукоделию, которое они будут выполнять с большим удовольствием. Проводя систематически с ними время в разговорах, рассказывая и читая познавательные книги, просматривая телепередачи, они будут постоянно развиваться, а не деградировать.

Конечно, дети, которые имеют глубокую и умеренную степень умственной отсталости, никакому обучению не подлежат. Но они тоже чувствуют любовь близких. Таким детям нравится, когда с ними играют, читают им книги, слушают с ними музыку, занимаются. Они все понимают, но  по-своему.

Однозначно, что самим родителям с воспитанием такого ребенка не справиться. Им требуется помощь дефектолога, который объяснит особенности ребенка, поможет понять родителям процесс развития малыша, сможет наладить непростые семейные взаимоотношения.

Немаловажную роль на начальном этапе играет коррекция психологического состояния матери, которая должна стать для ребенка всем. Именно от нее зависит будущее малыша: спокойное, комфортное, интересное, безмятежное. Специалист поможет и в этом вопросе, а потом продемонстрирует методы и приемы работы с ребенком.

Со временем родители смогут быть не только пассивными наблюдателями, но и активными участниками воспитательного процесса. Они не будут сами придумывать занятия, которые для их ребенка будут познавательны и полезны.

Возвращаясь к словам ученого Л. Выготского, хочется напомнить, что нужно найти в умственно отсталых детях то, что не затронуто, и развить его максимально.

psyh.info

Умственная отсталость у ребенка

Умственная отсталость у ребенка – это недоразвитие психики общей направленности, но с преобладанием дефекта в интеллектуальной сфере, наступающее в раннем возрасте. Данное психическое недоразвитие может быть приобретенным явлением или носить врожденный характер. Это заболевание не имеет зависимости от принадлежности взрослых лиц к определенным социоэкономическим группам или их уровня образованности. Умственная отсталость отображается на всех процессах психики, но в особенности, на познавательной сфере. Дети, имеющие в анамнезе умственную отсталость, характеризуются нарушением внимания и концентрации. У таких детей характеризуется замедленностью способность к запоминанию.

Причины умственной отсталости у детей

Олигофрения по латыни или умственная отсталость заключается либо в задержке развития психики либо в неполном психическом развитии. Чаще выявляется в трехлетнем возрастном периоде, но нередко может возникать у детей, находящихся в младшем школьном возрастном периоде.

Сегодня известно множество причин, вследствие которых может наступить умственная отсталость. Однако, к сожалению, все причины полностью не изучены. Все провоцирующие причины можно разделить на факторы экзогенного воздействия, т.е. внешние причины, и факторы эндогенного воздействия, т.е. внутренние причины. Они могут оказывать влияние на плод, находящийся в утробе женщины, возникать в первые месяцы, а то и годы жизни крохи.

Самыми распространенными факторами, провоцирующими недоразвитие психики являются:

— интоксикации различной этиологии;

— тяжелые инфекционные состояния, перенесенные во время беременности (например, скарлатина, краснуха);

— дистрофии беременной женщины в тяжелой форме, другими словами нарушение обмена веществ, вызывающего дисфункции органов и систем, видоизменения в строении;

— травмы плода вследствие ушиба или удара (например, как следствие наложения щипцов, результат родовых травм);

— заражение плода во время беременности разнообразными паразитами, находящимися в организме женщины (например, токсоплазмоз);

— наследственный фактор, так как умственная отсталость чаще всего имеет генетическое происхождение. Нередко наследственность может выражаться в несовместимости крови или вследствие хромосомных мутаций;

— заболевания мозга и мозговых оболочек, воспалительного характера, возникающие у малышей, также могут спровоцировать появление умственной отсталости;

— расстройство белкового обмена (например, фенилкетонурия, которая приводит к умственной отсталости тяжелой формы).

На возникновение у детей такого заболевания, как умственная отсталость также может воздействовать неблагополучная экологическая ситуация, повышенная радиация, чрезмерное увлечение вредными привычками одного из родителей, преимущественно женщины (например, наркотическими препаратами или спиртосодержащими напитками). Существенную позицию в развитии данного заболевания занимают сложные материальные условия, которые наблюдаются в некоторых семьях. В таких семьях малыш получает неполноценное питание в первые дни и последующие дни своей жизни. Для правильного физического формирования и интеллектуального развития малыша огромную роль играет полноценное сбалансированное питание.

Симптомы умственной отсталости у ребенка

Дети с умственной отсталостью, как понятно из названия, характеризуются снижением интеллектуальной функции. В зависимости от уровня понижения интеллектуальной функции выделяют следующие степени умственной отсталости у детей: легкую степень, среднюю и тяжелую степени олигофрении.

Легкая форма носит также название дебильность и характеризуется уровнем IQ от 50 до 69. Пациенты с легкой формой олигофрении внешне практически ничем не отличаются от остальных людей. Такие дети часто испытывают трудности в процессе обучения вследствие пониженной способности к сосредоточению (концентрации) внимания. Наряду с этим у детей с дебильностью  наблюдается наличие достаточно хорошего уровня памяти. Нередко дети, имеющие в анамнезе легкую степень дебильности, характеризуются расстройством поведения. Они довольно зависимы от значимых взрослых, смена обстановки у них вызывает страх. Нередко такие дети делаются нелюдимыми, замкнутыми. Это происходит вследствие того, что им довольно трудно распознавать эмоции окружающих. Иногда происходит наоборот, малыши пытаются привлечь внимание к собственной персоне посредством различных ярких действий, поступков. Действия их обычно выглядят нелепыми, порой даже антисоциальными.

Дети с умственной отсталостью легко внушаемы, вследствие чего притягивают к себе представителей криминалитета и часто становятся легкой жертвой обмана или безвольной игрушкой в их руках. Почти все дети, относящиеся к группе индивидов с легкой формой проявления умственной отсталости, осознают собственное отличие от окружающих и стремятся скрыть от других свое заболевание.

Средняя степень олигофрении носит также название имбецильность и характеризуется уровнем IQ от 35 до 49. Пациенты со средней формой способны чувствовать привязанности, отграничивать похвалу от наказания, они могут быть обучены примитивным навыкам самообслуживания, в редких случаях, даже простейшему счету, чтению и письму. Однако проживать самостоятельно они не в состоянии, им необходим постоянный контроль и особый уход.

Тяжелая степень олигофрении имеет также название идиотия и характеризуется уровнем IQ ниже 34. Такие пациенты практически необучаемые. Им свойственны серьезные дефекты речи, движения их неповоротливы и нецеленаправленны. Эмоции детей, страдающих идиотией, ограничены примитивными проявлениями удовольствия или неудовольствия. Таким детям необходим постоянный надзор и содержание в специализированных учреждениях. При помощи настойчивой работы с больными детьми, их можно обучить выполнению примитивных заданий и простому уходу за собой под контролем со стороны взрослых лиц.

Уровень IQ является важным критерием оценки детской умственной отсталости, однако он далеко не единственный. Также существуют люди, имеющие низкий уровень IQ, но признаков умственной отсталости у них не наблюдается. Кроме уровня IQ оценивают бытовые умения пациентов, общее состояние психики, степень социальной адаптации, заболевания в анамнезе.

Диагноз умственной отсталости можно поставить только при наличии совокупности признаков.

В младенческом или более старшем возрастном периоде умственная отсталость может выражаться в виде задержки развития малыша. Олигофрению может выявить психиатр при своевременном его посещении. В дошкольных организациях у детей с наличием умственной отсталости в анамнезе часто возникают адаптационные проблемы в коллективе, им тяжело подчиняться распорядку дня, выполнять задания, которые нередко оказываются чересчур сложными для понимания больных детей.

В школьном возрастном периоде родителей может насторожить высокая степень невнимательности ребенка и его неусидчивость, плохое поведение, повышенная утомляемость и неуспеваемость. Также умственная отсталость нередко характеризуется различными неврологическими отклонениями, такими как тики, судорожные припадки, частичные параличи конечностей, боли в области головы.

Согласно современной международной классификации болезней в некоторых источниках авторы выделяют сегодня 4 степени умственной отсталости у детей, в которых первая степень представлена дебильностью (IQ от 50 до 69), вторая степень представлена умеренной имбецильностью (IQ от 35 до 49), третья – тяжелой формой имбецильности (IQ от 20 до 34), а четвертая – глубокой формой олигофрении идиотией (IQ ниже 20).

Больные с глубокой формой олигофрении характеризуется непониманием речи, обращенной к ним. Крики и мычание у них являются порой единственной ответным реагированием на раздражители извне. Расстройства двигательной сферы проявлены настолько, что малыш не в состоянии даже самостоятельно передвигаться, поэтому постоянно находится в одной позе при этом, совершая примитивные движения (например, движения корпусом вперед-назад, по типу движений маятника).

Дети, страдающие данной формой олигофрении, являются абсолютно необучаемыми и неспособными к самообслуживанию.

Характеристика детей с умственной отсталостью

Психопатология нарушения при умственной отсталости характеризуется всеобъемлемостью и ранжированием психического и интеллектуального недоразвития. В соответствии со структурой клинических проявлений можно выделить осложненные формы умственной отсталости и не осложненные.

Осложненные виды олигофрении выражаются в сочетании мозгового повреждения и его недоразвития. В таких случаях дефекту интеллектуальной сферы сопутствует ряд расстройств нейродинамического и энцефалопатического характера. Также может наблюдаться более выраженное недоразвитие или повреждение локальных корковых процессов, например, речи, пространственных представлений, навыков чтения, счета и письма. Данная форма нередко характерна для детей, страдающих церебральным параличом или гидроцефалией.

Выделяют 3 диагностических параметра умственной отсталости: клинический критерий, психологический и педагогический. Клинический критерий выражается в наличии органического поражения мозга. Психологический критерий характеризуется стойкими нарушениями в познавательной сфере. Педагогический фактор связан с низкой обучаемостью.

Сегодня благодаря своевременной грамотной организации воспитательного процесса стало возможным начать коррекционно-педагогическое воздействие на более ранних сроках, вследствие чего многие аномалии в развитии детей подвержены коррекции, а в ряде случаев можно предупредить и их возникновение.

Для умственно отсталых малышей характерным является недоразвитие когнитивных процессов, что проявляется в гораздо меньшей потребности в сравнении с ровесниками в познавательной деятельности. На всех этапах познавательного процесса у умственно отсталых, как показали многочисленные исследования, наблюдаются элементы недоразвития, а в редких случаях и атипичное развитие функций психики. Вследствие чего, такие дети получают недостаточные, нередко искаженные представления о среде, которая их окружает.

Признаки умственной отсталости у ребенка выражаются в наличии дефекта в восприятии – первой ступени познания. Нередко восприятие таких детей страдает вследствие снижения у них зрения или слуха, недоразвития речи. Однако даже когда анализаторы в норме, восприятие умственно отсталых выделяется целым рядом особенностей. Главной особенностью считается расстройство обобщенности восприятия, которое выражается в замедлении его темпа в сравнении со здоровыми детьми.

Умственно отсталым малышам для восприятия предложенного им материала (например, картинки или текста) необходимо больше времени. Заторможенность восприятия усугубляется проблемами в выделении главного, непониманием внутренних связей между частями. Данные особенности проявляются при обучении в заторможенном темпе узнавания, в перепутывании графически сходных букв либо цифр, вещей, схожих по звучанию слов. Также следует отметить и ограниченность объема восприятия.

Дети с олигофренией способны выхватывать лишь отдельные части в осматриваемом объекте, в прослушанном материале, не замечая и не слыша порой важную для общего понимания информацию. Кроме этого, таким детям свойственно расстройства избирательности восприятия. Все перечисленные дефекты восприятия проистекают на фоне недостаточной динамичности этой функции, в результате чего понижается возможность дальнейшего постижения материала. Восприятием больных детей следует руководить.

Дети с олигофренией не способны вглядываться в картинку, не могут самостоятельно анализировать, заметив какую-то одну несуразность, они не способны перейти к поискам других, для этого им требуется неизменное стимулирование. В учебе это выражается в том, что малыши с умственной отсталостью не могут выполнить без направляющих вопросов учителя доступную для их понимания задачу.

Для умственно отсталых малышей присущи трудности пространственно-временного восприятия, что препятствует им ориентироваться в среде. Нередко дети в 9-летнем возрасте не могут различить правую и левую стороны, не способны отыскать в школьном помещении свой класс, туалет или столовую. Они совершают ошибки при определении времени, понимании дней недели или времен года.

Умственно отсталые малыши значительно позднее своих ровесников, у которых уровень интеллекта находится в пределах нормы, начинают различать цвета. Особою сложность для них представляет различение цветовых оттенков.

Процессы восприятия неразрывно взаимосвязаны с функциями мышления. Поэтому в случаях, когда дети улавливают только внешние аспекты учебной информации и не воспринимают главное, внутренние следствия, понимание, овладение информацией, а также выполнение задач будет затруднено.

Мышление – это главный механизм познания. Мыслительный процесс проистекает в виде следующих операций: анализ и синтез, сопоставление и обобщение, конкретизация и абстракция.

У детей, страдающих умственной отсталостью, данные операции сформированы недостаточно, вследствие чего имеют специфические черты. Например, анализ объектов они совершают бессистемно, пропуская ряд значимых свойств и вычленяя только лишь наиболее заметные детали. Вследствие такого проведения анализа им тяжело определить связи между деталями объекта. Выделяя в объектах отдельные их детали, они не определяют связей между ними, вследствие этого у них затруднено составление представлений об объектах в целом. Более заметно обнаруживаются неординарные черты мыслительных процессов детей, болеющих олигофренией, в операциях сопоставления, в ходе которых необходимо совершать сопоставительный анализ или синтез. Неспособность выделять главное в объектах и информации, они сравнивают по ничего незначащим признакам, нередко даже по несоотносимым.

У детей, больных олигофренией, затруднено устанавливание различий в схожих предметах и в отличающихся. Особенно трудно для них происходит установление сходства.

Характерной чертой мыслительных процессов умственно отсталых малышей является их некритичность. Они не способны самостоятельно оценивать собственную работу. Такие дети нередко попросту не замечают собственных промахов. Они, в большинстве случаев, не осознают собственных неудач и поэтому довольны своими поступками и собой. Для всех индивидов с умственной отсталостью свойственно понижение активности мыслительных процессов и довольно слабая регулирующая функция мышления. Они обычно приступают к выполнению работы, до конца не дослушав инструкцию, не уразумев цели задания, без наличия внутренней стратегии действий.

Особенности процессов восприятия и осмысливания учебного материала у больных детей имеют неразрывную связь с особенностями памяти. К основным процессам памяти относят: процессы запоминания и сохранения, а также воспроизведения. У малышей с умственной отсталостью перечисленные процессы характеризуются специфичностью, вследствие того, что формируются в обстоятельствах аномального развития. Больным проще запоминать внешние, нередко случайные визуально воспринимаемые признаки. Внутренние логические связи ими труднее постигаются и запоминаются. У больных детей гораздо позже в сравнении с их здоровыми ровесниками вырабатывается произвольное запоминание.

Ослабление памяти детей с олигофренией обнаруживается в сложностях не столь в получении и сохранении информации, сколь в ее воспроизведении. В этом и лежит их основное отличие от малышей с нормальным уровнем интеллекта. Вследствие непонимания смысла и последовательности событий у детей больных олигофренией воспроизведение имеет бессистемный характер. Процесс воспроизведения характеризуется сложностью и требует значительной волевой активности и целеустремленности.

Несформированность восприятия, неумение использовать приемы запоминания приводит больных детей к ошибкам в процессе воспроизведения. А наибольшую трудность составляет воспроизведение словесной информации. Наряду с перечисленными особенностями у больных малышей наблюдаются речевые дефекты. Физиологической основой данных дефектов является нарушение во взаимодействии первой и второй сигнальных систем.

Речь детей с умственной отсталостью характеризуется нарушением во всех ее сторонах: фонетической, грамматической и лексической. Наблюдаются сложности в звуковом и буквенном анализе или синтезе, восприятии и уразумении речи. Данные нарушения ведут к различной направленности расстройствам письма, сложностям в овладении техникой чтения, снижению потребности в вербальном общении. Речь детей с умственной отсталостью довольно скудна и характеризуется замедленным развитием.

Умственно отсталые малыши более чем их ровесники склонны к невнимательности. Дефекты в процессах внимания у них выражаются малой устойчивостью, трудностями в его распределении, замедленной переключаемостью. Олигофрения характеризуется сильными нарушениями в процессах непроизвольного внимания, однако наряду с этим в большей степени недоразвит именно произвольный аспект внимания. Это выражено в поведении детей. Больные малыши, как правило, в условиях возникновения трудностей не будут пытаться их преодолевать. Они просто бросят работу, но при этом, если производимая ими работа будет посильна и интересна, то внимание детей будет устойчиво без большого напряжения с их стороны. Также слабость произвольного аспекта внимания выражается и в невозможности концентрации внимания на каком-либо одном предмете или виде деятельности.

У больных малышей наблюдается недоразвитие эмоциональной сферы. У них не существует оттенков переживаний. Поэтому их характерной особенностью считается неустойчивость эмоций. Все переживания таких детей неглубокие и поверхностные. А у некоторых больных малышей эмоциональные реакции не соответствуют источнику. Волевая сфера у умственно отсталых индивидов также имеет свои специфические особенности. Слабость собственных побуждений и большая внушаемость являются отличительными чертами волевых процессов больных лиц. Как показывают исследования, умственно отсталые индивиды предпочитают легкий путь в работе, который не требует от них особых волевых усилий. Активность деятельности у индивидов с олигофренией снижена.

Все вышеуказанные особенности личности больных малышей вызывают затруднение формирования здоровых взаимоотношений с ровесниками и взрослыми лицами. Данные свойства психической деятельности детей с олигофренией обладают устойчивым характером, так как являются следствием органических поражений в процессе развития. Перечисленные признаки умственной отсталости у ребенка далеко не единственные, однако они считаются сегодня наиболее показательными.

Умственная отсталость считается необратимым явлением, но наряду с этим довольно хорошо поддается коррекции, особенно легкие ее формы.

Особенности детей с умственной отсталостью

Психиатры выделяют некоторые закономерности во многих аспектах формирования детей с олигофренией. Развитие детей с умственной отсталостью, к сожалению, уже с первых дней их жизни отличается от развития здоровых малышей. Ранее детство таких малышей характеризуется задержкой развития прямостояния. Другими словами, больные дети намного позже своих ровесников начинают держать голову, стоять и ходить. Также у них отмечается пониженный интерес к среде, которая его окружает, общая инертность, безразличие. Однако это не исключает крикливости и раздражительности. Интерес к предметам, находящимся у кого-либо в руках, потребность в эмоциональном коммуникативном взаимодействии у малышей с врожденной олигофренией возникает гораздо позже нормы. Такие дети в возрасте одного года не различают людей, т.е. они не понимают, где свои, а где чужие взрослые. У них отсутствует хватательный рефлекс. Они не способны выделить одни объекты из ряда других.

Характерной чертой малышей с олигофренией является отсутствие лепета или гуления. Речь малышей в раннем возрастном периоде не выступает в качестве инструмента мышления и средства общения. Это является следствием недоразвития фонематического слуха и частичной несформированности артикуляционного аппарата, что в свой черед имеет связь с общим недоразвитием центральной нервной системы.

Ребенок с олигофренией в раннем возрастном периоде уже имеет явные серьезные вторичные патологии в развитии речи и психики.

Переломным возрастным периодом в развитии перцептивной сферы считается пятилетний возраст малышей с умственной отсталостью. Процессы восприятия более чем 50% детей с олигофренией достигли уровня, характерного для раннего дошкольного возрастного периода. В отличие от здорового малыша умственно отсталый ребенок не способен использовать прошлый опыт, не умеет определить свойство предмета, у него нарушено пространственное ориентирование.

На базе сложившейся предметной деятельности зарождается у здоровых детей игровой процесс. У умственно отсталых малышей такая деятельность не сформирована к начальному периоду дошкольного возраста. Вследствие чего игровая деятельность не появляется в этом возрасте. Все действия, производимые с различными объектами, остаются на уровне примитивных манипуляций, а интерес к играм или игрушкам является непродолжительным и неустойчивым, вызываемый их внешним видом. Ведущей деятельностью у малышей с олигофренией, находящихся в дошкольном возрасте, будет предметная деятельность, а не игровая, без специального обучения. Специальное обучение и правильное воспитание детей с умственной отсталостью способствует формированию речи у них через игровой процесс.

Навыки самообслуживания у малышей с олигофренией начинают вырабатываться только под влиянием требований взрослых. Данный процесс требует терпения и значительных усилий, как со стороны близких родственников, так и со стороны воспитателей. Поэтому многие родители сами одевают и раздевают малыша, кормят его с ложечки, что не способствует развитию больных детей и ведет к их полной беспомощности в отсутствии родителей.

Личность ребенка с олигофренией также формируется с существенными отклонениями. Здоровый малыш к трехлетнему возрасту уже начинает осознавать собственное «Я», а умственно отсталый малыш никак не проявляет собственную личность, его поведение характеризуется непроизвольностью. Первые проявления самосознания у них можно отметить после четырехлетнего возраста.

Обучение детей с умственной отсталостью

Олигофрения считается не заболеванием психики, а особым состоянием, при котором умственное развитие индивида ограничено определенным уровнем работоспособности центральной нервной системы. Ребенок с умственной отсталостью может обучаться и развиваться только в границах собственных биологических возможностей.

На развитие детей с умственной отсталостью огромное положительное воздействие оказывает обучение. Малышей с олигофренией лучше обучать в специализированных вспомогательных учреждениях, в которых процесс обучения, в первую очередь, направлен на выработку у учеников разнообразных полезных знаний и умений. При обучении также происходит воспитание малышей. Воспитывающая функция обучения заключается в образовании у больных нравственных ориентиров и представлений, формировании адекватного поведения в социуме.

В учебном процессе выделяют две основные категории учебных предметов, способствующих воспитывающей и развивающей функции обучения. Первая категория включает учебные предметы, отражающие героизм народа, повествующие о богатствах Родины и необходимости их беречь, о некоторых профессиях и людях. К таким предметам относят чтение, историю, естествознание, географию. Они дают возможность воспитывать словом. Однако обучение по этим предметам обязательно следует увязывать с полезной для общества деятельностью (например, по охране памятников истории или культуры, сбережению природы и др.).

Другая категория учебных предметов включает социально-бытовое ориентирование и профессионально-трудовое обучение, которые способствуют формированию честности и воспитанию добросовестности, стремлению быть полезным субъектом общества.

Также специализированное обучение и необходимое воспитание детей с умственной отсталостью содержит в себе предметы, направленные на развитие эстетических качеств и физического здоровья (например, занятия ритмикой, музыкой или рисованием).

Обучение детей больных умственной отсталостью должно базироваться на семи стержневых принципах процесса обучения: воспитывающая и развивающая функция, доступность обучения, регулярность и четкая последовательность обучения, принцип коррекционного воздействия, связь обучения с жизнедеятельностью, принцип наглядности, устойчивость знаний и приобретенных умений, сознательность и инициативность обучающихся, индивидуальный и разграниченный подход.

psihomed.com

Задержка психического развития и умственная отсталость у детей

Отклонения в психическом и интеллектуальном развитии ребенка обычно выявляются в дошкольном либо школьном возрасте, когда симптомы этих отклонений становятся наиболее заметными.

Не всегда легко определить, умственная отсталость или ЗПР у детей, поскольку эти состояния имеют сходные черты. Но ЗПР, в отличие от умственной отсталости, выражена мягче и успешнее компенсируется.

Что такое синдром Аспергера у детей? Узнайте об этом из нашей статьи.

Чем отличаются ЗПР и олигофрения?

Когда родители замечают, что их ребенок отстает в развитии от сверстников, они ощущают тревогу и спешат связаться с педиатрами и детскими психологами, чтобы убедиться, что все в порядке.

Важно помнить: каждый ребенок развивается в индивидуальном темпе, и то, что родитель может воспринять как отклонение, на деле им не будет являться.

Ребенку с задержкой психического развития сложнее запоминать информацию, концентрироваться на занятиях, контролировать собственное поведение. Эмоциональный фон таких детей неустойчив. Если ЗПР не скомпенсировать до начала школьного обучения, ребенок будет регулярно получать неудовлетворительные отметки.

У порядка 15-16% детей наблюдается та или иная степень ЗПР. Но задержку психического развития всегда возможно устранить, если активно заниматься с ребенком по специализированным методикам. Чем раньше будет выявлена ЗПР, тем выше шансы преодолеть ее полностью.

Если же у ребенка умственная отсталость, устранить ее не удастся. Главная задача педагогов, психологов и родителей — подготовить его к взрослой жизни настолько, насколько это возможно: обучить чтению, письму, счету, дать основные бытовые навыки.

Чем сильнее выражена олигофрения, тем меньше шансов, что ребенок в будущем сможет обеспечить себя.

Умственная отсталость почти всегда сочетается с отклонениями, которые развились в пренатальном периоде, и тяжелыми генетическими болезнями (синдромы Дауна, Ангельмана, Ретта, Вильямса). ЗПР также может быть связана с нарушениями, присутствующими у ребенка, но эти нарушения менее серьезны, чем те, для которых характерна умственная отсталость.

Диагноз «олигофрения» имеет лишь 1% населения. При этом:

  • более 80% олигофренов имеют легкую степень умственной отсталости (в спец. литературе ее еще называют дебильностью);
  • умеренная степень олигофрении выявлена у 10% (также обозначается как имбецильность слабой выраженности);
  • тяжелую и крайне тяжелую степень малоумия имеют в сумме порядка 5% олигофренов.

Разница между олигофренией и ЗПР крайне весома и на практике легко замечается. Дети с ЗПР имеют более высокий в сравнении с олигофренами потенциал развития, а их умения (моторные навыки, умение запоминать и воспроизводить сведения, мышление, внимание, контроль поведения) развиты гораздо лучше.

При верно организованной коррекционной работе отклонения в психическом развитии скомпенсировать можно практически всегда, в отличие от умственной отсталости.

к содержанию ↑

Как выявить отсталость у ребенка?

Все дети в учебных учреждениях проходят проверки на степень развитости, поэтому и ЗПР, и более серьезные интеллектуальные дефекты обнаруживаются достаточно быстро. Также о том, что ребенок отстает и его нужно показать специалистам, могут сказать педагоги и психологи, работающие в учебном заведении.

Легкие степени ЗПР способны остаться незамеченными даже у школьника. О том, что с процессами формирования психики и интелекта ребенка не все в норме, могут сказать его отметки и информация о поведении. Если у него плохая успеваемость, он неусидчив, не умеет контролировать поведение, его важно показать специалистам.

Часть детей с ЗПР не имеют нарушений в эмоциональной сфере. Они способны контролировать поведение, меньше отвлекаются и не доставляют проблем родителям и воспитателям, поэтому о наличии задержки скажут лишь отметки ребенка: если они стабильно удовлетворительные и неудовлетворительные, важно обратиться в больницу.

Легкие степени олигофрении также могут быть не замечены до школьного возраста, а в редких случаях — и до совершеннолетия.

Основные признаки легкой олигофрении у ребенка-дошкольника:

  • ребенок чрезмерно раздражителен;
  • не заинтересован в общении с ровесниками;
  • не проявляет значительной эмоциональности при контакте со взрослыми;
  • не интересуется игрушками до трех-четырех лет (остальные дети в этом возрастном периоде активно их используют);
  • в более старшем возрасте, когда ровесники пытаются копировать поведение взрослых, играют в «профессии», в «дочки-матери», они начинают интересоваться игрушками.

Более серьезные степени олигофрении выявляются еще в первые два-три года жизни ребенка, поскольку имеют ярко выраженную симптоматику (см. фото). Родителям важно знать нормы психического развития для каждого возрастного периода.

Если младенец не держит голову в полтора месяца, а в шесть-восемь месяцев не начинает лепетать, это может говорить о наличии ЗПР либо олигофрении.

к содержанию ↑

Симптомы и признаки

Как понять, что ребенок отстает в развитии? Основные симптомы задержки психического развития:

  • легкие отклонения в когнитивных процессах, касающиеся всех функций (страдают память, мышление, внимание, восприятие, речевые умения);
  • нарушения способности правильно анализировать информацию, поступающую извне;
  • наличие признаков, характерных для синдрома дефицита внимания и гиперактивности (неустойчивость настроения, выраженные трудности с концентрацией, чрезмерная активность, энергичность, импульсивность);
  • маленький словарный запас;
  • трудности при формулировании предложений, особенно сложных;
  • агрессивность, раздражительность, низкая стрессоустойчивость (ребенок бурно реагирует на любую, даже незначительную стрессовую ситуацию);
  • чрезмерно выраженная тревожность, возможно наличие нарушений сна, аппетита;
  • слабая развитость фантазии;
  • плохая координация движений, неаккуратность;
  • нервные тики и другие дискинезии.

Наиболее заметной задержка в психическом развитии становится в дошкольном и школьном возрасте. Степень выраженности симптоматики может варьироваться.

Умственная отсталость, наблюдающаяся при ЗПР, не включена в современную классификацию заболеваний, поскольку выражена недостаточно (уровень IQ выше 68). Она называется пограничной умственной отсталостью.

Соприкасаясь с темой олигофрении, важно учитывать степень, поскольку различия между разными степенями умственной неполноценности крайне значительны.

Ребенок с легкой и даже умеренной степенью умственной отсталости имеет шансы усвоить большинство необходимых для повседневной жизни навыков и обслужить себя, если получит качественное лечение, а ребенок с тяжелой или глубокой степенями не способен почти ни на что и нуждается в паллиативной поддержке прежде всего.

Основные симптомы легкой и умеренной умственной отсталости:

  • отсутствие абстрактного мышления;
  • выраженные нарушения моторики (неловкость движений, выраженная сильнее, чем у детей с ЗПР);
  • речевые нарушения (речь замедленна, недостаточно внятна);
  • трудности при попытке формулировать реплики (часто получаются корявые фразы);
  • маленький словарный запас;
  • неразвитая воля;
  • отсутствие способности сформировывать мнение по разным аспектам, сочетающееся с готовностью принять чужое (одна из причин, по которой умственно неполноценные люди часто попадают под влияние преступников);
  • выраженные нарушения когнитивных функций (ребенок плохо запоминает информацию, испытывает трудности, когда нужно пересказать материал, а из-за нарушений мышления он не способен найти логические связи в сведениях, которые ему выдаются, концентрироваться на различных занятиях ему также сложно).

Люди с легкой и умеренной степенью олигофрении достаточно неплохо справляются с выполнением повседневных дел и способны выполнять монотонную физическую работу. Требуется много усилий, чтобы подготовить ребенка-олигофрена к будущей жизни, и чем ниже коэффициент интеллекта, тем эта задача сложнее.

При тяжелой степени имбецильности словарный запас взрослого человека не превышает 200-400 слов, он безынициативен, его заботит лишь удовлетворение физиологических потребностей.

Если приложить достаточно усердия в детстве, можно дать такому человеку некоторые базовые навыки. Но он все равно будет нуждаться в поддержке на протяжении жизни.

Люди с очень тяжелой степенью олигофрении — идиотией — глубокие инвалиды, которые не способны разговаривать, почти не способны проявлять эмоции (почти всегда им доступны только два эмоциональных состояния, которые можно обозначить как «удовлетворение» и «неудовлетворение»), имеют выраженные двигательные отклонения. Идиотия почти всегда сочетается с прочими тяжелыми нарушениями.

к содержанию ↑

Степени тяжести

Задержка психического развития имеет следующие степени тяжести:

  1. Легкая. Формирование ребенка задерживается в рамках одного возрастного этапа.
  2. Средняя. Ребенок отстает в формировани на один либо два возрастных этапа.
  3. Тяжелая. Ребенок отстает более чем на два возрастных этапа.

В прошлом олигофрения также имела три степени тяжести: дебильность, имбецильность, идиотию. Сейчас выделяют четыре степени тяжести:

  1. Легкую. Ребенок имеет IQ в рамках 50-69 баллов.
  2. Умеренную: 35-49 баллов.
  3. Тяжелую: 20-34 балла.
  4. Глубокую: ниже 20 баллов.

Также многие исследователи стремятся отказаться от наименований, существовавших в старой классификации.

Как распознать аутизм в раннем возрасте? Читайте об этом здесь.

к содержанию ↑

Причины развития патологий

Главные факторы, вызывающие ЗПР и сходные отклонения:

  1. Биологические: мягко выраженные нарушения развития мозга в пренатальном периоде, осложнения инфекционных заболеваний, гипоксия и другие осложнения во время родов, вредные привычки матери (курение, употребление алкоголя, наркотиков), прием матерью препаратов, не подходящих для беременных, недоношенность, генетические нарушения.

    При этом недостаточная развитость психики и интеллекта может наблюдаться у детей, которые были рождены здоровыми. Если ребенок часто болеет тяжело протекающими болезнями, это также сказывается на его психическом развитии.

  2. Социальные: обилие стрессовых ситуаций (смерть близких, война, разлука с родителями), развитие в нездоровой обстановке (жизнь с родителями-алкоголиками, наркоманами), токсичные родители (те, что регулярно унижают, избивают ребенка, нагружают его требованиями, не соответствующими его возрасту, либо те, что игнорируют его), недостаточное питание, гиперопека.

Основные причины формирования умственной отсталости:

  1. Биологические: родовые травмы, асфиксия, кислородное голодание, генетические болезни (самые тяжелые степени олигофрении часто связаны с генетическими заболеваниями), выраженные отклонения в процессе формирования центральной нервной системы, употребление матерью алкоголя, наркотиков в период вынашивания, прием препаратов, не подходящих для беременных, осложнения после тяжелых инфекционных заболеваний, последствия резус-конфликта. Социум практически никогда не влияет на формирование умственной отсталости.
  2. Педагогическая запущенность: практически полное отсутствие воспитания, обучения. Обычно наблюдается в глубоко маргинальных и асоциальных семьях.

Как лечить эхолалию у детей? Рекомендации специалистов вы найдете на нашем сайте.

к содержанию ↑

Психология таких детей

Дети с умственной отсталостью и задержкой психического развития имеют массу схожих поведенческих черт, таких как:

  • неустойчивость настроения;
  • вспыльчивость, агрессивность;
  • повышенная возбудимость;
  • импульсивность;
  • повышенная активность или, наоборот, робость, стеснительность;
  • неумение или нежелание играть со сверстниками;
  • плохо развитая способность контролировать поведение;
  • неусидчивость;
  • безынициативность;
  • повышенная утомляемость.

Выраженность этих характеристик зависит от множества факторов, таких как тяжесть отклонения, обстановка в социуме, качество воспитания, обучения, индивидуальные особенности ребенка.

Дети с тяжелой и глубокой степенями умственной отсталости не интересуются окружающим миром, их эмоциональный диапазон крайне ограничен, эмоциональный и какой-либо другой контакт с ним затруднен.

Ситуация может незначительно улучшиться в процессе проведения качественной коррекционной работы.

к содержанию ↑

Что делать, если малыш отстает в развитии?

Если родители заметили, что их ребенок отстает от сверстников, им важно помнить о том, что они могут ошибаться.

Ставить ярлык на ребенка никогда не следует: у каждого человека индивидуальный темп развития, и любой ребенок может испытывать серьезные сложности при ознакомлении с какой-либо темой. Это не делает его отстающим в развитии.

Если у родителей возникли подозрения, что у ребенка присутствует какая-либо степень отставания, им следует обратиться к педиатру. Он осмотрит ребенка и при необходимости даст направление к неврологу и психиатру.

Когда диагноз будет стоять (если он, конечно, есть), лечащий врач подробно объяснит родителям, как им следует действовать, чтобы помочь ребенку.

к содержанию ↑

Диагностика

При первичном осмотре доктор беседует с ребенком и родителями, задает уточняющие вопросы и при подозрении на интеллектуальную неполноценность дает направление на дальнейшие обследования, включающие:

  • магнитно-резонансную томографию;
  • компьютерную томографию;
  • электроэнцефалографию;
  • консультации у психолога, невролога, психиатра.

Также проводятся тесты, определяющие уровень интеллекта ребенка. На основании результатов обследования выставляется диагноз: олигофрения определенной степени либо задержка психического развития.

Детям с легко выявляемыми генетическими патологиями, всегда сопровождающимися умственной отсталостью (например, синдром Дауна), ставят диагноз «олигофрения» сразу после рождения.

Дифференциальная диагностика при умственной отсталости (Олигофрении): аутизм, ЗПР:

к содержанию ↑

Как лечить?

Основа лечения и ЗПР, и олигофрении — продолжительная коррекционная работа с психологами, психотерапевтами и дефектологами.

Она в большинстве случаев позволяет полностью устранить ЗПР и помочь ребенку с олигофренией овладеть базовыми навыками, необходимыми для дальнейшей жизни.

Медикаменты при лечении этих расстройств практически не применяются. Лекарственная терапия показана при наличии симптомов, которые можно устранить. К примеру, при наличии расстройств сна и повышенной возбудимости могут быть назначены седативные средства. Целесообразность назначения тех или иных средств определяет лечащий врач.

Положительный эффект оказывает физиотерапия. Полезны курсы массажа, регулярные физические упражнения.

к содержанию ↑

Воспитание и обучение

Работа с детьми, имеющими умственную отсталость либо отклонения в психическом развития, требует от педагогов и родителей терпения. При работе необходимо всегда учитывать индивидуальные особенности ребенка.

Основные принципы работы с детьми, имеющими ЗПР либо олигофрению, основанные на выводах Л. С. Выготского:

  1. Предоставление ребенку возможности действовать самостоятельно. Не следует ограничивать ребенка и выполнять все за него: чем больше он будет практиковаться, тем выше будут его результаты и тем быстрее он освоит необходимые навыки.
  2. Предоставление помощи ребенку в тех случаях, когда он однозначно не способен выполнить задание сам. При этом помощь не должна предполагать выполнение всей работы за ребенка. Помощник (родитель, воспитатель, учитель) должен помогать ребенку именно в той сфере, которая дается ему очень плохо, и по возможности подводить его к решению в процессе взаимодействия.

Родителям ребенка с ЗПР часто советуют отдавать его в школу не в шесть-семь лет, а в восемь. Эта рекомендация крайне полезна, поскольку в таком случае у ребенка будет больше возможности подготовиться физически, эмоционально и интеллектуально к школьному обучению.

Родители, заботящиеся о ребенке с олигофренией и ЗПР, часто ощущают себя неполноценными, могут чувствовать негативные эмоции по отношению к нему, раздражаться, если он делает что-то не так.

Им важно обратиться к психологу или психотерапевту, если они замечают эти признаки. Специализированная помощь не только улучшит их психическое самочувствие, но и поможет им лучше взаимодействовать с ребенком, что благоприятно скажется на его развитии.

Советы по обучению и воспитанию для родителей:

  1. Избегайте стремления делать все за ребенка. Даже если проще и быстрее сделать все самостоятельно, важно подавить этот порыв и позволить ребенку сделать все самому. Помогайте ему лишь в том, что ему очень сложно выполнить.
  2. Не ожидайте многого. Работа с отстающим ребенком требует огромного терпения, а добиться быстрого улучшения не всегда удается. Важно всегда помнить, что видимые результаты появятся нескоро.
  3. Чаще хвалите. Своевременная похвала поможет ребенку поддерживать мотивацию и улучшит его психическое самочувствие. Если ребенка в семье регулярно ругают и обижают, он развивается гораздо хуже.
  4. Регулярно занимайтесь. Даже если у ребенка есть занятия с замечательными психологами, логопедами и дефектологами, важно поддерживать с ним эмоциональный контакт и прилагать усилия по обучению. К примеру, во время прогулки по городу спрашивайте его о том, какого цвета и какой формы тот или иной объект, объясняйте различия, будьте доброжелательны.

Во время работы с отстающими детьми специалисты организовывают занятия так, чтобы тем было легче усвоить материал.

Для этого они учитывают следующие правила:

  1. Дозированность информации. Дети должны получать такое количество сведений, которое они смогут усвоить.
  2. Большое количество наглядного материала. Детям с ЗПР легче усваивать информацию, поданную в виде изображения или видео, а не словесные сведения.
  3. Частое повторение. Педагогу важно убедиться, что информация усвоена, и только после этого переходить к следующей теме. Но того количества повторений, которого хватает для нормально развивающегося ребенка, ребенку с ЗПР не хватит.
  4. Регулярная смена деятельности. Из-за проблем с усидчивостью и концентрацией отстающим детям сложно заниматься одной и той же деятельностью больше определенного времени.

Игровая деятельность лежит в основе работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

к содержанию ↑

Развивающие игры для детей с отклонениями

Развивающие игры подбираются педагогом, в зависимости от потребностей и степени развитости отдельно взятого ребенка.

Игры, развивающие:

  1. Моторику. Это любые игры, так или иначе связанные с двигательной активностью и с предметным взаимодействием. Примерами являются такие игры, как «Ладушки-ладушки», «Кто быстрее перенесет фрукты», «Поймай воздушный пузырь», «Прокати шарики». Полезно предлагать ребенку в игровой форме взаимодействовать с любыми предметами. Также моторику хорошо развивают любые занятия творчеством. Родителям, которые хотят помочь ребенку овладеть важными моторными навыками, можно сделать или приобрести особую игрушку-тренажер (бизиборд), содержащую в себе несколько элементов, с которыми нужно взаимодействовать. Например, это может быть матерчатая панель, к которой пришиты шнурки, которые можно будет завязать, и несколько молний, которые можно будет расстегнуть и застегнуть.
  2. Мышление. К этой группе относятся игры, которые нацелены на развитие способности ребенка находить связи между объектами и явлениями. Примеры: «Назови одним словом» (перечисляются слова «лиса», «заяц», «волк», и дети должны сказать, что это дикие животные, и так далее), «Найди лишнее», «Разложи по порядку».
  3. Память. Практически все игры в той или иной степени развивают память. Но наиболее ценными являются игры, которые позволяют ребенку усвоить важные сведения об окружающем мире (информацию о цветах, форме, размерах и так далее). К примеру, к ним можно отнести такие игры, как «Чудесный мешочек» (развитие моторики и умения распознавать предметы на ощупь), «Большой-маленький». Очень полезны для развития памяти и других когнитивных функций занятия творчеством.

Если психическое развитие ребенка задерживается незначительно, он может посещать обычный детский сад.

Но в случае более серьезных задержек разумнее определить его в заведение для детей со схожими нарушениями, где им будет предоставлена специализированная поддержка.

Родителям, воспитывающим ребенка с задержками в развитии, важно помнить, что со временем улучшения появятся, следует лишь набраться терпения.

Наша интересная группа Вконтакте:

psyholic.ru

Симптомы умственной отсталости у детей

Умственная отсталость у детей не относится к психическим болезням. Это особое состояние психики диагностируется тогда, когда развитие интеллекта ограничивается низким уровнем функционирования ЦНС (или ниже среднего).

Доказано, что умственно отсталые дети в состоянии развиваться и обучаться лишь до лимита своих биологических возможностей. Это бывает очень сложно принять родственникам ребёнка с умственной отсталостью, особенно его родителям, поэтому они пытаются сделать всё возможное и невозможное, чтобы он был «как все дети». Однако чем раньше родители примут индивидуальные особенности своего отпрыска, тем более интегрированным в социум он станет.

Признаки

Умственная отсталость у детей представляет собой врождённую либо приобретённую в раннем возрасте задержку, или же недостаточное развитие психических процессов. Ведущим признаком задержки психики при таком заболевании является явные нарушения интеллекта. Обычно эти нарушения интеллектуальных способностей обусловлены различными патологиями нервной системы и мозга.

Помимо отставания общего развития психики, умственная отсталость приводит детей к социальной дезадаптации. Симптомы и признаки детской отсталости проявляются в различных областях: в отношении интеллекта, психомоторных  и речевых функций, эмоциональной и волевой сферах.

Часто можно услышать и другое название умственной отсталости детей — её называют олигофренией, что в переводе с древнегреческого означает малоумие. Первым термин «олигофрения» стал использовать в своей психиатрической практике Э. Крепелин. Под олигофренией и отсталостью интеллекта часто подразумевается одно нарушение, однако об олигофрении говорят лишь тогда, когда её причина достоверно известна. А если причина неизвестна, то в таком случае чаще используется термин «умственная недостаточность».

Понятие «умственной отсталости» шире понятия «олигофрения», поскольку оно подразумевает не только патологическое отставание развития, которое вызвали органические нарушения, но также запущенность (социальную, педагогическую). Психиатры характеризуют олигофрена как специфического индивида, не имеющего способности к самостоятельной адаптации в социуме.

Детская умственная отсталость бывает врождённой и приобретённой:

  • Врождённая умственная отсталость (либо олигофрения). Считается дефектом психики, имеющимся с момента рождения. При олигофрении интеллектуальное развитие никогда не может достичь нормального уровня, даже у взрослого человека, помимо этого это нарушение представляет собой непрогредиентый процесс.
  • Приобретённое слабоумие (либо деменция). Характеризуется снижением интеллектуального уровня от нормы, соответствующей определённому возрасту. Это прогредиентный процесс с постепенным течением.

Степень отсталости интеллекта у детей количественно оценивается стандартными психологическими тестами на определение коэффициента IQ.

Степени

Тяжесть нарушений интеллекта детей может сильно различаться. Классическая психиатрическая классификация выделяет три степени отсталости интеллекта (перечислено по мере усугубления состояния): степень дебильности, степень имбецильности, степень идиотии.

МКБ-10 насчитывает не три, а четыре степени отсталости интеллекта у детей:

  • лёгкая дебильность — уровень IQ от 50 до 69 пунктов;
  • умеренная имбецильность — уровень IQ от 35 до 49 пунктов;
  • тяжёлая имбецильность — уровень IQ от 20 до 34 пунктов;
  • глубокая идиотия — уровень IQ менее 20 пунктов.

К сожалению, умственная отсталость у детей никак не лечится. Иногда, если нет особых противопоказаний, врачи назначают стимулирующие лекарства, однако эффект от такой терапии возможен лишь в границах биологических возможностей каждого отдельного ребёнка. Поэтому процесс развития и адаптация в социуме интеллектуально отсталых детей почти зависит от верно подобранной системы коррекции, обучения и воспитания.

Причины

Интеллект всегда формируется генетикой и факторами среды. Дети, у родственников которых имеется отсталость интеллекта, уже изначально подвергаются большому риску возникновения целого ряда нарушений психики. Исключительно генетическими причинами обуславливается более 50 процентов случаев тяжёлой умственной недостаточности. Но только генетические причины нарушения интеллекта встречаются редко. В восьмидесяти процентах всех случаев достоверно причину нарушения достоверно определить не удается.

Возможные причины детской отсталости в интеллектуальном развитии:

  1. Генетические нервные и метаболические заболевания (кретинизм, фенилкетонурия), хромосомные аномалии;
  2. Поражение плода в утробе матери — врождённые инфекции (цитомегаловирус, краснуха, ВИЧ), воздействие токсинов и наркотиков (алкогольный синдром), некоторые медикаментозные средства (антиконвульсанты), химиотерапия, радиация;
  3. Сильная недоношенность плода;
  4. Нарушения родового процесса (наложение щипцов, асфиксии, многоплодная беременность, родовая травма);
  5. Гипоксия мозга, травмы головы, инфекции, поражающие ЦНС (нейроэнцефалопатия);
  6. Психическая и эмоциональная депривация, соц-пед. запущенность, недостаточное питание.
  7. Умственная недостаточность неясной этиологии.

Симптоматика

Первичные проявления умственной недостаточности у детей обычно включают в себя такие симптомы и признаки как: отставание интеллекта, инфантильное поведение, недостаточные навыки по самообслуживанию. Такое отставание становится очень заметным к дошкольному возрасту. Однако при лёгкой умственной отсталости такие симптомы могут не проявиться до школьного возраста.

Намного раньше отсталость интеллекта диагностируется при наличии умеренной и тяжёлой степени этого нарушения, а также тогда, когда отсталость умственного развития сочетается с дефектами развития и физическими пороками. Среди детей дошкольного возраста явным признаком является наличие сниженного уровня IQ в сочетании с ограниченностью проявления адаптивных навыков поведения. Хотя индивидуальные особенности этого нарушения могут меняться, чаще у детей с недостаточностью интеллекта отмечается скорее постепенный прогресс, а не полная остановка развития.

Иногда эти дети, помимо задержки развития интеллекта, страдают ДЦП либо иными двигательными нарушениями. Помимо этого, у таких детей часто наблюдается потеря слуха, задержка развития речи. Эти сенсорные и двигательные расстройства являются не причинами умственной недостаточности, а скорее её следствием. По мере развития у ряда детей развиваются признаки тревоги или же депрессии, когда их отвергают сверстники, а также когда их волнует осознание своей ущербности своего отличия от окружающих людей. Существуют инклюзивные программы, позволяющие включать интеллектуально отсталых детей в школьное обучение и полноценное общение. Эти программы не только способствуют интеграции в социум, но и минимизируют отрицательные эмоциональные реакции.

Самой частой причиной обращения к врачам родителей детей с нарушенным интеллектуальным развитием являются поведенческие проблемы. Детские поведенческие нарушения при отсталости интеллекта обычно носят ситуационный характер, всегда можно найти то, что провоцирует такое поведение.

Примером таких провокационных факторов могут быть социально безответственное поведение, плохая дисциплина, нарушение коммуникации, поощрение неправильного поведения. Помимо этих факторов, на поведение умственно отсталых детей может сильно влиять дискомфорт, возникающий вследствие физических нарушений и психических расстройств. При пребывании маленького пациента на стационарном лечении дополнительным негативным фактором становится недостаток двигательной активности.

Широко известна классификация умственной недостаточности детей, предложенная детским психиатром Е. И. Богдановой. Диагнозу «Отсталость интеллекта» обязательно должны соответствовать такие симптомы:

  1. Низкий либо ниже среднего интеллектуальный уровень;
  2. Системное недоразвитие речевых навыков;
  3. Некритичное, конкретное мышление;
  4. Некоторые нарушения восприятия;
  5. Разнообразные нарушения внимания;
  6. Плохая продуктивность памяти;
  7. Нарушение эмоционально-волевой сферы;
  8. Недоразвитие всех интересов.

Диагностика

Подтверждение диагноза интеллектуальной отсталости определяет всю дальнейшую жизнь, поэтому обследование надо проводить очень тщательно. Психическая задержка явно очевидна в том возрасте, когда ребёнок обучается рече-двигательными навыками. Обычно такое обучение происходит к третьему году жизни. Умственно неполноценные дети позже начинают держать головку, позднее учатся сидеть, ползать, гулить и лепетать. У них также отмечается позднее произнесение фраз и слов. Эмоциональная реакция умственно отсталых детей очень импульсивна, они обычно впадают в крайности, все их побуждения обычно примитивны или бесцельны. Конкретное мышление всегда и везде преобладает у них над абстрактным.

При любом подозрении на отставание интеллекта у детей, психиатры или психологи оценивают их психологическое развитие, а также уровень интеллекта. Стандартные тесты на интеллект могут с достаточной долей вероятности диагностировать интеллектуальные способности, но первичный результат всегда надо подвергать сомнению, поскольку надо всегда учитывать вероятность ошибки. На выполнение тестов влияют заболевания, двигательные либо сенсорные расстройства, культурные и расовые отличия, языковой барьер.

Родители и сами могут провести тестирование психического развития своего ребёнка посредством тестов, используя специальные опросники для родителей. Однако стандартизованные тесты определения интеллекта могут проводиться лишь квалифицированным психотерапевтом. Оценку развития психики желательно проводить при первых же подозрениях.

Помимо стандартизированных тестов на развитие интеллекта, существуют общие указания по диагностике, которые опираются на такие симптомы:

Умственная недостаточность —  задержка либо недостаточное развитие психики, для которого характерно нарушение интеллектуальных способностей общего уровня.

Наличие других болезней —  умственная отсталость у детей может сочетаться с любым соматическим либо психическим расстройством.

Адаптивное поведение — всегда является нарушенным, однако в ситуациях хорошей социальной поддержки нарушения у детей могут быть неявными.

Коэффициент IQ — всегда должен учитывать культурные особенности.

В раннем возрасте проводится ещё оценка зрения и слуха детей, а также специальное обследование на интоксикации.

Дифференциация

Определённые трудности в диагностике детской умственной отсталости возникают при её дифференциации от некоторых других заболеваний психики.

Одним из таких заболеваний является ранняя шизофрения. У детей, которые больны ранней шизофренией, в отличие от олигофренов, задержка в развитии носит фрагментарный характер. Помимо этого, у шизофреников обнаруживается целый ряд несвойственных олигофренам признаков — извращённое фантазирование, симптомы кататонии, аутизм.

Так же олигофрению надо дифференцировать от детской деменции, которая является приобретённой формой детского слабоумия. При деменции присутствует разнообразие эмоций, довольно развитая лексика, а также склонность к абстрагированию.

Детская умственная отсталость в лёгкой степени обычно является причиной трудностей при школьном обучении, особенно если учебная неуспеваемость сочетается с поведенческими нарушениями. Благодаря современным инклюзивным программам образования, подобные дети могут весьма неплохо обучаться в обычной школе, а в дальнейшем жить полноценной жизнью.

odepressii.ru


Смотрите также