Что должен уметь ребенок в месяц


Что должен уметь ребенок в 1 месяц

Первый месяц жизни для маленького человечка очень важный этап. Он считается одним из сложных не только в педиатрии, но и для родителей. Потому новоиспеченные мамы и папы часто задаются вопросом, что должен уметь ребенок в 1 месяц? Особых навыков у малыша не наблюдается, но этот период не повод упускать занятия и учитывать много важных моментов.

В первые четыре недели у ребенка происходит психомоторное, эмоциональное и физическое развитие. Все эти элементы пока находятся на примитивном уровне. В течение 1 месяца после рождения необходимо соблюдать не только режим дня, но и правила гигиены, а также совокупность других действий.

Физиологические особенности новорожденного

Изначально, человек рождается с целым комплексом условных рефлексов, которые забываются им к концу первого года жизни. Новорожденный ребенок в первый месяц адаптируется к окружающей среде. Особенно этот момент важен в первые четыре дня.

Однако сразу же после рождения он хаотично, но активно двигает конечностями. В спокойном состоянии его ручки находятся в согнутом положении и прижаты к телу. При этом ладошки сжаты в кулачок. Когда малыш спит, то ладошки разжимаются. Ножки же разведены и постоянно подтягиваются к животику. У него еще свежи воспоминания нахождения в утробе.

При положении лежа на спине, его голова повернута либо вправо, либо влево. Держать головку ровно он научится только ко второму месяцу жизни, и то ненадолго, всего лишь секунд на десять. У малыша присутствует рефлекс. Если взять его за голову, то ножки попеременно начинают двигаться. Физическое развитие обусловлено прибавлением веса в первый месяц и роста. Существуют усредненные показатели.

Девочки:

Вес – 3,6 -4,5 килограмм. Рост – 50 – 56 сантиметров.

Мальчики:

Вес – 3,6 – 5 килограмм. Рост – 51 – 56,5 сантиметров.

Нет повода для беспокойства, если ребенок не добрал в весе и росте. Здесь играют большую роль гены. Если малыш имеет невысоких родителей, то и его рост будет средним или ниже того.

В среднем ляльки в этот месяц прибавляют по 100-150 грамм в неделю. Однако в первую неделю они могут потерять до 10 процентов своего веса, из организма уходит жидкость. Ее потеря восстанавливается маминым молоком. Ко второму месяцу его вес увеличить от 400 до 600 грамм.

Адаптационный период также обусловлен своеобразной перестройкой внутренних органов на стандартный режим. Будучи в утробе, малыш получал все необходимое через плаценту. В течение нескольких дней кровяные тельца, «внутриутробные снабженцы» постепенно разрушаются. Видоизменению подвергается и желудочно-кишечный тракт. Потому нередко у них случаются колики.

В первые два дня малыши получают прививки. Вакцинацию повторяют по намеченному, утвержденному  плану.

Психомоторные навыки

Психомоторные навыки ребенка в 1 месяц  выражены в реакциях. Существует семь основных, естественных рефлекса:

  • Поисковый. Прикасаясь к уголку рта малыша не трудно заметить, как он, буквально моментально, начинает кривить губки и поворачивать голову в поисках маминой груди. Если продолжить тревожить ротик более глубоко, то малыш выразит недовольство и будет пытаться увернуться.
  • Если провести по губам пустышкой или пальцем, то тем самым пробудится сосательный рефлекс, функционирующий и как добыча пропитания, и как успокоительное. Данный рефлекс сохраняется на протяжении первого года жизни.
  • Хватательный рефлекс. Положив пальцы в ладошку, можно почувствовать, как ребенок крепко схватится за них и крепко сожмет ладошки.
  • Если надавить на серединку ладошки, то сработает ладонно-ротовой рефлекс. Малыш приоткрывает ротик.
  • Защита, как способ выжить. Если положить грудничка на животик, то он автоматически повернет голову на бок. Ребенку в здоровом состоянии, ночью не страшно спать на животе, он не задохнется.
  • Имитация ходьбы. Проверить данный рефлекс можно, взяв ребенка на руки. При этом его стопы должны слегка качаться твердой поверхности. Он начнет попеременно двигать ногами, напоминая ходьбу. Нужно обратить внимание на то, что ноги должны чередоваться. Если малыш выполняет такие движения только одной ножкой, то следует проконсультироваться с педиатром.
  • Несмотря на то что малыши начинают ползать значительно позже, и то не все, рефлекс этот врожденный. Выложив кроху на животик и прикоснувшись к его стопам, можно увидеть, как он пытается ползти.

Примерно, с третьей недели грудничок пытается копировать мамину мимику. На уровне интуиции новорожденный хорошо чувствует эмоциональное состояние мамы и папы. Если они раздражены, то и кроха начнет капризничать.

У него также развиты органы чувств, осязание, обоняние вкусовые рецепторы. Он безошибочно распознает маму по запаху и откликается на любое прикосновение. Именно эти рецепторы работаю в совершенстве в первый месяц жизни. Специалисты предполагают, что вкусовые рецепторы развиваются еще внутри утробы.

Чуть хуже у малыша развиты органы зрения и слуха. Зрение развивается постепенно, а на первых порах он видит все только в черно-белом цвете. Затем, он начинает отличать красный и желтый цвет. За то он способен разглядеть полоски как вертикальные, так и горизонтальные и клетку. Основные цвета он научится различать только к пяти месяцам.

Что он еще умеет делать? Находить источник звука даже, если он один в комнате. Он безошибочно сможет отличить мамин голос от других. Ребенку с первых дней нужно ставить разнообразную музыку, читать сказки, петь песенки, учитывая, что малыши этого возраста предпочитают высокие тона. Особенно выручают мам аудиокниги с детскими сказками, когда имеются неотложные дела, а ребенок находится один в своей кроватке.

Насколько развиты эмоции?

У месячного малыша довольно скудный набор эмоций. Осознанно улыбаться он научится только ко второму месяцу. Его взаимодействие с окружающим происходит при помощи передачи звуков, двигательной активности, гримас. По сути, это коммуникативные навыки, характерные для ребенка в 1 месяц развития:

  1. Грудничок умеет кричать, стоит ему лишь остаться одному или проголодаться, замерзнуть. Крик также может означать боль или образование коликов из-за еще несовершенной работы кишечника.
  2. Что еще будет делать ребенок, если испытывает дискомфорт? Кряхтеть, сопеть, похрюкивая. Обусловлена такая реакция суженными носовыми проходами. Реакция является нормой. 
  3. Малыш быстро успокаивается, если взять его на руки. Потому с детьми этого возраста очень важно тактильное общение. Он ощущает тепло родного тела и успокаивается, чувствуя себя защищенным.
  4. Что умеет ребенок в 1 месяц? Выгибать спинку, тренируя мышцы. У новорожденных первые недели отмечается гипертонус. Это объясняет постоянное сжимание кулачков, а также движения конечностями. Однако выгибание туловища с сопровождением крика и плача может говорить о проблемах невралгического характера. В этом случае без консультации специалиста, не обойтись.

Аспекты грамотного ухода за младенцем

Зная периоды сна и бодрствования, маме будет немного легче распланировать свой день. Первые несколько недель сон малыша в среднем составляет около 20 часов в сутки. В те моменты, когда он не спит, необходимо быть вместе с ним, общаясь, играя, прогуливаясь. Для него это очень важно.

Развить и укрепить его физические навыки помогут водные процедуры, а с применением упражнений можно получить максимальный эффект. Длительность купания на первых порах не должна превышать 15 минут. Затем ее постепенно увеличивают до получаса. Важна и температура воды. Вначале она равна 37 градусам, а затем, каждые четыре дня ее следует понижать на один градус.

Процесс закаливания начинают не раньше трех или даже четырех месяцев. Недоношенных детей начинают купать только спустя неделю при температуре не менее 38 градусов. Температура в ванной должна быть не ниже 25 градусов. Это касается как детей, родившихся в срок, так и тех, кто родился раньше предполагаемого срока.

Гигиена особа важна на любом этапе. Ребенок всегда должен быть сухим. До года, малышей купают каждый день. К ежедневным процедурам относится прочищение глазных и носовых пазух. Необходимо поддерживать чистоту в доме, постоянно проветривая комнату, когда крохи нет в ней.

Прогулки с ребенком можно совершать на десятый день, если температура воздуха на улице не ниже 10 градусов. Длительность первых прогулок составляет 10-20 минут. Не торопясь, их следует увеличить до 2,5 часов в день. Особо хорошо влияет на все органы дневной сон на свежем воздухе. Однако летом, в жару, не стоит выходить с малышом с 11:00 и до 17:00.

Кормление. Основной рацион малыша составляет грудное молоко либо адаптированные смеси. Современная педиатрия призывает молодых мамочек кормить детей по первому их требованию. Другие утверждают, что нужно приучать малыша к кормлению по часам. У каждого, своя правда. Груднички в этом возрасте кушают каждые два или три часа.

Так как вначале желудочек крохи еще совсем мал, то и за раз он выпивает около 9 мл молока. В сутки, в среднем выходит около 100 мл. По мере растяжения желудка, увеличивается и объем. Теперь он выпивает около 200-250 мл молока. В возрасте от десяти дней можно даже рассчитать примерную норму, необходимую малышу для полноценного насыщения. Норма на одно кормления будет равна количество жизненных дней, умноженного на 10.

Для определения, сколько же ребенок съедает за раз, можно взвешивать его до и после кормления. Разница и составит искомый объем. Кроме молочка, малышу нужно давать водички. Если мама боится, что ее чадо потеряет сосательный рефлекс, перестанет брать грудь и приучиться к соске на бутылочке, то можно поить его водичкой через специальную пластиковую ложку (продаются в аптеках).

pups.su

Что должен уметь ребенок в 1 месяц, как развивать ребенка

В первые месяцы младенец быстро увеличивается в размерах, его внутренние органы и системы приспосабливаются к изменившимся внешним условиям. В это время большое количество навыков еще не наблюдается. Каждым родителям необходимо знать, что должен уметь ребенок в 1 месяц.

Рост и развитие ребенка 1 месяца жизни

Ребенок в первый месяц жизни должен увеличиваться в размерах примерно на 1-1,2 см в неделю. Масса должна расти примерно на 250 г за 7 суток. Больше должна стать и окружность головы: нормой считается увеличение примерно на 1,5 см за месяц. Нормой для мальчиков считается длина тела в пределах от 55 до 60 см, масса — от 4,5 до 6 кг. Девочки должны достигать в длину 51-56 см, весить 3,5-4,6 кг.

Ребенок может немного терять вес в первую неделю после родов. Беспокоиться не следует: такое явление — вариант нормы.

Изменения в жизни младенца

Жизнь младенца меняется из-за колебаний окружающей среды. Прежде он находился в жидкой среде в матке женщины, получал питательные вещества и кислород через пуповину. После рождения меняется способ кормления. Организм приспосабливается к новым условиям: дыханию воздухом, перевариванию пищи, изменениям температуры, смене дня и ночи. Когда ребенку исполняется 1 месяц, он много спит, бодрствует не слишком долго.

Важные детские рефлексы

В один месяц должен наблюдаться хватательный рефлекс. Ребенок сжимает кулак, когда к его ладони прикасаются.

Необходимо и наличие сосательного рефлекса: если во рту оказывается материнская грудь, бутылочка или пустышка, младенец начинает активно сосать.

Присутствует рефлекс ползания. Хотя новорожденный еще не способен ползти, при выкладывании на животик он совершает необходимые для такого способа передвижения движения. Присутствует при таком выкладывании и защитный рефлекс: младенец приподнимает голову или поворачивает ее набок. При поддержке взрослого ребенок должен опираться ногами на горизонтальную поверхность: это называют рефлексом опоры.

Отсутствие или недоразвитие любого рефлекса доктора считают признаком нарушений функционирования нервной системы. По степени выраженности отклонения доктор определяет степень тяжести состояния.

При прикосновениях ребенок поворачивает голову, чтобы найти источник действия. В воде совершает плавательные движения.

Что нужно ребенку

Месячный ребенок полностью зависит от взрослых.

Из пищи необходимы только грудное молоко или специальная детская смесь. В воде младенцы не нуждаются, поскольку получают достаточное количество жидкости с пищей. Допаивать необязательно. По возможности следует кормить грудью, поскольку материнское молоко содержит все необходимые для правильного развития ребенка вещества, сбалансировано по составу, безопасно.

Потребность есть и в защите от любых неблагоприятных условий внешней среды: холода, опасностей.

Для правильного развития психоэмоциональной сферы нужны присутствие взрослых, внимание, забота и ласка. Ребенок, ощущающий постоянную близость матери, менее тревожный, реже болеет. В более взрослом возрасте у младенцев, рядом с которыми постоянно находилась мать, лучше развита эмпатия.

Физическое развитие малыша в 1 месяц

У младенцев в течение первого месяца жизни активно меняется функционирование всех систем организма. Развивается пищеварительная, дыхательная, мочевыделительная и прочие системы.

Выглядит ребенок почти как новорожденный: голова все еще остается большой относительно туловища, тело мягкое, покрытое складками. Движения хаотичные, медленные.

Зрение и слух в 1 месяц

У месячных младенцев наблюдается реакция на световые и звуковые раздражители. При резком звуке ребенок в месяц вздрагивает, на голосах взрослых, звуках колыбельной способен сосредоточиться ненадолго. Если мама или папа ласково обращаются к бодрствующему младенцу, он приоткрывает рот.

При ярком свете младенец жмурится. При этом его голова поворачивается в сторону источника освещения. Производятся первые попытки проследить за тем, что видит, если объект движется. Младенец способен зафиксировать взгляд на находящемся в поле зрения предмете, если тот не двигается.

Психическое развитие грудничка на первом месяце

Особенности психического развития индивидуальны. На все, что может беспокоить, ребенок реагирует криком. Находящиеся в тесном контакте с матерью дети более спокойны, реже плачут. Успокаиваются от ласкового материнского голоса, поглаживаний, нахождения у родителей на руках.

Дети пытаются копировать эмоции взрослых уже в 2-3 недели. Поскольку лицевые мышцы еще слабо развиты, выражения их лиц не похожи на взрослые.

Первые достижения: что умеет месячный малыш

Месячный малыш умеет делать немногое. Начинает развиваться речевая функция. Ребенок издает звуки в унисон говорящему. Изредка возможно случайное произношение звуков «к», «г». Младенец нередко прислушивается к речи, но долго сосредоточиваться на ней еще не способен.

Контрастные однотонные цвета хорошо отличает. Лучше реагирует на яркие расцветки: оттенки красного, желтый, белый и черный. Узнает голос, прикосновения и запах того человека, с которым проводит большее количество времени. Если взрослый наклоняется над ребенком, тот внимательно следит за лицом, мимикой, делает попытки повторить увиденное выражение.

Двигательная активность и эмоциональное развитие в 1 месяц

В список того, что умеет ребенок в 1 месяц, входят и первые движения. Характерна хаотичная двигательная активность. Большая часть движений рефлекторная. В воде ребенок выполняет плавательные движения. При выкладывании на живот приподнимает ненадолго голову, поворачивает ее на бок. Пытается ползти, хотя пока и не сдвигается с места.

Реагирует на интонации голосов окружающих. Ласковые выражения успокаивают, крики, злость вызывают тревожность, плач.

Может ли кроха улыбаться

Первые улыбки появляются чаще всего к концу месяца. Однако это происходит не всегда. В случае когда у младенца в месяц пока не получается улыбаться, не следует переживать, если прочие показатели в норме.

Рефлексы здорового малыша 1-го месяца жизни

Наблюдаются рефлексы, часть из которых затем будет утрачена.

Рефлекс Бабинского проявляется разведением пальцев на ноге в стороны с поворотом стопы при прикосновении к боковой поверхности.

К месяцу малыш должен обладать и рефлексом Мора — при резком звуке руки и ноги разводятся в стороны. Если надавить на ладонь, ребенок повернет голову, откроет рот.

Как часто ребенок какает и писает

Нормальная частота мочеиспусканий — 20-25 раз. Но в первые несколько суток ребенок будет писать намного реже. Беспокоиться не стоит: такое явление нормальное. Постепенно это количество будет снижаться.

Какать младенцы начинают чаще всего на 2-3 сутки. Частота дефекаций индивидуальна. Нормой считают до 8-9 раз за сутки у детей, питающихся только материнским молоком. Некоторые дети какают реже, раз в несколько дней, но большим объемом. Если ребенок при этом чувствует себя хорошо, беспокоиться не стоит.

Учащение дефекаций до 10 раз и больше считается тревожным симптомом для ребенка в месяц. Обратиться к врачу нужно и в тех случаях, когда ребенок долго не может покакать и при этом становится тревожным.

Неврологические проблемы в 1 месяц: повод для беспокойства

Нередко обнаруженные в первый месяц ребенка тревожные симптомы через некоторое время исчезают сами. По этой причине нельзя говорить о наличии отклонений на основании единственного осмотра. Установить диагноз можно лишь после нескольких обследований.

Применяют УЗИ, КТ, ЭЭГ, МРТ. Методики помогают выявить отклонения в развитии головного мозга, определить наличие судорог и эпилепсии, исследовать структуру нервной системы младенца.

Как ребенок познает окружающий мир

В течение первого месяца младенец привыкает к новой обстановке. Исследование окружающего мира пока происходит не слишком активно.

Ребенок различает цвета, рассматривает предметы, лица взрослых, пытается следить за двигающимися объектами. Изучение мира происходит и с помощью слуха: младенец прислушивается к окружающим звукам.

Считается, что дети, матери которых постоянно разговаривают с ними, развиваются быстрее, хотя в месяц ребенок еще не понимает значения слов.

Как развиваются органы чувств в этот период

В первые 30 дней жизни младенец различает только сладкий вкус, характерный для грудного молока. Горькое, соленое он пока не различает.

Из цветов отличает яркие, контрастные. К концу месяца зрительно узнает маму. Зрение появляется с первого дня жизни, но у грудничков оно еще недостаточно четкое, резкое: эта функция развивается после рождения, поскольку во время внутриутробного развития необходимости видеть что-либо у ребенка нет.

Слух хуже, чем у взрослых, но присутствует. В первый месяц грудничок еще не умеет определять, откуда исходит звук, но реагирует на резкие звуковые раздражители. Узнает интонации, различает материнский голос, иногда — отцовский.

Кожная чувствительность хорошо выражена, но неравномерна. Лучше всего ребенок ощущает прикосновения к ладоням, ступням, лицу, промежности.

Обоняние развито хорошо. Ребенок по запаху узнает маму. Если наблюдается резкий неприятный аромат, проявляет недовольство, может заплакать. Реакция усиливается при более выраженных обонятельных раздражителях.

Как способствовать развитию

Когда грудничку уже месяц, способствовать развитию помогают постоянные разговоры. Чем больше мама и другие окружающие разговаривают с младенцем, тем быстрее он развивается. Лучше говорить о простых вещах, описывать происходящее и окружающую обстановку, комментировать все процессы. Можно читать книги.

Полезен язык жестов. Не стоит бояться, что речь из-за этого будет развиваться медленнее. Пальчиковая гимнастика тоже принесет пользу, ускорит развитие.

Полезны ежедневные ритуалы. Вводить их следует с младенчества.

Игры в один месяц

Развивать ребенка в 1 месяц можно и с помощью игр. Они должны быть простыми: грудничок может хватать палец взрослого, отталкиваться стопами. Полезны и выкладывания на живот для рефлекторного ползания.

Занятия в воде

Ответ на вопрос о том, можно ли месячному ребенку плавать, положительный. В младенчестве присутствуют плавательные рефлексы. Регулярное нахождение в воде, непродолжительные ныряния способны ускорить развитие. На начальном этапе лучше обратиться к специалисту по грудничковому плаванью, затем можно проводить купания самостоятельно, следуя полученным рекомендациям.

Таблица показателей развития месячного ребенка

Главные умения младенца за первый месяц можно увидеть в таблице.

Удержание головы Способен приподнять голову в положении лежа на животе на время до 5 секунд.
Фиксация взгляда Рассматривает неподвижные предметы. Из движущихся объектов следит за крупными, ярко окрашенными.
Зрение Различает красный, желтый, черный цвета. Способен различить полоски и линии.
Реакция на звук При бодрствовании вздрагивает, замирает при резких звуках. Слишком сильный раздражитель может стать причиной плача.
Гуление Произносит звуки «гу», «га», часто делает это синхронно с речью взрослых.

Если родители думают, что ребенок развивается недостаточно быстро, нужно срочно обратиться к доктору.

Врач либо успокоит маму и папу, либо даст необходимые рекомендации, назначит подходящее лечение.

medru.su

Что должен уметь ребенок в 1 месяц

Главная › Дети от 0 до 1 года

28.08.2018

Первый месяц после рождения сына или дочки пролетает незаметно, но, несмотря на то, чтобы большая часть суток уходит у крохи на сон, он уже учится и осваивает некоторые навыки, чем безмерно радует своих родителей. Маме и папе в этот важный период очень важно научиться понимать и чувствовать своего малыша, а поможет в этом знание того, что должен уметь ребенок в 1 месяц.

Физиология и рефлексы месячного малыша

В первый месяц после рождения детки активно развиваются и только начинают знакомство с окружающим миром. Родителям не стоит переживать из-за того, что малыш за первые дни может несколько потерять в весе – это связано с тем, что в организме новорождённого находится излишняя жидкость, от которой он и избавляется. Но, спустя пару недель он уже достигает веса при появлении на свет, а затем следует и прирост показателей – примерно на 30 г вдень, так что к месяцу карапуз весит от 3,4 до 4,5 кг. В длину тело детей в этом возрасте может достигать 50-54 см.

За месяц происходит ряд изменений в детском организме, который активно перестраивается, адаптируясь к иным условиям после длительного внутриутробного пребывания:

  • постепенно разрушаются кровяные клетки с типом гемоглобина плода, по причине этого изменяется и работа кровеносной системы;
  • пищеварение приспосабливается к другому типу питания;
  • начинают самостоятельно функционировать дыхательная и гормональная система;
  • происходит формирование иммунитета малыша, вследствие проникновения в организм различных бактерий.

Поскольку малыш рождается со сформированным зрением, органами слуха, способностью к тактильным ощущениям, поступающая извне информация заставляет интенсивно совершенствоваться его мозг, нервную систему. Благодаря этому, малыш начинает двигаться и управлять, хоть и не вполне осознанно, разными частями своего тела.

Важную роль в этом играют и заложенные у новорождённого рефлексы:

  • сосательный, позволяющий ему питаться грудным молоком;
  • опоры и ходьбы, сказывающийся в сгибании суставов;
  • поисковый, который проявляется в открывании рта и наклонении головки ребёнка, при нажатии на центр его нижней губы при кормлении.

Есть и другие рефлекторные действия карапуза, способствующие развитию функции нервной системы и все они должны у него присутствовать, что является вполне нормальным.

Одним словом, развитие ребенка в 1 месяц, идёт полным ходом, и родителям нужно фиксировать все достижения малыша, а также их отсутствие, чтобы не пропустить нежелательных нарушений.

От правильного развития ребёнка в первые и последующие месяцы после появления на свет зависит дальнейшее полноценное формирование органов и жизненных систем младенца.

Есть определённые критерии, по которым можно судить о темпе его роста. Конечно же, это первые навыки грудничка:

  • малыш потихоньку учится держать головку, лёжа на животике, и пусть это длится всего несколько секунд, он уже не падает личиком в пелёнку;
  • дитя совершает непроизвольные движения ручками и ножками, может прогибать спинку, приподнимать ягодицы, но надо понимать, что пока эти действия неосознанные;
  • детишки начинают издавать свои первые самостоятельные звуки – они напоминают бульканье, но уже не похожи на «уаа» новорождённого, это первичные зачатки речи;
  • из-за развития слухового аппарата дети уже могут воспринимать звуки, прислушиваться к голосам родителей, в это время, желательно, оградить их от резких и громких звуков;
  • развиваются тактильные ощущения карапуза, поэтому он уже способен положительно реагировать на объятия матери и её нежные прикосновения;
  • в месяц малыши начинают привыкать к определённому распорядку дня, поэтому могут просыпаться, когда приходит время кормления и засыпать в отведённые для этого часы;
  • тело младенца становится расслабленным, а движения более естественными, так как снижается тонус в сгибательных мышцах;
  • фиксация взгляда крохи также происходит лишь на какое-то мгновение, но постепенно ребёнок делает это всё более уверенно и долго, причём может следить глазками за движущимися объектами;
  • к месяцу дети уже способны различать четыре цвета – жёлтый, красный, чёрный и белый, а также отдельные линии и клетки.

Вступая в зрительный контакт с мамой, грудничок явно получает удовольствие, и на его личике уже можно увидеть осмысленную улыбку – наверное, это самое приятное умение, которое постигает младенец в первый месяц жизни. До этого родители уже успевали заметить первые улыбки своего чада – сначала во сне, потом после купания, и вот, наконец, вполне осознанное проявление чувств, связанное с простой радостью при виде лица самого близкого человека.

Это подтверждает, что в месячном возрасте малыши уже умеют узнавать маму по виду, голосу, запаху, они прекрасно понимают, когда до них дотрагивается материнская рука.

Что нужно уметь в 1 месяц девочке, спрашивают некоторые родители. При постоянном общении с мамой, малышка уже вполне умеет «агукать», издавать другие звуки, даже показывать язычок, повторяя за родительницей.

Таким же поведением отличается и мальчик, уметь в 1 месяц он может «гулить», но при этом причмокивать, кряхтеть и звонко кричать, такими способами разрабатывая свои голосовые связки.

Зная, что должен уметь ребенок в 1 месяц, родители должны помогать малышу совершенствовать свои органы чувств, а для этого необходимы развивающие занятия.

Что должен уметь ребенок в 1 месяц: видео

Что необходимо для развития ребёнка в один месяц

Для маленького ребёнка важно создание благоприятных условий для дальнейшего развития, и это, прежде всего, атмосфера в доме, которая должна быть спокойной и доброжелательной. Поскольку малыш воспринимает внешний мир органами чувств, то ему доступное и понимание эмоционального состояния домочадцев. Когда в семье тёплые, душевные отношения, мир и обстановка тихой радости, это помогает крохе почувствовать себя в полной безопасности.

Разумеется, для развивающих упражнений и игр времени не так много, ведь малыш всё время спит, а моменты активного бодрствования ещё очень кратковременны. Но при правильном распорядке дня всегда можно найти 20-30 минут для того, чтобы пообщаться с малюткой и помочь ему в совершенствовании основных навыков. Рассмотрим, какие упражнения помогут ребёнку быстрее адаптироваться в новой среде.

Для стимуляции зрительной, слуховой функции, улучшения тактильного восприятия можно:

  1. Взять большую яркую игрушку, держа на расстоянии 60-70 см от личика крохи, подождать, когда она привлечёт его внимание и очень медленно отвести в сторону, постаравшись, чтобы взгляд младенца не отрывался от предмета. Можно приближать и отодвигать вещь, но чтобы она находилась в поле зрения малыша в течение двух минут.
  2. Каждый день на протяжении 10 минут ребёнку можно негромко включать спокойную, мелодичную классическую музыку, также подойдут отдельные записи некоторых музыкальных инструментов, звучащих нежно и в мажорном ладе. К выбору нужно подходить очень ответственно, ведь это будет первая услышанная малышом музыка в его жизни. После маминого голоса ему будет приятно услышать звуки арфы, флейты, фортепиано. Перед сном можно прослушивать произведения Шопена или Моцарта, утром во время бодрствования – танцевальные мелодии.
  3. Игрушки, которые будут способствовать развитию слуха и осязания – музыкальные мобили (карусели), погремушки с негромким звуком, подвески на кроватку со звуковым и световым сопровождением. Мобили считаются наиболее предпочтительными для этого возраста, так как они помогают детям концентрировать своё зрение и внимание на отдельных объектах, учат различать звуковые частоты. Одновременно с этим, ребёнок развлекается и находится в хорошем настроении.

Понимая, что должен уметь делать месячный малыш, и памятуя о том, что хватательный и сосательный рефлекс у него сильно развит, имеет смысл купить ребёнку несколько погремушек из материалов разной текстуры, а также книжку для самых маленьких с музыкальными страничками. Резиновые и латексные игрушки-пищалки в виде животных тоже не оставят его равнодушным. Конечно, все эти вещи должны быть выполнены из натурального материала, к тому же, они понадобятся ребёнку чуть позже, когда у него начнут резаться зубки.

Чтобы постепенно укреплять малыша физически, предусмотрены следующие упражнения:

  1. Младенца кладут на животик, показывают ему яркий предмет и, не торопясь, поднимают его выше и выше. Ребёнку поневоле приходится тренировать мышцы шеи, чтобы поднять головку. Для этого же кроху кладут вниз лицом к себе на живот и начинают с ним разговаривать, обращаясь по имени.
  2. Чтобы развивать ножки и ручки малютки, ребёнка берут за руки, поднимают их, осторожно опускают, складывают на груди. Ножками малыш должен делать крутящие движения, имитирующие велосипедную езду.
  3. Купание не только доставит ребёнку удовольствие, но будет положительно влиять на его физическое состояние. Мама может купаться вместе с малышом, положив его к себе на грудь спинкой, держа одной рукой, а другой показывая различные игрушки. Можно учить малыша держаться на воде, поддерживая на руках и покачивая.

Также для нормального кровообращения и снижения гипертонуса месячным детям делают массаж, сгибают и разгибают им ручки и ножки – обычно, эти процедуры проводятся перед купанием или после него.

Понимая, что должен уметь ребенок в 1 месяц, родители могут стимулировать малыша к освоению новых умений, увлекая его интересными игрушками, музыкой или интересными действиями, но самое главное, что во время этих занятий происходит непосредственное общение крохи с мамой, в которой он нуждается более всего.

Что должен уметь ребенок в 1 месяц Ссылка на основную публикацию

7ya-mama.ru

Что должен уметь ребенок в 1 месяц: ключевые навыки

Период новорожденности длится ровно 28 дней, за это время организм малыша адаптируется к условиям внеутробной жизни. Особую значимость в этот период обретают рефлексы ребенка. Подобное объясняется тем, что новорожденный не имеет пока еще множества навыков и о нем заботится сама природа. Родителям важно знать, что ребенок в возрасте 1 месяца должен уметь, чтобы заметить патологию, выявить причины и обеспечить своевременную коррекцию развития.

Рефлексы новорожденного

Существует 2 вида рефлексов, и их следует различать:

  1. Безусловные — преобладают у новорожденного, так как заложены природой «по умолчанию». С течением времени некоторые из них исчезают, а им на смену приходят другие, называемые условными. На всю жизнь остаются глотательный, роговичный (смыкание век при касании роговицы) и сухожильный (при постукивании по сухожилию мышцы сокращаются).
  2. Условные представляют собой результат созревания мозга и развития грудничка.

Безусловные рефлексы необходимы новорожденному для приспособления к новым условиям жизни вне материнского организма. Именно по ним судят о том, насколько развита нервная система, ослабление или отсутствие некоторых реакций — сигнал для врача о неблагополучии. Полное отсутствие рефлексов — серьезный повод для немедленной реанимации ребенка.

Функции безусловных рефлексов:

  • защитная;
  • для замены условными в более старшем возрасте;
  • обеспечение нормальной жизни малыша во внешней среде (спинальный, глотательный, сосательный, дыхательный).

Безусловные рефлексы начинают угасать, когда ребенку исполняется третья-четвертая неделя, при этом движения становятся менее импульсивными и более целенаправленными.

Фиксирование и перемещение взгляда

Новорожденный близорук, лучше всего он видит лица и предметы на расстоянии 20—25 сантиметров, если расстояние больше, то объекты выглядят для него размытыми. При этом рассматривать склонившиеся над кроваткой человеческие лица малышу первого месяца жизни нравится гораздо больше, чем неодушевленные предметы.

Глаза малышей в этом возрасте особенно чувствительны к яркому свету, потому они их охотнее открывают при слабом освещении.

На ярком, движущемся предмете младенец начинает фиксировать взгляд в возрасте 2—3 недель. Глазки у ребенка могут слегка косить, он их может закатывать, в первый месяц жизни это является нормальным, так как происходит настройка органов зрения. Со временем мышцы глазных яблок становятся крепче. Обратиться к врачу по поводу косоглазия целесообразно, если оно не прошло к третьему месяцу.

Совет Давайте малышу рассматривать человеческие лица, движения, яркие цвета, контрастные узоры — это новорожденным нравится больше всего. Черно-белые изображения и игрушки заинтересуют ребенка на более продолжительное время, нежели фотографии, картинки или предметы с большим количеством похожих цветов.

В возрасте 1 месяца малыш уже должен уметь фиксировать взгляд на погремушке и провожать ее глазками влево или вправо на расстояние до 45 градусов. Чтобы проверить этот навык, положите ребенка на спину и поместите игрушку в 15—20 сантиметрах от его лица. Подождите, пока малыш зафиксирует взгляд на предмете, после чего медленно перемещайте игрушку вправо и влево.

Слух

У новорожденных слух не очень развит, но, если ребенку 1 месяц, он уже начинает поворачивать голову в ту сторону, откуда слышна человеческая речь. Малышу нравятся голоса родных, которые он слышал, еще находясь в утробе, причем предпочтение отдается высоким тональностям.

Ближе к концу первого месяца ребенок реагирует не только на резкие и громкие звуки, он начинает прислушиваться к сигналам автомобилей за окном, шуму воды, тиканью часов.

Обоняние и вкус

Дети в возрасте до одного месяца ощущают запах и вкус, они предпочитают сладкое горькому. Новорожденный будет сосать из бутылочки подслащенную воду, но если дать ему что-то с кислым или горьким вкусом — он отвернется и заплачет.

Подобной будет реакция и на неприятные для ребенка запахи — он попытается отвернуться от его источника.

Совет Имеются сведения о том, что если мама ест чеснок, лук или пряности,  то молоко изменяет вкус и ребенок может отказаться от груди. Это происходит при употреблении большого количества пряностей.

Развитие памяти

У новорожденных детей в тканях мозга имеется огромное число нейронов, многие из которых отмирают с течением времени. Объем мозга уменьшается до трехлетнего возраста из-за того, что нейроны не участвуют в процессе умственной деятельности в этот период.

Многие специалисты уверены, что если нейроны нагрузить работой, то они останутся действующими. Включить их в работу помогут простые, но эффективные способы. Должна быть создана богатая впечатлениями среда, окружающая малыша. Ощущения, действия, цвета и звуки, которые будет замечать младенец, окажут стимулирующее действие на деятельность мозга, что благоприятно отразится на формировании памяти и интеллекта.

Память у ребенка развивается в несколько этапов:

  1. С 12 недели, находясь внутри утробы мамы, плод слышит и различает звуки.
  2. В первую неделю новорожденный привыкает к режиму дня, начинает узнавать запахи и звуки, предшествующие кормлению, например, запах молока, шум воды или стук ложки по горлышку бутылочки.
  3. Месячный малыш выучивает голоса мамы, папы и других членов семьи.

Поворачивание головы

Когда здоровый малыш лежит на животе он поворачивает голову вбок. Если источник света находится только с одной стороны, то преимущественно в его сторону. Он даже в состоянии приподнять на мгновение головку в таком положении. При сильном рывке голова может удерживаться на средней линии в течение 1—2 секунд. Угол между кроваткой и лицом при этом составляет приблизительно 20—30 градусов.

К концу первого месяца жизни ребенок уже в состоянии высоко держать голову, лежа на животе, как минимум три секунды.

В положении лежа на спине голова новорожденного в основном находится в среднем положении, ребенок поворачивает ее вправо или влево. При этом положение головы асимметрично. К концу первого месяца жизни голова больше не поворачивается из среднего положения в стороны и все чаще как минимум на десять секунд остается посередине.

Первые «агу»

К концу первого месяца ребенок в положении лежа на спине с немного приоткрытым ротиком издает звуки, похожие на что-то среднее между «э» и «а». Время от времени эти звуки соединяются с «х» и «г», в результате чего получается «хэ-е», «гэ-е» либо «эхе-е», «эге-е».

Важнейший процесс формирования речи — агуканье. Специально обучить ребенка гулению невозможно, но использование определенных приемов позволит помочь грудничку быстрее начать общение с миром вокруг:

  1. С ребенком нужно постоянно, мягко и ласково разговаривать. Речь не должна сопровождаться резкими эмоциональными всплесками, это должно быть описание и объяснение ваших действий.
  2. Следует повторять за ребенком произнесенные им звуки и добавлять новые, простые. Груднички практически всегда пытаются повторить, произнесенное взрослым. Между мамой и ребенком должен установиться диалог «агу», сопровождающийся улыбкой.
  3. На ладошках малыша находятся акупунктурные точки, которые связаны с участками мозга, отвечающими за развитие речи, поэтому необходимо нежно массировать и поглаживать их. Кроме того, пальчиковые игры в сочетании с массажем ладошек способствуют развитию мелкой моторики и речи.

Если малыш не начал «агукать» к концу первого месяца, волноваться не стоит, так как у каждого ребенка индивидуальный темп развития. Некоторые дети в возрасте трех недель пытаются сказать первое «агу», другие, молчуны от природы, обрадуют родителей звуками в возрасте старше одного месяца.

Случается, что грудничок стал агукать, а потом замолчал. Подобное может быть связано с тем, что он готовится освоить новые речевые навыки. Гуление вернется через некоторое время и будет дополнено смехом в голос, визжанием, пищанием. В некоторых случаях прекращение агуканья происходит по причине стресса или плохого самочувствия малыша.

К педиатру целесообразно обратиться, если ребенку исполнилось 3 месяца, а он до сих пор молчит – не агукает и не гулит, в первую очередь рекомендуется проверить слух ребенка.

Плач — единственный способ общения

Новорожденный кричит во все горло в любом положении, если чувствует боль, голод, холод. Крик при этом имеет характер носового и «сдавленного». Малыш должен успокоиться, когда мама берет его на руки, так как ощущает контакт с теплой кожей. Плач прекращается в этом случае, если его причина не голод и не боль.

К концу первого месяца жизни младенец при виде заговаривающего с ним человека, тотчас на мгновение прекращает двигаться. Это естественная реакция на человеческое лицо.

Совет Чтобы малыш гармонично развивался сразу после рождения и в первые несколько месяцев, следует незамедлительно реагировать на его плач. Дети в таком возрасте еще не капризничают и начинают плакать, только если чувствуют дискомфорт или боль.

Что умеет малыш к одному месяцу

Когда ребенку исполняется 1 месяц, в норме у него появляются следующие умения:

  1. Поворачивает голову в ту сторону, откуда доносятся звуки и голоса родителей. Если слышит резкий громкий звук, то замирает, начинает часто моргать и может заплакать.
  2. Плачем сообщает о необходимости смены пеленок, дискомфорте, голоде или желании, чтобы его взяли на руки. Как только желание удовлетворено, грудничок перестает плакать.
  3. Голос и прикосновения родителей действуют на младенца успокаивающе.
  4. Смотрит на человеческие лица и следит за их выражением. Может улыбаться в ответ на разговор взрослого.
  5. Появляется «агуканье». Первые звуки, которые начинает издавать младенец, похожи на «гы», «га», «гу», потому его «речь» и получила такое название.
  6. К концу первого месяца жизни малыш, лежа на животе, может поднять голову и удерживать ее примерно три-пять секунд.

Совет Важно незамедлительно реагировать на плач месячного малыша, однако не следует сразу хватать его на руки. Проверьте, что может беспокоить малыша и причинять ему дискомфорт. И убедившись, что малыш не мокрый, не замерз или ему не жарко, что он не голоден, поговорите с ребенком успокаивающе, погладьте по спинке, ручкам, голове, покажите любимую игрушку.

Рекомендации по правильному уходу и физическому развитию

Чтобы развитие ребенка в 1 месяц было нормальным и гармоничным, ему требуется соответствующий уход, который предполагает:

  1. Тщательную обработку пуповины: покраснений и припухлостей в этом месте быть не должно. Ближе ко второй неделе пупок окончательно заживает.
  2. Роднички нужно мыть при каждом купании. Маленький родничок исчезнет к трехмесячному возрасту, большой — к полутора годам (18 месяцам).
  3. Если во время плача появляются выпячивания в районе пупка, паха или мошонки (у мальчиков), то это указывает на грыжу. Необходимо обратиться к хирургу. Скорее всего, он пропишет регулярный (5–10 раз в день) массаж (круговые движения ладонью по часовой стрелке). В более серьезных случаях наклеивают пластырь с «корсетом».
  4. Для укрепления мышц и для обеспечения полноценного физического развития ребенку необходим десятиминутный массаж как минимум через 30 минут после кормления. Процедура заключается в поглаживании всего тела грудничка теплыми руками.
  5. Кал и моча могут спровоцировать возникновение покраснений на коже. По этой причине нужно тщательно следить за кожными покровами, подбирать мягкие подгузники, регулярно их менять, дополнять уход детским кремом. Летом желательно заменить подгузники на марлевые или вовсе от них отказаться, вместо протирания влажной салфеткой ополаскивать теплой кипяченой водой (в идеале) либо проточной, под краном.
  6. Девочек следует подмывать исключительно спереди назад, делать это необходимо после каждой смены пеленок или подгузника. Для мальчиков направление подмывания не имеет такого значения. Купать новорожденных необходимо каждый день.

razvivashka.online


Смотрите также