Бумага для пастели


Бумага для пастели: особенности выбора

Никакие потрясающие художественные умения не позволят создать шедевр, если для этого нет необходимых условий. В процессе рисования важны малейшие детали, а уж рисовальные принадлежности, среди которых и бумага, играют определяющую роль.

Пастель долгое время не воспринималась серьезными художниками в качестве инструмента для настоящего творчества – они использовали ее исключительно для наброски эскизов. Сегодня это вещество получило широчайшее распространение среди любителей рисования благодаря многообразию разновидностей, красивым и насыщенным цветам, а также – благодаря удобству изображения.

Пастельные мелки очень удобны и для маленьких детей, поскольку те не всегда могут правильно держать в руках карандаш или кисть, но при помощи мелка, пишущего со всех сторон, уже способны рисовать осмысленные вещи. Однако без правильно подобранной бумаги даже самый хороший мелок окажется разочарованием для родителей и ребенка.

Бумага для пастели по своему составу мало отличается от других разновидностей этого же материала, но вот другие ее характеристики определяют узкую ориентированность именно на мелки. Для того чтобы правильно выбрать пастельную бумагу, нужно немного больше понимать свойства мелков.

В первую очередь мелок – вещество сухое и сыпучее. В отличие от красок его следы не впитываются в бумагу, оставаясь только на ее поверхности. Существуют и более мягкие разновидности, в которых связующим веществом выступает масло. Его там довольно много, и оно способно довольно уверенно обеспечивать сцепление с основой, однако для маленьких детей его покупают сравнительно редко из-за высокой маркости подобного подарка.

Получается что нужно каким-то образом повысить сцепление пигмента с основой, и сделать это призвана именно бумага. Гладких разновидностей бумажной продукции для пастели не существует – она бывает исключительно фактурной. В качестве альтернативы иногда допускается также использование акварельной бумаги.

Логично, что пастельная бумага должна обладать довольно высокой плотностью. Если мелок относится к сухому типу, то довольно резкие движения им могут повредить слишком тонкую основу. Что же касается масляных составов, то они априори требуют достаточно плотного основания, чтобы не протекать через него.

Нельзя забывать и о том, что при рисовании пастелью нередко используется техника растушевки, которая тоже выдвигает требования касательно высокой плотности холста.

Наконец, в отличие от многих других рисовальных инструментов пастельные рисунки лучше смотрятся на бумаге небелого цвета. Основные оттенки, безусловно, выглядят ярче именно на белой основе, однако светлые тона пастели на таком фоне смотрятся крайне блекло. В связи с этим пастельную бумагу обычно тонируют еще в процессе производства.

Новичкам советуют отдавать предпочтение серой и светло-серой бумаге, профессионалы же способны для каждого отдельного рисунка подбирать специальный фон, отталкиваясь от особенностей задуманного.

Современная бумажная промышленность предлагает на выбор художникам огромный ассортимент продукции для каждого отдельного способа рисования, но именно пастельная бумага отличается максимальным многообразием вариантов. Определиться с выбором можно, отталкиваясь сразу от нескольких критериев.

Для детей и новичков пастельная бумага выпускается листами стандартных форматов как поштучно, так и в виде альбомов или блокнотов с отклеивающимися листами. Наиболее распространенным форматом, широко используемым и в общеобразовательных школах, является всем известный А4, однако для серьезных художественных потребностей может понадобиться более крупный размер – например, А3 или даже А2.

Пастельная бумага продается также и в рулонах, привлекая потребителя возможностью сэкономить на оптовой покупке. У такого решения может быть несколько недостатков. В первую очередь нужно уметь резать такой рулон аккуратно и при минимуме бесполезных отходов. Кроме того, порезанная бумага из рулона нередко сохраняет полукруглую форму, что не очень удобно для рисования.

Вопреки тому, что белая бумага считается не самым удачным выбором для пастели, для любителей этой рисовальной принадлежности доступен выбор основ всех возможных цветов. Большой популярностью традиционно пользуются не самые броские цвета: тонированная бумага обычно выпускается черной или в разных оттенках серого.

Цветная бумага также встречается, но цвета ее обычно неброские, чтобы не мешать восприятию собственно рисунка. Расцвеченные альбомы обычно продаются сразу набором разных оттенков.

Профессиональные художники нередко предпочитают не искать лист нужного оттенка, а самостоятельно окрасить его, особенно если в качестве оригинала используется простая белая бумага.

Отдельным моментом при выборе пастельной бумаги является подбор необходимой фактуры, от которой напрямую зависит специфика готового результата. В целом можно выделить четыре основные разновидности фактур.

  • Энгр. Наименее плотная разновидность основ среди всех, что подходят для пастели, – даже акварельная бумага тоньше нее. На поверхности такой основы четко видны объемные линии, представляющие собой сетку, приближенную к квадратикам и прямоугольникам по форме.
  • Ячейки. Более плотная и качественная структура, у которой рельефным элементом оказывается не сетка, разделяющая фрагменты, а сами ячейки. В лучших образцах такие ячейки способствуют более качественному удержанию пигмента на поверхности, а готовый рисунок покрыт мелкими равномерными точками цвета основы, что добавляет шедевру шарма.
  • Наждачная фактура. Сомнительно, что такой бумагой можно было бы шкурить поверхности, однако внешне она выглядит очень похоже на свою абразивную родственницу. На поверхности заметна ярко выраженная зернистость, благодаря которой пигмент прекрасно цепляется за такую бумагу. Эта разновидность обычно считается профессиональной и выпускается только в больших форматах.
  • Бархат. Этот вариант, наоборот, имеет мягкую текстуру, которая достигается сравнительно небольшой густотой волокон в верхнем слое. Между такими свободными волокнами прекрасно удерживается пигмент, поэтому такая разновидность бумаги тоже пользуется большой популярностью. Подобные основы обычно обладают довольно высокой плотностью, поэтому на них можно применять технику растушевывания (в случае отсутствия самого густого ворса). В целом именно бархатная бумага обычно используется для имитации живописи.

Большое разнообразие представленных на рынке видов бумаги для пастели позволяет профессионалам подобрать оптимальное решение, однако неопытных потребителей оно только запутывает. Прежде чем идти в магазин, нужно определиться, для каких именно целей нужна приобретаемая бумага.

Как правило, пастельная бумага продается либо поштучно листами, либо в альбомах. Для ребенка уместнее будет именно последний вариант, поскольку это исключает риск немедленной потери формы в недрах детского портфеля.

При этом следует помнить, что рисовать пастелью проще на отдельном листе, а потому при покупке альбома нужно выбирать тот, который предусматривает легкое выдергивание отдельных листов.

Выбирая набор листов, нельзя не задуматься об их цвете. Наиболее нейтральным решением справедливо считается серая бумага, потому именно ее рекомендуют покупать для детей. Разноцветный набор стоит покупать лишь в том случае, если будущий владелец уже успел неплохо овладеть принципами выбора фона для того или иного рисунка.

Малышу бы больше понравился набор с яркими листами, но для серьезного творчества они подходят мало – нужны нейтральные оттенки, которые хорошо оттеняли бы рисунок, не отвлекая при этом внимание от самого произведения.

Нельзя выбирать бумагу для пастели без оглядки на разновидность самих мелков. Выбор основы для масляной пастели оказывается несколько более простым, поскольку жировая составляющая в ней обеспечивает довольно высокую адгезию. Получается, что масляные мелки не настолько требовательны к фактуре бумаги, но зато им необходима должная толщина, гарантирующая, что холст не промокнет насквозь и не запачкает все вокруг.

Что же касается сухой пастели, то для нее очень важна ярко выраженная фактура – например, те же ячейки или «наждачная» поверхность.

Следует заметить, что отзывы в интернете в данном случае далеко не всегда позволяют составить реальную картину сравнения качества бумаги от разных производителей. Лучшая пастельная основа – у каждого своя. Здесь важно выбрать не так бумагу, как сочетание бумаги с пастелью. Самый лучший холст может быть раскритикован человеком, неправильно подобравшим для него мелки, и точно так же худший вариант основы может заслужить искреннюю похвалу, если потребитель случайно попал в самую точку своим выбором пастели.

Профессионалы наверняка знают, как правильно выбирать холст для различных рисунков, новички-энтузиасты тоже заранее изучили тему, а вот родителям малышей бывает непросто разобраться с тем, как купить хорошую бумагу для пастели. Существует несколько простых советов, которые помогут не ошибиться.

  • Альбомы предпочтительнее для малышей в силу своей способности держать форму. При покупке набора листов следует дополнительно позаботиться о жесткой папке для хранения и транспортировки бумаги.
  • Плотность качественной бумаги для пастели довольно высока, что не может не сказываться на ее весе, потому для маленьких детей не стоит приобретать альбомы большого объема – 8-12 листов для начала будет достаточно.
  • Не следует приобретать малышу сразу самую дорогую профессиональную бумагу, ведь он все равно не сможет полностью раскрыть всех ее преимуществ, тогда как для общего представления о свойствах пастели и освоения основных техник хватит и среднего набора для новичков.
  • Многие родители предпочитают не ломать голову над выбором особой бумаги для пастели и ограничиться использованием акварельного варианта для акварели и пастели. Однако это не значит, что можно взять любой альбом в канцелярском магазине. В данном случае подразумевается фактурная акварельная бумага, которая встречается реже и стоит несколько дороже.

Вы узнаете больше о видах и марках бумаги для пастели из следующего видео.

o-krohe.ru

Бумага для пастели | pastels

Август 29, 2016

На чем я рисую?

Для сухой пастели подходит не всякая бумага. Важно чтобы поверхность, на которой вы собираетесь рисовать, имела небольшую фактуру для лучшего сцепления сухих частиц с основой. Если бумага очень гладкая или глянцевая, то она совсем не подходит. Сухую пастель обычно растирают пальцами прямо по бумаге, иногда можно использовать специальные кисти для пастели для растушевок и картонные палочки для мелких деталей. На хорошей бумаге работать приятно и легко.

Сегодня я расскажу о своих любимых бумагах фирмы Canson и о том, как я предпочитаю использовать разные типы этих бумаг.

Начну с бумаги, на которой я рисую почти все пастельные картины без примеси других материалов – Mi-Teintes®.

Бумага с сотообразной фактурой, содержание хлопка – более 50%, плотность – 160 г/м2, содержит желатин, который ограничивает поглощение пигментов. Правильный состав очень важен и для сохранения от выгорания самого цвета бумаги, который иногда виден в работе, и для сцепления пастели с поверхностью.

У этой бумаги много оттенков на любой вкус. Продается она в листах А-4, 50х65 и 75х110 и еще в разноцветных склейках А-3 формата.

Обычно я покупаю большие листы и режу их под те размеры, которые мне нужны, а маленькие листы получаются сами собой. В путешествия я беру с собой разноцветные склейки. Я предпочитаю рисовать на всех оттенках серого цвета. Когда бумага среднего, нейтрального тона, то на ней удобно начинать рисовать и светлыми и темными мелками одновременно.

Работа выполнена на бумаге Mi-Teintes®

Но в живописи бывают разные задачи и иногда может понадобиться, например, красная бумага или ярко синяя. Пастелью можно работать плотными растушевками, в таком случае цвета бумаги почти не видно, а можно способом наложения с лёгкими растушевками, и тогда цвет бумаги будет играть большую роль, например, можно использовать ее, как дополнительный цвет к основной гамме работы.

В общем, берите разную по цвету бумагу и экспериментируйте!

Второй вид бумаги – Mi-Teintes® Touch – бумага с абразивным покрытием, имитирующим наждачную бумагу.

Mi-Teintes® Touch в листах 50х70

Фрагмент работы на Mi-Teintes® Touch

Она бывает в двух видах: плотные листы 50х70см, 355 г/м² и музейный картон Conservation с поверхностью Mi-Teintes® Touch – толщина 1,9мм, 50х70см. Оба варианта отлично подходят и для работы только пастелью, и для смешанных техник.

Есть еще два вида склеек из 12 листов в 6 цветах – А3 и 24х32см. Эти форматы я беру с собой на этюды и в поездки.

Работа выполнена на листе из склейки Mi-Teintes® Touch 24х34

Очень люблю эту бумагу за то, что на ней оттенки пастельных мелков приобретают удивительную живость и пастозность. Технически рисунок на такой бумаге выполняется немного по-другому – бумага не позволяет сделать широких экспрессивных растушевок и на ней лучше работать наложениями с небольшими локальными растушевками.

Ощущение цвета возникает удивительное.

Работа выполнена на картоне Mi-Teintes® Touch 50х70

Третий тип бумаг, которые я использую – это картон.

Этот вид вы не найдете обычно в разделе бумаги для пастели, но можете найти в разделе картон для паспарту.

Картон для паспарту с покрытием Mi-Teintes

По сути это та же бумага Mi-Teintes с сотообразной структурой, только нанесенная на плотный картон в 1,5 мм. толщиной. Это очень здорово, потому что лист не деформируется от влажности, на нем можно рисовать классически – только сухой пастелью или использовать смешанную технику, а также его можно брать с собой на пленэр без дополнительного планшета.

Ну и, конечно, еще один большой плюс – это формат картона – 80х120 и 100х150 – мои любимые размеры, с ними может соперничать только бумага в рулонах.

Я часто работаю на картоне используя гуашевый подмалевок под основным пастельным рисунком. Иногда специально готовлю картон, покрывая его пастельным грунтом.

Работа выполнена на загрунтованном картоне 100х145

В Москве почти все бумаги фирмы Canson есть в магазинах “Передвижник”, “Красный Карандаш” и “Арт-квартал”.

В “Передвижнике” можно найти обычные листы Mi-Teintes® и картон для паспарту с покрытием Mi-Teintes® и в скором времени будет Mi-Teintes® Touch с абразивным покрытием в листах и склейках. В Красном карандаше есть обычные листы Mi-Teintes® и картон с абразивным покрытием Mi-Teintes® Touch. В Арт- Квартале можно купить обычные листы Mi-Teintes®.

Удачи в творческих экспериментах!

pastels.ru

На какой бумаге рисовать пастелью?

Художникам, осваивающим такую технику рисования, как пастель, важно учитывать многочисленные нюансы при выборе инструментов, предельно внимательно следить за качеством растушевки и плавностью линий. Только так работа получится без единого огреха.

Очень важна подходящая «основа», ведь от того, какая бумага подобрана для масляной пастели или рисунков, созданных при помощи мелков, зависит насыщенность оттенков и плавность цветовых переходов.

Какая бумага нужна для пастели, мы расскажем ниже.

Пару слово о технике

Пастель – уникальный способ рисования. Он предполагает нанесение на поверхность набросков, эскиза и завершающих штрихов цветными сухими мелками, масляными или восковыми.

Рисунки, выполненные в этой технике, достаточно выразительны благодаря ярким цветам и плавным линиям.

Чтобы добиться нужного эффекта, нужно не только решить, на какой бумаге рисовать пастелью, но и подобрать подходящий тип мелка:

  • сухие: они состоят из пигмента и связующих компонентов – декстрина и гуммиарабики. Их лучше использовать опытным художникам, поскольку работа с сухими мелками достаточно щепетильна;
  • масляная: она содержит льняное масло и воск, что облегчает ее нанесение на бумагу. По сравнению с сухой пастелью она менее прихотлива. Подойдет для начинающих художников;
  • восковая: она изготавливается с добавлением воска. Этот материал имеет насыщенный оттенок и плотную фактуру. Его считают оптимальным для детского творчества, поскольку с ним комфортно работать, он не растекается и не содержит вредных компонентов.

Подбирайте материал для создания рисунков, исходя из уровня подготовки и той картины, которую вы ожидаете увидеть. Если ваша цель – рисунки с четкими линиями и насыщенными оттенками, то выбирайте материал с примесью воска или масла. Во всех остальных случаях стоит научиться работать с сухими мелками.

Цвет основы

Теперь переходим к вопросу, на какой бумаге рисовать пастелью начинающему художнику.

Первый аспект, на который стоит обратить внимание, – оттенок основы. От этого зависит результат. Мастера при выборе цвета полотна рекомендуют придерживаться четырех принципов:

  • откажитесь от оттенка, совпадающего с основной гаммой рисунка, иначе картина будет напоминать размытое пятно. Лучше сыграть на контрастах;
  • помните, что цвет бумаги делает более насыщенными и выразительными «родственные» оттенки. Например, на голубом фоне более заметными станут бирюзовые или синие линии, а на красной – бордовые или розовые;
  • на бумаге в нейтральном оттенке (бежевый, слоновая кость) как темные, так и светлые цвета смотрятся одинаково насыщенно;
  • белая бумага для масляной пастели – ошибочное решение, поскольку отдельные фрагменты фона придется долго закрашивать. Единственное исключение из правил – художественный замысел мастера, предусматривающий наличие на полотне белых пятен.

Перед выбором оттенка фона тщательно обдумайте, какие цвета вы будете использовать при написании картины.

Техники окрашивания бумаги

Прежде чем приступить к основной части работы – созданию эскиза, основу нужно затонировать. Для этого художники используют различные подручные материалы: пакетики зеленого и черного чая, кофе. Эти компоненты добавляют в воду, затем раствор при помощи кисти переносят на бумагу.

Учтите, что от оттенка раствора для тонирования и сорта чая или кофе зависит цвет «подложки» и, соответственно, финальный результат.

Фактура

Вторая важная характеристика – фактура основы. Она может быть любой, от бархатистой до зернистой. Рассмотрим подробнее каждый вариант.

  1. Велюровая: ее поверхность напоминает мягкую благородную материю – бархат. Выпускается в рулонах разного цвета.
  2. Sansfix: она похожа на бумагу, предназначенную для заметок. Выпускается  в нейтральных тонах. Ее оценят новички, которые путем проб и ошибок осваивают новую технику рисования, т.е. «набивают руку». Еще один бонус при работе с Sansfix – не нужен закрепитель, поскольку рисунок не требует дополнительной обработки.
  3. Песочная: ее альтернативное название – наждачная. Она плотная, практичная, имеет шероховатую поверхность. При ее изготовлении используются яркие пигменты, которые со временем могут выгорать на солнце или менять оттенок из-за воздействия влаги. Эти тонкости желательно учесть, чтобы сохранить картинку в первозданном состоянии как можно дольше.
  4. Cabinet: полотно с зернистой поверхностью, плотное и жесткое. Рекомендуется для создания масштабных полотен.
  5. Акварельная: ее получают путем горячей прессовки, у нее мелкозернистая поверхность. Она плотная, устойчивая к воздействию прямых ультрафиолетовых лучей.

Какая бумага для пастели идеальна именно для вас, зависит от творческого замысла и опыта работы с сухими, масляными или восковыми мелками.

В любом случае, чтобы иметь представление об особенностях велюровой или акварельной основы, нужно поработать с ними хотя бы два-три раза.

Состав и технологии производства

Подбирая основу для будущей картины, желательно изучить состав полотна и особенности технологии, задействованной в ходе производства.

В профильных магазинах можно найти бумагу для масляной пастели, изготовленную из хлопковых волокон. Она прочная, не впитывает влагу и сохраняет истинный цвет пигмента в течение длительного времени.

Есть бумага, состоящая на 50% из хлопка и на 50% из бамбукового волокна. У нее пористая структура и характерный желтоватый оттенок. Используя этот материал, нужно позаботиться о том, чтобы в помещении, где хранится эскиз, был оптимальный уровень температуры и влажности, иначе краски «поплывут» или изменят оттенок на пару тонов.

Еще один вариант состава – 10% хлопка и 90% бамбукового волокна. Такая основа считается идеальной для рисунков, для создания которых применяются смешанные техники. Из-за того, что у бумаги фактурная поверхность, изображение смотрится выразительно и ярко.

Некоторые производители предлагают продукцию на основе целлюлозы (100%). По внешнему виду и качеству она не уступает изделиям из хлопка, при этом сохраняет не только яркость оттенков, но и форму.

Что касается технологий изготовления, то самой популярной считается печать на цилиндрической машине, сходная с ручным литьем. Благодаря применению уникальных методов изготовления мы получаем полотна, которые не деформируются со временем, сохраняют цвет пигмента, устойчивы к воздействию влаги и прямых ультрафиолетовых лучей.

Обзор продукции разных брендов

С особенностями состава, производства и фактурой мы разобрались, теперь пару слов о продукции различных брендов, представленных на рынке.

  1. Colorfix: акварельная бумага от производителя из Нидерландов – Old Holland. Для ее изготовления используется метод горячей прессовки – благодаря нему получается основа с мелкой зернистостью. Этот продукт выпускается в 16 различных оттенках.
  2. Elle Erre: фактурная основа итальянского бренда Fabriano. Она состоит из целлюлозы, имеет специальную склейку. За счет этого краски не окисляются и сохраняют первоначальный оттенок в течение нескольких лет. Этот вариант подходит для многослойных рисунков, созданных при помощи масляной пастели.
  3. Tiziano: изготавливается на фабрике Fabriano. Она имеет фактурную поверхность, из-за этого рисунки получаются выразительными, а растушеванные линии – объемными и воздушными. В составе полотна нет окислителей и других примесей, поэтому пигмент красок не изменяется со временем.
  4. Daller: продукт компании Rowney. Это отличный вариант для тех, кто экспериментирует  с различными техниками, постоянно смешивает краски, чтобы получить новые оттенки и перенести их на полотно. Мягкая и фактурная бумага  Daller позволит реализовать творческие замыслы и при этом сделать линии более четкими и объемными, а тона – глубокими и насыщенными.
  5. Etival: этот бренд принадлежит компании Clairefontaine. Бумага состоит на 45% из хлопка и на 55% из синтетических волокон. Ее текстура напоминает миниатюрные пчелиные соты, но при этом масляная или восковая пастель ложится на ее поверхность без единого изъяна. Бумага выпускается как в ярких оттенках, так и в нейтральных.
  6. Arches: производится компанией Canson. В ее основе – натуральный хлопок. Для склейки используется специальный состав на основе желатина, позволяющий сохранить цвет пигмента и предотвращающий его высыхание. Это плотная бумага с зернистой поверхностью, устойчивая к деформации.
  7. Disegno: еще один продукт от итальянского производителя Fabriano. Состоит из хлопка и синтетических волокон. Кислоты и другие примеси отсутствуют. Эта бумага прекрасно сохраняет истинный оттенок пигмента, не выгорает на солнце и не деформируется со временем.

Это только малая часть товаров от производителей бумаги из Италии, Франции, Нидерландов, которые можно найти в профильных магазинах. Не поленитесь потратить немного времени, чтобы изучить их характеристики и испытать пару образцов на практике.

Итог

Подбор бумаги для пастели (сухой, масляной или восковой) – процесс, требующий максимального внимания к деталям.

Чтобы выбор основы оказался правильным, нужно обратить внимание на состав полотна, технологию производства, начальный оттенок полотна, фактуру. Также нужно знать оптимальные условия хранения той или иной бумаги. Особенно важен требуемый уровень температуры и влажности.

www.hudozhnik.club

Как выбрать бумагу для пастели – Ярмарка Мастеров

Начинающим художникам, которые только открывают для себя удивительный мир пастели, можно порекомендовать выбрать бумагу для пастели, имеющую мелкую фактуру зубчиков по всей поверхности.

К такой разновидности относится бумага, скажем, типа “Canson Mi-Tentes”.

Что касается выбора цвета бумаги, то он не столь однозначен, как может показаться. Не забывайте, что черный и белый цвет очень сильно влияет на цвет краски, что наносится на поверхность бумаги.

Итак, цвет бумаги

Бумага для пастели производится в широком цветовом спектре. Естественно, выбор цвета - дело вкуса, но не стоит забывать, что цвет основы очень влияет на конечный результат. Поэтому при выборе цвета бумаги для пастели следует придерживаться четырех принципов:• нужно выбирать бумагу, которая не перекликается с цветом модели, а контрастирует с ним.• цвет бумаги делает более выразительными родственные оттенки: так голубая бумага подчеркивает все оттенки голубого, а красная выделяет всю гамму оттенков красного.• независимо от цвета, выбираем бумагу нейтрального тона, на которой одинаково хорошо смотрятся как темные, так и светлые оттенки.

• распространенной ошибкой является выбор белой бумаги (кроме тех случаев, когда белый цвет основы чрезвычайно важен для воплощения замысла художника). Закрашивание пастелью белых фрагментов требует много времени и труда, а результат все равно будет хуже, чем если бы мы рисовали на цветной основе.

Подробней о видах бумаги

Велюровая бумага имеет бархатистую, матовую поверхность, напоминающую скорее ткань, чем бумагу. Она также бывает самых разных цветов, и приобрести ее можно в пачках (гораздо реже - поштучно).Sansfix - бумага, поверхность которой близка гладкой поверхности обыкновенной писчей бумаги. Производство ограничено несколькими нейтральными цветами. Основная ценность для работы пастелью состоит в том, что рисунок на этой бумаге не нуждается в обработке специальным закрепителем.Песочная бумага (иначе: наждачная) производится из кислотных материалов, поэтому через некоторое время с картиной, написанной на такой бумаге, могут произойти разного рода изменения. Для работы пастелью следует выбирать только самую гладкую песочную бумагу, поскольку с сильно шероховатой поверхности краска интенсивно осыпается.Cabinet - это сильно зернистая бумага преимущественно больших размеров. Продается только в специализированных художественных магазинах.

www.livemaster.ru


Смотрите также