Арт-терапия для детей
Практические развивающие занятия для детей по телесно-ориентированному и арт-психотерапевтическому направлениям.
«Способность ребенка контролировать телесные проявления является важным моментом его социализации и тесно связана с формированием основных черт его психики».
Программа «Волшебный ребёнок»
Программа рассчитана на продолжительность 8 месяцев (с октября по май)
Продолжительность занятия – 1,5 часа 2 раза в неделю (понедельник, среда, вечернее время)
Кол-во детей в группе – 5-7 человек
Возраст детей 4,5 – 5,5 лет
Набор в группу осуществляется в августе, сентябре каждого года.
Каждое занятие состоит из 3 блоков:
1 блок – развитие эмоционально-волевой сферы.
На занятиях дети учатся распознавать базовые эмоции и эмоциональные состояния (чувства и переживания). В данном возрасте ведущей функцией развития психики ребенка является воображение. В игровой ситуации дети получают возможность проиграть злость и страх, радость и печаль, удивление и интерес; почувствовать, где эти чувства «живут» в теле и отреагировать их социально-приемлемым способом. Дети знакомятся с такими понятиями как вредность и вредные привычки, смелость и гордость, нежность и искренность, хитрость и лесть, лень и стыд, жадность и обида, находчивость и смекалка.
Большое внимание, в этой части занятия, также уделяется развитию самоконтроля — произвольности деятельности ребят, которая создается с помощью формирования умения слушать и слышать, ждать и говорить по теме.
С помощью задачек на мышление, через игру, дети развивают память (краткосрочную и долговременную); учатся находить общее и частное предметов (синтез и анализ мышления).
В процессе занятий дети вовлекаются в игровые и театрализованные формы действия. Ведущим группы акцентируется и поощряется спонтанность и импровизация, позитивное отношение к окружающим, смелость и нестандартность в принятии решений, эмоциональность и осознанность в поведении.
2 блок – развитие творчества и изобразительных навыков.
В этом блоке ребята рисуют и лепят. К 4-м годам дети уже научились работать по образцу (принцип «Делай как я») и сейчас самое время проявить воображение и пофантазировать на тему. Безоценочность и искренний интерес родителей к творчеству позволяет ребенку раскрыть для себя удивительный мир фантазии, помогает снять или профилактировать у него неврозоподобные состояния. Умение не сравнивать себя с другими, а определять свою успешность от вложенного труда и прилежания, дает детям бесценный опыт и опору для подготовки к школьной трудной поре.
3 блок – игра в сенсорной комнате.
Свободная игра на снятие напряжения после занятия. Опосредованно развиваются коммуникативные отношения (умение договариваться), проигрываются ролевые истории. Дети могут поиграть в мягкие модули, покупаться в шариковом бассейне, спрятаться в сухом душе, порадоваться отражению в кривых зеркалах.
Поэтапное усложнение системы занятий позволяет мягко и постепенно вводить ребенка в более сложные процессы взаимодействия в группе, научить его формам более адекватного самовыражения. Развитие креативных способностей помогает формированию личности утонченной, интеллигентной и волевой.