Вопросы педагогики

«Игры с пользой»/Об использовании настольных игр для развития речи ребенка

Светлана Валерьевна Владимирова

Логопед ГБУ «ОЦСПСД «Журавушка»

 

Учебная деятельность, с которой сталкивается ребенок в начальной школе, является для него новой и требует решения самых разных задач, прежде всего коммуникативных. Успешность в выполнении этих задач напрямую связана с уровнем развития речевой деятельности младшего школьника.

Игра является лучшим способом развития речевых навыков благодаря своему эмоционально-позитивному фону.

Самостоятельно дети играют в ролевые игры, перенесенные из дошкольного опыта, все чаще, к сожалению, в игры виртуального мира с помощью электронных  устройств.

Вашими усилиями можно привить детям интерес, воспитать привычку к играм категории «развлечение с пользой».

В центре «Журавушка» на логопедических занятиях педагоги активно используют несколько игр, направленных на развитие речевого мышления, внимания, памяти. Они  интересны и детям, и взрослым, и Вы с легкостью сможете использовать их для семейного досуга.

Играем в Активити«АLIAS» или «АСTIVITI» — это игра для общения. Она основана на обмене идеями между игроками. В игре используются все обычные формы общения: мимика, вербальные и графические описания. Игра становится труднее по мере своего развития, и кто будет победителем, может определиться только в последний момент. Эта игра хорошо развивает словарный запас, тренирует умение формулировать, развивает ассоциативное мышление.

В игровой набор входит:

  • игровое поле
  • четыре фишки
  • 440 карт
  • песочные часы (минута)

 

Игроки делятся на команды с равным количеством игроков в каждой команде. Каждая команда должна состоять, по меньшей мере, из двух игроков. Каждая команда размещает свою фишку на начальном игровом поле (назовём его СТАРТ). Колоды карт перемешиваются и помещаются «лицом вниз» на специально отведённые им поля игрового поля, согласно цифровому предписанию! Внимание: Каждая команда должна также приготовить карандаш или ручку и бумагу. Команда, которая начинает игру первой, выбирает одного из своих игроков, который будет «Исполнителем». После того, как один раунд будет закончен, то игроки из одной команды (по согласованию!) снова меняются местами, выбирая нового «Исполнителя».

«ЭРУДИТ» (во всем мире известный как SKRABВL) — всем известная настольная игра, похожая на кроссворд.

Игровое поле состоит из 15х15, то есть 225 квадратов, на которые участники игры выкладывают буквы, составляя тем самым слова. В начале игры каждый игрок получает 7 случайных букв (всего их в игре 104). На середину игрового поля выкладывается первое слово, затем следующий игрок может добавить слово «на пересечение» из своих букв. Слова выкладываются либо слева направо, либо сверху вниз.

Игра в Парочки

Игра «МЕМО» (или «ПАРОЧКИ») – очень нравится детям младшего школьного возраста. Достоинство игры в ее познавательной направленности. Игра состоит из карточек с парными изображениями. Всего 25 пар (50 карточек). Карточки выкладываются на стол в поле 5х5 и задача игроков найти как можно больше пар. «Парочки» хорошо тренируют  зрительную память, внимание, наблюдательность.

Можно поиграть в «УГАДАЙКУ». Каждому участнику на лоб прикрепляется название предмета, живого существа, имя сказочного героя. Ребенок должен угадать кто он такой, задавая вопросы остальным игрокам. Например: «Я большой? Я вкусный? Я домашний?» и т.д. Игра содержит элемент интриги, расследования и создает у всех участников веселое настроение.

Игра учит правильно формулировать вопросы, развивает логическое мышление, память.

Существует множество простых игр, помогающих занять детей. Например «ЧТО В БАНКЕ?». Называем по очереди, что можно положить в трехлитровую банку (на заданную букву, например, В.) Вишню? Варенье? Вату? Воду? – это не так просто, как может показаться на первый взгляд.

Так дети учатся словесной систематизации и актуализации, активизируется  словарь, ускоряется процесс поиска слов.

И игра «КРОКОДИЛ», одна из любимых детьми и взрослыми разных поколений. В этой игре слова объясняются жестами, пантомимой, даже рисунками или лепкой. Игра развеселит всех и поможет незабываемо провести время.

«Крокодил» способствует развитию мимики, жестовой выразительности, образному мышлению и актерским способностям. Учит понимать людей с полуслова, развивает коммуникативные навыки.

Итак, мы видим, что речевые игры выполняют множество задач, необходимых для развития ребенка. И важнейшие из этих задач – тренировка речевого мышления, стимулирование творческой активности, накопление коммуникативного опыта.

Неформальное обучение: миф или реальность?

Дарья Андреевна Ножина

Педагог- психолог ГБУ «ОЦСПСД «Журавушка»

 

Маленький ребенок, только появившийся на свет, слаб и беспомощен, но постепенно взрослея, смотря на взрослых, пробуя снова и снова, он научается сидеть, ходить, говорить, манипулировать предметами. Младенец не сидит в школе за партой и не посещает семинары, однако, он овладевает новыми знаниями и навыками через практические действия и опыт, который он накапливает в результате многократных проб и ошибок. Это непрерывный процесс обучения, который даже может частично не осознаваться маленьким человеком.

Совместное творчествоНеформальное обучение – сравнительно новый тип обучения, который выходит за рамки формального процесса образования (например, обучения на вечерних общеобразовательных курсах или в школах). Основной идеей неформального образования является идея о том, что личность получает новые знания и навыки, накапливая опыт через практическую работу, становится не объектом обучения, а его субъектом.

Неформальное образование ориентировано на расширение кругозора, углубление знаний в различных областях хобби и интересов обучающихся, направлено на восполнение проблем в сфере межличностного общения, приобретение специфических практических навыков, необходимых для выполнения той или иной деятельности и т.д.

SONY DSC

В настоящее время существует множество секций и кружков, где ребенок может развивать свои хобби и увлечения. Задача родителей — помочь своему чаду разобраться в своих интересах и не ошибиться в выборе. Здесь важно учесть, как  наблюдения родителей, чем ребенок любил заниматься с самого детства, так и мнение самого ребенка, чем бы он хотел заниматься сейчас. Можно вместе с ребёнком составить список увлечений, а рядом в столбик записать «плюсы» и «минусы» для каждого. К «плюсам» можно отнести: пользу для здоровья, овладение каким-либо навыком, который пригодится в будущей профессии и т.д., а к «минусам» — стоимость посещения данного кружка, его удаленность от дома и т.д. Примите это решение вместе. Если вдруг занятия музыкой у ребенка не вызовут желания их продолжать, не настаивайте, дайте ему возможность попробовать что-то еще.

Важно не забывать о том, что ребенок во всём берет пример с родителей. Если он видит, что Вы увлечены чем-то, что у Вас есть хобби, то навряд ли он с большим интересом погрузится в мир компьютерных игр и телевизионных передач. Скорее всего, ему захочется обсудить с Вами Вашу поделку/ книгу/ рисунок и рассказать о том, что нравится ему самому. Поддержите этот диалог, проявите участие.

Одним из наиболее продуктивных направлений, где ребенок может не только овладеть многими компетенциями, но также формировать и проявлять свою гражданскую позицию является волонтерство. Осенью 2016 года в Центре «Журавшка» прошел ряд тренингов для учащихся 8-11 классов, на которых они узнали кто такой волонтер, а так же обсудили проблему современного добровольничества в России. Ребята в интерактивной форме рассуждали о том, что для них быть волонтером, какие навыки и умения они могут приобрести и что они могут сделать для общества, в котором живут.

Центр «Журавушка» совместно с международным волонтерским агентством «Сфера» готовят долгосрочный EVS проект в рамках программы Erasmus+. Задачами этой программы является как раз продвижение неформального образования в молодежной среде. У молодых людей из России от 18 до 30 есть возможность поехать в другую страну и стать волонтером, развивать у себя такие компетенции как самостоятельность, знание иностранного языка, культурную идентичность, умение учиться и т.д.

В нашем Центре реализуется множество акций и программ, в которых сможет поучаствовать юный волонтер. О них Вы сможете прочитать на нашем сайте http://semja-deti.ru.

Роль физического воспитания в жизни детей дошкольного возраста

Трудолюбова Юлия Дмитриевна

Педагог дополнительного образования по физическому воспитанию

ГБУ «ОЦСПСД «Журавушка»

Одной из главных проблем современного общества является гиподинамия (низкая двигательная активность). Её последствием часто становится повышение уровня таких заболеваний как: ожирение, болезни сердца, простудные заболевания.

Современные дети предпочитают прогулкам на свежем воздухе и занятиям спортом телевизор и компьютер. Чтобы не допускать этого,  необходимо с раннего возраста приобщать детей к здоровому образу жизни, занятиям физкультурой и спортом, к подвижным играм.

Конечно, замечательно, когда родители, являются примером для своих детей, но, к сожалению, это бывает не так часто. Обычно, в бесконечной спешке нашей жизни, они уделяют мало внимания вопросу спорта и активности своих детей. В такой ситуации важную роль в физическом воспитании играет занятие физкультурой в детском саду, школе или в досуговых центрах. А педагог по физическому воспитанию создает условия для формирования устойчивого интереса ребенка к занятиям физической культурой.

Утренняя зарядкаГармоничное развитие дошкольника должно включать полноценное физическое развитие. В этом возрасте происходит бурное развитие организма ребенка. У детей активно формируется нервная и костно-мышечная система, совершенствуется дыхательный аппарат, именно поэтому так важно правильное осуществление физического воспитания детей дошкольного возраста. Дальнейшая деятельность ребенка, а именно учеба в школе во многом определяется его физическим состоянием, чем более здоров ребёнок физически и эмоционально, тем легче он вольётся в школьную жизнь, тем проще ему будет справляться с большими умственными нагрузками.

Соответственно,  одной из главных задач является задача охраны и укрепления здоровья детей. А значит, деятельность педагога направлена на развитие и правильное функционирование организма, формирование двигательных навыков, привитие навыков правильной осанки, первоначальных знаний, связанных с физкультурными занятиями и освоением культурно-гигиенических навыков, борьбу с заболеваниями, закаливание, повышение сопротивляемости организма под влиянием внешней среды.

Гимнастические упражненияНеобходимо вырабатывать у детей потребности, привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями, умения самостоятельно заниматься этими упражнениями дома и в дошкольном учреждении. Для этого детям необходимо объяснять важность следующих факторов:

1) Гигиенические факторы (режим дня, гигиена одежды, обуви, гигиеническая обстановка, культурно-гигиенические навыки). Они повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм ребенка, а также содействуют нормальной работе всех внутренних органов и систем.

2) Естественные силы природы (солнце, вода, воздух) усиливают положительное воздействие физических упражнений на организм и повышают работоспособность ребенка, используются для его закаливания.

3) Физические упражнения — основное средство физического воспитания. Они используются для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, содействуют осуществлению умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания дошкольников, а также являются средством лечения при многих заболеваниях. Все эти средства физического воспитания имеют свои характеристики, методы и пути осуществления для детей разного возраста.

Способы достижения положительных результатов:

1) Общеизвестно, что основным видом деятельности дошкольника является игра. Соответственно, для успешного развития физических качеств, формирования навыков и умений в выполнении физических упражнений, активизации и совершенствовании основных психических процессов, лежащих в основе двигательной активности дошкольников необходимо как можно шире применять подвижные игры. Они являются не только средством физического воспитания здоровых детей, но и лечебным и оздоровительным средством для больных и ослабленных детей. Игра формирует нравственные качества ребенка, его характер.

2) Педагог должен находить индивидуальный подход к каждому ребенку. Для этого следует знать не только силы и умения ребенка, но и учитывать зону его актуального и ближайшего развития, помнить, что они развиваются и формируются под воздействием воспитания. Здесь особенно важна роль личности педагога, его отношение к физкультуре, гигиене, закаливанию, но без помощи и участия родителей невозможно достичь  хороших результатов.

3) В выполнении упражнений нужно соблюдать преемственность и последовательность от простого к сложному. Только научившись хорошо выполнять определённые базовые упражнения можно переходить к более сложным. Давно замечено: «Для того чтобы научиться бегать, сначала нужно научиться ходить». Прислушивайтесь чаще к этому совету.

4) Регулярность занятий – важная составляющая физического развития. Кроме занятий в дошкольном (школьном, досуговом) учреждении требуются регулярные нагрузки, даже в малом количестве. Это всем знакомая утренняя гимнастика, которую родители могут проводить для ребёнка сами, а так же динамические паузы во время подготовки домашнего задания, либо просмотра телевизора. Именно поэтому важно поддерживать тесную связь педагога и родителя, чтобы своевременно изменять объём нагрузки, либо вводить новые упражнения.

5) Взрослые должны отказаться от привычки выделять детей, которым отдельные движения даются легко, и подчеркивать в этом упражнении недостатки другого ребенка. При этом важно отметить, что наиболее желательно сравнение ребёнка не с кем-то из других детей, а с самим собой на более раннем этапе. Например, если раньше ребёнок очень медленно проходил полосу препятствий или не умел одной рукой ловить мяч, а сейчас научился, то именно это следует отметить и рассказать о его достижении другим детям. Можно отметить на примере аналогии, что и у другого малыша в будущем получится что-то, что сейчас ему удаётся не совсем. Это важно, чтобы дети чувствовали поддержку и признание своих способностей и учились прогнозировать результат в будущем. Следует у всех детей воспитывать уверенность в своих способностях, находить то, в чём дети сильны, чем выделяются на фоне остальных и чем они могут гордиться на настоящий момент.

Физическое воспитание – сложный и длительный процесс, который при внимательном и согласованном подходе педагогов и родителей закладывает мощный фундамент для развития из ребёнка здорового человека.

«Игры, в которые можно играть всегда и везде» (Рекомендации для родителей)

Кто меня позвалБыстрый темп жизни современных родителей, сосредоточенных на работе и материальном благополучии семьи, ведёт к сокращению времени, которое они могут посвятить играм с детьми. Редкие посещения семьёй детских игровых центров, куда так манит яркая реклама, становятся для детей долгожданным событием, временем, когда мама или папа готовы поиграть с ними. К сожалению, это  бывает нечасто.

А ведь даже простую прогулку, дорогу в детский сад или школу можно превратить в захватывающее путешествие, не затратив на это больших усилий и финансовых вложений, а лишь задействовав фантазию и воображение.

Важно, что для этих игр не требуется дополнительной атрибутики и не существует возрастных ограничений, даже самые маленькие дети могут соревноваться, кто первый увидит зеленую машину или кто отгадает загаданный предмет. Играя, ни вы, ни ребёнок не заметите, как пролетит время.

От такой игры ребёнок получит столько же удовольствия, как и от игры, для которой нужны дополнительные атрибуты или заранее спланированной поездки в детскую игровую комнату.

Дети, посещающие группы дневного пребывания в Центре «Журавушка» иногда тоже вместе с воспитателем оказываются в пути и тогда с удовольствием узнают и осваивают игры, развивающие внимание, память, речь и логическое мышление.

Хочется поделиться с родителями нашей подборкой любимых игр, в которые нравится играть воспитанникам отделения дневного пребывания несовершеннолетних с воспитателем в группе, на прогулках и по дороге в школу – в эти игры можно играть всегда и везде.Нарисуем вместе дом

1. «Игра в слова». Назовите любое слово, например, «кузов». Ребёнок должен придумать слово, начинающееся с последней буквы вашего слова. Например, «водитель». Игра продолжается до тех пор, пока кто-либо из участников не повторится или не сможет дать свой вариант ответа.

Игру можно усложнить, подбирая слова на какую-то определенную тематику. Например, можно по такому принципу поиграть в «города», «животных», «страны», «птиц» и т.д.

2. «Ласковое слово». Предложите ребёнку превратить слова, обозначающие большой предмет или существо, в слова, обозначающие маленький, как в примере: «стул- стульчик», «собака- собачка», «ухо- ушко».

3. «Назови одним словом». Спросите ребёнка, как можно назвать одним словом слова, которые Вы называете:

— тарелка, кружка, стакан, сковорода, кастрюля? (Посуда)

— диван, тумбочка, кровать, стол, стул, шкаф? (Мебель)

— сыр, хлеб, макароны, печенье, мясо? (Продукты)

— кеды, сапоги, ботинки, сандалии? (Обувь)

— самолёт, автобус, автомобиль, трактор, корабль? (Транспорт)

4. «Скажи наоборот». Задача ребенка найти слово-антоним, т.е. противоположное по значению: к слову, которое Вы назвали. Например, «сильный» – «слабый», «девочка – мальчик», «большой –  маленький», плохо – хорошо».

5. «Один — много». Взрослый называет слово, обозначающее один предмет, ребенок называет множественное число этого слова. Например, «котенок – котята», «дом – дома», «стул – стулья» и т.д.

6. «Что звучит?». Ребенок отворачивается, а взрослый с помощью подручных предметов (палочек, камешков, воды и др.) издает звуки (например, стучит камешком о скамейку). Ребенок должен угадать, как получился такой звук.

7. «Кто позвал?». Число играющих 3 человека и больше. Отвернувшегося ребенка зовет один из играющих. Ребенок должен угадать, кто его позвал.

8. «Верно — неверно». Взрослый показывает ребенку на предмет и называет его, заменяя первый звук (Фабор, рабор, жабор, бабор, забор). Задача ребенка — хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

9. «Попугайчик». Предложите ребёнку превратиться в попугайчика. Пусть он как попугай повторяет за вами слоги: ПА-ПА-ПА, ПА-БА-ПА, ПЯ-ПЯ-ПА, ПА-ПО-ПУ, ПА-ТА-КА, а также слоги с другими гласными и согласными звуками.

10. «Кто как говорит?». Вспомните вместе с ребёнком, что слова состоят из звуков. Поиграйте в звуки: Комарик говорит — зззз, ветер дует — сссс, жук жужжит — жжжж, тигр рычит — рррр… Потом взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кому из животных/насекомых этот звук принадлежит.

11. «Какой компот?». Взрослый называет плоды растений, а ребенок – название компота (варенья, сока) из этих плодов. Например: абрикос – абрикосовый, виноградный, черничный, огуречный, грейпфрутовый и т.д.)

12. «На одну букву». Задача – сочинить предложение, все слова в котором будут начинаться на одну букву. Букву предлагает взрослый. Количество слов в предложении не ограничено.

Второй вариант этой весёлой игры: сочинить предложение из четырёх слов. Каждое слово должно начинаться с определённой буквы.

13. «Я вижу слово на букву …». Взрослый произносит фразу: «Я вижу слово на букву…», называя любую букву, на которую есть предметы в том месте, где проходит эта игра. Задача ребенка назвать загаданный предмет.

14. «Подсчитай-ка!». Предложите ребёнку считать одинаковые объекты по пути следования вашего маршрута. Например, можно считать встретившихся собак или автомобили одного цвета (можно устроить соревнование, у кого больше: вы считаете белые машины, а ребёнок – черные). Выбирайте любые интересные объекты, которых будет много встречаться вам по пути.

15. «Мой глаз-алмаз».  Сначала выбираем цвет предметов, которые будем искать, например, синий. И начинаем игру с фразы: «Мой глаз – алмаз видит синию… машину/ надпись/ куртку и т.д. Искать можно любые вещи, объединённые одним признаком.

Съедобное - несъедобноеСовместная игра поможет не только скоротать время в пути, но также наладить взаимоотношения, создать атмосферу доверия, уважения, сплотить семью.

Родители, помните: важно не количество времени, проведённое с ребёнком, а его качество – наполненность значимыми эмоциональными событиями и незабываемыми моментами.

Цените каждый миг рядом друг с другом!

Журова Татьяна Викторовна

Воспитатель ОДП н/л ГБУ «ОЦСПСД «Журавушка»

Художественно-творческая деятельность в условиях социального центра (на примере детей дошкольного возраста)

Творческие фантазииОбщественно-политические, экономические и социокультурные изменения, происходящие в России в последнее время, актуализируют потребность общества в разносторонних и социально-активных людях, наделенных широким спектром знаний в различных областях.

Сегодня в центрах социальной помощи проведение развивающих занятий по художественно-творческой деятельности является затруднительным, причиной тому является недостаточная научно-методическая разработанность. Анализ состояния современного дополнительного образования в рамках социального центра свидетельствует о противоречиях между социальным заказом общества на обеспечение доступного, непрерывного, здоровьесберегающего  образования, воспитания социально-активной личности и не включенностью в этот процесс детей дошкольного возраста, не посещающих детский сад по каким-либо причинам. В этой ситуации значение приобретают потенциальные возможности вариативных форм образования (например, посещение групп кратковременного пребывания). Клиентами центров помощи семье и детям являются семьи, находящиеся  в трудной жизненной ситуации, испытывающие затруднения в социализации детей. Дети, не посещающие дошкольное учреждение, испытывают проблемы при поступлении в школу. Если не предотвращать их  в дошкольном детстве, то они будут преследовать ребенка в период обучения в школе, в подростковом возрасте и в юношестве.

Целенаправленная педагогическая работа с детьми дошкольного возраста в центре социальной помощи, необходима для решения важной педагогической, психологической и социальной проблемы — обеспечение равных стартовых возможностей детей при поступлении в школу. Непрерывность образования осуществляется через подготовку ребенка к школе, сводится она к формированию конкретных знаний и умений.  Исследования отечественных психологов и педагогов показали, что наличие знаний не вовсе способствовало успехам ребенка в обучении. Актуальным здесь оказалось формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью – проявление самостоятельности, интереса, инициативности, готовность самостоятельно добывать знание, способность творческого выражения и самое главное достаточный уровень сформированности произвольного поведения.

Дошкольный период детства это особое время. Л.Н. Толстой писал: «От пятилетнего ребенка до меня — только шаг, от новорожденного до пятилетнего — страшное расстояние»! Опыт работы зарубежных и отечественных педагогов показывает значимость и необходимость педагогической работы в период бурного развития мозга, сенсорных и моторных функций.

Я.Л. Коломинский и Е.А. Панько отмечали, что основное внимание педагогов при руководстве различными видами художественно-творческой деятельности (рисование, аппликация, лепка) детей должно быть уделено развитию личности, ее способностей, эмоциональной, познавательной, волевой сфер, активному формированию в её процессе сенсорики, мышления, памяти, художественного вкуса, нравственных качеств. Кроме того рисуя, ребенок познает окружающий мир. Через результаты продуктивной  деятельности можно выявить уровень развития познания. Они доказали, что при высоком уровне развития восприятия, наблюдательности, характерна выразительность поделок и рисунков. Чем шире запас представлений ребенка, тем полнее и точнее он отражает действительность в своем творчестве.

Работа детейНа занятиях по художественно-творческой деятельности происходит психофизическое развитие.  У ребенка развивается чувствительность кожи ладоней, мышечных ощущений кисти и скоординированность движений. Когда ребенок обучается чему-то новому, например, держать кисточку, взрослые либо говорят ему, что делать, либо демонстрируют с помощью своих собственных движений, либо помогают ему, рисуя вместе. Пока ребенок тренируется, все его движения и позы являются осознанными, так как он вынужден думать и стараться контролировать то, что он делает. Движения становятся автоматическими при их многократном повторении и ребенку больше не нужно думать о том, как держать кисточку или карандаш, с какой силой нажимать, давить на них.

Поступая в школу, ребенок сталкивается с тем, что надо работать в тетради, переписывать с доски материал, услышать задание учителя, усвоить новую информацию; для неподготовленного ребенка это может стать большим стрессом, что впоследствии может являться причиной неуспеваемости.

Таким образом, поступая в школу, ребенок будет готов к освоению письма, восприятию и усвоению новых знаний. В рамках творческой деятельности педагог дополнительного образования реализует социально-педагогические задачи:

  • развитие произвольности внимания, через восприятие инструкции педагога и способности следовать цели в деятельности;
  • подготовки руки к письму, через обогащение сенсомоторного опыта ребенка;
  • формирование эстетического отношения к миру, через приобщение к опыту мирового искусства, художественному слову, музыке;
  • развитие коммуникативных навыков, умение работать в группе, через взаимодействие с педагогом и детьми во время занятий;
  • развитие творческих качеств личности, способности к воображению, через поощрение педагогом творческих замыслов ребенка.

Реализация вышеперечисленных задач будет способствовать социальной адаптации и успешному развитию личности ребенка.

Педагог дополнительного образования

Киселева Светлана Александровна

Волшебные возможности сказки, знакомой с детства

Использование сказки в работе по преодолению страхов у детей

SONY DSCВ любом возрасте, люди любой национальности любят слушать и читать сказки, которые издавна считалась особенным способом связи поколений, передачи ценного опыта и знаний. Именно сказки являются важным культурным наследием каждой страны, их сюжеты передаются из уст в уста, по ним снимают фильмы и мультфильмы, на их основе авторы пишут книги. Они наделены воспитательной функцией для малышей с самого раннего возраста.

В практической психологии направление сказкотерапии довольно молодой метод, который, однако, прекрасно зарекомендовал себя в работе, как с детьми, так и со взрослыми.

Маша и МедведьПочему ребенку легко работать со сказкой? Начиная с трех лет, ребенок живет в волшебном мире полном пока непонятных для него явлений, чудес и волшебства. Именно фантазия и сказка дает ребенку возможность испытать самую настоящую гамму человеческих чувств и эмоций. Персонажи сказки обладают положительными и отрицательными чертами, наблюдая за их приключениями, благородными и не очень поступками, ребенок учится оценивать ситуацию, осознавать, что такое добро и зло, сопереживать героям, чувствовать счастье и грусть. Сказка вносит порядок в хаотичный детский внутренний мир, развивает фантазию и воображение. Именно через сказку ребенок усваивает механизмы поиска и принятия жизненно важных решений.Теремок

Существует несколько механизмов работы со сказкой:

  • Обсуждение уже существующей сказки. Так или иначе, у каждого ребенка есть любимая сказка, которую он просит читать родителя каждый день, а то и не один раз в день. Можно предложить ребенку обсудить сказку, выяснить, чем она заинтересовала его, найти любимых персонажей, посмотреть какими чертами характера они обладают, почему они совершают те или иные поступки. А после вместе с ним проиллюстрировать свою любимую сказку используя цветные карандаши, фломастеры или пластилин. Творчески воплощая любимый сюжет и персонажей, ребенок, накапливает для себя жизненно-важный опыт.
  • Самостоятельное написание — авторское повествование. Один из наиболее творческих способов работы со сказкой. Предложите ребенку с помощью взрослого самостоятельно написать свою собственную сказку. Придумать сюжет, описать персонажей и место действия. Такая творческая деятельность развивает мышление и воображения, она приносит удовольствие не только детям, но и взрослым.
  • Инсценировка готового произведения. Не так давно в нашей стране существовала практика домашних театров. На семейном совете выбиралось произведение, распределялись роли, вся семья готовила декорации, чтобы потом представить свое произведение родственникам и близкому кругу друзей. Проигрывание сказки для малыша будет интересной практикой, особенно если подготовка к спектаклю будет происходить в кругу самых близких для него людей, его мамы и папы.

Сказкотерапию также успешно используют для диагностики, коррекции и профилактики детских страхов. Используя задания с элементами сказкотерапии, психологи и родители в работе с детьми могут достичь следующих результатов:

  • устранить страхи;
  • снизить тревожность и мнительность;
  • преодолеть нарушения самооценки, несобранность, медлительность;
  • искоренить трудности общения.

Для борьбы с детскими страхами лучше всего из указанных методов подойдет второй – написание собственной сказки. Предложите ребенку написать его собственную сказку, где главный герой обладает тем же страхом что и он сам. Это поможет перенести свой страх и пережить эмоции связанные с ним без какого-либо вреда. В сказке главный герой должен обязательно одержать победу. Подумайте вместе, что помогло главному персонажу, а что могло ему помешать. Обратите внимание на черты характера, которыми обладает ваш герой, можно ли их воспитать в себе самом.

Лучше отказаться от использования готовых терапевтических сказок и написать свою собственную, так как это будет наиболее ценным опытом для ребенка. Он сможет наделить свою сказку теми чертами, особенностями, чудесами которыми захочет сам.

Желаем Вам творческих успехов в создании семейной книги сказок совместно с Вашим ребёнком!

Ножина Дарья Андреевна

Педагог-психолог ГБУ «ОЦСПСД «Журавушка»

Загадка и её роль в воспитании детей

SONY DSC

Человек начал придумывать загадки в глубокой древности. Загадка развивала наблюдательность, учила воспринимать мир образно и многогранно, помогала совершенствовать человеческую мысль.

Указывая на различные предметы, явления, действия, загадка не называла их однозначно: представления о мире облекались в художественную, образную форму. Поэтому и назначение загадки в разные времена было различным. У некоторых народов в далеком прошлом бытовали «вечера загадок». Эти уроки помогали детям в форме игры усваивать знания, добытые многими поколениями, учили наблюдательности. И в настоящее время загадка используется как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании детей, в организации их досуга.

Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде прямого или скрытого вопроса.

Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т.е. совершить довольно сложную мыслительную операцию.

Воспитательные и образовательные возможности загадки многозначны.  Загадки формируют у детей любовь к народному творчеству, родному языку, вводят в мир народной поэзии. Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс, и результат этого своеобразного умственного состязания.

Ослепительно ярок зимний пейзаж:

Пушистый ковер

Не руками ткан, не шелками шит,

При солнце, при месяце серебром блестит.

(Снег).

Хочется дать несколько советов, как научить ребенка отгадывать загадки, а возможно, и придумывать их самим:

1. Детей следует учить сознательно, отгадывать загадки: понимать их содержание, находить пути решения, знакомить с приемами отгадывания, учить объяснять и доказывать правильность отгадки.

2. Обучение умению отгадывать загадки начинают не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в разных красках, звуках, движении и изменении.

3. Главным условием, обеспечивающим правильное понимание загадок и правильное их отгадывание, является предварительное ознакомление детей с теми предметами и явлениями, о которых пойдет речь в загадке. Например, загадки о транспорте:

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька

(Автомобиль).

Что за птица:

Песен не поет,

Гнезда не вьет,

Людей и груз везет?

(Самолет).

4. Нужны также знания, специально подводящие ребят к отгадыванию.

Можно понаблюдать за тем, как птицы вьют гнезда, муравьи сооружают муравейник, паук плетет паутину, чтобы сделать вывод, что птицы, насекомые строят свое жилище без рук, без инструментов.

Без рук без топорёнка

Построена избенка.

(Гнездо).

Мужички без топоров

Срубили избу без углов.

(Муравьи).

 Висит сито,

Не руками свито.

(Паутина).

Наблюдая за изменением реки во все времена года, дети легко отгадывают загадку:

Летом бежит, зимой спит,

весна настала — опять побежала!

Очень много загадок построено на знаниях, которые получены в процессе труда и играх.

Рядом с дворником шагаю,

Разгребаю снег кругом

И ребятам помогаю

Делать гору, строить дом.

(Лопата).

5. Загадывая загадки, надо повторять их по нескольку раз, чтобы дети их лучше понимали. Наряду с наблюдениями и опытами, знания о признаках и свойствах предметов дети получают и закрепляют в дидактических играх.

Помимо фактических знаний, детям нужно знание языка, особенно умение понимать переносное значение слова. Источником таких знаний является художественная литература:

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

(А.Плещеев)

Уважаемые родители и педагоги, старайтесь чаще использовать загадки в развитии и воспитании детей, т.к. загадка развивает память, мышление, наблюдательность, воспитывает любовь к художественной литературе. Это особенно актуально, если ребенок много времени проводит за компьютерными играми.

Захарова Юлия Александровна

Воспитатель ОДП н/л ГБУ «ОЦСПСД «Журавушка»

Как сделать зимние каникулы интересными?

Как сделать зимние каникулы интересными?

Близится время Новогодних праздников. Время особенное, полное чудес, как для детей, так и для взрослых. Ведь ни что так не сближает как торжество, которое можно отметить в кругу семьи. Нарядная елка, бой курантов, запах мандаринов, любимые фильмы, и впереди еще целая неделя долгожданного отдыха. И хочется, чтобы это время прошло ярко и запомнилось надолго. Главное – это никакой лени и апатии, а только позитивное настроение. Ведь в мире столько интересного, кроме телевизора и компьютера. Чем же можно заняться всей семьей? Предлагаем вашему вниманию несколько идей новогоднего отдыха.

Вперед на свежий воздух!

Зима — это неизменное время года для таких видов спорта как коньки и лыжи. Так приятно в солнечный морозный день всей семьей отправиться за город кататься. Активный отдых и свежий воздух укрепляет здоровье, помогает взрослым отдохнуть от однообразной офисной рутины, а детям просто дарит новые впечатления и заряд позитивного настроения. Если у вас нет ни лыж, ни коньков, или вы не сторонник ехать куда-то далеко от дома, можно выйти на прогулку с детьми в ближайший парк и устроить там зимний пикник. Взять с собой термос с горячим чаем, бутерброды или печенье, лепить снеговиков, строить снежную крепость, играть в снежки, кататься с горы на санках или просто наслаждаться зимней природой и хорошей погодой.

Ближе к искусству.

Зимние выходные это отличный повод, чтобы отправиться в музей или на интересную познавательную экскурсию. Подберите что-то интересное для себя и для ребенка. Перед походом можно подготовиться: почитать вместе о жизни великих художников, посмотреть репродукции картин в книгах, послушать музыку. Важно объяснить ребенку как правильно вести себя в музее, на выставке. После возвращения домой, предложите нарисовать понравившиеся произведения и устроить свою собственную мини- выставку. Это развивает в детях не только воображение, но и будит в них интерес к истории и искусству.

Вся жизнь – театр!

Так же в Новогоднее время проходит множество интересных спектаклей, куда можно пойти всей семьей. Театр это особое место со своей интересной культурой и атмосферой. Выбрав спектакль, вы можете, перед походом, вместе прочитать произведение, по которому он был поставлен, обсудить персонажей, помочь объяснить непонятные ребенку слова, чтобы просмотр стал еще интереснее. Если же у вас нет возможности попасть на настоящий спектакль, можно устроить домашний театр у себя дома. Взять любимое произведение, написать вместе сценарий, приготовить костюмы, раздать роли и слова, нарисовать программки и приглашения. На такой спектакль можно пригласить всех родственников и друзей семьи. У вас получится незабываемый вечер, который понравится всем без исключений.

Конь на Е4.

Если в выходные никуда не хочется выбираться и погода не радует солнечными днями, то можно остаться дома и поиграть в настольные игры. Их сейчас действительно огромное множество в магазинах. Подберите такую, в которую могла бы играть вся семья: монополия, морской бой, шашки, города, домино, пазлы, крокодил, пантомимы. Можно вместе слепить что-то из пластилина, полимерной глины или соленого теста, сшить мягкую игрушку, расписать подставку под горячее или сделать новогоднюю кружку своими руками. Как-то ведь развлекались люди, когда не было компьютеров?

Путешествие, не выходя из дома.

Можно устроить маленькое семейное путешествие, не выходя из дома. Выбираем страну, куда хотелось бы отправиться всем вместе, и устраиваем тематический вечер! Пусть каждый из членов семьи немного подготовиться, и расскажет что-то интересное об этой стране. Можно узнать и рассказать, как празднуют там Новый год, приготовить всем вместе вкусное национальное блюдо. Или же устроить вечер костюмов, караоке, танцев, ведь главное это фантазия и хорошее настроение. Обязательно помогите ребенку подготовиться, чтобы он тоже мог принять участие. Такие вечера расширяют кругозор, помогают не только ребенку, но и взрослому узнать много нового и интересного.

Новогодние праздники — это не только самые длинные выходные в году. Это волшебное время, которое нужно посвятить своей семье и любимым. Главное не ограничивайтесь только этими советами, фантазируйте, творите, заряжайтесь теплом и хорошим настроением на весь год!

Ножина Дарья Андреевна

Социальный педагог, ГБУ ОЦСПСД «Журавушка»

Новогодние зоологические забеги

Новогодние зоологические забеги

В преддверии новогодних каникул можно провести с детьми эстафеты, но не простые, а новогодние, зоологические. Все Вы знаете, что каждый год символизирует какое-то животное. Согласно легенде, таких животных 12: крыса, буйвол (бык), тигр, кошка, дракон, змея, лошадь, овца, обезьяна, петух, собака, свинья. Каждая тематическая эстафета посвящена одному из этих животных. Детям это будет интересно и заодно познавательно.

Мы - одна команда

Детей разделить на 2-3 команды в зависимости от количества участников.

  1. Крыса. К обручу привязываем скакалку — это хвост. Ребенок встает в обруч и поднимает его до пояса. «Хвост» должен быть сзади, волочься по полу. Задача: обежать змейкой вокруг кеглей до ориентира и обратно и постараться не сбить кегли. Далее передать обруч следующему участнику.
  2. Буйвол (бык). Для каждой команды горизонтально на высоте 1 метра натягивается веревка длиной 10 метров (держат ассистенты). На веревку на металлическом крючке подвешивается мешочек с грузом. Первый участник головой толкает мешочек от одного края веревки до другого, потом возвращается в команду. Второй участник добегает до дальнего края веревки и толкает головой мешочек к линии старта.
  3. Тигр. По гимнастической скамейке проползти на четвереньках (по-тигриному) и обратно также.
  4. Кошка (кролик). Пролезть через два веревочных кольца (одно большое, другое маленькое).
  5. Дракон. В тройках стоят в шеренгу. «Средние» ноги связаны веревкой, т.е. у центрального участника правая нога связана  с левой ногой соседа справа, а левая нога с правой  ногой соседа слева. Получился «трехглавый дракон». Таким образом, не расцепляясь, идут до ориентира и обратно.
  6. Змея. Все участники, стоя в колонне, держатся за пояс впереди стоящего. По свистку они обегают кегли змейкой, доходят до ориентира и обратно также возвращаются на старт. Задача: не расцепившись, обойти и не сбить кегли, вернуться на старт как можно быстрее.
  7. Лошадь. На четвереньках, на спине игрушка (наездник), двигаться до ориентира и обратно. Если игрушка упала, то выбегает бегун, который сажает наездника на спину «лошади», и бегун возвращается в команду. А лошадь продолжает движение.DSC08909
  8. Козел (овца). В парах, встать лицом друг к другу, руки за спину, между лбами зажать мяч. Таким способом идти до ориентира и обратно.
  9. Обезьяна. Добежать до гимнастической стенки, залезть на нее, повиснуть на турнике, спрыгнуть и бегом вернуться в команду.
  10. Петух. Добежать до ориентира и громко прокукарекать.
  11. Собака. Участник кидает палку (мячик) за определенную отметку и бежит за ней. Если не добросил, то подбирает палку и возвращается на линию старта и снова бросает ее.
  12. Свинья (кабан). На четвереньках носом толкать мячик до ориентира и обратно. Мяч руками не трогать.

Не обязательно проводить все эстафеты. Достаточно выбрать 7-9 на Ваше усмотрение.

Желаю всем удачи, отличного настроения, веселого и активного времяпрепровождения.

Педагог дополнительного образования ГБУ «ОЦСПСД «Журавушка»

Сошникова Ирина Вадимовна

«Вот и наступила весна». Рекомендации для родителей о том, как познавать мир вместе с ребенком

Наступила весна, теперь самое время познакомить ребенка с ее особенностями и понаблюдать за ней вместе с ним.

Зима позади. Позади суровые морозы и метели. С первыми лучами весеннего солнца природа преображается. Свежий воздух и ласковое солнце дают заряд бодрости и хорошего настроения, а весенняя природа – это лучший источник вдохновения для новых игр и познания окружающего мира ребенком. Солнце с каждым днём пригревает все сильнее и сильнее, на улицах становится светлее и прогулка доставляет столько  удовольствий.

Познавательная прогулка.

На прогулке с ребенком, расскажите ему о весне: почему тает снег, откуда берутся многочисленные ручьи, почему так ярко светит солнце и почему небо голубое, а не серое. Попробуйте вместе с ребенком услышать «весенние» звуки: звон капели, журчание ручьев, пение птиц. Расскажите ему, какие запахи несёт в себе весна: талого снега, березовых почек, первых подснежников и другие. Расскажите ребенку, что происходит весной, после того, как растает снег: перелетные птицы возвращаются из южных стран, набухают почки на деревьях, из-под снега пробивается первая травка, распускаются подснежники.

Ходите по тропинкам и смотрите, что происходит вокруг, как все меняется. Можно взять с собой небольшую пластмассовую банку и собирать в нее «шумелки» — предметы, которые уже высохли, — камушки и веточки. Складывайте их в баночку и слушайте, как они шумят, если баночку потрясти.

Гуляя с ребенком, не забывайте рассказывать ему стихи, которые несут тепло и улыбку («Ласточка» Алексея Плещеева, «Весна идет» Агнии Барто и т. д.).

Загадывайте загадки про весну:

Солнце припекает,

Снежок тает,

Когда это бывает? (Весной)

Она приходит робкая,

Красивая и звонкая.

Лишь только ласково шепнет,

В лесу подснежник расцветет. (Весна)

Разучивайте вместе с ребенком короткие заклички, для приглашения весны поскорее вступить в свои права.

Весна красна! Приди скорей!

Своим теплом согрей детей!

Весна приди, снег растопи.

Вырастут цветочки

На нашем лужочке

Утром, выйдя на улицу по дороге в детский сад, в школу, на прогулку поиграйте с ребенком в разведчиков весны. «Разведчики» в нашей игре должны быть очень внимательными и замечать всё вокруг. Задача – найти как можно больше примет весны, перемен в окружающем мире.

Игра «Разведчики весны»

Вы с ребенком по очереди называете приметы весны, которые видите вокруг себя.  Побеждает тот, кто назвал последним. Условие для взрослых – взрослый всегда в этой игре называет самые сложные, на первый взгляд невидимые признаки весны или же те признаки, на которые малыш пока внимания не обращает. Например, солнце стало раньше вставать. Или на лужах теперь нет льда. Или: на снегу образовалась тоненькая корочка наста.

Что могут увидеть наши «разведчики весны» в этой игре, или весенние наблюдения с детьми в природе.

  • Солнце: а) Трехлетние дети заметят, что весеннее солнышко теплее, хочется снять варежки или расстегнуть пальто. А у некоторых малышей и взрослых от солнца появляются веснушки! От солнца бывают и солнечные зайчики. Б) Четырехлетние и более старшие малыши уже могут заметить, что солнце встает рано и будит людей. Встаешь, а уже светло на улице. А зимой, когда мы просыпались, было еще темно. Значит, день стал длиннее, а ночь короче.
  • Сосульки: под крышей появились сосульки, с них капает вода – можно услышать звуки капели. На солнце сосульки блестят и красиво сверкают. Зимой сосулек было мало, а теперь их много.
  • Снег стал темный, грязный, ноздреватый, зернистый, на солнце он тает. Часто можно увидеть осевший сугроб, из-под которого текут струйки воды – ручейки. В тени и холодных местах снега еще много, а на солнышке он уже растаял. Четырехлетние малыши и более старшие дети уже могут заметить наст – корочку на снегу.
  • Воздух пахнет весной. Он теплый. Можно снять рукавички и протянуть руки к солнышку – ладошкам будет тепло. А в морозы хотелось спрятать руки в теплые варежки. Мы переоделись в более легкую одежду (вместо шубы носим куртку, вместо сапожек – ботиночки и т.д.)
  • Лужи. Весной появляются лужи. Утром они еще затянуты тоненькой корочкой льда. Если нажать на лед палочкой, то он разломится и под ним будет видна вода. Днем лужи тают, и вокруг бегут журчащие ручейки. Почему же лед тает днем?
  • Небо. Предложите детям посмотреть на небо и сказать, таким ли оно было зимой. Что изменилось? Дети замечают, что зимой небо часто было серым, а теперь синее.  На нем появились белые облака. Они называются кучевыми, потому что держаться на небе кучками. Пусть дети понаблюдают, как движутся облака: то медленно, то быстро. Объясните, что их гонит ветер. Если ветер сильнее, то и облака бегут быстрее и часто меняют форму. Пофантазируйте с ребенком, глядя на облака, на что они похожи. Полюбуйтесь облаками через кружевную сеть веток деревьев.
  • Ручьи. Потекли ручьи. А куда течет ручеек – вверх или вниз? Куда уходит вода? Покажите, как в городе вода стекает в особые решетки. Скажите, что в природе мелкие ручейки впадают в более крупные, а крупные ручьи впадают в речки. Речки переполняются водой, и выходят из берегов.
  • Воробьи прыгают радостно в лужах, купаются, щебечут, греются на солнышке. А зимой они сидели на ветках, нахохлившись.
  • Птицы – снегири, синички, дятлы — перестали прилетать на кормушку. Почему? В лесу уже тепло, появилось много насекомых, и птицы сами находят себе еду. А некоторые птицы улетели от нас, они вернулись на свою родину на север.
  • Насекомые проснулись весной.
  • К нам прилетели-вернулись домой перелетные птицы. Почему же они вернулись? Появились насекомые – их корм.
  • ЛедоходВо льду на речке образуются трещины, он раскалывается и трогается с места. Ледоход – откуда появилось это слово? Ледоход = Лед ходит, лед идет! Лед стал перемещаться по реке, лед тронулся с места!
  • Половодье в лесу или в парке. Почему весной происходит половодье? Снег тает и образовавшиеся ручейки бегут к рекам. Реки выходят из берегов и начинается половодье . На что похоже слово «поло – водье». Полная вода! Полон водой берег реки и лес!

Увлекательные исследования 

1. Зеленые листочки в марте Уже в феврале можно сорвать несколько веточек деревьев и поставить их в вазу с водой. Теперь вы вместе с ребенком можете наблюдать за тем, как из почек распустятся зеленые листочки.

2. Огород на окне В марте — апреле вместе с малышом посейте в ящики с землей семена укропа, петрушки, салата и установите их на подоконнике. Семена довольно быстро прорастут, и у вас дома будет ранняя зелень к столу и просто для красоты.

3. Знакомые растения Хорошо бы с раннего детства научить ребенка распознавать наиболее распространенные растения. Начните с самых простых. Это мать-и-мачеха, одуванчик, подорожник, крапива.

4. Капитан дальнего плавания Все дети любят шлепать по лужам. Чтобы не простудиться: - во-первых, не забудьте надеть непромокаемые сапожки. - во-вторых, предложите ребенку «безопасные игры с лужами». - измерьте вместе с ним палкой глубину лужи. - возьмите из дома лопатку и расширьте русло ручья, соединив его с лужей или соедините вместе несколько ручейков. - можно устроить запруду, сделав на пути ручейка преграду. Одна из самых весенних игр — мастерить и пускать кораблики в ручейках. О кораблике надо позаботиться заранее, еще дома. Сделать его можно из обычной бумаги, пенопласта, скорлупы грецкого ореха.

5. Помощь птицам в постройке гнезда Весной птицы строят гнезда. Материал, употребляемый птицами для постройки гнезда, крайне разнообразен. В качестве строительного материала они используют стебли и листья трав, различные корни, ветки, сучья и листья деревьев и кустарников, водоросли, мох, лишайники, кусочки коры, растительный пух, волокна растений и коконов насекомых, паутину, шерсть, волосы, бумагу, вату, тряпки, свою слюну, землю, глину и т. д. Вы с ребенком можете помочь птицам, снабдив их дополнительными материалами для постройки жилища. Сложите в сетку из-под лука кусочки ваты, собачьей шерсти, соломы, пушистых ниток, перьев и т.п. (избегайте синтетических и острых материалов). Проделайте в сетке несколько дырок и подвесьте рядом с кормушкой. Теперь вы можете наблюдать, какие птицы посещают вашу «сокровищницу» и какой строительный материал пользуется у них популярностью.

6.Наблюдения за насекомыми

Жук. Дать детям возможность с помощью лупы рассмотреть строение тела жука. Вызвать хорошее доброжелательное отношение к живому существу.

Муравей. Рассказать детям о муравьях – тружениках. Осторожно пройти по дорожке, проследить с детьми за путём муравья.

Журова Татьяна Викторовна

Воспитатель ГБУ «ОЦСПСД «Журавушка»

Край родной, навек любимый...

(Рекомендации для взрослых по пробуждению интереса к краеведению у детей)

Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций. Любовь к родному краю, его природе, истории, культуре – то зернышко, из которого вырастает чувство патриотизма. В связи с этим огромное значение имеет ознакомление детей младшего школьного возраста с историей, культурой, бытом родного края.

Важно помнить, что воспитание начинается с самого близкого для ребёнка – родного дома, школы, улицы, где он живет, а чувство Родины – с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом.

Есть старинная притча о том, как приехали в одну страну гости, которых радушно встретили и щедро одарили, но, когда они собрались уезжать, их попросили разуться и соскрести с обуви землю. «Родная земля для нас дороже всего, — заявили хозяева. — И мы не хотим терять ни пылинки».

Таким трепетным отношением к отчему дому отличались и наши предки. Мы обязаны им всем, что имеем сейчас, что должны свято сохранять и беречь. Вот почему краеведение для нас не может быть досужим и необязательным делом.

Готовы к путешествиюВоспитывать любовь и бережное отношение к малой родине возможно только через активную деятельность. Дети чрезвычайно эмоциональны, поэтому важны такие формы работы как: экскурсии по родному краю, музейные уроки, праздники, конкурсы, викторины.

Каждый уголок  нашей необъятной страны отличается самобытностью и неповторимостью. А достаточно ли мы сами знаем о том месте, где живем?

Нижний Новгород уникален: это единственный город в России, основатель, которого причислен к лику святых. 17 февраля нижегородцы отмечают День памяти основателя города Юрия Всеволодовича, внука Юрия Долгорукова. У каждого из нас за плечами тысячелетняя история нашего народа. Народа, который создал все то, что мы называем своим достоянием, и нужно быть достойным этого наследия, уметь его ценить и дорожить им.

Задача педагогов и родителей, как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, воспитывать любовь и уважение к родному дому.

Первое представление об истории ребенок получает из истории своей семьи. Кем работали бабушки и дедушки? Как выглядели игры их детства? Альбом с семейными фотографиями… Все ли эти лица знакомы вашим подрастающим детям? А вам самим? Вечер за рассматриванием фотографий, составлением кратких подсказок к ним может дать больше, чем целый учебник по новейшей истории.

Можно поговорить с ребенком о том, что и как менялось и как это отражалось на облике своей улицы. Наш город богат моментами истории, которые связаны с улицами, домами, парками – местами, мимо которых мы проходим с нашими детьми. И, если вы говорите об этом с ребенком, город становится ему роднее, а история из далекой и скучной превращается во что-то близкое.

И не только город. Можно вспомнить, что интересное и значимое мы можем показать своим детям в нашей области во время однодневной поездки. Городец с резными наличниками и уютными маленькими музеями. Старинный Семенов с музеем и фабрикой хохломской росписи. Светлояр… И еще десятки мест, которые запомнятся ребенку навсегда, если он впервые приедет туда с родителями – особенно, если вы заранее вместе что-то прочитаете об этих местах.

SONY DSCБесценным источником для воспитания патриотизма является история Великой Отечественной войны. Она позволяет каждому ребенку лично соприкоснуться с великим подвигом старших поколений. Ведь история Великой Отечественной – это биография их прадедов. Знания и чувства нужно формировать в каждом поколении. От того, что узнает ребенок о стране, о мире, о себе во многом зависит, как он в дальнейшем распорядится своей судьбой.

Давайте все вместе будем стараться помочь нашим детям познать мир во всех его красках!

Воспитатель 1 квалификационной категории

отделения дневного пребывания несовершеннолетних

ГБУ «ОЦСПСД «Журавушка»

Кулясова Инна Евгеньевна

Методическая разработка тематической беседы «Дом - это наша малая Родина»

Сысолятина Е.В.Автор: Сысолятина Екатерина Витальевна,

 методист ГБУ «ОЦСПСД «Журавушка»

 

 

 

 

 

 

Краткая аннотация:

Автором представлена форма работы с несовершеннолетними, направленная на создание условий для формирования ценностной системы нравственных ориентиров и идеалов, на развитие умения «видеть» прекрасное вокруг нас, в повседневной жизни. Беседа призывает детей прочувствовать то, о чём пишет автор и примерить на свой собственный жизненный опыт.

 

Оборудование, необходимое для проведения: проектор, экран, подборка фотографий с пейзажами малой родины, карточки с распечатанными фотографиями природы, звуковоспроизводящая аппаратура, музыкальное сопровождение.

 

 

 

Содержание беседы «Дом — это наша малая Родина»

Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы поговорим с вами о том, что знакомо каждому из нас с детства – о доме.

Мы часто говорим «дом» и подразумеваем конкретное строение, у кого-то большое, у кого-то маленькое. Чей-то дом находится в городе, а чей-то в лесной тиши. У кого-то дома большое хозяйство, а кто-то пока ещё живёт один… Все мы разные, и дома наши тоже разные. При этом, есть у нас дом – один на всех – наша Родина. Да, она тоже большая и разная. Это и огромные степи с песками, и высокие горы с белоснежными вершинами, и бескрайние леса с клюквенными болотами, и снега тундры с леммингами и куропатками…  Страна наша настолько удивительна, что можно несколько раз за одни сутки встретить рассвет солнца, если ехать или лететь с востока на запад. Двигаясь с юга на север — увидеть животных жарких краёв и вечной мерзлоты. Но, где бы ни жил каждый из нас – это его родное место, его малая Родина, его дом.

Предлагаю всем вам послушать историю об одном из таких мест. Вслушайтесь в текст, представьте то, о чём рассказывает вам автор.

«Признание родному селу»

(Чтение на фоне тихой лирической музыки)

Закрываю глаза и представляю Сказочное время года. Вот уже ветер станцевал волшебный вальс Золотой листвы, пролилась осенняя печаль косыми дождями. Робко и несмело вступила зима в свои владения. Природа погрузилась в хрустальный сон почти на полгода…

Но как прекрасна она! Лес, запорошённый хлопьями пушистого снега, кажется сказочным теремом. Ели раскинули шатром свои серебряные ветви. Ветерок плавно покачивает заснеженные макушки деревьев, словно подчиняясь неведомой музыке природы.

Ранним утром солнечный луч окрашивает всё нежным алым цветом. А в полдень посмотришь на ясное небо и вдруг заметишь переливающуюся яркими красками радугу у солнца. Сначала не веришь своим глазам, а потом забываешь обо всём и просто дивишься чудесам природы.

Вечером же лишь скроется солнце за горизонтом, луна поднимается огромным жёлтым диском. А рядом – два вертикальных столба, мерцающих и переливающихся разными цветами (от бледно-жёлтого до насыщенного красного). И чуть позже на тёмно-синем покрывале неба появляются бесчисленные точечки звёзд и созвездий. А Млечный путь, словно река, разделяет небосвод на две половины загадочной ночной карты. И совсем не хочется отрывать глаз от этой сказочной красоты, но мороз не щадит, и всё яснее чувствуешь, что пора идти в дом, где уже разливается мягкое тепло от русской печи, в которой тихонько потрескивают дрова и играет живой огонь. Ты ещё полюбуешься этой сказкой, но уже из дома: отогреешь уголок окошка, выглянешь на улицу, а там светло, словно днём и над засыпающими деревенскими домиками поднимается дым от печей точно вверх, чуть расплываясь от ветра. А это верный признак долгих морозов. Значит, назавтра не появятся на лазурном небе злые тучи, полные снежных зарядов, и ничто не сможет внести суматоху в хоровод ясных морозных дней.

И сколько бы ни прошло времени, сколько бы километров не отделяло меня от родного села, я всё равно буду вспоминать его тихие улочки, дома скрытые под снежными шапками, сосну, как шатёр раскинувшую свои ветви на перекрёстке дорог и знакомые с детства места…

И, уезжая в город учиться, тихонько прошепчу: «Я люблю тебя, Кормино».

Ребята, как вы думаете, какие чувства хотел донести до вас автор?  (ответы детей)

А что чувствовали вы сами, когда слушали этот рассказ? (ответы детей)

Посмотрите внимательно на экран. Сейчас на фото для вас будут представлены маленькие частички нашей большой Родины. Рассмотрите их внимательно, вслушайтесь в слова, посвящённые родному краю!

 

(Чтение стихов на фоне тихой лирической музыки и параллельный показ фото, темп показа фото медленный, чтобы дети имели возможность внимательно рассмотреть фото)

 

«Я люблю тебя, Кормино»  Я люблю приезжать к нам в село, Где все люди знают друг друга, И своей русской души теплом Поделиться спешат все в округе… Я люблю тихий летний рассвет, Золотящий деревьям верхушки, И неброский лесной первоцвет, О весне рассказавший опушке. Красно-жёлтый осенний цвет, Вперемешку с косыми дождями. И морозный, искрящийся снег, И дымок, тот, что вьётся клубами… Я люблю, я люблю, я люблю…

Да всего не сказать мне словами, Приезжайте к нам погостить, Полюбуетесь этим сами!

 

 «Наша Родина — Арбаж» 

 

Конечно, не знаком Вам край родимый наш –

Он – малая частичка всей России,

Быть может, скажет кто, что есть места красивей,

А  я отвечу: «Наша Родина – Арбаж!»

 

И о природе здешней каждый говорит,

Да где ж ещё найдёшь луга ты краше!

С любовью вспоминают место наше,

И пруд, что синевою летом всех манит.

 

Там поле льна – пруда и неба отраженье,

Раскинулась без края эта синь,

А рядом перелесок из осин…

Ну как здесь не набраться вдохновенья?!

 

А осень – та ещё плутовка! Всё шалит:

То солнце дарит, то опять рыдает…

И как бы счастлив не был в дальнем крае,

О Родине порой душа у всех грустит…

 

«Осенняя Вятка» 

 

В рыжей листве утопает осенняя Вятка –

Край, где лесов и полей – не старайся – не счесть!

Здесь подчиняется всё мировому порядку,

Только вот что-то чудесное всё-таки есть…

 

Это волшебное кроется в Вятских долинах:

Берег реки, камыши и молочный туман –

Сказочным кажется всё, как на дивных картинах

В них и поверишь-то, только увидев всё сам.

 

Ты залюбуешься спеющей кистью рябины,

Ветром и ворохом листьев, шуршащим у ног…

Всё удивляешься, глядя на эти равнины –

Как ты жить раньше без этого в городе мог?

 

Всё растворяется в неба пронзительной сини,

И повидав её раз – никогда не забыть!

Будешь сюда постоянно стремиться отныне,

В сердце своём будешь Вятку хранить и любить!

 

 

Ребята, только что вы услышали и увидели то, каким может быть Родной край. Вы почувствовали, что испытывает по отношению к своей малой Родине автор этих стихотворений. Человек рассказал вам о самом дорогом для него, о своём доме. Скажите, как вы понимаете слова «Счастлив тот, кто счастлив дома»? (Ответы детей) А автор стихов счастлив дома? (Ответы детей) А вы счастливы дома? (Ответы детей)

Посмотрите на фото, разложенные на столе. Выберите ту карточку, фото на которой вам наиболее понравилось, которое в большей степени отражает ваши чувства после услышанных произведений.  Расскажите, что послужило причиной, для вашего выбора. (Ответы детей, беседа о  чувствах, которые вызывают у них фотографии)

Уверена, что и в вашей душе живут сильные чувства любви и гордости за свою Родину, за свой край, за свой дом! Подготовьтесь и расскажите нам всем о том, что такое «дом» для каждого из вас. Это может быть и рисунок, и рассказ, и стихотворение. Мы все с нетерпением будем ждать следующей встречи с вами. Удачи!

До свидания!

 

Для подготовки беседы использованы следующие публикации:

 

Сысолятина Е.В. «Наша родина — Арбаж»//Сборник: Голоса молодых. Проба пера/ Сост.: Н.В.Столбова. – Арбаж: Изд-во МУК «ЦБС Арбажского района», Корминская СБф,  2011. – 66 с.

Сысолятина Е.В. «Осенняя Вятка»// Поэтический сборник: стихи арбажских поэтов. Вып.3/ Сост. Г.З. Захарова. – Арбаж: Изд-во «Арбажская ЦБ им.А.П.Батуева»,  2012. – 32 с.

Сысолятина Е.В. «Признание родному селу»// Сборник: Голоса молодых. Проба пера/ Сост.: Н.В.Столбова. – Арбаж: Изд-во МУК «ЦБС Арбажского района», Корминская СБф,  2011. – 66 с.

Сысолятина Е.В. «Я люблю тебя, Кормино»// Поэтический сборник: стихи арбажских поэтов. Вып.3/ Сост. Г.З. Захарова. – Арбаж: Изд-во «Арбажская ЦБ им.А.П.Батуева»,  2012. – 32 с.

 

Все материалы (рассказ, стихотворения, фото), использованные для проведения беседы являются авторскими ©.

Фото: Сысолятина Екатерина ©

Семейный праздник «День рождения»

в статью Весёлый День рождения

В последнее время во многих семьях просматривается такая тенденция, как дефицит общения между членами семьи. Порой родители даже не в курсе, чем живут их дети. Традиции совместных праздников постепенно уходят в прошлое. Часто молодёжь собирается своей компанией, малышей отдают на выходные бабушкам, а родители уже не очень-то и хотят хлопотать и придумывать оригинальные идеи. А зря. Наша жизнь и так не блещет множеством положительных эмоций, но родители, проявив немного фантазии, могут их подарить себе и своим близким. Важно чтобы праздник оставил только приятные воспоминания, для этого нужно хорошо продумать его организацию. И хорошо, когда в подготовке к празднику принимают участие все члены семьи. Как здорово обдумывать сценарий праздника, готовить костюмы и оформление. Такие мероприятия сплачивают семьи, укрепляют семейный дух, к тому же, это хорошая возможность побыть вместе.

Предлагаем несколько советов, которые помогут вам организовать весёлый День рождения для ребёнка.

 Поздравление ребёнка с днём рождения

Поздравить именинника нужно торжественно – праздничным тортом со свечами, криками «Ура» и поздравительной песенкой «Как на (имя ребёнка) именины испекли мы каравай …».

Обязательно дайте возможность каждому гостю поздравить именинника. В случае если к этому процессу захотят присоединиться взрослые, предложите им присесть на детские стульчики, чтобы оказаться примерно «на одном уровне» с детьми.

 Во что поиграть?

Мешок с секретом

Соберите в красивый мешочек несколько предметов – игрушку, открытку, книгу, шарик. Пусть дети по очереди попытаются определить на ощупь: что находится в мешке.

Где прячется цвет?

Запаситесь несколькими листочками цветной бумаги. Вынимая их по очереди из папки, дайте задание детям отыскать такие же цвета на своей одежде или в комнате. Победителем станет тот, кто отыщет и назовёт наибольшее количество предметов.

Музыкальный марафон

Для этой игры понадобится музыкальный инструмент или магнитофон. Включите веселую песенку и попросите детей потанцевать или просто подвигаться в такт музыке. Тому, кто лучше сможет уловить мелодию, вручите символический приз.

Ищи сокровища

Заранее спрячьте в комнате «ценности», нарисуйте красочную карту и разделите её на несколько частей. Чтобы собрать её, гостям придётся выполнить задания.

Шоу воздушных шаров

Предложите гостям изобразить на воздушных шарах автопортреты. На получившуюся голову можно повязать косынку, соорудить венок или шляпу. Автору самого смешного образа вручите приз.

Призы

Конечно же, наградить необходимо всех участников игры. Заранее подготовьте небольшие сувениры. Пусть они будут недорогими, но обязательно по возрасту детей. Проследите, чтобы они были примерно одинаковыми, иначе можно «утонуть в море слёз» обиженного ребенка, который посчитает, что его приз хуже, чем приз товарища.

В самом начале детям следует раздать персональные маленькие пакетики. Таким образом, полученный приз не отвлекает от новых игр и не теряется. Пополнение коллекции происходит после каждого нового конкурса. «Камера  хранения» находится у родителей.

В завершении нарисуйте на большом листе бумаги впечатления от праздника – наподобие гостевой книги.

Желаю весёлого праздника и море счастливых улыбок!

 Воспитатель ГБУ «ОЦСПСД «Журавушка»

Бердникова Любовь Евгеньевна

Как воспитать книгочея?

В последнее время всё чаще темой бесед родителей с воспитателем становится отказ детей от чтения. Современные дети и подростки не просто не любят читать, а категорически не хотят этого делать. Произведения, предусмотренные школьной программой, предпочитают просмотреть в упрощенном варианте.

Предлагаю родителям несколько советов, как привить любовь к чтению.

Самое главное правило: родители должны читать сами. Читать и наслаждаться. И говорить ребенку, какое удовольствие они от этого получают.

Взрослые должны помнить, как много зависит от их отношения к чтению ребенка. Обязательно говорите о прочитанном. Хвалите, даже если не все было «гладко».

Первые книги ребенка должны быть красочно оформлены, тогда они еще до чтения заинтересуют его. В то же время они не должны состоять из иллюстраций. Тогда их смысл будет понятным уже после беглого просмотра, и желание читать пропадет.

Лучше, если в книге есть разбивка на небольшие главы или она состоит из нескольких небольших законченных рассказов.

Следует воспитывать культуру чтения. Соблюдать основное правило: книгу нужно читать последовательно, не перескакивая со страницы на страницу.

Взрослым не стоит прекращать читать ребенку вслух. Вечерние часы за книгой, когда родители, сами увлекаясь содержанием, читают ребенку – это замечательный способ духовного с ним общения.

Читая ребёнку книгу – прервитесь на самом интересном месте, скажите, что продолжение будет завтра. Это поможет вызвать у ребёнка интерес и желание «завтра» продолжить чтение. Прежде чем начать читать, спросите у ребёнка, на чём вчера остановились.

Отыщите свои любимые детские книжки. Расскажите о них ребенку. Прочитайте их вместе. Поведайте о том, какую роль они сыграли в вашей жизни.

В доме должна быть детская библиотечка, которая периодически пополняется. Внимательно следите за программой по внеклассному чтению.

Заведите «семейный читательский дневник», куда каждый из членов семьи коротко запишет свое впечатление о прочитанном.

  Памятка для родителей

1. Читайте вслух с ребенком не менее 10 – 15 минут в день.Следим за сюжетом

2. Хвалите ребенка за чтение.

3. До или во время чтения книги выясните значение трудных или незнакомых слов.

4. Спросите, чем понравилась книга ребенку, что нового он из неё узнал.

5. Попросите ребенка рассказать о главном

герое, событии.

Увлекательтные стихи

6. Какие слова или выражения запомнились ему?

7. Чему учит эта книга?

8. Предложите нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.

9. Чтение — процесс сложный для детей. Помните, постоянный нажим и требования читать, могут вызвать негатив.

 Памятка для детей. 

1. Читай вслух правильно, обращая внимание на каждый слог и каждое слово.

2. Читай вслух выразительно – соблюдай правильный темп, меняй высоту и силу голоса, интонацию согласуй со знаками препинания, делай паузы.

3. Читай вслух бегло – произнося первый слог, смотри на второй.

Желаю успеха!

 

Воспитатель Отделения дневного пребывания ГБУ «ОЦСПСД «Журавушка» Бердникова Любовь Евгеньевна

«Мир прекрасного»

(опыт работы по развитию творческих способностей на занятиях бумагопластикой)

Захаренко Галина Алексеевна

Воспитателя ОДП  ГБУ «ОЦСПСД  «Журавушка».

 

Каждый человек, у которого есть самая драгоценная жемчужина на свете – ребенок, мечтает видеть его талантливым, умным, удачливым, а самое главное – счастливым!

Счастье многогранно и многолико, но невозможно быть счастливым, потеряв чувство цвета, стремление к созиданию, гармонии, желание творить прекрасное. Учить этому человека  следует с раннего возраста, развивая образное восприятие и пространственное мышление, а если занятие – увлекательное  путешествие в бумажную страну, то восторженные глаза ребенка будут великой наградой взрослому.

Первые шаги бумагопластики настолько просты, что не требуют от ребенка больших усилий. Он с  удовольствием открывает для себя возможности бумаги: рвет, мнет, сгибает, режет,  образует спирали, пластичные формы. Как помочь ребенку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить бумагопластика – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. Здесь ребенку даётся возможность реально,  самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, превратить его в снег, облака, цветок, животных и т.п.

Увлекательные занятия бумагопластикой в нашем центре  «Журавушка» дают возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность, способствуют гармоничному и духовному развитию личности.

Даже при незначительном усилии со стороны детей работа с бумагой привлекает всех своим необычным выполнением, подборкой цвета, восхищает ребенка и вызывает желание создать что-то красивое.

фото 1Индивидуальные работы показаны на фото № 1 цветок «Роза» и вазочка выполнены из салфеток, стебель из бумаги, открытки «Для мамы» из картона и платья из салфеток, украшения сделаны из пайеток.

Большая роль в овладении бумагопластикой отводится коллективным работам. За короткий промежуток времени ребенок может создать одну или две фигуры (цветок, бабочку). Часто случается, что он выразил себя технически, но морально не удовлетворен. Но если ребенок создает коллективно одну большую работу (картину), он получает конечный результат гораздо быстрее и воспринимает готовую работу целостно, как свою собственную. Ему нравится большая работа  — он удовлетворен морально, у него появляется желание сделать ещё что-нибудь замечательное, а самое главное – дети увлечены работой, довольны результатом своего труда, передают свой опыт сестрам, братьям, друзьям.

фото 2

Одна из наших коллективных работ представлена на фото № 2, «Символ года – Овца», выполнена девочками, ученицами МБОУ СОШ № 54 (шубка овцы из салфеток, украшения из пайеток, бусин и ленточек).