Диагностика школьной готовности

Педагоги-психологи центра «Журавушка» проводят психологическую диагностику дошкольников на предмет готовности к школе и консультации для родителей по вопросам подготовки детей к обучению.

Школьная готовность.

Когда ребёнку приходит время идти в школу, для многих родителей актуальным становится вопрос о школьной готовности. В школе наступает новая жизнь, и то, насколько успешным и лёгким будет процесс адаптации, зависит именно от степени готовности к школьному обучению.

Нередко родители, желая помочь своему ребёнку, подготовить его к школе, стремятся в первую очередь научить читать и считать как можно раньше, но это не всегда приводит к желаемому результату, а иногда даже напротив. Происходит так, что ребёнок, перенасыщенный учебными занятиями, теряет всякий интерес и желание учится дальше. Опыт и практика показывают, что для успешного обучения, не достаточно только лишь умения читать и считать. Готовность ребёнка к школе не ограничивается интеллектуальной подготовкой, а включает в себя целый ряд не менее значимых компонентов. Что же подразумевают, когда говорят о школьной готовности?

1. Социально-психологический: готовность ребёнка к принятию новой социальной позиции школьника.Школьная готовность включает несколько компонентов:20160818_151538

И это означает в первую очередь наличие учебной мотивации: желание учиться, положительное отношение к школе, учителю, учебной деятельности, понимание важности и необходимости учения, выраженный интерес к получению знаний, стремление быть учеником. Чтобы успешно учиться, ребёнок должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции. Внутренняя позиция школьника – это система потребностей и стремлений, связанных со школой.

Кроме того, важен определённый уровень социальной зрелости, что подразумевает наличие у ребёнка потребности и умения общаться с другими детьми, участвовать в групповом взаимодействии, выполнять задания, которые требуют совместных усилий, тесного контакта друг с другом, умения принимать и подчиняться интересам и обычаям детских групп, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение. У ребёнка должно быть сформирвано представление о границах дозволенного, о правилах поведения в группе, умение следовать нормам и правилам культурного общения. Этот компонент школьной зрелости включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы эффективно общаться с другими участниками учебного процесса (одноклассниками и учителями).

Немаловажным является и уровень развития эмоционально-волевой сферы: определённый уровень эмоциональной устойчивости, снижение количества импульсивных реакций, на фоне которых осуществляется процесс обучения, а также умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание. Очень важный признак готовности к школе — произвольность поведения — умение управлять своей деятельностью, подчинять свои действия поставленной цели, делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно.

20160824_153110

2. Интеллектуальный: соответствующая возрастному уровню зрелость всех познавательных и психических процессов.

Подразумевает наличие определённого уровня развития:

- образного и словесно-логического мышления: способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение объединять предметы в группы по общим существенным признакам, умение устанавливать логические связи между предметами и явлениям, строить простое умозаключение;

- произвольного внимания: способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут;

памяти: умение запоминать стихи, картинки и другую необходимую информацию.

речи: правильное произношение звуков, способность прослушать, запомнить и пересказать небольшой рассказ, правильно понять и описать смысл картинки и т.п.

И конечно, немаловажным показателем является осведомлённость ребёнка об окружающей действительности: необходимый для данного возраста запас сведений и знаний (знает ли ребенок имена родителей, домашний адрес, место работы и специальность, времена года и дни недели, домашних и диких животных, ориентируется ли он во времени и пространстве, доступны ли ему элементарные обобщения и т.п.).

Интеллектуальное развитие является необходимым, но недостаточным условием успешного перехода ребенка к школьному обучению. Нередко в практике встречаются дети с высоким уровнем интеллектуального развития, но с большими трудностями в поведении и общении, что накладывает отпечаток на весь учебный процесс.

3. Психофизиологический: состояние здоровья и физическое развитие ребенка, соответствие нормативным требованиям.

Здесь для шолного обучения важно развитие зрительно-моторной координации (координация в системе глаз-рука): может ли ребёнок правильно перенести в тетрадь простейший графический образ-узор, зрительно воспринимаемый на расстоянии; развитие мелких мышц руки: насколько уверенно ребенок владеет карандашом, ножницами; пространственная ориентация, координация движений: умение правильно определять выше-ниже, больше-меньше, вперед-назад, слева-справа.

Считается, что созревание зон головного мозга, отвечающих за зрительно-моторную координацию, заканчивается к 6-7 годам, когда ребенок становится школьником. Тем не менее, имеются различия в темпах созревания у разных детей, поэтому возможны трудности в освоении письма. Чаще всего преодолеть эту проблему могут помочь специальные упражнения, направленные на развитие координации движений рук, тренировку мелких мышц кистей рук. Это штриховки, раскрашивания, вырезание из бумаги, вышивание, лепка, работа с тестом и т.п.20160824_152848

И, конечно, немаловажным является характер работоспособности ребёнка, который зависит от многих составляющих. В первую очередь, это конечно, состояние здоровья ребенка, особенности его психофизического развития, мотивации, произвольности и т.п. Определить особенности работоспособности ребенка можно путем наблюдения за ним в процессе занятия. Как работает ребенок – целеустремленно на протяжении всего занятия, быстро и часто отвлекается, рассеянный, чрезмерно возбужден, быстро утомляется, занимается посторонним делом. Родители могут самостоятельно определить возможности ребенка, наблюдая за его деятельностью или игрой.

Таким образом, одной из главных целей предшкольной подготовки является формирование у ребёнка учебной мотивации и определённого уровня социальной зрелости, на фоне чего гораздо легче двигаться и в направлении интеллектуального развития. Роль родителей в подготовке детей к школе достаточно весома. В семье ребенок вырабатывает умение преодолевать трудности, всесторонне развивается, происходит обогащение эмоционально-волевой сферы, умение ориентироваться в своем поведении на окружающих, формируются познавательные интересы, происходит развитие эстетического чувства в процессе привлечения внимания ребёнка к явлениям повседневной жизни, к предметам, окружению быта. Но не все родители могут обеспечить полную, всестороннюю подготовку своего ребёнка к школьному обучению, усвоению школьной программы. Поэтому для помощи в предшкольной подготовке существуют подготовительные классы при школах, детских садах и центрах детского развития. Выбирая для своего ребёнка такие курсы, стоит обращать внимание на то, чем наполнены занятия. Хорошо если детям предлагают не только задания на развитие интеллектуальных умений и зрительно-моторной координации, но также уделяют внимание развитию коммуникативных умений, эмоционально-волевому развитию.  А развитие познавательной сферы заключается не только в обучении детей чтению, письму и математике, но также умению логически мыслить, рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать получаемую информацию.

20160824_152942В рамках нашего Центра осуществляется психологическая диагностика дошкольников на предмет готовности к школе и консультации для родителей по вопросам подготовки детей к школьному обучению, а также возможностям развития и коррекции её компонентов. Родители, желающие узнать больше о своём ребёнке, могут записаться на индивидуальную консультацию по телефону: 417-68-67.

Дли Татьяна,

педагог-психолог

ГБУ «ОЦСПСД «Журавушка»

 

дигностика ш.г.

В процессе диагностики:

  • будет выявлен уровень психологической
    готовности ребенка к школе;
  • определены возможные трудности при его обучении;
  • будут даны рекомендации родителям.

По всем вопросам записи на прием к психологу можно обратиться по телефону: 417-68-67.